Salus populi suprema lex esto. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Salus populi suprema lex esto.



Благо народа да будет высшим

законом (лат.)

 

Введение

Римское право принадлежит к тем вершинам челове­ческой мысли, которые и через многие столетия после их создания поражают своей грандиозностью.

Стали достоянием прошлого войны, битвы и по­литические столкновения, победы и поражения, при­соединение Римом новых земель, расцвет и гибель Империи, а частное право, созданное римлянами, сде­лало шаг в новую эпоху, став основой многих суще­ствующих ныне правовых систем. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: высокая культура правотворчества, юридической техники, совершенство фор­мулировок, соединение консерватизма и стабильнос­ти норм с прогрессивностью и мобильностью, правотворчество на основе живой практики, создание эф­фективного механизма правореализации и правозащиты - эти характерные черты римского частного права и сегодня могут служить законодателям примером для подражания.

Но римское частное право выходит за рамки чисто юридического феномена. Его вместе с солидаризмом, протестантской этикой труда, «слиянием» Афин и Иеру­салима называют одним из четырех краеугольных кам­ней «европейского дома», что подчеркивает его значе­ние как элемента цивилизации. Это обусловливает не­обходимость новых подходов к изучению римского права в государствах, входивших ранее в состав СССР. Следует отметить, что формирование таких подходов происходит весьма активно, но сопряжено с немалыми трудностями, связанными с относительной слабостью и непродолжительностью формирования российской ро­манистической традиции.

Дело в том, что изучение римского права в России началось относительно недавно и не имеет столь глу­боких корней, как романистика Западной Европы. Еще во второй половине XIX в. были актуальными обосно­вания полезности знакомства с ним для русских юрис­тов. Если западная традиция к тому времени уже проч­но основывалась на римском правовом фундаменте и дискуссии шли не о его значении, а скорее о переоцен­ке места и ценности римского права, то в 1872 г. про­фессор Дюверинуа в Ярославле публикует специальную работу «Значение римского права для русских юристов», где обосновывает тезис, что «русское право не может потерять, а может только выиграть от соприкоснове­ния с римским правом, как выиграло германское пра­во».

Популярность идей римского права, упавших на благодатную почву после «оттепели», вызванной рос­сийскими реформами 60-х гг. прошлого века, стреми­тельно возрастала, как возрастал и интерес к самому римскому праву. Появляется ряд фундаментальных трудов отечественных романистов (И. А. Покровского, Н.П. Боголепова, С. А. Муромцева, В.М. Хвостова и др.), которые дополняют переводы (в основном с не­мецкого) работ Г. Дернбурга, Ю. Барона, Р. Иеринга, Р. Зома и др.

Длительное время обоснование советскими юрис­тами целесообразности изучения римского частного права имело несколько «извиняющийся» характер: рим­ское частное право, дескать, советским юристам не тре­буется как таковое, но изучать его следует ради овладе­ния юридической терминологией, техническими реше­ниями, ради ознакомления с материалом, оказавшим влияние на буржуазное законодательство.

В связи с этим в течение многих лет исследования по римскому праву в СССР были весьма скудными. Слабый огонек романистики поддерживался усилия­ми отдельных ученых, глубоко преданных этой науке: это, прежде всего И. С. Перетерский, И. Б. Новицкий, В.А. Краснокутский, Е.А. Флейшиц, И.С. Розенталь, В.К. Дронников, А.А. Подопригора, З.М. Черниловский, О. С. Иоффе, В. А. Мусин, В. А. Рясенцев, извест­ные не только научными работами в данной сфере, но и создавшие ряд прекрасных для своего времени и тех условий учебников, учебных и учебно-методических по­собий.

Интерес к римскому праву начинает возрастать с середины 80-х годов, и советская, а затем постсоветская романистика пополняется новой монографической ли­тературой. Появляются учебники и учебные пособия А.И. Косарева, В.А. Савельева, З.М. Черниловского, А.А. Подопригоры, М.Х. Хутыза, Д.В. Дождева.

