Развитие близорукости младших школьников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие близорукости младших школьников



Развитие близорукости младших школьников

Как результат с искривления позвоночника

В работе рассматривается взаимосвязь развития близорукости у младших школьников с искривлением позвоночника, одной из причин развития которого является не соблюдение санитарно-гигиенических норм к школьному оборудованию и принадлежностям.

В ходе исследования выявлено, что в результате смещения хрящевой ткани межпозвоночных дисков шейного отдела позвоночника, происходит сдавливание артерий и нервных волокон, что приводит к снижению мозгового кровообращения, увеличению раздражения нервных корешков и снижению проводимости нервных импульсов. Снижение мозгового кровообращения приводит к уменьшению поступления кислорода в структуры продолговатого мозга, а также, затылочные доли коры больших полушарий, где находится зона зрения - центральная часть зрительного анализатора. При снижении количества кислорода происходит снижение активности работы данного центра. К органу зрения поступает меньше питания, кислорода и нервных импульсов. Это приводит к развитию спазмов глазных мышц. Нарушается фокусирующая способность глаза, мышцы хрусталика произвольно расслабляются и все это приводит к развитию близорукости.

Зрение – интереснейшее явление природы. Оно дает людям 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Зрение служит информационным каналом в познании окружающего мира. В последние десятилетия возросли нагрузки на него. Это не может не иметь последствий. По данным ВОЗ ¼ населения земли страдают близорукостью (миопией) – 1,6 млрд, а 2020 г близоруких станет – 2,5 миллиарда.

Близорукость молодеет и растет у школьников. В России 40% учащихся до 17 лет страдают близорукостью. Ранняя диагностика и своевременная профилактика могут противостоять близорукости.

Гипотеза исследования: если с возрастом увеличивается процентное соотношение младших школьников с выявленной близорукостью, то одной из причин данного заболевания является взаимосвязь с искривлением позвоночника.

Цель работы: выявление закономерностей в развитии близорукости от последствий искривления позвоночника.

Объект исследования: зрение младших школьников

Предмет исследования: развитие близорукость у младших школьников.

Задачи:

1. Анализ литературных источник в по теме исследования

2. Изучить причины возникновения близорукости у младших школьников.

3. Провести эксперименты по выявлению различных факторов воздействия на зрения младших школьников

4. Выработать комплекс рекомендаций для учащихся, учителей и родителей по сохранению зрения младших школьников

5. Разработка тренажера для укрепления глазной мускулатуры.

 

Анализ литературных источников

Глаз – одна из сложнейших систем в организме человека – это не просто орган чувств, это часть мозга, вынесенная на «передний край» восприятия. Фоторецепторы, входящие в строение глаза выступают как многослойные механизмы, служащие входным устройством, трансформирующие световую энергию в сигналы для мозга. Мозг в свою очередь посылает нервные импульсы к глазу и обеспечивает его питание. Вся эта цепочка, связывающая мозг человека с внешним миром, налаживается с первых дней – раньше, чем ходить и даже слышать.

1. Анатомия и физиология органа зрения

Орган зрения состоит из четырех частей (см. рис. 1):

1.Периферическая или воспринимающая часть -глазное яблоко с его придатками (1);

2. Проводящие пути – зрительный нерв, состоящий из аксонов ганглионарных клеток (2), хиазма (3), зрительный тракт (4);

3. Подкорковые центры – зрительный бугор;

4. Высшие зрительные центры в затылочных долях коры больших полушарий – зрительная кора (5 и 6).

 

Строение глазного яблока

Глазное яблоко имеет вид шаровидного тела и состоит из трех оболочек: наружной — фиброзной, средней — сосудистой и внутренней — сетчатой (см. рис. 2).

Наружная фиброзная оболочка в заднем отделе образует белочную, или склеру, а спереди она переходит в проницаемую для света роговицу.

Средняя — сосудистая — оболочка называется так из-за того, что богата сосудами. Расположена под склерой. Передняя часть этой оболочки образует радужку, или радужную оболочку. Так ее называют из-за окраски (цвета радуги). В радужной оболочке находится зрачок — круглое отверстие, которое способно изменять величину в зависимости от интенсивности освещения посредством врожденного рефлекса. Для этого в радужке имеются мышцы, суживающие и расширяющие зрачок. Хрусталик – это прозрачное эластическое образование, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Хрусталик покрыт стекловидной бесструктурной прозрачной, очень плотной и сильно преломляющей свет капсулой сумкой. Сосудистая оболочка образует жидкость — влагу камер глаза.

