Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б.Стр 1 из 17Следующая ⇒
И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Модуль б Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Москва Издательство "ДЕЛО" 2005 УДК 331.108.2(076.5) ББК 65.240я73 Т65 АВТОРЫ: В. В. Травин, директор Школы кадрового менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ М. И. Магура, руководитель группы консультантов Школы кадрового менеджмента М. Б. Курбатова, ведущий специалист Школы кадрового менеджмента Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Т65 Подготовка и реализация управленческих решений: Модуль VI: Учеб.-практич. пособие. — 2-е изд., испр. — М.: Дело, 2005. — 80 с. — (Модульная программа "Руководитель XXI века"). ISBN 5-7749-0363-Х Самым серьезным пробелом в бизнес-образовании большинства российских руководителей является недостаток знаний и навыков в ключевой области деятельности любого руководителя — подготовке и реализации управленческих решений. Проработка заданий, предложенных в рабочих тетрадях модуля, призвана углубить представления о процессе выработки управленческих решений и о тех методах, которые при этом могут быть использованы. Процесс реализации управленческих решений рассмотрен па примере организации работы проектных групп. Материалы модуля предназначены для руководителей разного уровня и слушателей системы бизнес-образования. УДК 331.108.2(076.5) ББК 65.240я73 ISBN 5-7749-0363-Х © Издательство "Дело", 2004 © Издательство "Дело", 2005 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ................................... 9 Управленческие решения.................................................................................. 9 Интуитивные и рациональные решения................................................... 10 Этапы выработки управленческого решения......................................... 12 Психологические факторы, влияющие на процесс выработки управленческих решений....................................................................... 14 Выявление проблем, требующих решения................................................ 15 Трудности, мешающие выявлению проблем.......................................... 18 Выработка альтернативных подходов к решению проблемы................................................................................................................ 20 Оценка альтернатив....................................................................................... 21 Характеристика "плохих" решений........................................................... 25
Развитие творческого подхода к принятию решений.......................... 27 Организация групповой работы................................................................. 29 СОВЕЩАНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ............................ 31 Модуль VI ПОДГОТОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
огда рассматривают работу руководителя и пытаются вычленить в ней что-то самое главное, то часто это главное видят в сфере подготовки и реализации управленческих решений. Действительно, руководителю ежедневно приходится работать с информацией и принимать множество решений, которые касаются самых различных сфер деятельности. Процесс управления людьми также невозможен без подготовки и реализации разнообразных решений. Однако, несмотря на то что эффективная работа руководителя немыслима без умения принимать качественные решения, этому умению руководители, как правило, не обучены, и они вынуждены через пробы и ошибки, набивая шишки, учиться самостоятельно. Не у всех получается хорошо. Не все, даже имея солидный стаж управленческой деятельности, могут похвастаться тем, что смогли превзойти рамки обычного здравого смысла, принимая решения по различным вопросам, связанным с процессом руководства. Работа над этим модулем предполагает изучение трех рабочих тетрадей: ''Подготовка управленческих решений". "Совещания в практике подготовки и реализации управленческих решений" и "Проектные группы в практике реализации управленческих решений". В результате работы над рабочей тетрадью "Подготовка управленческих решений" вы сможете лучше понять, что представляет собой сам процесс выработки управленческих решений. Вы познакомитесь с психологическими составляющими этого процесса, разберетесь с тем, как они могут влиять на принимаемые решения, проанализируете и собственный опыт. Особое внимание уделяется вопросу выработки новаторских и творческих решений. Вы сможете рассмотреть возможности самосовершенствования в этой важной области. Проработка рабочей тетради "Совещания в практике подготовки и реализации управленческих решений" призвана углубить ваши представления о том, что представляет собой эффективное со-
Модуль VI. Подготовка и реализация упраиленческих решений вещание. Вы сможете проанализировать собственный опыт подготовки и проведения совещаний, разберетесь с возникающими при этом трудностями и путями их преодоления, выявите сильные и слабые стороны собственного подхода. Кроме того, вы сможете наметить пути повышения эффективности совещаний. Сегодня все больше организаций используют проектную работу на стадии как подготовки управленческих решений, так и их реализации, однако не всегда этот процесс организован хорошо. Знакомство с рабочей тетрадью "Проектные группы в практике реализации управленческих решений" поможет вам углубить свои представления о содержании проектной деятельности. Вы проанализируете факторы, снижающие эффективность деятельности проектных групп, познакомитесь с задачами, которые необходимо решить для успешной организации работы по проекту, рассмотрите уже существующий у вас опыт управления проектами, а также сможете наметить пути повышения эффективности реализации управленческих решений с помощью проектной деятельности. Цели В результате изучения рабочей тетради "Подготовка управленческих решений" вы сможете: ^> углубить свои представления о процессе подготовки управленческих решений; ^> лучше разобраться в психологических аспектах этого процесса; ^С> проанализировать имеющийся у вас опыт выработки управленческих решений; ^С> выявить новые возможности выработки творческих, новаторских решений. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ Большинство специалистов сходятся в том, что принятие решения — это выбор из имеющихся альтернатив. Альтернативные варианты решения не могут быть выработаны без анализа существующей ситуации, а сам процесс сравнения альтернатив и окончательного выбора лучшей из них предполагает использование определенных критериев, которые вырабатываются с учетом специфики решаемых проблем.
