Виды туристских организаций по функциональным признакам и внутриорганизационные документы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды туристских организаций по функциональным признакам и внутриорганизационные документы.



Сферу туризма можно рассматривать в двух аспектах:

• в узком смысле – как совокупность отраслей, непосредст­венно обслуживающих туристов;

• в широком смысле – как совокупность отраслей обслужи­вания и материального производства, ориентированных на ры­нок туризма.

Деятельность турфирмы организуют особым, характерным для туризма способом, который определяется специфическими потребностями путешествующих. Поэтому в туристской отрас­ли функционируют различные по функциональному назначению организации. Одни из них предоставляют клиентам исключи­тельно туристские услуги, а для других туризм – это одно из направлений их коммерческой деятельности. Организации, су­ществующие только за счет туризма, именуются туристскими организациями сферы первичных услуг. Организации, полу­чающие доходы не только от туристской деятельности и удов­летворяющие лишь некоторую часть такого специфического спроса, являются туристскими организациями сферы вто­ричных услуг. Туризм для них – лишь один из многих источни­ков существования.

Следует иметь в виду, что некоторые туристские организа­ции в зависимости от выполняемых ими функций одновремен­но принадлежат и к той, и к другой категории. Например, гос­тиницы и турбюро всегда оказывают только первичные туруслуги, а ресторан или кафе в санатории или в доме отдыха – это исполнители первичных услуг, но так же, как рестораны и ка­фе в городе, они не являются непосредственно туристскими организациями, поскольку выполняют вторичную туристскую функцию.

Можно выделить основные направления туристской деятельности по функциональным признакам.

Туроператоры (оптовый рынок). Туроператоры выполняют функции организаторов и создателей комплексного туристского продукта для группового туризма. Туроператор предлагает пу­тешествия различной стоимости и продолжительности по раз­ным направлениям и в разное время года, разрабатывает турист­ские маршруты, обеспечивает их услугами, организует рекламу, рассчитывает и устанавливает цены на туры, продает их турагенту для выпуска и реализации путевок на них. Туроператор отвечает за предоставление услуг, включенных в турпакет. Ино­гда он может предоставлять эти услуги сам, являясь владельцем гостиниц, ресторанов или получая эти услуги от контрагента.

Турагентства (розничная продажа). Турагентство – фирма, приобретающая туры, разработанные туроператором, выпус­кающая на эти туры путевки и реализующая их потребителю. Турагентство добавляет к приобретенному туру стоимость про­езда туристов от места формирования группы до первого на маршруте пункта размещения, а также от последнего на мар­шруте пункта размещения обратно.

Особо нуждаются в агентах организации транспорта и раз­мещения, поскольку они представляют их интересы в каждом населенном пункте.

Агентства не подразделяют клиентов на консультирующихся и оформляющих поездку, поскольку считается, что клиент име­ет право получить объективную информацию по вопросам, свя­занным с путешествием. Оказание консультационной помощи, оформление проездных билетов, гостиничное бронирование и другие услуги выполняются в агентстве в кратчайший срок.

Расходы агентства, связанные с оказанием услуг, компенси­руются фирмами-туроператорами в форме комиссионного воз­награждения, определяемого в процентном отношении к стои­мости реализованного обслуживания.

Транспортные услуги. Когда рассматривается транспорт­ный сегмент индустрии туризма, имеется в виду физиче­ское перемещение людей с одного места на другое. Объект пе­ревозки – пассажиры, которые посещают на короткое время соседние курортные места или совершают кругосветные пу­тешествия.

Широко используется для путешествий автомобильный транспорт. Турист, совершающий путешествие на автомоби­ле, пользуется обслуживанием на заправочных станциях, в мо­телях, ресторанах и на других объектах индустрии туризма.

Наряду с автотранспортом широкое распространение полу­чили воздушные перевозки. С использованием воздушного транспорта мировое пространство стало измеряться другими мерками. Здесь и скорость, с которой не могут передвигаться другие транспортные средства, и комфорт, благодаря которому путешественник не испытывает тягот перелета в течение дли­тельного времени.

Автобусные линии предоставляют транспортное обслужи­вание многим людям, тем, кто не хочет или не может сам вести машину или пользоваться услугами авиа- и железнодорожных компаний. В основном туристские компании используют авто­бусы для перевозки групп путешественников с целью посеще­ния уникальных туристских объектов.

