Исследование учебных знаний по чтению и письму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование учебных знаний по чтению и письму



В таблицах 111—115 представлен мате­риал, с помощью которого можно выяснить состояние навыков чтения и письма, осоз­нанность усвоения программы по этим пред­метам. При исследовании овладения ребен­ком самой операцией чтения сначала надо выявить способность к обобщенному воспри­ятию букв («Назови букву, которую я тебе покажу», «Найди такую же, какая у меня», «Дай мне букву, которую я назову» и т. д.). Затем установить уровень техники чтения (послоговое, целыми словами) и обязатель­но выяснить понимание ребенком прочитан­ного и способность пересказать прочитанное.



С этой целью можно использовать, наряду с материалом данных таблиц, и другие таб­лицы (Приложения 59, 76, 77).

При исследовании письма важно устано­вить, на каких этапах обучения письму у ре­бенка появляются затруднения и чем они вызваны (состоянием устной речи, зритель­ными недостатками, непониманием и неуме­нием пользоваться грамматическими прави­лами, невнимательностью и др.). С этой целью полезно предложить задания на списывание букв (слогов, слов, фраз) с рукописного и пе­чатного текста, перешифровку звука на бук­ву, написание под диктовку. Частично мате­риал для исследования имеется в указанных таблицах.

В процессе обследования ребенка обращать внимание на состояние его устной речи (зву-копроизношение, грамматический строй речи, объем активного словарного запаса и др.).

Таблицы 111, 112, 113

Ребенку предлагают выполнить разные по характеру задания. На основании ответов можно судить об умении проводить звуко-буквенный анализ слов, выделять гласные и согласные звуки, мягкие и твердые соглас­ные, ударные слоги, грамматически правиль­но строить фразы, знание правил граммати­ки, запас слов.

Таблицы 114, 115

Задания этих таблиц позволяют судить о состоянии навыков письма, усвоении про­граммного материала, словарном запасе, связной речи, общей осведомленности ре­бенка.

Наблюдение за работой детей и анализ вы­полнения им предложенных учебных заданий позволяют нам выявить наиболее характер­ные особенности, присущие детям с умствен­ной отсталостью, в отличие от детей с задер­жкой психического развития и с нормальным умственным развитием.

Так, при исследовании школьных знаний и умений по математике установлено, что ум­ственно отсталые дети испытывают наиболь­шие трудности при решении задач с косвен-


ным вопросом. Им сложно понять уело] задачи и составить план ее решения. В п цессе выполнения часты случаи «поте| инструкции. Дети затрудняются самост тельно по заданным компонентам состав] условие задачи. При выполнении счетн операций наибольшие трудности вызыве вычисления с переходом через разряд. I каз и разъяснения малоэффективны.

При исследовании школьных знаний чтению и письму обнаруживаются больв трудности в понимании заданий, постро ных на словесно-логических операциях. ^ ственно отсталым детям даже при овладе! техникой чтения очень трудно понять смь прочитанного, особенно если это тексты скрытым смыслом или тексты иносказате ного, метафорического характера. Помогц этих случаях дети использовать не могут. } всех детей характерна бедность словари запаса, неточное использование слов, нез ние значения многих общеупотребительк слов. В письме имеют место грубые аграм] тизмы. Дети не умеют пользоваться выуч ными грамматическими правилами, у них сформирован навык самоконтроля.

Дети с задержкой психического развит могут испытывать похожие трудности ка математике, так и при овладении чтение письмом. Однако у этих детей отмечае' желание понять смысл задания, большая интересованность в положительной оце] своей работы, они более самокритичны. главное, что отличает их от умственно сталых детей — это лучшее использова! помощи. Им нужна незначительная помо1 в ряде случаев бывает достаточно мими жеста, интонации, чтобы ребенок нашел в> ное решение. Эти дети способны осущес лять перенос показанного способа дейст! на аналогичное задание.

Для детей с нормальным умственным р витием даже при наличии пробелов в учебЕ знаниях характерна способность использов помощь и высокий уровень обучаемости. Г дети понимают свои проблемы.

Указанные нами особенности овладе! детьми учебными знаниями и навыками боты важно учитывать при обследовании, тей и выборе стратегии оказания им необ димой помощи.


 


 



 


ЛИТЕРАТУРА

1. Анастази А. Психологическое тестиро­
вание / Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовс-
кого. —М., 1982.

2. Атлас для экспериментального исследо­
вания отклонения в психической деятельно­
сти человека / Под. ред. А.И. Полищука,

A. Е. Видренко. — Киев, 1980.

3. Блейхер В, М., Бурлачук Л. Ф. Психи­
ческая диагностика интеллекта и личности. —
Киев, 1978.

4. Бурлачук Л.Ф., Морозов СМ. Словарь-
справочник по психологической диагности­
ке. — Киев, 1989.

5. Введение в психодиагностику / Под ред.
К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. — М., 1997.

6. Венгер Л. А. О качественном подходе к
диагностике умственного развития ребенка /
/ Вопросы психологии. № 1, 1974.