Пе­реиздаются учебники И.Б. Новицкого и подготовлен­ный коллективом авторов фундаментальный учебник «Римское частное право». В 1984 г. наконец увидел свет, выполненный еще в 50-х гг. И. С. Перетерским пере­вод избранных фрагментов Дигест Юстиниана, а в 1988 г. появляется едва ли не первый после 1917 г. пе­реводной труд по римскому праву - «Римское право» чешского романиста М. Бартошека (наименование ори­гинала - «Энциклопедия римского права»). Благодаря усилиям Московского центра изучения римского права (прежде всего Л.Л. Кофанова, Е.А. Скрипилева, Е.А. Суханова и др.) появляются издания памятников рим­ского права, выходит журнал «Древнее право».

Обновленный подход к изучению римского права в России получает поддержку государства: государ­ственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию 1994 г. предусматривает на римское право 100 часов, что в 3-4 раза превышает существовавшие ранее нормы.

 

 

Древнеримское государство

Составить впечатление о правовой системе Древнего Рима невозможно без учета особенностей его многове­ковой истории, определяющих этапы развития этого уникального государства, прошедшего путь от города к мировой империи. Поэтому, не ставя перед собой задачу пересказать хотя бы вкратце историю Рима, запечатленную в мно­гочисленных трудах романистов Западной и Восточной Европы, полагаю, необходимо напомнить хотя бы об основных, определяющих моментах его развития.

Практически общепризнанной датой основания Рима является 753 г. до н.э. Затем в течение двух с половиной веков он находится под властью этрусков, оказавших огромное влияние на римскую культуру, но оставшихся одной из наиболее значительных загадок европейской истории, так как до сих пор точно не изве­стно, кто же они были такие, откуда пришли и куда исчезли.

После установления в 509 г. до н.э. республики Рим в течение нескольких столетий остается лишь од­ним из многих городов-государств Италии и Средизем­номорья - его предназначение как мировой державы в это время еще не было очевидным. Однако к началу Ш в. он овладевает всем полуост­ровом, захватив в 272 г. до н.э. последний из городов-колоний великой Греции - Тарент.

Политические горизонты Рима стремительно рас­ширяются, он становится все более агрессивным, и это с неизбежностью приводит к конфликту с мощнейшей державой Средиземноморья того времени - Карфаге­ном. Пунические войны, длившиеся почти столетие, проходившие с переменным успехом, в конце концов завершаются разгромом Карфагена и созданием рим­ской провинции Африка, которая становится одной из житниц Рима.

Затем в результате успешных походов на Восток Средиземноморья Рим покоряет эллинистические цар­ства - наследников империи Александра Македонско­го, Малую Азию и т.д. Создаются новые провинции: Нарбонская Галлия, Египет и др.

Несмотря на воинственный римский характер, при­вычку римлян побеждать, преимущества боевого духа армии, сформированной не из наемников, а из свобод­ных граждан Рима, всасывающих с молоком матери представления о чести, доблести, экспансия отнюдь не была безболезненной и сопровождалась не только со­противлением во время завоеваний, но и последующи­ми восстаниями. В общем-то, это было неудивитель­но. И причины - не только в проявлении патри­отизма завоеванных народов. Дело в том, что пло­дами завоеваний в этой огромной державе пользова­лись только жители Рима, куда поступали многочис­ленные военные трофеи, налоги с провинций и колоний. Сами же римляне, начиная с 167 г. до н.э., вооб­ще были освобождены от прямых налогов.

Действуя по принципу «разделяй и властвуй», се­нат предусмотрел значительное разнообразие в поло­жении различных территорий Рима: особый статус име­ют города, сдавшиеся на милость победителей; коло­нии римских граждан в провинциях; города-союзники; города-муниципии, сохранившие первоначальную сис­тему управления и т.д.

Такая дифференциация и льготы римским граж­данам привели к парадоксальной ситуации: в I в. до н.э. союзники объявили Риму войну за право стать рим­скими гражданами. Гражданская война закончилась по­бедой Рима, но требования союзников были удовлет­ворены. С этого времени, как утверждают историки, можно уже говорить о «римской» Италии.