Железные дороги во всем мире до определенного момента были главным средством передвижения. Спустя годы, с расши­рением возможностей автомобиля и самолета доля железных дорог в пассажирских перевозках стала снижаться. В настоящее время можно наблюдать, что услуги железнодорожного транс­порта стали возобновляться. Улучшение качества обслуживания и безопасность передвижения привлекают клиентов.

Пассажирские или круизные суда – своего рода «плавающие курорты» – очень популярны среди туристов, так как они предос­тавляют широкий набор услуг, характерных для курортных оте­лей, с дополнительным преимуществом, позволяющим посетить различные регионы мира, например страны Карибского бассей­на, побережье Атлантического океана и т. п.

Экскурсионные компании удовлетворяют потребности мест­ной перевозки прибывающих туристов к достопримечатель­ным местам или гостиницам путем предоставления обслужива­ния легковым транспортом (автобусы, такси, автомобили на прокат). Они также предоставляют местное экскурсионное об­служивание.

Питание. Предпринимательская деятельность, связанная с общественным питанием, считается среди прочих видов дея­тельности одной из самых сложных по своему характеру и раз­нообразию форм.

Имеющая большую разветвленность и взаимосвязь с другими отраслями экономики, предпринимательская деятельность в об­щественном питании характеризуется общими чертами, в основе которых лежит удовлетворение потребностей человека в пище. При этом подчеркивается, что питание предоставляется в гото­вом виде и вне дома.

Размещение. При составлении пакета услуг размещение ту­ристов является важной частью. Предпринимательская деятель­ность в области размещения очень разнообразна. Каждый год средства массовой информации приносят сообщения о новых формах деятельности в этой сфере обслуживания.

Сегодня путешественник имеет дело с большим разнообрази­ем форм и видов организаций этой услуги – от роскошных оте­лей и гостиниц экономического класса до мотелей и кемпингов. При этом каждый может найти для себя то, что ему по душе и по деньгам.

Отдых (рекреация). Компании, специализирующиеся на предоставлении обслуживания в сфере рекреации, являются еще одним важным элементом индустрии туризма. Сущность этого бизнеса заключается в предоставлении потребителю разнооб­разных видов отдыха через организации, специализирующиеся исключительно на этом виде обслуживания.

Среди организаций, занимающихся рекреацией, существуют следующие.

Тематические парки являются логическим продолжением парков развлечений с их аттракционами и пр. и получили в по­следние годы широкое распространение.

Обычно тематические парки предоставляют своим гостям широкий набор развлечений, которые могут быть объединены общей темой или выделены по какой-либо отличительной черте. Наиболее известны в мире тематические парки «Мир Диснея» в Калифорнии, «Мир моря» в Огайо и др. Такие парки имеют множество структур сферы услуг: разнообразные аттракционы, рестораны и кафе, сувенирные киоски, гостиницы, кемпинги, площадки для разнообразных шоу.

Клубы являются еще одной популярной формой отдыха во всем мире. Существует много типов клубов, например граждан­ские, студенческие, религиозные, клубы по интересам, здоровья и т.д. Клубы относятся к сфере услуг, поскольку они обслужи­вают своих членов или гостей, занимают видное место в рекреа­ции, и число их постоянно растет.

Общественные парки по-прежнему занимают важное место в системе рекреационного обслуживания населения. В город­ском парке есть возможности для рекреации в дневное и вечер­нее время. Здесь проводятся занятия спортом, а также различ­ные мероприятия, связанные с развлечениями.

Современные парки объединяют в себе красоту и функцио­нальность, что позволяет людям отдыхать, не затрачивая значи­тельных средств на переезды к местам традиционного летнего отдыха.

3.3. Внутриорганизационные нормативные документы [2].

Всевозможные стандарты качества, а также все нормативные документы, разрабатываемые и принимаемые в конкретных организациях, служат для обеспечения гарантирован­ного уровня качества. Для этого на всех участках выполнения ра­боты должны быть созданы инструктивные документы, которые регламентируют определенный технологический процесс, т.е. для каждой должности разрабатывается должностная инструкция.

