Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «холодная война» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешняя политика СССР и международные отношения в послевоенном мире. «холодная война»



Решающий вклад Советского Союза в победу антигитлеровской коалиции над фашизмом привел к серьезным изменениям на международной арене. Возрос мировой авторитет СССР как одной из стран - победительниц в борьбе с фашизмом, его вновь стали воспринимать как великую державу. Преобладающим было влияние нашего государства в Восточной Европе и в Китае. Во второй половине 1940-х гг. в этих странах сформировались коммунистические режимы. В значительной степени это объяснялось присутствием советских войск на их территориях и большой материальной помощью со стороны СССР. Но постепенно противоречия между бывшими союзниками во Второй мировой войне стали усугубляться. Манифестом противостояния стала речь У. Черчилля «Мускулы мира» в г. Фултон (США) 5 марта 1946 г., где он призвал западные страны бороться с «экспансией тоталитарного коммунизма». В Москве это выступление было воспринято как политический вызов. И.В. Сталин резко ответил У. Черчиллю в газете «Правда», отметив: «…что по сути дела г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны». Конфронтация еще больше усилилась, и «холодная война» разгорелась с обеих сторон.Затем инициатива развития конфронтационных действий в русле «холодной войны» перешла к США. В феврале 1947 г. президент Г. Трумэн в ежегодном послании Конгрессу США предложил конкретные меры, направленные против распространения советского влияния, включавшие в себя экономическую помощь Европе, образование военно-политического союза под руководством США, размещение американских военных баз вдоль советских границ, а также оказание поддержки оппозиционным движениям в странах Восточной Европы. Важной вехой американской экспансии стала программа экономической помощи странам, пострадавшим от нацистской агрессии, провозглашенная 5 июня 1947 г. государственным секретарем США Дж. Маршаллом. Москва демонстративно отказалась участвовать в «плане Маршалла» и оказала давление на страны Центральной и Восточной Европы, принудив их сделать то же самое. Ответом Кремля на «план Маршалла» стало создание в сентябре 1947 г. Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) с целью усиления контроля за коммунистическим движением в мире и странами Центральной и Восточной Европы. Коминформ сделал акцент только на советскую модель становления социализма, осудив ранее имевшие место концепции «национальных путей к социализму». В 1947-1948 гг. с подачи советского руководства в странах Восточной Европы произошла серия разоблачений в отношении ряда партийно-государственных деятелей, обвиненных во вредительстве и отступлениях от согласованной линии социалистического строительства. В 1948 г. резко обострились отношения СССР и Югославии. Глава этого государства И.Б. Тито стремился к лидерству на Балканах и выдвигал идею создания балканской федерации под руководством Югославии, в силу собственных амбиций и авторитета он отказался действовать под диктатом И.В. Сталина. Коминформ в июне 1948 г. издал резолюцию о положении в Коммунистической партии Югославии, обвинив ее руководителей в отходе от марксистско-ленинской идеологии. Далее конфликт углубился, что привело к разрыву всех отношений между двумя странами. Отказавшись от участия в реализации «плана Маршалла», страны Восточной Европы по инициативе СССР создали в январе 1949 г. собственную международную экономическую организацию - Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Ее главными задачами стали материальная поддержка стран просоветского блока, а также их экономическая интеграция. Вся деятельность СЭВа строилась на планово-директивных принципах и была пронизана признанием политического лидерства СССР в социалистическом лагере. В конце 1940-х - начале 1960-х гг. конфронтация между СССР и США усилилась в Европе и Азии. В рамках осуществления «плана Маршалла» по инициативе США 4 апреля 1949 г. был создан военно-политический союз - организация Северо-атлантического договора (НАТО), в который вошли США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания, Исландия. Позже к НАТО присоединились Турция и Греция (1952), а также ФРГ (1955). Острой проблемой оставалось противостояние в оккупированной союзными войсками Германии, в которой происходил процесс раздела страны на две части: западную и восточную. В сентябре 1949 г. из западных зон оккупации была образована Федеративная Республика Германия (ФРГ), а в октябре того же года в советской зоне Германская Демократическая Республика (ГДР). На Дальнем Востоке в 1950-1953 гг. разразилась Корейская война между Севером и Югом, которая стала практически открытым военным столкновением между противоборствующими блоками. Советский Союз и Китай оказывали политическую, материальную и людскую помощь Северной Корее, США - Южной. Война шла с переменным успехом. В итоге ни одной из сторон не удалось добиться решающего военного перевеса. В июле 1953 г. в Корее установился мир, но страна осталась расколотой на два государства, которые сохранились до сих пор.