При этом за пределами Италии провинции подвер­гались неслыханной эксплуатации, и если бы Империя не изменила своей политики, то Европа XX в. так и не чувствовала бы себя обязанной Риму за тот вклад, ко­торый внесла римская цивилизация (История Европы. М., 1996. С. 69).

Социально-экономическая структура раннего Рима была достаточно простой. Более того, пользуясь мод­ной ныне терминологией, можно охарактеризовать Рим первых веков его существования как общество «недо­статочно политически (социально) структурированное». Вопреки мнению, распространенному римскими исто­риками, общественные противоречия между патрици­ями и плебеями вовсе не восходят к основанию города, а возникают лишь в конце VI в. до н.э. После вспышки противостояния между ними в 494 г. до н.э. патриции вынуждены были, хотя и с большими ограничениями, позволить плебеям участвовать в политической жизни города.

После этого республиканские институты Рима фор­мируются на реализации (хотя и неполной) принципа разделения властей и контроля органов управления друг за другом: куриатные комиции избирают магистратов, принимают законы; исполнительной властью облада­ют магистраты, избираемые на год и не подлежащие переизбранию на повторный срок; один из видов маги­стратов - преторы - обладают уголовной, админист­ративной и гражданской юрисдикцией и таким обра­зом вместе с судьями-непрофессионалами представля­ют судебную власть; Сенат, состоявший из бывших магистратов, утверждает законы и результаты выбо­ров, контролирует деятельность магистратов и дает им советы, решает вопросы внешней политики, ведет над­зор за финансами и соблюдением священных ритуа­лов - фактически осуществляет руководство государ­ством.

Важная роль отводилась народным трибунам, ко­торые избирались только из числа плебеев: они имели право вето на решения магистратов и пользовались им­мунитетом.

В раннем Риме преобладало натуральное хозяйство. Основной социальной и экономической ячейкой обще­ства была familia, т. е. совокупность людей - как свободных, так и рабов, - находящихся под властью одно­го pater familias (отца семейства, домовладыки).

Вначале земля принадлежала римской общине в целом. Отдельные граждане могли получить ее лишь в коллективное (пастбища, луга, леса) или индивиду­альное пользование и владение.

Мелкие землевладельцы составляли основную мас­су производителей материальных благ. Рабов в период ранней Республики было немного, а относились к ним весьма либерально, поскольку первые войны шли меж­ду ближними соседями, к тому же с переменным успе­хом, что не исключало возможности и римлянину по­бывать в плену. По этим причинам значение рабского труда в об­щественном производстве было невелико. Однако по мере роста Рима, превращения его из города-государ­ства в мировую державу происходят и существенные изменения в экономике, обществе, политических ин­ститутах, самом характере древнеримского быта, ментальности его граждан.

Постепенно мелкое крестьянское хозяйство исче­зает, уступая место латифундиям. Причин тому не­сколько, но главных - три. Во-первых, крестьяне еже­годно призываются на службу в армию и уже не в со­стоянии надлежащим образом обрабатывать землю. Во-вторых, выращенный урожай непросто продать с вы­годой, так как из провинций поступает дешевое зерно. Латифундии, где трудятся рабы, число которых все возрастает в связи с поступлением пленных в резуль­тате победоносных войн, более конкурентоспособны, легче выживают. В-третьих, натуральное хозяйство уже само по себе уходит в прошлое, поскольку расширение римского мира ведет к росту торговли, появлению новых товаров, увеличению товарооборота. Появляется товарное производство, и его преимущества становят­ся очевидными.

В свою очередь изменение системы хозяйствова­ния ведет к изменениям социальным: знать (нобили­тет) захватывает ager publicus (бывшие общинные зем­ли). Возникает класс торговцев и финансистов, роль которого все больше возрастает соответственно возрас­танию роли движимости в жизни общества.

Рабы, число которых доходит в период поздней Рес­публики до десятков и сотен тысяч, представляют со­бой не только массу даровых работников, но и серьез­ную социальную силу, которая превращается в угрозу для основ государства.