Управление персоналом в отелях надо начинать с составления работающих должностных инструкций. Обыкновенная должност­ная инструкция может повлиять на работу человека и его отноше­ния в коллективе при соблюдении ряда условий: организационная структура не должна быть перегружена; работник не должен испытывать двойного и тройного подчине­ния; поручения, даваемые работникам, должны быть конкретными.

Положение о подразделении – функционально-технологиче­ский документ, определяющий и устанавливающий место подраз­деления в структуре организации, задачи, для решения которых создано подразделение, границы его функциональной деятельно­сти, взаимодействие с другими подразделениями компании и внешними организациями, а также перечень нормативных доку­ментов, регулирующих деятельность данного подразделения. По большому счету это объединение в одном документе должностных инструкций; во многом положение о подразделении дублирует текст должностной инструкции. Тем не менее данный документ является разъясняющим инструментом, например при обучении.

Должностная инструкция – документ, определяющий функциональные обязанности, должностные полномочия (права), ответственность, особые условия труда, предъявляемые квалифика­ционные требования, а также перечень основных нормативных актов, регулирующих деятельность лица, занимающего опреде­ленную должность в данном подразделении.

Функциональные обязанности (функции) – совокупность дей­ствий, выполняемых работником (работниками) для решения за­дач, поставленных перед подразделением.

Задачи – результаты (цели) подразделения, установленные ру­ководством организации по закрепленным за ним направлениям деятельности, измеряемые количественно или оцениваемые каче­ственно.

Подразделение (структурная единица) – долговременный кол­лектив штатных работников организации, имеющих необходи­мую квалификацию и полномочия для выполнения функций в рамках решения задачи (или комплекса взаимосвязанных задач), поставленной руководством организации. Структурные подразде­ления обычно возникают в результате выделения подзадач (управ­ления и дирекции делятся на отделы, отделы – на секторы).

Самостоятельное подразделение – структура, имеющая собст­венную смету расходов и установленный набор функций, полно­мочий руководителя (право подписи документов, включая фи­нансовые, право издания указаний).

Структурное подразделение входит в состав самостоятельного или другого подразделения.

Структура положения о подразделении должна включать в себя следующие обязательные разделы:

· общие положения: статус подразделения в структуре компании (структурное или самостоятельное); руководитель (указывается должность руководителя подразделения); порядок замещения (указываются должности лиц, замещающих руководителя подраз­деления, и условия передачи полномочий); структурное деление (указывается состав – для самостоятельных подразделений до уровня отделов, далее до уровня секторов); основные понятия, термины и сокращения, используемые в тексте документа

· задачи, для решения которых создано данное подразделение; функции, выполняемые сотрудниками подразделения для реше­ния задач, поставленных руководством компании;

· взаимодействие с подразделениями компании: права работников при взаимодействии подразделений, методы и способы доступа к различным формам внутренней и внешней информации, а также к системе информационного обслуживания всей компании; кон­кретно указывается, с какими подразделениями, по каким вопро­сам происходит взаимодействие;

· взаимодействие с внешними организациями: полномочия подразделе­ния при взаимодействии его с внешними организациями. Необхо­димо конкретно указать, с кем, по каким вопросам оно происходит;

· организация работы: режим работы подразделения (включая воз­можность командировок), принципы оплаты и стимулирования труда работников;

· нормативные документы: перечень основных нормативных доку­ментов, регулирующих деятельность подразделения.

Положения о подразделениях оформляются в едином графи­ческом стиле в соответствии с требованиями, установленными в компании. В идеале написание подобных положений – внутрен­няя обязанность подразделения, поскольку только его специали­сты в состоянии включить в документ максимальное количество практической информации. Те же правила действуют в отноше­нии должностных инструкций, ответственным за разработку ко­торых является руководитель соответствующего подразделения.

Должностные инструкции составляются на каждого сотрудни­ка согласно штатному расписанию подразделения, включая ва­кантные должности.

При полном совпадении функциональных обязанностей, на­правлений деятельности, должностных полномочий, ответствен­ности, условий труда, квалификационных требований, норматив­ных документов у одноименных штатных единиц для них разраба­тывается одна должностная инструкция.

 


[1] См.: Менеджмент туризма: Основы менеджмента: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – Гл.9.

 

[2] См.: Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристических комплексах. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2006. Гл.7.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.121.218 (0.018 с.)