Тема № 2. «Источники римского права» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. «Источники римского права»



КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Римское право»

 

Тема № 2. «Источники римского права»

 

Рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры

гражданского права

14 сентября 2011 г.

Протокол № 1

 

Иркутск 2011

Печатается по решению кафедры гражданского права

Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»

 

Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по римскому праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности.

Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия, экономики и управления» заочной формы обучения.

 

 

Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.

 

 

 

 

 

ãНОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011

ã И.А. Шкареденок, 2011

14. 09. 2011 г.

 

План лекции

 

1. Исторические системы римского частного права.

2. Виды источников права.

 

Глоссарий к теме 2

 

1. jus Quiritium, позднее - ius civile – древнее право римских граждан, гражданское право;

2. civitas – государство-город;

3. ius praetorium или honorarium – преторское право;

4. honores - почетная должность;

5. ins gentium – право народов.

6. interpretatio iuris - толкование права.

7. plebiscita (leges) - законы;

8. responsa prudentium - ответы юристов;

9. mores maiorum (ius non scriptum) – древний обычай;

10. populus – народное собрание;

11. rogatio legis - проект закона;

12. praescriptio – надпись;

13. sanctio - санк­ция;

14. regulae - ряд юри­дических правил;

15. ius respondendi – комментарии;

16. responsa – ответы;

17. institutiones - инсти­туции;

18. definitiones – определения;

Виды источников права

 

Институции Гая дают такое перечисление отдельных видов источников права:

- законы (plebiscita);

- сенатусконсульты;

- конституции императоров;

- эдикты магистратов;

- ответы юристов (responsa prudentium).

Этот перечень должен быть дополнен еще одним источником, а именно, обычным правом.

1. Обычное право. Институции Юстиниана разделяли все право по признаку пись­менной и устной формы источников. В последнюю категорию входил древнейший источник права - обычай, осуществлявшийся sine lege certa, sine iure сеrtо, т. е. когда не было ни определенного закона, ни определенного права. Су­ществовали только обычаи и религиозные предписания - non ius, sed mos ас fas. Терминология для обозначения обычая исторически изме­нялась. Древнейшие названия - mores maiorum и usus - сменились в начале нашей эры более отчетливым consuetudo. Помпоний противополагает mores maiorum законам и в особенности кодифи­кации XII таблиц (V в. до н.э.). Необходимость последней римская традиция объясняла неизвестностью права, которое до тех пор остава­лось неформулированным в определенном акте, а самые законы XII таблиц в большей части были закреплением обычаев. Сюда относи­лись нормы, укрепившие полноту отцовской власти, регулировавшие отношения между супругами, порядки опеки и наследования. Опубли­кование XII таблиц государственной властью превратили этот сборник обычаев и новых распоряжений в свод законов цивильного права, ко­торый стал исходным пунктом дальнейшего развития римского права.

С усилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) в значительной мере потерял свое значение. Но все-таки и в эпоху распространения римского государства на весь бассейн Сре­диземного моря обычай не перестал быть источником права. Цицерон поместил mores рядом с leges, видя в них отдельный вид действующего права.

С установлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизни обычай стал выполнять новые задачи, а именно, функцию отмены и преодоления явно устаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называлась desuetude, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и в этом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этим путем после Пунических войн стали выходить из применения фор­мальные сделки и обряды квиритского права.

Наряду с прежним обычаем появляется новый – судебный обычай и су­дебная практика.

В эпоху принципата значение обычая, как живого источника права, с большой силой разобрано и отмечено Юлианом. Он признавал за ним такую же силу и такое же основание, как и за законом.

«Установившийся издревле обычай заслуженно соблюдается, как закон, и это есть право, о котором говорится, что оно ус­тановлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по ка­кой-либо другой причине, как по той, что они приняты по ре­шению народа. Заслуженно со­блюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но так­же и в силу молчаливого согла­сия всех путем неприменения».

В этом тексте Юлиан намечает и образующие обычай признаки - давнее применение и молчаливое согласие общества.

Теория Юлиана находилась во внутреннем противоречии с условия­ми времени ее появления (II в. н.э.). Римская традиция о народном суве­ренитете и законодательной власти народа давно была уже опровергнута диктатурой цезарей и продолжала жить лишь в теории. Власть, однако, не препятствовала изложению римским юристом теории обычая в его архаическом аспекте: в ряде случаев императоры поддерживали види­мость сохранения прежних форм государственной власти.