Республиканские институты, так хорошо функци­онировавшие во времена ранней Республики, оказыва­ются уже непригодными для реализации имперской по­литики, обеспечения нормального функционирования различных сфер государства, раскинувшегося вокруг Средиземного моря. Кризис находит отражение в гражданских войнах, попытках реформ (братья Гракхи, Марий), тенденциях к установлению диктатур (Сулла, Гай Юлий Цезарь). В результате постепенно формируется принципат, представляющий собой «римский вариант монархии эл­линистического типа» (История Европы. С. 71).

Первым принцепсом становится внучатый племян­ник Гая Юлия Цезаря - Октавиан, которому Сенат в 40 г. до н.э. присваивает титул императора, в 30 г. вру­чает власть трибуна, в 27-м - имя Август. С 19 г. до н.э. Октавиан Август - куратор нравов, с 12 г. до н.э. - великий понтифик. Таким образом, в руках принцепса оказывается сосредоточенной высшая военная, граждан­ская и религиозная власть.

С принципата начинается новый этап развития Рима - период Империи. По сравнению с беспокой­ными временами поздней Республики он казался «зо­лотым веком».

Хотя первое столетие нашей эры еще проходит в завоевательных войнах, однако их размах постепенно сокращается - государство достигло максимально ра­зумных пределов. Последним императором, продол­жавшим завоевания, был Траян. После его смерти в 117 г. н.э. Адриан ограничивается обеспечением целост­ности и безопасности Империи.

Для охраны границ возводится система укрепле­ний, характер которых свидетельствует об оборонитель­ной военной доктрине Рима. Количество легионов со­кращается. Армия все чаще формируется из жителей провинций, особенно это касается пограничных райо­нов.

Внутри Империи в целом также устанавливается мир. И хотя среди принцепсов встречаются такие пе­чально-известные фигуры, как Калигула, Нерон или Домициан, но их одиозность тем более заметна, что они представляют собою не правило, а исключения. А правило заключается в том, что принцепсом все же ста­новится один из самых достойных сенаторов. Этому способствует то обстоятельство, что власть принцепса не передается по наследству. Вместо этого при Анто­нинах было установлено, что преемником принцепса является лицо, усыновленное им с согласия Сената. Провозглашен (и действует!) принцип: «Империя - са­мому достойному».

Любопытно отметить существование противоречи­вых тенденций развития римского общества и государ­ства.

С одной стороны, продолжается сворачивание де­мократических республиканских институтов. Выборные магистраты теряют свое значение - их заменяют пре­фекты, чиновники, назначаемые императором. Происходит рост бюрократического аппарата, во главе отдельных звеньев которого все чаще становятся вольноотпущенники греческого происхождения. Кан­целярия императора становится централизованным ад­министративным органом, а ее структурные подразделения напоминают своими функциями и характером со­временные министерства и ведомства.

С другой стороны, происходят положительные из­менения в социальной жизни общества. В частности, предпринимаются меры к уменьше­нию спроса на рабов. Это в совокупности с предостав­лением рабам права просить защиты у императора (при­пав к его статуе) приводит к улучшению их положе­ния. Увеличивается число вольноотпущенных, растет их значение в политической и экономической жизни страны.

Существенно либерализуется положение еще од­ной значительной группы населения Римской империи. Если и раньше в покоренных землях и государствах римляне искали друзей, а не врагов (но не наделяя их правами римлян), то теперь все отчетливее становится тенденция уравнивания в правах отдельных групп, а затем и всех жителей Империи. В 212 г. эдиктом им­ператора Каракаллы всем свободным жителям государ­ства даровано римское гражданство, что еще более об­легчило торговый оборот.

В результате провинции развиваются весьма гар­монично, общаясь и обмениваясь друг с другом и все вместе (или, по крайней мере, в большинстве своем) под­ражая Риму в организации городской инфраструктуры, системы управления, сельскохозяйственного производ­ства и пр. В Империи, площадь которой в эпоху рас­цвета достигала 3,5 млн. км2, протяженность границ - 10 тыс. км, а население - 70 млн. человек, складыва­ется единая общегосударственная экономика.

Если пытаться кратко охарактеризовать Римскую империю, то, наверное, наиболее точной будет форму­лировка, предложенная авторами упоминавшейся здесь «Истории Европы», - «единство без однообразия».