Холодная война (кратко)

Причины холодной войны После того, как окончилась самая кровопролитная война в истории человечества - Вторая Мировая, где СССР стал победителем, создались предпосылки для возникновения новой конфронтации между Западом и Востоком, между СССР и США. Основными причинами появления этого противостояния, известного под названием «холодная война», стали идеологические противоречия между капиталистической моделью общества, свойственной для США, и социалистической, которая существовала в СССР. Каждой из двух сверхдержав хотелось видеть именно себя во главе всего мирового сообщества и обустраивать жизнь, следуя своим идеологическим принципам. Помимо этого, Советский Союз после Второй Мировой войны установил свое господство в странах Восточной Европы, где воцарилась коммунистическая идеология. В результате США наряду с Великобританией пугала возможность того, СССР сможет стать мировым лидером и установить свое господство, как в политической, так и в экономической сфере жизни. В это же время для Соединенных Штатов Америки одной из главных задач становится четкое внимание к политике СССР в странах Западной Европы с целью не допустить социалистических революций на этой территории. Америке совсем не по душе была коммунистическая идеология, а именно Советский Союз стоял у нее на пути к мировому господству. Ведь Америка разбогатела за период Второй Мировой войны, ей нужно было куда-то продавать свою выпущенную продукцию, поэтому странам Западной Европы, разрушенным в ходе военных действий, нужно было восстанавливаться, что и было им предложено правительством США. Но при условии, что правители – коммунисты в этих странах будут удалены от власти. Кратко говоря «холодная война» была новым видом соперничества за мировое господство.

Начало холодной войны Начало «холодной войны» было ознаменовано речью английского правителя Черчилля, произнесенной в Фултоне в марте 1946 года. Своей первоочередной задачей правительство США ставило достижения полного военного превосходства американцев над русскими. Свою политику США стали претворять в жизнь уже в 1947 году путем внедрения целой системы ограничительных и запрещающих мер для СССР в финансовой и торговой сферах. Кратко говоря, Америка хотела победить Советский союз экономически.

Ход холодной войны Самыми кульминационными моментами противостояния были 1949-50 годы, когда осуществилось подписание Северо-атлантического договора, произошла война с Кореей, в это же время была испытана первая атомная бомба советского происхождения. А с победой Мао Цзэдуна установились довольно крепкие дипломатические отношения СССР и Китая, их объединило общее враждебное отношение к Америке и ее политике.
Карибский кризис 1962 года доказал, что военная мощь двух мировых сверхдержав СССР и США настолько велика, что при угрозе начала новой войны проигравшей стороны не будет, и стоит задуматься, что же будет с простыми людьми и планетой в целом. В результате с начала 1970-х годов «холодная война» вступает в стадию урегулирования отношений. В США разразился кризис из-за высоких материальных затрат, но и СССР не стал испытывать судьбу, а пошел на уступки. Был заключен договор по сокращению ядерных вооружений под названием СНВ-2.
1979 год еще раз доказал, что «холодная война» еще не закончена: советское правительство ввело войска на территорию Афганистана, жители которого оказали жестокое сопротивление русской армии. И лишь в апреле 1989 последний русский солдат покинул эту непокоренную страну.