В начале домината в практике законодательства оформилась тен­денция, противоположная теории Юлиана, и было запрещено дей­ствие обычаев, которые отменяют законы. В 319 г. н.э. последовало новое распоряжение: Consuetudinis ususque longaevi non vilis auctoritas est, verum non usque adeo sui valitura momento, ut aut rationem vincat aut legem. Что означает «авторитет обычая и долго­временного применения пред­ставляется не малым, однако его не следует доводить до такого значения, чтобы он преодолевал разум или закон».

При издании этой конституции имелось в виду ограничить местные обычаи (Египта, Сирии, Аравии и других провинций). С другой сторо­ны, конституция выдвигает на вид общий смысл и цели закона - ratio iuris. Его не могут изменять местные пережитки и состояние права, иногда в его первобытной форме.

2. Закон. В Древнем Риме зако­ном являлось решение комиций - народного собрания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы за­кона требовалось содействие трех органов римского государства. Та­кими являлись:

1) Магистрат, имевший ius cum populo agendi - право созывать на­родное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала вы­работать письменный проект закона (rogatio legis), испрошение закона.

2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отверг­нуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохожде­ния закона сводился к вопросу магистрата, предлагающего закон, и поло­жительного или отрицательного ответа со стороны народа («как просишь» - uti rogas, или «стою на старом законе» - antique legem).

3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый наро­дом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законы носили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концу рес­публики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя пол­ководцами в завоеванных провинциях (leges datae).

Формулировка принятых законов рас­падалась на три части:

а) надпись (praescriptio), указывавшая имена инициаторов закона, вид народного собрания и обстоятельства, вы­звавшие издание закона;

б) rogatio - содержание самого закона;

в) санк­ция (sanctio).

Последняя содержала гарантии соблюдения закона. Отмирание республиканского законодательства в эпоху принципата. Август, стремясь поддержать иллюзию народного суверенитета, пытался возобновить законодательную деятельность комиций для своих реформ, желая подкрепить их мнимой волей народа. Но к концу I в. н.э. народ­ные собрания перестали проводить законы, хотя их законодательная власть не была упразднена. Последнее упоминание о народных собрани­ях находится в аграрном законе конца I в. н.э.

3. Эдикты магистратов и преторское право. Третий чисто римский источник права, пе­решедший от республиканского Рима, представляли эдикты магистра­тов (претора, курульного эдила, правителя провинции).

При вступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программу своей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большое значение получили эдикты пре­торов (содержавшие указания, при каких обстоятельствах будет да­ваться судебная зашита).

Эдикты преторов послужили источником образования особой сис­темы преторского (или гонорарного, от honores, почетные должности) права. В эпоху принципата за преторами сохранялось прежнее право издавать эдикты. По-прежнему эдикт ставится наравне с цивильным правом. Однако независимое положение преторов и самостоятельное осуществление ими своей власти не согласовывались больше с новыми формами государственного устройства. Издание преторами своих эдиктов (ius edicendi – право преторских эдиктов) формально не прекратилось, но они не могли вступать в конфликт с императорской властью. Подчиненные сенату преторы потеряли всякую инициативу. Сенат обычно предписывал преторам проводить свои постановления (выносившиеся под сильным влиянием императоров), и те послушно предоставляли специальные иски. Вводилось уже мало нового в эдикты предшественников, а новые статьи добавлялись только по предложениям сената или особо влия­тельных юристов. Конечно, в начале принципата таково же было вли­яние и императора, но усиление императорской юрисдикции пока бы­ло направлено на содействие преторскому формулярному процессу, который номинально остался неприкосновенным.

Дальнейшее развитие преторской деятельности формально потеряло свое основание, когда при Ад­риане, в целях закрепления отдельных постановлений преторского права, юристу Сальвию Юлиану было поручено собрать, пересмотреть и привести в порядок накопившиеся к тому времени материалы посто­янного эдикта edictum perpetuum (125-138 гг. н.э.). Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Другими словами, была произведена кодификация преторского права. Правда, edictum perpetuum не был признан законом, но, по предложе­нию императора, особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за им­ператором.

4. Сенатусконсульты. В начале принципата превратились в законодательные акты по­становления сената (редкие при республике). С I до середины III в.в. н.э. сенатусконсульты являлись основной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что сенат только полагает, со­ветует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах не­ редко давались лишь общие принципиальные положения, а затем пре­доставлялось преторам указать в эдикте средстваих практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил. Се­нат не имел законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu habita - речь императора, произне­сенная в сенате.