Существующие типологии группируют управленческие решения по разным основаниям. На практике большинство решений руководителя требуют быстрых действий. Они принимаются без серьезной подготовки, на основе интуитивной оценки альтернативных вариантов. Однако наиболее серьезные управленческие решения, за которыми следует определенная программа действий, предполагают развернутый анализ сложившейся ситуации, тщательную проработку наилучшего решения и детальное планирование процесса его реализации. Оценка альтернатив Вне работы нам постоянно приходится сравнивать различные альтернативы, принимая те или иные решения. Куда поехать отдыхать? Пойти в гости к знакомым или поехать вместо этого на дачу? Какой телевизор купить взамен старого? Оценка альтернатив невозможна без выработки критериев, позволяющих отличить хорошее решение от плохого. Предположим, вам нужно купить два велосипеда (для себя и жены). Это должны быть велосипеды для прогулок по асфальтовым дорожкам парка, находящегося недалеко от дома. Следует выработать несколько критериев, на основании которых вы будете принимать решение о покупке велосипедов.
Укажите основные критерии, которые вы будете использовать при покупке велосипеда 1)____________________________________________________ 2)_____________________________________________________ 3)_____________________________________________________ 4)____________________________________________________ 5)_____________________________________________________ Комментарии Принимая решение о покупке велосипеда, большинство людей используют набор следующих критериев: • цена; • надежность; • технические характеристики; • фирма-производитель (насколько известна и уважаема); • возможность ремонта в случае выявления неисправностей. При принятии управленческих решений, сравнивая альтернативные варианты, вы скорее всего будете использовать другие критерии. Напишите, на основании каких критериев вы будете оценивать альтернативные решения, направленные на сокращение производственных издержек. Комментарии Критерии, на основе которых производится оценка рассматриваемых альтернатив, могут выглядеть таким образом: • степень конкретизации (не является ли предложение слишком • необходимые финансовые ресурсы; • ожидаемый эффект от реализации; • сроки реализации; • возможные риски. Это далеко не полный список, вы можете значительно расширить его. Управление рисками является важной составляющей процесса выработки управленческих решений. Невозможно выбрать действительно лучшую альтернативу готовящегося управленческого решения, если не учитывать возможные риски, связанные с его реализацией. Управление рисками предполагает три шага: 1) классификацию рисков (финансовые, производственные, кад 2) сбор и анализ информации с учетом выявленных рисков; 3) выбор одного из методов управления рисками на основе ре
• избегание риска; • передача риска (например, страховой компании); • снижение тяжести возможных негативных последствий; • уменьшение вероятности риска. Оценка альтернативных подходов к решению тех или иных задач и выбор наилучшего решения в идеале предполагают учет всех возможных рисков и изучение доступной информации по каждому из них. Такое решение не всегда связано с наименьшим риском, поскольку альтернативы могут сравниваться и по ряду других критериев. Рассмотрите несколько ситуаций, с которыми человеку постоянно приходится сталкиваться в жизни. Напишите, какие риски могут вам угрожать и какая информация потребуется для того, чтобы выбрать правильный метод управления выявленными рисками.
