Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Философско-правовой позитивизм ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
философский позитивизм Огюста Конта. Родоначальником философского позитивизма является французский мыслитель О. Конт. Конт был создателем самостоятельной науки об обществе, которую он назвал "социологией" (от лат. societas – общество и греч. logos – учение). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе фиксацией точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями, институтами. В течение шести лет Конт был секретарем К. А. Сен-Симона, а в 1830–1846 гг. опубликовал шеститомный "Курс позитивной философии", где сформулировал доктрину позитивизма. Позитивными, по его мнению, являются знания, "истинно доступные нашему уму и полезные для нас". Положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными спорами о "первопричинах" бытия и сознания, а только опытом, наблюдением, экспериментом. Познание "первоначал" бытия и сознания изначально недостижимо, а следовательно, не имеет практического значения. По этой причине категорию сущности Конт рассматривал как пережиток донаучных представлений, поскольку поиск истоков явлений находится за пределами наблюдения. Наука должна изучать факты, закономерности их связи и отношения. "Истинный позитивный дух, – подчеркивал Конт, – состоит преимущественно в замене изучения первых или конечных причин явлений изучением их непреложных законов, другими словами, в замене слова почему словом как"[1]. Отсюда проистекает закон постоянного подчинения воображения (фантазий, отвлеченного мышления, субъективных оценок) наблюдению (изучению фактов и их связей). "Жить при полном свете... – писал Конт о задачах позитивизма, – знать, чтобы предвидеть, мыслить, чтобы действовать". По мнению Конта, социальные явления, поведение людей подчиняются действию определенных законов. В противоположность мистическому метафизическому отражению социальной жизни он стремился создать науку об обществе – социологию. Социология, согласно Конту, должна объективно, на основе наблюдения и эксперимента, подобно естественным наукам, формулировать закономерности развития общества; должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются не изолированно, а во взаимосвязи. Назначение социологии как науки об обществе состоит в предвидении будущего, поскольку только положительные знания о причинах и механизмах взаимодействия индивидов, групп помогут преодолеть конфликты, антагонизм, кризисы, войны.
Методология позитивизма проникает в юриспруденцию и политическую науку, где также произошел переход от возможности познания сущности права и государства, выявления их первопричин к анализу того, как действуютправо и институты государства. Это привело к созданию самостоятельного направления в анализе политико-правовых явлений – юридического позитивизма. Юридический позитивизм. Юридический позитивизм пришел на смену доктрине естественного права (для которой критериями действия права были его сочетание с требованиями разума, связь с естественным порядком) и исторической школе права (для которой право – это форма выражения народного духа, исторически данное узаконение: оно действовало потому, что оно действовало). Подобное понимание права было непригодным для решения проблем промышленных обществ в Западной Европе в XIX в., вступивших в полосу глубоких общественных перемен. Юридический позитивизм принципиально отрицал любое иное право, кроме позитивного. Его законной основой была не связь с общественным порядком и не исторически обусловленный обычай, нравы, как полагали представители исторической школы права, – оно действовало потому, что оно действовало. Лишь существующее право, формально закрепленное в нормативных правовых актах, стало само по себе исходным и самодостаточным. Для юриста было важным, что имелись формальные правила создания, изменения и отмены норм права. При условии следования этим формальным правилам не было никакого повода подвергать сомнению обязательную силу действующих норм для граждан в обществе. Поэтому вопрос об обязательной силе норм права с точки зрения морали, их справедливости или несправедливости был второстепенным. Следует отметить, что юридический позитивизм совпадал по направленности с принципами либерального государства: нормы были обязательны не только для граждан, но и для власть имущих в обществе.
Юридический позитивизм отождествлял право с законом. Отождествление права с законом имело четко выраженные идеологические и практические цели. 1. Оно было направлено против оценки и критики позитивного, уже действующего права гражданского общества с позиций естественного права, еще сохранявшего ряд романтических иллюзий революционной эпохи. 2. Отождествление права и закона придает последнему свойства общеобязательности и принудительности, что освобождало право от примеси психологии, морали, истории, облегчало его применение. В поле зрения юридического позитивизма был не исторически сложившийся обычай, а закон, нормативный правовой акт, установленный властью, закрепленный в официальных актах государства. Происхождение закона и его обоснование, изучение причин его принятия не являются актуальными для юристов. 3. Оно позволяло эффективно регулировать товарно-денежные отношения, гарантировать формальное равенство прав и свобод граждан, а также позволяло избегать существования в правовой системе биюридизма – одновременного действия норм положительного права и принципов естественного права. Это обстоятельство не могло не приводить к правовым коллизиям и неэффективности правоприменения. Таким образом, развитие юридического позитивизма объективно было вызвано прогрессом товарно-денежных отношений и связанных с ними личных неимущественных отношений, нуждавшихся в четких правовых формулировках, обеспечивающих адекватное решение правовых споров собственников.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.004 с.) |