5. Юриспруденция. Римская юрис­пруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требо­вавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим про­тиворечия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщи­ков на почве различия применявшихся теми и другими методов экс­плуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в част­ности, провинциалов, в свою очередь делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов.

Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т. п. В республиканский период их деятельность имела практический ха­рактер и выражалась:

- в редактировании формальных актов (cavere);

- в руководстве ведением судебных дел (agere);

- в даче советов (respondere).

По дошедшим до нас отрывкам сочинений республиканских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать, что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.

Деятельность старых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права. «Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut est proprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium interpretatione consistit», что означает «так и в нашем государстве [правосудие] строится или на основании права, т. е. писаного закона, или действует собственное цивильное право, которое устана­вливается без записи, одним тол­кованием знатоков права". В этих словах Помпония подчеркнута творческая роль римского толкования законов и его значение как источника права. Так, путем толкования XII таблиц были выработаны институты эманципации (освобождения) детей от отцовской власти, наследования по закону и др. Путем толкования развилась большая часть институтов цивильного права. Древнее толкование III-II вв. до н.э. строго держалось словес­ной формы, в которую облекались законы или сделки. Цицерон рисует это состояние словами - veteres verba tenuerunt - древние держались за слова, подчеркивая консерватизм мето­дов старого толкования.

В соответствии с практическим характером деятельности старых республиканских юри­стов их литературная деятельность выражалась в комментариях к зако­нам XII таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, II в. до н.э., в трех частях: объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздние произведения дают обобщение практики, ряд юри­дических правил - regulae (Марк Порций Катон - отец и сын, II до н.э.). Наконец, появились систематические комментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М. Сцевола (I в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильного права в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (I в. до н.э.) дал первый коммента­рий преторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильного и преторского) права в 40 книгах дигест.

Из других республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута и Публия Муция Сцеволу (II в. до н.э.), о которых по­зднейшие юристы говорили, что они «основали цивильное право». Выдающимся юристом был также Цицерон (I в. до н. э.).

Ius respondendi (комментарии). В республиканскую эпоху не существовало юрисконсультов и заинтересованные лица обычно обращались к тем, к кому имели доверие. Август и его преемники в целях привлечения на свою сторону авторитетного сословия юристов предоставили некото­рым наиболее выдающимся юристам ius publice respondendi - право давать официальные консультации по поручению императора - ех auctoritate principis - в ответ на запросы, обра­щавшиеся к императору. Responsa (ответы) таких привилегированных юристов имели такую же силу, как и собственные императорские тол­кования, и были обязательны для судей.

Классические юристы. В период от 1 до середины III в.в. работали многие выдающиеся юристы, совмещавшие глубину теоретических знаний, практические дарования, воспитательное вли­яние и, наконец, оставившие литературное наследие. Целую эпоху в этом отношении составил юрист начала принципата М. А. Лабеон, приверженец республиканских идей, новатор в области права (plurima innovare instituit). Лабеон оказал продолжительное влияние на даль­нейшее развитие юриспруденции и считается основателем юри­дической школы прокулианцев (названной по имени его ближайшего ученика Прокула). Его политический противник Капитон, имевший меньшее значение, был основателем другой юридической школы - сабиньянской, названной по имени его знаменитого ученика Мазурия Сабина (незнатного происхождения, достигшего только к 50 годам всад­нического звания). Сабин был величайшим юристом I в. н.э., коммен­тировавшим цивильное право. Из школы прокулианцев вышли Ювенций Цельз - отец и сын. Из сабинианцев во II в. надо отметить Сальвия Юлиана, получившего при Адриане поручение кодифицировать преторское право и успешно выполнившего это поручение. Ученик Сабина - Африкан много сохранил от своего учителя, следуя ему иногда дословно, но отличается трудностью для понимания. Сложно сказать, к какой школе относился Помпоний, которому история римского права обязана сведениями о развитии юриспруденции и от­дельных ее представителях. Последним сабинианцем считается Гай, не отличавшийся глубиной, но оставивший учебное руководство - Институции, написанные с большой ясностью. К III в. н.э. относится стоящий вне школ Эмилий Папиниан, острейший сре­ди римских казуистов, блестящий по сжатости стилист, ставший для позднейших поколений «первым из всех» (primus omnium). Папиниан занимал выдающееся место по совершенству формы и точности при­емов подведения отдельных случаев под соответствующие правила и нормы права.