Завершение и результаты холодной войны В 1988-89 в СССР начался процесс «перестройки», пала Берлинская стена, вскоре социалистический лагерь распался. А СССР даже и не стал претендовать на какое-либо влияние в странах третьего мира.
К 1990 году «холодная война» завершилась. Именно она и способствовала укреплению тоталитарного режима в СССР. Гонка вооружений привела и к научным открытиям: интенсивнее стала развиваться ядерная физика, более широкий размах приобрели космические исследования.

Последствия холодной войны Завершился 20 век, прошло уже более десяти лет в новом тысячелетии. Нет уже Советского Союза да и страны запада тоже изменились… Но стоило только некогда слабой России подняться с колен, обрести силу и уверенность на мировой арене, как «призрак коммунизма» снова мерещится Соединенным Штатам и их союзникам. И остается надеяться, что политики ведущих стран не вернутся к политике «холодной войны», поскольку от нее, в конечном итоге, пострадают все…

Страны третьего мира Вместе с тем возник ряд серьезнейших проблем освободившихся стран, называемых развивающимися странами, или странами Третьего мира. Эти проблемы но-сят не только региональный, но и глобальный характер, а потому могут быть решены лишь при активном участии всех стран мирового сообщества.К развивающимся странам в соответствии с достаточно, подвижной классификацией ООН принято относить большинство стран мира, за исключением развитых индустриальных стран.Несмотря на огромное разнообразие хозяйственной жизни, страны Третьего мира имеют и сходные характеристики, позволяющие объединить их в данную категорию. Основная из них – колониальное прошлое, последствия которого можно обнаружить в экономике, политике, культу-ре этих стран. У них один путь формирования действующей структуры промышленности – повсе-местное преобладание ручного производства в колониальный период и программа перехода к ин-дустриальным методам производства после обретения независимости. Поэтому в развивающихся странах тесно соседствуют доиндустриальные и индустриальные типы производства, а также про-изводства, основанные на новейших достижениях научно-технической революции. Но в основном преобладают два первых типа. Экономика всех стран Третьего мира характеризуется негармонич-ностью в развитии отраслей народного хозяйства, которая объясняется и тем, что они не прошли в полном объеме последовательные фазы экономического развития, как лидирующие страны.Для большинства развивающихся стран характерна политика этатизма, т.е. прямого госу-дарственного вмешательства в экономику с целью ускорения темпов ее роста. Отсутствие доста-точного количества частных капиталовложений и иностранных инвестиций заставляет государст-во брать на себя функции инвестора. Правда, в последние годы во многих развивающихся странах начала осуществляться политика разгосударствления предприятий – приватизация, подкрепляе-мая мерами по стимулированию частного сектора: льготное налогообложение, либерализация им-порта и протекционизм в отношении наиболее важных предприятий, находящихся в частной соб-ственности.

