Исследования учебных знаний по математике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследования учебных знаний по математике



В таблицах 87—110 представлен матери­ал, помогающий изучить арифметические знания и навыки детей. Очень важным при этом является исследование сформированно-сти у ребенка понятия о числе, овладение им



счетными операциями, аналитической дея­тельностью при решении задач (простых, со­ставных, с косвенным вопросом, с недостаю­щими компонентами).

Таблица 87

В таблице даны варианты заданий для ис­следования уровня овладения прямым и об­ратным числовым рядом в пределах 20, зна­ние места числа в числовом ряду. Задания выполняют устно (ребенок показывает указ­кой порядок соединения и называет пропу­щенные в «домиках» числа) или письменно (ребенок соединяет карандашом числа и впи­сывает пропущенные числа в «домики»).

Таблица 8 8

В таблице даны разные по характеру за­дания.'С их помощью можно определить по­нимание инструкции, знание числового ряда; сформированность разрядного строения чис­ла; уровень овладения понятиями «больше», «меньше»; действиями сложения и вычита­ния в пределах 20. Обследующий читает за­дания. Ребенок отвечает в устной форме.

Таблицы 8 9, 90

На таблицах изображены цифры и пред­меты. Перед ребенком кладут (поочередно) таблицы, затем указывают на ту или иную цифру и просят ребенка указать соответству­ющее ей количество предметов. Затем назы­вают предметы и просят указать соответ­ствующие их количеству цифры.

Выявляют наличие понятия о числе, осоз­нанность овладения счетными операциями, понимание цифры и количества.

Таблица 9 1

В таблице даны примеры на сложение и вычитание (в разных вариантах). Задания мо­гут выполняться в устной форме (в зависи­мости от подготовки ребенка). Одно из зада­ний необычно по форме, поэтому требуется предварительное разъяснение. До начала об­следования таблицу надо разрезать на четы­ре части и наклеить на картон.

При помощи этой таблицы определяют ов­ладение счетными операциями в пределах 100, умение производить арифметические действия без опоры на наглядность, понима­ние взаимосвязи между компонентами сло­жения и вычитания, способ решения упраж­нений. Может быть определен этап обучения,


на котором ребенок стал испытывать особ ные затруднения. Это может быть, наприа* этап усвоения состава числа, счет с пере дом через разряд и др.

Таблицы 9 2, 9 3

Перед ребенком кладут (поочередно) i лицы, на которых даны разные по форме дания. С помощью этих таблиц выявляют нимание инструкции, уровень овладе понятиями «больше», «меньше», «поров («одинаково»), тип счета (визуально, на пе цах, присчитывание по 1 и т. д.), знание и нованных чисел. Задания выполняют в; ной форме.

Таблица 94

Ребенку предъявляют таблицу и прс выполнить находящиеся в ней задания.

С помощью этой таблицы определяют: ние детьми денежных обозначений, понк ние состава числа и умение выполнять с ные операции. Задание выполняют устно

Таблица 95

Ребенку предъявляют таблицу, на коте дан наглядный материал для составления я шения примеров. Примеры можно состави решать в устной форме.

С помощью этих таблиц выявляют пош ние смысла задания и степень овладения рациями сложения и вычитания в предела

Таблицы 96, 9 6-А, 9 7, 9 8, 9 8-А, 9 9

На лицевой части таблицы 96 нарисо: несколько предметов, на обороте шесть: меров (табл. 96-А). Картинку разрезаю пунктирам на шесть частей. На отдел] листе (табл. 97) даны ответы.

Ребенок должен решить примеры и п жить их лицевой стороной вверх на отв помещенные в таблице 97. Поскольку ф< задания необычна, ребенку можно ока помощь. Затем следует предложить вы нить аналогичное задание (табл. 98—99) ■ лью выяснения обучаемости ребенка.

Таблица 100

Ребенку предъявляют таблицу с те* выми задачами. На основании наблюд за деятельностью ребенка можно еде вывод о сознательном или механиче подходе к их решению, об овладении е


28


тиями «на столько-то меньше, больше, до­роже, дешевле и т. д.». Кроме того, выявля­ют умение производить анализ содержания, составлять план решения задачи, выделять главный вопрос, влияние речи на решение задачи. Задачи 10, 11 (с недостающими дан­ными) дают ребенку с целью проверить, об­ладает ли он сознательным подходом к предложенному ему заданию. Если ребенок не понимает, ему задают вопрос: «Можно ли решить эту задачу?»

Задания дети могут выполнять в устной или письменной форме.

Таблица 1 0 1

На таблице даны три задачи. К задачам имеются иллюстрации. Ребенок должен со­ставить условие задачи и решить ее.

В процессе наблюдения за действиями ре­бенка выявляют понимание им задания, спо­собность анализировать условия и самостоя­тельно составлять задачи по краткой записи; соблюдать необходимую логическую после­довательность; обосновывать решение; вы­числительные умения.

Задачи дети могут решать устно или пись­менно.

Таблицы 10 2, 103

Ребенку показывают таблицы, на которых изображено несколько часов, показывающих разное время.

С помощью этих таблиц выясняют умение обследуемого ребенка определять время на часах.

Таблица 104

Прежде чем предлагать таблицу, перед ребенком раскладывают несколько геометри­ческих фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник) и просят назвать их. Затем дают таблицу и просят назвать известные ему геометрические фигуры, из которых со­стоят изображенные предметы.

С помощью этих заданий выясняют зна­ние детьми геометрических фигур.

Таблица 10 5

Перед ребенком кладут таблицу и про­сят решить примеры.

В процессе решения примеров выявляют умение осуществлять счетные операции в пределах 100, знание таблицы умножения и деления.


Задания дети могут выполнять устно или письменно.

Таблицы 106 — 107

С помощью этих таблиц можно установить способность производить арифметические действия в пределах 100. Кроме того, можно определить степень овладения понятиями «насколько больше, (меньше)», «одинаково», операциями сравнения. Выяснить знание на­званий компонентов и результатов арифме­тических действий, знание именованных чи­сел.

Таблица 108

На таблице представлены условия задач в наглядной форме.

Определяют понимание заданий, умение составить задачу по иллюстрации и краткой записи.

Задания дети выполняют устно.

Таблица 1 09

На таблице даны задания для определения элементарных геометрических представле­ний. Первое задание аналогично тем, которые даны в таблице 104, два других сложнее.

При необходимости разъясняют способ ра­боты.

Таблица 1 1 0

На таблице даны три задачи, которые дети решают устно. Условие задач представлено в наглядном виде. Ребенок должен составить и решить задачу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.83.32.226 (0.006 с.)