Семинар 8. Классические компоненты психического облика личности как индивидуальности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 8. Классические компоненты психического облика личности как индивидуальности.



Цель: студенты должны усвоить сущность понятий «способность», «одаренность», «темперамент», «характер», «волевое действие», их месте в психологической структуре личности.

Вопросы для обсуждения:

1. Способности в психологической структуре личности. Врожденное и приобретенное в структуре способностей. Способность как динамическое понятие (Б.М. Теплов). Понятие об одаренности, ее видах и особенностях. Понятие о таланте и гениальности. Общая характеристика задатков и способностей.

2. Темперамент в структуре личности. Общая проблема выделения и диагностики темпераментальных свойств личности. Сущность конституциональных концепций темперамента (Э. Кречмер, В. Шелдон). Тип темперамента в концепции свойств и типов нервной системы (школа И.П. Павлова).

3. Общее понятие о характере и его месте в психологической структуре личности. Характер и темперамент. Характер и личность (К.К. Платонов). Структура и проявление характера. Концепция акцентуаций характера (К. Леонгард) и возможности ее реального использования. Характер и природа волевого действия. Понятие о мотивационном действии в структуре воли (В.А. Иванников). Волевые качества личности, пути их самовоспитания (В.И. Селиванов, А.И. Высоцкий).

 

Основная литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1998.

2. Маклаков А.Г. Общая психология. Спб., 2005

3. Немов Р.С. Общие основы психологии. Кн.1. - 2000

4. Общая психология/ Сост. Е.Т. Рогов. М., 2002.

5. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М., 2002

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Психологическая антрополгия. М., 1995.

Дополнительная литература.

1. Акимов И. Клименко В. О природе таланта. «О мальчике, который умел летать, или Путь к свободе». М.,1994.

2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: 2 т. Т.2. Характер С. 52-81. Проблемы формирования характера. С. 52-103.

3. Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск, 1990.

4. Диагностика детской одаренности и развитие творческих способностей у детей. М., 1995.

5. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.

6. Кречмер Э. Гениальные люди / Пер. с нем. СПб., 1999.

7. Крутецкий В.А. Психология. М., 2003.

8. Лейтес П.С. Способности и одаренность в детские годы. М.,1984С.3-12, 54-59.

9. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.

10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 2000. (Свойства темперамента и свойства личности С. 86-110)

11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. Пермь,1990.

12. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М., 1999.

13. Селиванов В.И. Воля, ее развитие и воспитание. //Избранные психологические произведения. Рязань: РГПУ, 1992.

14. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982

15. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий// Избр. труды В 2 т. М., 1985. Т. 2

16. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. Шадрикова В.Д. М., 1990.

 

Семинар 9. Особенности психических процессов и состояний в

психологической структуре личности.

Цель: Студенты должны усвоить сущность понятий «ощущение», «восприятие», «внимание», «память», «мышление», «воображение», «творчество», «речь», «эмоции», основные характеристики психических процессов и состояний.

Вопросы для обсуждения:

1. Психология сенсорных и перцептивных процессов.

1.1. Общее понятие об ощущениях и их видах.

1.2. Восприятие и его основные свойства.

2. Сущность, функции и сферы внимания. Внимание как интериоризированная деятельность контроля (П.Я. Гальперин).

3.Сущность и процессы памяти.

3.1. Основные закономерности непроизвольной памяти, их личностная обусловленность.

3.2. Произвольная память и направления ее развития. Закономерности забывания.

4. Мышление и воображение.

4.1. Понятие о мышлении и этапах его протекания. Основные операции мышления. Виды мышления. Формы мышления.

4.2.Основные психологические закономерности творческого мышления.

4.3. Виды, функции и основные процессы воображения. Личностная сущность воображения.

5. Мышление и речь.

5.1. Язык и речь. Психологические функции речи.

5.2. Речь как форма поведения и как средство психической деятельности.

5.3. Основные виды речи и варианты их индивидуальных различий.

6. Эмоции в структуре личности.

6.1. Функции и сущность эмоций.

6.2. Основные виды эмоций. Эмоции и чувства. Характеристика высших чувств.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.007 с.)