Менее яркими, но также крупными юристами III в. н.э. были Павел и Ульпиан. Павел являлся представителем того направления юристов, которые видели основную задачу в собирании, обработке и комменти­ровании работ предшественников. Он был все же более смел и ориги­нален, чем действовавший несколько позднее в том же направлении многоречивый Ульпиан.

Юридическая литература. Юридическая литература классической эпохи была чрезвычайно разнообразна и различно освещала проблемы права. Для начинающих назначались элементарные руководства - инсти­туции (institutiones, cnchindia) определения (definitiones), правила (regulae). Практическим целям служили сборники консультаций и казусов - отве­ты, письма, проблемы и диспутации (responsa, epistolae, quaestiones. disputationes). Более обширные работы представляли комментарии к эдик­ту, книги по цивильному праву, комментарии к трудам К. Муция и М. Сабина, где излагалась прежняя система ius civile. Наибольшей популярностью пользовались краткие элементарные ру­ководства - institutiones. Обучение юристов в республиканском Риме выражалось в допущении молодых юристов к слушанию даваемых кон­сультаций и к обсуждению с ними отдельных казусов (instruere). В конце республики стали вести систематическое чтение лекций (instituere). В качестве пособия к этим занятиям и появились institutiones. Наибольшей популярностью пользовались Институции Гая. В конце классического периода появились Институции Марциана, Каллистрата, Павла и Ульпиана. Но они не могли затмить старых Институций Гая (II в. н.э.), по­служивших в дальнейшем образцом институционной системы. Их свое­образную систему можно назвать доктринальной: при отсутствии или кратком рассмотрении исторического материала все сосредо­точено на догматическом изложении действующего права. Институци­онная система излагает право и его применение не разрозненно, в случайном смещении казуистики, как это делали упоминавшиеся выше «Вопросы» и «Ответы», «Правила» и «Споры», а стремится весь материал расчленить с точки зрения общих правовых категорий, какими прежде всего являются лица, вещи и иски.

Институции Гая дополняются еще его сочинением «Res quotidianae» («Повседневные дела»). В совокупности они дают краткий обзор всего действующего права, привлекая к изложению две системы - цивиль­ного и преторского права с преобладанием догматического изложения над историческим. Институции Гая получили широкое распростране­ние у юристов и грамматиков последующей эпохи, а в VI в. н.э. они, правда, в искаженном и переработанном виде, были внесены в коди­фикацию Юстиниана. Еще в V в. н.э. они распространялись в Италии в списках. Один из таких списков с ошибками и искажениями был найден в библиотеке в Вероне ученым Нибуром (1816 г.). Текст институций был стерт и покрыт сверху посла­ниями Иеронима (VIII или IX в.). Восстановленная рукопись - па­лимпсест (т.е. пергамент, текст которого был ранее соскоблен и по нему было написано что-нибудь заново) известна под названием Веронской. В 1933 г. в Александрии были куплены у антиквара пергамен­тные листы с отрывками Институций Гая, дополняющие Веронский палимпсест. Они называются то «новыми отрывками Гая», то - Александрийский, Египетский и Флорентийский Гай - по месту находки и хранения. Су­ществуют русские переводы Институций Гая - Расснера (1888 г.), Дыдынского (1890-1892 гг.), М. Бобина (Харьков, 1892 г).

Из обширной литературы юристов-классиков до нас в полном виде дошло очень немного и часто в искаженном виде. Помимо упомянутых выше Институций Гая следует отметить:

1) Так называемые fragmenta Ulpiani. Дошедшая до нас рукопись была написана в Галлии в Х в. и найдена в библиотеке Ватикана. В ней содержатся извлечения из сочинения Ульпиана - liber singularis regularum. Написано это сочинение по системе Институций Гая.

2) Sententiarum libri quinque ad filium - называемые scntentiae receptae Павла. Принадлежность их Павлу сомнительна. Это руковод­ство по гражданскому, уголовному праву и процессу благодаря пол­ноте и относительной краткости было широко распространено и особо отмечено в законе о цитировании. В послеклассическую эпоху было издано в сокращенном и переработанном виде. Из­влечения вошли в Вестготский свод законов.

