Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование учебных знаний по чтению и письму ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
В таблицах 111—115 представлен материал, с помощью которого можно выяснить состояние навыков чтения и письма, осознанность усвоения программы по этим предметам. При исследовании овладения ребенком самой операцией чтения сначала надо выявить способность к обобщенному восприятию букв («Назови букву, которую я тебе покажу», «Найди такую же, какая у меня», «Дай мне букву, которую я назову» и т. д.). Затем установить уровень техники чтения (послоговое, целыми словами) и обязательно выяснить понимание ребенком прочитанного и способность пересказать прочитанное. С этой целью можно использовать, наряду с материалом данных таблиц, и другие таблицы (Приложения 59, 76, 77). При исследовании письма важно установить, на каких этапах обучения письму у ребенка появляются затруднения и чем они вызваны (состоянием устной речи, зрительными недостатками, непониманием и неумением пользоваться грамматическими правилами, невнимательностью и др.). С этой целью полезно предложить задания на списывание букв (слогов, слов, фраз) с рукописного и печатного текста, перешифровку звука на букву, написание под диктовку. Частично материал для исследования имеется в указанных таблицах. В процессе обследования ребенка обращать внимание на состояние его устной речи (зву-копроизношение, грамматический строй речи, объем активного словарного запаса и др.). Таблицы 111, 112, 113 Ребенку предлагают выполнить разные по характеру задания. На основании ответов можно судить об умении проводить звуко-буквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные, ударные слоги, грамматически правильно строить фразы, знание правил грамматики, запас слов. Таблицы 114, 115 Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении программного материала, словарном запасе, связной речи, общей осведомленности ребенка. Наблюдение за работой детей и анализ выполнения им предложенных учебных заданий позволяют нам выявить наиболее характерные особенности, присущие детям с умственной отсталостью, в отличие от детей с задержкой психического развития и с нормальным умственным развитием. Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что умственно отсталые дети испытывают наибольшие трудности при решении задач с косвен-
ным вопросом. Им сложно понять уело] задачи и составить план ее решения. В п цессе выполнения часты случаи «поте| инструкции. Дети затрудняются самост тельно по заданным компонентам состав] условие задачи. При выполнении счетн операций наибольшие трудности вызыве вычисления с переходом через разряд. I каз и разъяснения малоэффективны. При исследовании школьных знаний чтению и письму обнаруживаются больв трудности в понимании заданий, постро ных на словесно-логических операциях. ^ ственно отсталым детям даже при овладе! техникой чтения очень трудно понять смь прочитанного, особенно если это тексты скрытым смыслом или тексты иносказате ного, метафорического характера. Помогц этих случаях дети использовать не могут. } всех детей характерна бедность словари запаса, неточное использование слов, нез ние значения многих общеупотребительк слов. В письме имеют место грубые аграм] тизмы. Дети не умеют пользоваться выуч ными грамматическими правилами, у них сформирован навык самоконтроля. Дети с задержкой психического развит могут испытывать похожие трудности ка математике, так и при овладении чтение письмом. Однако у этих детей отмечае' желание понять смысл задания, большая интересованность в положительной оце] своей работы, они более самокритичны. главное, что отличает их от умственно сталых детей — это лучшее использова! помощи. Им нужна незначительная помо1 в ряде случаев бывает достаточно мими жеста, интонации, чтобы ребенок нашел в> ное решение. Эти дети способны осущес лять перенос показанного способа дейст! на аналогичное задание. Для детей с нормальным умственным р витием даже при наличии пробелов в учебЕ знаниях характерна способность использов помощь и высокий уровень обучаемости. Г дети понимают свои проблемы. Указанные нами особенности овладе! детьми учебными знаниями и навыками боты важно учитывать при обследовании, тей и выборе стратегии оказания им необ димой помощи.
ЛИТЕРАТУРА 1. Анастази А. Психологическое тестиро
2. Атлас для экспериментального исследо A. Е. Видренко. — Киев, 1980. 3. Блейхер В, М., Бурлачук Л. Ф. Психи 4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь- 5. Введение в психодиагностику / Под ред. 6. Венгер Л. А. О качественном подходе к 7. Венгер А. Л. Психологические особен
8. Венгер А, А., Выгодская Г. Л., Леон- 9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. —
10. Готовность к школьному обучению де 11. Грибанова Г.В. Руководство по органи 12. Гуткииа Н. И. Психологическая го 13. Дети-сироты. Консультирование и ди 14. Диагностика умственного развития B. В. Холмовской. — М., 1978. 15. Диагностика учебной деятельности и 16. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психоло 17. Забрамная С. Д. От диагностики к раз 18. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип 19. Изучение личности аномального ребен
20. Кононова М. П. Руководство по психо 21. Коробейников И. Л. Экспериментально- 22. Левченко И. Ю. Патопсихология: Тео 23. Лубовский В. И. Психологические про 24. Методы исследования детей при отбо
25. Опыт отбора учащихся во вспомога 26. Отбор детей во вспомогательную шко 27. Отбор детей во вспомогательные шко 28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. За 29. Принципы отбора детей во вспомога 30. Проблемы диагностики умственного 31. Психологическая диагностика: пробле 32. Психолого-педагогич. диагностика раз 33. Психолого-медико-педагогическая кон
34. Психолого-педагогическая диагности 35. Рубинштейн С. Я. Эксперименталь 36. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство 37. Улъенкова У. В. Дети с задержкой пси 38. Усанова О.Н. Специальная психология. 39. Шванцара Й. Диагностика психическо ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие................................................. 3 Часть I. Общие методические указания к психолого- Часть II, Практический материал и методика Примерный перечень материалов................ 7 Психолого-педагогическое обследование Психолого-педагогическое обследование Исследование основных психических Исследование восприятия таблицы 1—30.............................................. 11 Исследование внимания таблицы 31—37......................................... 17 Исследование памяти таблицы 38—40......................................... 18 Исследование мышления таблицы 41—82.......................................... 19 Исследование эмоционально-волевой сферы и личности в целом таблицы 83—86.......................................... 26 Исследование школьных знаний и навыков таблицы 87—115........................................ 27 Литература........................................... 31
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.014 с.) |