Несмотря на важные общие характеристики, объединяющие развивающиеся страны, их ус-ловно можно разделить на несколько однотипных групп. При этом необходимо руководствоваться такими критериями, как: структура экономики страны, экспорта и импорта, степень открытости страны и вовлеченность ее в мировое хозяйство, некоторые особенности экономической политики государства.Наимение развитые страны. К числу наименее развитых стран относятся рыд государств Тропической Африки (Экваториальная Гвинея, Эфиопия, Чад, Того, Танзания, Сомали, Западная Сахара), Азии (Кампучия, Лаос), Латинской Америки (Таити, Гватемала, Гвиана, Гондурас и др.). Для этих стран характерны низкие, или даже отрицательные темпы роста. В структуре хозяйства этих стран преобладает аграрный сектор (до 80-90%), хотя он не в состоянии обеспечить внутрен-ние потребности в продовольствии и сырье. Низкая рентабельность основного сектора экономики не позволяет опираться на внутренние источники накопления для столь необходимых инвестиций в развитие производства, подготовку квалифицированной рабочей силы, совершенствование тех-нологии и т.п.Для наименее развитых стран характерно слабое развитие рыночного механизма. Это обу-словлено рутинным состоянием сельского хозяйства (занято в среднем 80% самодеятельного на-селения, создающего всего 42% валового внутреннего продукта, неразвитостью промышленности, низким покупательным уровнем населения). Национальный капитал в большей части, тем не ме-нее, сосредоточен в коммерческой сфере. Однако он предпочитает занимать нишу торговли им-портными товарами и не инвестировать национальное производство из-за высокой степени риска.Для экономики этой группы стран характерна неразвитость производственной, вспомога-тельной инфраструктуры, транспортной сети, электроэнергетики, системы связи, банковского де-ла, что совсем не способствует привлечению иностранных инвестиций и сдерживает развитие экономики на основе скудных внутренних накоплений. Более того, 80-90-е гг. проявилась тенден-ция к уменьшению притока зарубежных инвестиций в их экономику, которая тем самым стано-вится менее открытой.Не способствует открытости экономики и структура внешней торговли. Все страны этой группы – одновременно и экспортеры сельскохозяйственной продукции, цены на которую наибо-лее подвержены колебаниям на внешнем рынке, и крупнейшие импортеры промышленной про-дукции.Негативное воздействие на экономическое развитие этих стран оказывает демографическая ситуация. Высокие темпы прироста населения способствуют сохранению низкого уровня дохода, сдерживают рост покупательной способности. А низкая производительность сельского хозяйства в сочетании с ростом народонаселения приводит к дефициту питания и голоду.В мировом хозяйстве наименее развитые страны занимают место периферии, выполняя функции поставщиков сырья и дешевой рабочей силы.Страны со среднем уровнем развития. В многочисленную группу развивающихся стран со среднем уровнем экономического развития входят Египет, Сирия, Тунис, Алжир, Филиппины, Индонезия, Перу, Колумбия и др. Структура экономики этих стран характеризуется большим удельным весом промышленности по сравнению с аграрным сектором, более развитой внутренней и внешней торговлей. Эта группа стран располагает большими потенциями в развитии благодаря наличию внутренних источников накопления. Перед этими странами не стоит столь остро про-блема нищеты и голода. Их место в мировом хозяйстве определяется существенным технологиче-ским разрывом с развитыми странами и большой внешней задолженностью.

 

39 ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945-1955 гг.) Восстановление народного хозяйства после войны За годы Великой Отечественной войны Советский Союз понес не только величайшие людские потери, но и огромный материальный урон, который составил около 3 трлн. рублей. Было разрушено народное хозяйство, вся промышленность переориентирована на военные нужды. Поэтому основной задачей послевоенного развития страны стало восстановление народного хозяйства и перевод его на мирные рельсы. Трудностями сопровождался процесс восстановления промышленности. Сохранение части военно-промышленного комплекса (ВПК) и развитие отраслей легкой промышленности позволили обеспечить занятость населения, повысить объемы гражданского машиностроения. В 1946-1950 гг. была восстановлена большая часть промышленных предприятий. По сравнению с предвоенным периодом на 25% поднялась производительность труда в промышленности. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г. Разворачивалось новое крупное промышленное строительство, особенно на востоке страны, в Поволжье, Закавказье. Одновременно происходило техническое переоборудование реконструируемых после войны предприятий, в основном за счет трофейного оборудования. Восстанавливается металлургическая и топливно-энергетическая база страны. К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт. В сельском хозяйстве при помощи введения высоких сельхозналогов и занижения себестоимости продукции при госзакупках к 1950 г. были восстановлены важнейшие отрасли земледелия. Валовая продукция составила 97% от довоенного уровня. Во многом таких успехов удалось достичь благодаря труду крестьян, которые не получали оплаты и трудились за так: называемые «трудодни», учитывавшиеся при распределении потенциальных излишков колхозной продукции. Была отменена карточная система, а в 1947 г. проведена денежная реформа, заменившая старые деньги на новые. В первой половине 50-х гг. несколько повысилось материальное благосостояние населения городов и деревень, что способствовало стабилизации демографической ситуации.