6. Императорские конституции. В эпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах:

а) эдикты - общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканских магистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, поскольку импе­раторские эдикты содержали не программу деятельности, а поста­новления, обязательные для всех должностных лиц и населения);

б) декреты - решения по судебным делам;

в) рескрипты - ответы на по­ступавшие к императорам вопросы;

г) мандаты - инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

Из этих четырех форм в период домината мандаты выходят из употребления; декреты и рескрипты имеют силу только по конкрет­ным делам, в связи с которыми они даны, и, таким образом, основной формой закона является императорский эдикт.

Многочисленность и разбросанность императорских конституций вы­звали потребность их объединения. Последовавшее в конце III в. разделе­ние империи на две половины придало задаче такого собрания поли­тическое значение. Оно назначено было служить символом единства пра­ва при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правитель­ством. Кодификация была произведена частными лицами.

Codex Gregorianus (кодекс Грегориана). В конце III в. (295 г.) был выпушен Codex Gregorianus, названный так по имени автора - Грегориана. Он собрал конституции, начиная с Адриана и кончая современными ему. В под­линном виде этот кодекс не сохранился, но в значительной части во­шел в ряд других памятников.

Оригинальной системы составитель не выработал, и из 19 книг, на которые распадается этот кодекс, в 13 книгах следовал системе преторского эдикта последней редакции. Книги делились на титулы с пред­метными рубриками, но материал размещался неравномерно и пестро. В пределах титулов конституции приведены в хронологическом поряд­ке с указанием адресатов и времени издания (inscriptio и subscriptio). В 14-й и следующих книгах трактовались уголовное право и процесс. Принятое к практическому применению собрание Грегориана пользо­валось официальным признанием и авторитетом в последующие два века, пока его не отменил кодекс Юстиниана.

Codex Hermogenianus (кодекс Гермогениана). Дополнением к первому собранию явился после 295 г. второй codex, названный Hermogenianus по имени соста­вителя Гермогениана. Он трижды пересматривался составителем, ко­торый подверг большинство конституций тщательной редакции. Всего было собрано 120 конституций, разделенных по содержанию на 69 ти­тулов без объединения в книги. К сожалению, система и расположение титулов этого кодекса не сохранились.

Codex Theodosianus (кодекс Феодосия). Первым официальным собранием консти­туций был Codex Theodosianus. Восточно-римский император Феодо­сий II (402-450 гг.) или, вернее, его правительство, имел широкие ко­дификационные планы - опубликовать сборник императорских кон­ституций с включением ius, т.е. произведений классиков. Обшир­ность программы затормозила это предприятие, и, в конце концов, бы­ли собраны только императорские конституции. Кодекс был переслан в Рим и принят соправителем Феодосия II, Валентинианом III. Не­смотря на то, что кодекс был составлен на Востоке, он имел на Западе, в Галлии, более продолжительное влияние и применялся там даже тог­да, когда был отменен на Востоке кодексом Юстиниана. Кодекс Фео­досия сохранился в многочисленных рукописях и переиздавался как в средние века, так и в новое время.

Кодекс распадается на 16 книг, разделенных по предметным титу­лам. В кодексе Феодосия получили отражение изменения, которые про­изошли в государственной и частноправовой сфере рабовла­дельческого государства. Открытый абсолютизм монархии восточного типа был ярко отражен в общественной и служебной иерархии. Потря­сения, вызванные революцией III в. в экономике и праве, заставили пересмотреть ряд вопросов частного права, связанных с землевладени­ем, и т. п. В частности, следует отметить процесс закрепощения, начиная со свободного прежде колона и кончая высшими сословиями.

7. Памятники литературы. Надписи. Папирусы. Неюридическими источниками для по­нимания римского права и восполнения наших знаний являются до­шедшие произведения и памятники римской и эллинистической лите­ратуры всех видов. Они позволяют судить о состоянии права в разные эпохи вообще, среди других явлений общественной жизни, об их вза­имном влиянии и делать заключения, важные для состояния права. Сюда относятся прежде всего произведения римских историков (Тит Ливий - конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.; Тацит I-II в.в.); римских граммати­ков (Варрон, Фест, Валерий Проб – середина II в.), а также произве­дения римских землемеров (Фронтин, Хигин, Сикул, Флакк и др.), уточняющие сведения по земельному праву Рима.