Внутренняя — сетчатая оболочка, или сетчатка — прилегает сзади к средней (сосудистой) оболочке. Состоит из двух листков: наружного и внутреннего. Наружный листок содержит пигмент, внутренний — светочувствительные элементы. Сетчатая оболочка выстилает дно глаза. Если смотреть на нее со стороны зрачка, то на дне видно беловатое круглое пятно. Это место выхода зрительного нерва. Здесь нет светочувствительных элементов и поэтому не воспринимаются световые лучи, оно называется слепым пятном. Сбоку от него находится желтое пятно. Это место наибольшей остроты зрения. Во внутреннем слое сетчатой оболочки расположены светочувствительные элементы — зрительные клетки. Их концы имеют вид палочек и колбочек. Палочки воспринимают свет в условиях сумеречного освещения, а колбочки — цвета при достаточно ярком освещении.

В глазе выделяют 4 светопреломляющих элементов: роговица, камера влаги, хрусталик и стекловидное тело. Они образуют оптический аппарат глаза.

 

 

Степень близорукости

Степень близорукости принято характеризовать по величине, для чего существует такая единица как «диоптрия». Чем больше величина (степень) миопии, тем хуже человек видит вдаль.

Различают три степени миопии:

· слабая степень - до 3 диоптрий;

· средняя степень - от 3 до 6 диоптрий;

· высокая степень - свыше 6 диоптрий.

 

Причины близорукости

В результате многостороннего изучения проблемы близорукости выделены следующие причины возникновения и прогрессирования данного заболевания.

I-я группа - это факторы, характеризующие общее состояние организма:

· перенесенные заболевания;

· хронические глазные заболевания;

· наследственность;

· не соблюдение режима дня.

II-я группа - это факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии:

· развитие искривления позвоночника;

· неправильная посадка во время чтения и письма;

· нерациональная мебель в школе и дома;

· поднятие тяжестей;

· недостаточное освещение;

· соблюдение правил работы на компьютере, телефоне.

Исследование

В начале нашего исследования мы обратились к статистическим данным Центра профилактики и лечения близорукости «Глазка». Данным центром было исследовано 6000 тысяч младших школьников в течение 3-х лет.

 

Как видно из столбиковой диаграммы 31 % всех дефектов зрения младших школьников приходится на миопию, т.е. на близорукость.

 

Следующим этапом нашего исследования стало мониторинговое исследование медицинских данных по выявлению близорукости младших школьников МКОУ СОШ д. Шихово (см. ст. диаг. № 1).

В ходе исследования медицинских данных было установлено, что с возрастом увеличивается процент младших школьников с выявленной близорукостью. Во втором классе - 12,8%; 3 классе – 16%; 4 классе 21%. Сразу же отметим, что на начало обучения в школе в третьем и в четвертом классе близорукости выявлено

Параллельно с данным мониторинговым исследованием мы провели сбор данных о здоровье членов семьи младших школьников в контексте нашего исследования. Было выявлено, что хронических глазных заболеваний у родственников младших школьников нет.

Одной из причин развития близорукости является развитие искривления позвоночника.

По данным прошлогодних исследований и уточненным данным этого года можно сказать, что с возрастом детей увеличивается процент младших школьников с выявленными признаками искривления позвоночника (см. ст. диаг. № 2). Как видно из графика во 2-м классе на начало обучения в школе были выявлены признаки искривления позвоночника у 6,4% процентов школьников, то уже на 1 октября 2016 года у 16% школьников, в 4-м классе – на начало обучения в школе признаков искривления позвоночника выявлено не было, то на 1 октября 2016 года уже у 30% школьников выявились признаки искривления позвоночника.

По данным прошлогоднего исследования мы выяснили, что основной причиной искривления позвоночника стало не соблюдение санитарно-гигиенических требований к школьному оборудованию и принадлежностям – не соблюдение норм массы пустого ранца и с учебниками, малый процент использования ортопедических ранцев (см. таб. №1,2), не соответствие высоты парт и стульев к росту ребенка (см. таб. №3), не правильная посадка за партой (см. таб. № 4), отсутствие физкультминуток во время проведения уроков (см. таб. № 5).

В чем опасность искривления позвоночника? Искривление позвоночника приводит к смещению позвонков. Это очень опасно, особенно в шейном отделе позвоночника. Здесь проходят позвоночные артерии, питающие головной мозг. При смещение хрящевой ткани межпозвоночных дисков происходит сдавливание артерий и нервных волокон. Снижается мозговое кровообращение, увеличивается раздражение нервных корешков, снижается проводимость нервных импульсов, развивается болевой синдром.