7. Венгер А. Л. Психологические особен­
ности шестилетних детей.

 

8. Венгер А, А., Выгодская Г. Л., Леон-
гард Э. И.
Отбор детей в специальные дош­
кольные учреждения. — М., 1972.

9. Выготский Л. С. Собр. соч. в 6 томах. —
М., 1982.

 

10. Готовность к школьному обучению де­
тей с задержкой психического развития ше­
стилетнего возраста / Под ред. В. И. Лубовс-
кого, Н. А. Цыпиной. — М., 1989.

11. Грибанова Г.В. Руководство по органи­
зации деятельности психолого-методико-пе-
дагогических комиссий (ПМПК) // Дефекто­
логия. № 6, 2001.

12. Гуткииа Н. И. Психологическая го­
товность к школе. — М., 1993.

13. Дети-сироты. Консультирование и ди­
агностика развития / Под ред. Е. А. Стребе-
левой. —М., 1998.

14. Диагностика умственного развития
дошкольников / Под ред. Л. А. Венгер и

B. В. Холмовской. — М., 1978.

15. Диагностика учебной деятельности и
интеллектуального развития детей / Под ред.
Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. — М., 1981.

16. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Психоло­
гическая диагностика умственного развития де­
тей.— М., 1995.

17. Забрамная С. Д. От диагностики к раз­
витию. — М., 2004.

18. Иванова А. Я. Обучаемость как принцип
оценки умственного развития детей. — М., 1976.

19. Изучение личности аномального ребен­
ка / Под ред. Ю. А. Кулагина, В. И. Лубовс-
когоидр. — М., 1977.


 

20. Кононова М. П. Руководство по психо­
логическому исследованию психически боль­
ных детей. — М., 1963.

21. Коробейников И. Л. Экспериментально-
психологическое исследование детей в период
дошкольной диспансеризации. — М., 1978.

22. Левченко И. Ю. Патопсихология: Тео­
рия и практика. — М., 2000.

23. Лубовский В. И. Психологические про­
блемы диагностики аномального развития де­
тей. — М., 1989.

24. Методы исследования детей при отбо­
ре во вспомогательные школы / Под. ред. А. Р.
Лурия, В. И. Лубовского. — М., 1964.

 

25. Опыт отбора учащихся во вспомога­
тельные школы / Под ред. Ж. И. Шиф,
А.Н. Смирновой. — М., 1964.

26. Отбор детей во вспомогательную шко­
лу. / Сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская,
В. Ф. Мачихина. — М., 1983.

27. Отбор детей во вспомогательные шко­
лы / Под ред. С. Д. Забрамной. — М., 1971.

28. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. За­
держка психического развития: Вопросы
дифференциальной диагностики // Вопросы
психологии. № 1, 1989.

29. Принципы отбора детей во вспомога­
тельные школы / Под ред. Г. М. Дульнева,
А. Р. Лурия. — М., 1983.

30. Проблемы диагностики умственного
развития учащихся / Под ред. З.И. Калмы­
ковой. — М., 1975.

31. Психологическая диагностика: пробле­
мы и исследования / Под ред. К.М. Гуреви­
ча. — М., 1981.

32. Психолого-педагогич. диагностика раз­
вития детей раннего и дошкольного возраста
/ Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2005.

33. Психолого-медико-педагогическая кон­
сультация / Науч. ред. Л.М. Шипицына. —
СПб., 1999.

 

34. Психолого-педагогическая диагности­
ка / Под ред. И.Ю. Левченко и С.Д. Забрам­
ной. — М., 2003.

35. Рубинштейн С. Я. Эксперименталь­
ные методики патопсихологии. — М., 1970.

36. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство
по психологической диагностике. — М.,
2000.

37. Улъенкова У. В. Дети с задержкой пси­
хического развития. — М., 1994.

38. Усанова О.Н. Специальная психология.
Система психологического изучения ано­
мальных детей. — М., 1990.

39. Шванцара Й. Диагностика психическо­
го развития. — Прага, 1978.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие................................................. 3

Часть I.

Общие методические указания к психолого-
педагогическому обследованию детей...... 4

Часть II,

Практический материал и методика
его использования в процессе психолого-
педагогического обследования..:................. 7

Примерный перечень материалов................ 7

Психолого-педагогическое обследование
с помощью игрового материала................... 8

Психолого-педагогическое обследование
с помощью таблиц (Приложение).............. 11

Исследование основных психических
процессов....................................................... 11


Исследование восприятия

таблицы 1—30.............................................. 11

Исследование внимания

таблицы 31—37......................................... 17

Исследование памяти

таблицы 38—40......................................... 18

Исследование мышления

таблицы 41—82.......................................... 19

Исследование эмоционально-волевой

сферы и личности в целом

таблицы 83—86.......................................... 26

Исследование школьных

знаний и навыков

таблицы 87—115........................................ 27

Литература........................................... 31



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.83.97 (0.014 с.)