При покупке машины
ГРУППОВЫЕ РЕШЕНИЯ 1. Привлекайте работников, когда это возможно, к решениям, которые оказыва 2. Решения, принятые группой, состоящей из хорошо информированных работ 3. Решения, принятые коллективно низкоквалифицированными или плохо ин 4. Групповые решения обычно принимаются гораздо медленнее индивидуальных. 5. В условиях, когда необходимо принимать срочное решение, оно должно прини 6. Полагайтесь на других людей. Ни один человек не обладает исчерпывающи 7. Не все решения являются единственно правильными. Многие проблемы НУЖНЫ ЛИ СОВЕЩАНИЯ
Жалобы руководителей на необходимость участия во множестве "никому не нужных совещаний" давно стали привычными. Ни для кого не секрет, что совещания как форма управленческой деятельности имеют свои плюсы и минусы. Групповое принятие решений является необходимым компонентом работы руководителя. Попробуйте сформулировать не менее трех плюсов (положительных моментов), связанных с проведением совещаний. Плюсы совещаний 1._______________ А теперь напишите не менее трех минусов, связанных с проведением совещаний. Минусы совещаний I 1.________________ Сопоставьте свои варианты ответов с теми преимуществами и недостатками совещаний, которые называют эксперты. Комментарии ПРЕИМУЩЕСТВА СОВЕЩАНИЙ 1. Решения, принятые на совещании, с большей вероятностью будут поддержаны 2. Совещания служат хорошим инструментом для выявления проблем, мешаю 3. Совещания помогают распределить ответственность между исполнителями и 4 Совместная работа участников совещания позволяет принимать решения на основе более полной информации и более разнообразного опыта. В решение привносится большая сумма знаний (информации).
5. Совещания позволяют обеспечить высокий уровень информированности его 6. В случае принятия непопулярного решения ответственность делится между 7. К проблеме подходят разными путями, предлагается больше альтернативных НЕДОСТАТКИ СОВЕЩАНИЙ 1. Проведение совещаний отвлекает ключевых работников подразделения (орга 2. Плохо организованные совещания приводят к напрасной трате времени, по 3. Борьба мнений, интересов может приводить к компромиссам, снижающим ка 4. Противоречия и конфликты, возникающие время от времени между участни 5. Совещания могут использоваться как способ избежать личной ответственно 6. Участники совещания могут принять не самое лучшее решение, испытывая 7. Если члены группы достигают общего согласия по определенному вопросу, то 8. В группе могут доминировать один или несколько индивидов. 9. Группа может быть не в состоянии достичь решения по данной проблеме. Дискуссия Простые вопросы
Вопрос 1 10 мин Вопрос 2 15 мин Вопрос 3 15 мин Трудные вопросы Вопрос 5 Самый сложный 15 мин Вопрос 6 Только для обсуждения 15 —30 мин Вопрос 7 Самый простой вопрос 10 мин 2/з Рис. 1. Распределение вопросов и отводимого на них времени в повестке дня совещания 2). 3). 4) 5) Каким образом можно было бы решить каждую из выделенных проблем? Проблема 1 Проблема 2 Проблема 3 Проблема 4 Проблема 5 Навыки проведения совещаний Используя предлагаемую ниже шкалу, оцените, в какой мере к вам относятся следующие характеристики: 5 — в полной мере; 4 — в значительной степени; 3 — в средней степени; 2 — в слабой степени; 1 — совершенно не свойственно.
Внесите баллы, которыми вы оценили вопросы теста, в предлагаемую ниже таблицу. В ней выделены четыре категории навыков.
Комментарии Оценки, полученные по результатам этого теста, выявляют как ваши сильные стороны, так и те навыки, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Будет полезно, если вы наметите конкретные шаги по развитию навыков, которыми вы владеете не в полной мере, и периодически будете оценивать свой прогресс. ЗайвертЛ. Ваше время — в ваших руках. М., 1995. Тренев В. Н., Магура М. И., Леонтьев С. В. Управление человеческими ресурсами при реализации проектов: Методика и опыт. М, 2002. Цели
В результате изучения рабочей тетради "Проектные группы в практике реализации управленческих решений" вы сможете: "Ъ лучше разобраться с факторами, снижающими эффективность деятельности проектных групп; ^> познакомиться с задачами, которые должны быть решены для успешной организации работы по проекту; Ч> наметить пути повышения эффективности работы проектных групп. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ ПОДЧИНЕННЫХ 1. Четкая постановка целей работы. Цели должны выглядеть для членов про 2. Престижность самого факта включения в проектную группу. Создание 3. Регулярное информирование членов проектной группы о положении дел. 4. Демонстрация представителями высшего руководства своего интереса к результатам работы над проектом. 5. Востребованность результатов работы над проектом. 6. Контроль за работой как отдельных членов проектной группы, так и группы 7. Введение определенных льгот и системы дополнительного материаль 8. Создание благоприятных условий для работы над проектом (помещение, 9 Создание условий для интенсивного неформального общения членов проектной группы с целью повышения сплоченности группы, усиления приверженности членов группы разделяемым ими групповым целям. 10. Распределение заданий между членами проектной группы с учетом их наклонностей и способностей. Кроме шагов, призванных повысить уровень заинтересованности членов проектной группы в решении поставленных перед ними задач, руководитель может невольно предпринимать шаги, снижающие мотивацию исполнителей. Демотиватор — любой набор условий или действий, которые оказывают негативное воздействие на мотивацию работников. Разные люди по-разному воспринимают свою работу и действия своих руководителей, поэтому невозможно дать полный список всех потенциальных демотиваторов, но некоторые из них приведены ниже.