Снижение мозгового кровообращения приводит к уменьшению поступления кислорода в головной мозг. В первую очередь страдают структуры продолговатого мозга, а также, затылочные доли коры больших полушарием, где находится зона зрения - центральная часть зрительного анализатора, в котором происходит анализ и распознавание зрительных образов.

При снижении количества кислорода происходит снижение активности работы данного центра. К органу зрения поступает меньше питания, кислорода и нервных импульсов. Это приводит к развитию спазмов глазных мышц. Нарушается фокусирующая способность глаза, мышцы хрусталика произвольно расслабляются. Ребенок начинает близко наклоняться к объекту, с которым работает и у него начинается развиваться близорукость.

При нехватке кислорода в зрительном центре у ребенка развиваются:

• мелькание «мушек»,

• периодические потемнения в глазах,

• появление цветных пятен,

• туман перед глазами,

• двоения и другие нарушения фокусирования,

• уменьшение поля зрения,

• снижение остроты зрения,

• чувство напряженности, а иногда и боли в глазах.

Для выявления данных симптомов у младших школьников мы провели анкетирование (см. ст. диа. 3)

Диаграмма показывает, что у младших школьников с возрастом увеличивается процент синдрома нехватки кислорода в зрительном центре. А это все приводит к развитию близорукости у детей.

Сопоставив данные по проценту детей с признаками искривления позвоночника и с признаками синдрома нехватки кислорода в зрительном центре можно сделать выводы, что с возрастом увеличивается процент детей с данными симптомами, что ведет к возрастанию процента детей с близорукостью.

Таким образов, гипотеза нашего исследования - если с возрастом увеличивается процентное соотношение младших школьников с выявленной близорукостью, то одной из причин данного заболевания является взаимосвязь с искривлением позвоночника доказана, полностью.

Профилактика близорукости при искривлении позвоночника в шейном отделе заключается в следующем:

1. Постоянно следить за правильной осанкой.

2. Соблюдать рекомендации по профилактике искривления позвоночника.

3. Укреплять мускулатуру спины используя тренажеры и профилактические упражнения

4. Для улучшения мозгового кровоснабжения и регенерации хрящевой ткани в шейном отделе позвоночника:

массаж воротниковой зоны;

электрофорез;

курс ЛФК;

витаминотерапия (с акцентом на витамины группы В)

5. При проявлении первых симптомов нехватки кислорода в зрительном центре обратиться к офтальмологу

6. Укреплять мускулатуру зрительного аппарата:

упражнения

тренажеры.

В течении 3-х лет мы проводили исследованиям в области здоровья человека. Мы выявили взаимосвязь между плоскостопием и искривлением позвоночника, а также между развитием близорукости и искривлением позвоночника. Для профилактики данных заболеваний мы предлагаем комплекс упражнений с использованием разработанных нами тренажеров (см. фото № 1, 2)

 

Приложения

 

1.Периферическая или воспринимающая часть -глазное яблоко с его придатками (1);

2. Проводящие пути – зрительный нерв, состоящий из аксонов ганглионарных клеток (2), хиазма (3), зрительный тракт (4);

3. Подкорковые центры – зрительный бугор;

4. Высшие зрительные центры в затылочных долях коры больших полушарий – зрительная кора (5 и 6).

Рис. 1 Части органа зрения

 

Рис. 2 Строение глазного яблока Рис. 3 Механизм работы оптического

аппарата глаза

 

 

Рис. 4. Особенности оптического

аппарата при близорукости

 

 

Столбиковая диаграмма №1 Столбиковая диаграмма №2

Столбиковая диаграмма № 3

МКОУ СОШ д. Шихово

Класс Средняя масса пустого портфеля Требование СанПиНа 2.4.2.2821-10 Max, min и средняя масса ранца (кг) Соответствие требованию (да/нет) Процент ортопедических ранцев от общего количества
2 а и б 1, 05 не более 1,5 кг Мах- 4 Min 1,6 Ср. – 2,2 Нет 87,8 %
  1,2 Мах- 4 Min 2 Ср. – 3,4 Нет 87,5 %
  1,1 не более 2 кг Мах- 5 Min 2,1 Ср. – 3,6 Нет 88,9 %

 

Таблица 3

Развитие близорукости младших школьников



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.208.238.160 (0.122 с.)