Политическое развитие в 40-х годах Послевоенное политическое развитие Советского государства характеризовалось усилением тоталитарных тенденций. В 1944 г. было создано Бюро СНК СССР, преобразованное в марте 1953 г. в Президиум Совета Министров. В 1946 г. высший исполнительно-распорядительный орган - СНК и наркоматы были преобразованы в Совет Министров и министерства. Председателем Совета Министров СССР являлся И. Сталин. Совет Министров предпринял ряд попыток приостановить процесс увеличения госаппарата, сократив количество учреждений и запретив создание новых. Во главе министерств стояли члены правительства. Они осуществляли исполнительную и распорядительную деятельное и руководили отдельными отраслями народного хозяйства и культуры. Ведущую роль в контроле за страной играли КГБ (Комитет государственной безопасности) и НКВД (Народный комиссариат внутренних дел). Реорганизация органов управления подчеркивала перенесение акцента на государственные структуры при их полном слиянии с партийным аппаратом. Развитие административной структуры в стране сопровождалось ростом и усилением позиций высшей партократии, превращавшейся в некую автономно функционирующую силу, источником существования которой стала государственная собственность. С конца 40-х гг. проявились тенденции стремления Сталина к единоличной власти. Изменения в деятельности Советов в послевоенный период коснулись условий их работы и поставленных перед ними задач. Их сессии проходили с нарушением установленных сроков, обсуждение проблем носило формальный характер. С марта 1939 по октябрь 1952 г. не созывались съезды партии, с 1947 по 1952 - пленумы ЦК ВКП (б). Даже Политбюро ЦК партии, в сущности, утратило свое значение. Оно превратилось из постоянно действующего коллегиального органа в некое собрание узкого круга приближенных вождя, созываемое время от времени по его воле. Важнейшие вопросы решались на совещания?: приближенных лиц куда входили Л. Берия, Л. Каганович, Н. Хрущев, К. Ворошилов, Г. Маленков. Культ личности, возникнув в 30-х гг., достиг своего апогея. Во второй половине 40-х гг. возобновились репрессии, не достигавшие, однако, масштабов 30-х гг. («мингрельское дело», «дело Еврейского комитета», «дело врачей-отравителей», др.). Крупнейшим стало «ленинградское дело» (1949-1951), начавшееся после обвинения о фальсификации выбора секретарей Ленинградского обкома, им инкриминировалась попытка разрушить СССР, сепаратизм, т. д. По итогам дела было казнено 200 человек, арестовано более 2 тыс. руководителей, часть которых реабилитировали после смерти Сталин.

Внешняя политика

Окончание Второй мировой войны, отсутствие общего врага, передел сфер влияния оказали важнейшее влияние на начало нового этапа конфронтации СССР с западными державами. Обстановка противостояния, наращивания вооружения и увеличения военно-промышленного комплекса (ВПК) без ведения военных действий получила название «холодная война». Поддержка коммунистических движений Востока и Азии, советское присутствие в освобожденных восточноевропейских государствах не могли не вызвать протеста ведущих европейских держав. В 1946 г. У. Черчилль выступил с речью, в которой говорилось об опасности коммунистической угрозы, а в феврале 1947 г. в американском конгрессе проходило слушание доклада президента Г. Трумэна о спасении мира и Европы от советской экспансии. Для этого планировалось создание военно-политического союза, размещение военных баз в Восточной Европе, а в апреле 1948 г. началось создание Североатлантического союза (НАТО), в который вошли США, Англия, Франция, Бельгия, Голландия, Люксембург, Италия, Канада, Норвегия, Дания, Исландия, Португалии, Турция, Греция и ФРГ. В ответ на это СССР создал в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ), в его состав вошли Албания, ГДР, Венгрия, Польша, др. В 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора, в которую входили социалистические страны Восточной Европы. Европа раскололась на два противоборствующих лагеря Появление атомного оружия и гонка ядерного вооружения коренным образом изменили стратегическую ситуацию, поставив; мир на грань ядерной войны, на в 1953 г



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 619; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.016 с.)