В пору своего расцвета Империя представляет собой по­добие федерации, в которой города-государства и дру­гие государственные образования были объединены под эгидой Рима, как, в общем, достаточно независимые субъекты: каждый из них был вполне самостоятель­ным и мог пользоваться благами «Pax Romana» (рим­ского мира) без навязчивой опеки. На этой основе победители-римляне смогли объ­единить побежденные народы, превратив их из поко­ренных подданных в своих граждан.

Но «золотой век» продолжался недолго. В конце II в. начинается период внутренних и внешних потря­сений Рима, причинами которых были великое пересе­ление народов Евразии, вылившееся для Рима в наше­ствия германцев; экономические и социальные труд­ности; возникновение христианства, разрушавшего из­нутри систему традиционных римских ценностей; на­растание несоответствия между организацией внутрен­них структур Римской империи и постоянной необхо­димостью защищать ее границы; увеличение роли ар­мии (уже не «чисто римской» по своему составу) в по­литической жизни, следствием чего явилось возведе­ние на престол ее кандидатов, так называемых «сол­датских императоров» и пр.

Попытка решить эти проблемы была предпринята Диоклетианом, ставшим императором в 284 г. (кста­ти, тоже благодаря солдатам, что не помешало ему по­ложить конец такой практике).

Реформы касались государственного устройства, административной сферы, налоговой, денежной систе­мы и др. Империя была разделена на четыре части, во главе которых были поставлены два августа и два цеза­ря. С этого момента Рим перестал быть столицей (соб­ственно говоря, столиц стало четыре - Трир, Милан, Сирмий, Никомодия). И даже когда преемник Диокле­тиана - Константин вновь восстановил единство государства, Риму не был возвращен статус столицы. Ею стал греческий город Византии, получивший наи­менование Константинополь. Возможно, слабым уте­шением для римлян могло служить то, что Констан­тинополь считался «Новым Римом».

Не останавливаясь на характеристике многочислен­ных реформ Диоклетиана и Константина, отметим лишь два наиболее любопытных обстоятельства.

Первое из них то, что ими была начата последняя фаза существования Римского государства. Ирония судьбы состояла в том, что Рим, когда-то изгнавший Тарквиния и избравший Республику, в поисках спасе­ния пришел к доминату - монархии, но уже не этрус­ского, а восточного типа. Как показало дальнейшее раз­витие событий, это был не выход, а только отсрочка конца. Круг замкнулся.

Второе обстоятельство отчасти связано с первым. Доминат при внешней его эффективности изначально оказался недостаточно жизнеспособным. Реформы, пре­следовавшие самые благие цели, сплошь и рядом да­вали результат, противоположный ожидаемому. Напри­мер, увеличение числа провинций с 40 до 100, прове­денное с целью приблизить правителей городов к их владениям, создание диоцезов и префектур, имевших целью усилить централизованное управление, привело к сепаратизму.

Желая повысить эффективность сельскохозяй­ственного производства, государство прикрепляет к земле того, кто на ней трудится, вводя колонат, но ко­лоны, приближаясь по реальному положению к рабам, трудятся столь же неэффективно, как и рабы. Имея в виду повышение уровня жизни, государство вводит жесткое регулирование цен на продукты, но это ведет толь­ко к росту спекуляции.

Число примеров можно умножить, но необходи­мости в этом нет. Все они свидетельствуют о том же: излишнее вмешательство государства в жизнь своих граждан не встречает благодарного отклика, во-первых, и не дает ожидаемых результатов, во-вторых. Кризис нарастал. И очень скоро (по историческим меркам), в 476 г., завершился падением Западной Римской импе­рии, собственно Рима.

И хотя так называемая Восточная Римская импе­рия (а точнее, империя Византийская, Румейская) про­существовала еще около тысячелетия, это была уже иная цивилизация, связанная генетически с древнеримской, подчеркивавшая это родство и преемствен­ность при случае, но другая. Политическая история соб­ственно Римского государства закончилась вместе со свержением в 476 г. малолетнего Ромула Августула.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.052 с.)