Размер проектной группы Исследования влияния размера группы на ее эффективность в основном связаны с тем воздействием, которое размер группы оказывает на межличностные отношения между членами группы. При слишком большом размере группы приходится сталкиваться с рядом отрицательных явлений. 1. Люди часто работают с неохотой. С увеличением размера группы 2. Увеличение числа взаимодействий, необходимых для того, чтобы 3. Отдельные члены группы имеют меньше возможности вносить 4. Возрастает вероятность раскола группы на отдельные группи 5. Выше вероятность конфликтов. Самое оптимальное количество членов группы — 5—7 человек. Исследования показывают, что группы такого размера обеспечивают максимальное удовлетворение потребностей их членов, потому что они достаточно большие для того, чтобы их члены могли свободно высказывать свои мнения и предложения, но достаточно маленькие, чтобы проявлять заботу о нуждах каждого. Кроме того, такие группы достаточно велики, чтобы они могли допустить потерю одного из членов, но достаточно малы, чтобы эта потеря могла пройти незамеченной. При увеличении размеров группы целесообразно в ее составе формировать подгруппы. Сплоченность группы Под сплоченностью группы понимается та степень, в которой члены группы испытывают взаимную симпатию, образуют сильный коллектив, объединенный общими целями, ценностями и чувством единства. Сплоченность повышает жизнеспособность проектной группы, а значит, положительно отражается на эффективности ее работы. Укажите факторы, от которых, по вашему мнению, зависит сплоченность проектной группы. Комментарии Считается, что решение отдельного человека остаться в группе — это результат действия сил, направленных в противоположных направлениях. Силы, увеличивающие сплоченность, действуют в одном направлении, а силы, уменьшающие сплоченность, — в противоположном. Человек остается членом группы только в том случае, если намерение остаться членом группы сильнее побуждения покинуть группу.
И РЕАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Модуль б Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации Москва Издательство "ДЕЛО" 2005 УДК 331.108.2(076.5) ББК 65.240я73 Т65 АВТОРЫ: В. В. Травин, директор Школы кадрового менеджмента Академии народного хозяйства при Правительстве РФ М. И. Магура, руководитель группы консультантов Школы кадрового менеджмента М. Б. Курбатова, ведущий специалист Школы кадрового менеджмента Травин В. В., Магура М. И., Курбатова М. Б. Т65 Подготовка и реализация управленческих решений: Модуль VI: Учеб.-практич. пособие. — 2-е изд., испр. — М.: Дело, 2005. — 80 с. — (Модульная программа "Руководитель XXI века"). ISBN 5-7749-0363-Х Самым серьезным пробелом в бизнес-образовании большинства российских руководителей является недостаток знаний и навыков в ключевой области деятельности любого руководителя — подготовке и реализации управленческих решений. Проработка заданий, предложенных в рабочих тетрадях модуля, призвана углубить представления о процессе выработки управленческих решений и о тех методах, которые при этом могут быть использованы. Процесс реализации управленческих решений рассмотрен па примере организации работы проектных групп. Материалы модуля предназначены для руководителей разного уровня и слушателей системы бизнес-образования. УДК 331.108.2(076.5) ББК 65.240я73 ISBN 5-7749-0363-Х © Издательство "Дело", 2004 © Издательство "Дело", 2005 СОДЕРЖАНИЕ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 326; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.179.138 (0.237 с.) |