Среди латинских литераторов важны писатели III и II вв. до н.э. Плавт и Теренций, передающие в своих комедиях бытовую обстановку римской жизни с многочисленными ссылками общего характера на состояние права. Рядом с ними богатый материал дают произведения римских ораторов, начиная с Катона, писавшего о земледелии, и заканчивая Цицероном, который дал в своих речах живую картину римс­кой судебной практики, а в других произведениях передал философс­кие течения стоического и перипатетического направлений среди дея­телей права, а также изложил теорию тогдашней риторики.

Другой писатель Сенека (I в. н.э.), будучи полной противопо­ложностью Цицерона в смысле стиля, не уступал ему в философских и юридических познаниях. Сложившийся стоик, он поддерживал эле­менты стоической философии в среде современных деятелей юрис­пруденции.

Через полтора столетия после Цицерона такое же, хотя и менее яр­кое место, занял наставник и писатель по ораторской теории - Квинтилиан (умер в 95 г. н.э.).

Надписи. В XIX в. собран богатый материал надписей, найден­ных в разных частях Римской империи на могилах, камнях, дереве, коже, посуде и особенно в постройках. Эти материалы издавались со 2-й половины XIX в. под названием Corpus inscriptionum latinarum. Бла­годаря предметному распределению этого материала по томам явилась возможность значительно пополнить сведения о действительном су­ществовании и реальной практике целого ряда институтов римского права, оставивших небольшой след в юридических памятниках.

Папирусы. Богатейший литературный источник для освещения вопросов земельной собственности, земельных, ремесленных и трудо­вых общин, договорного права, слияния греческого и римско­го права за последние пятьдесят лет доставили находки папирусов в Египте. Они относятся к публичному и частному праву, администра­тивному и финансовому порядкам (акты гражданского состояния, ка­дастр, списки должностей, переписка учреждений, тексты законов, эдиктов и т.п.). Они строго регистрируются европейскими научными учреждениями. Эти находки создали новую источниковедческую нау­ку XX века – папирологию.

 

 

Тестовые задания

1. Древнейшее (квиритское) право позднее получило название:

а) преторского;

б) права народов;

в) цивильного;

г) естественного.

2. В период ранней республики имела строго национальный характер следующая система права:

а) право народов;

б) цивильное право.

3. Система права, созданная городскими магистратами – это:

а) цивильное право;

б) преторское право;

в) квиритское право;

г) право народов.

4. Система права, которая признавала основные частные права за неримлянами – это:

а) квиритское право;

б) цивильное право;

в) преторское право;

г) право народов.

5. Применялось ко всем участникам торгового оборота, независимо от гражданства:

а) квиритское право;

б) цивильное право;

в) преторское право;

г) право народов.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ

по дисциплине «Римское право»

 

Тема № 2. «Источники римского права»

 

Рассмотрена и обсуждена

на заседании кафедры

гражданского права

14 сентября 2011 г.

Протокол № 1

 

Иркутск 2011

Печатается по решению кафедры гражданского права

Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления»

 

Конспект лекции разработан в соответствии с учебным планом подготовки студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия права, экономики и управления» и призван помочь в получении систематизированных знаний по римскому праву, определить возможные направления применения таких знаний в дальнейшей познавательной и научной деятельности.

Предназначен для студентов Юридического института НОУ «Сибирская академия, экономики и управления» заочной формы обучения.

 

 

Составитель: И.А. Шкареденок, канд. юрид. наук, доц.

 

 

 

 

 

ãНОУ «Сибирская академия права, экономики и управления», 2011

ã И.А. Шкареденок, 2011

14. 09. 2011 г.

 

План лекции

 

1. Исторические системы римского частного права.

2. Виды источников права.

 

Глоссарий к теме 2

 

1. jus Quiritium, позднее - ius civile – древнее право римских граждан, гражданское право;

2. civitas – государство-город;

3. ius praetorium или honorarium – преторское право;

4. honores - почетная должность;

5. ins gentium – право народов.

6. interpretatio iuris - толкование права.

7. plebiscita (leges) - законы;

8. responsa prudentium - ответы юристов;

9. mores maiorum (ius non scriptum) – древний обычай;

10. populus – народное собрание;

11. rogatio legis - проект закона;

12. praescriptio – надпись;

13. sanctio - санк­ция;

14. regulae - ряд юри­дических правил;

15. ius respondendi – комментарии;

16. responsa – ответы;

17. institutiones - инсти­туции;

18. definitiones – определения;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.151 с.)