Программы высших педагогических учебных заведений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программы высших педагогических учебных заведений



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РВНЗ «КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (г. ЯЛТА)

 

 

ПРОГРАММЫ ВЫСШИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Рабочая программа и методические рекомендации по преддипломной педагогической практике в дошкольных учреждениях (4 курс, 7 семестр)

(специальность «Дошкольное воспитание», квалификационный уровень бакалавр).

 

 

Составитель к.п.н., доц. Головань Т.М.

 

 

ЯЛТА – 2010

 

УДК 378.147

ББК – 74.1073

 

Программы высших учебных заведений. Рабочая программа и методические рекомендации по преддипломной педагогической практике в дошкольных учреждениях. Для студентов специальности «Дошкольное воспитание» / Сост. Т.М. Головань – Ялта, 2010.– 45 с.

 

 

Составитель: доцент кафедры педагогики Крымского гуманитарного университета, кандидат педагогических наук Головань Татьяна Михайловна.

 

Рецензенты:

Пониманская Т.И. – кандидат педагогических наук, профессор Ривненского гуманитарного университета.

Горбунова Н.В. – кандидат педагогических наук, профессор РВНЗ «Крымский гуманитарныйо университ» (г.Ялта).

 

Ответственный за выпуск: Редькина Людмила Ивановна, доктор педагогических наук, профессор.

 

 


Пояснительная записка

Важный этап в подготовке специалиста дошкольного профиля – преддипломная педагогическая практика в группах детей дошкольного возраста. Профессиональные умения работы с дошкольниками являются базовыми для выпускника ВУЗа по специальности «Дошкольное воспитание»

Цель практики:

Формирование у студентов профессионально-педагогических умений и профессионально значимых качеств личности

воспитателя.

Задачи практики:

  1. Закрепить теоретические знания, научить творчески применять их в воспитательно-образовательной работе с детьми.
  2. Продолжать формировать профессионально-педагогическую направленность студентов: воспитание устойчивого интереса к профессии и любви к детям, развитие потребности в углублении и совершенствовании навыков и умений.
  3. Углублять навыки психолого-педагогического диагностирования и планирования воспитательно-образовательной работы.
  4. Формировать профессионально значимые качества личности: дисциплинированность, сдержанность, организованность, целеустремлённость, доброжелательность и др.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ

Практика проводится в группах детей 3-6 лет дошкольных учреждений в 7 семестре. Продолжительность 4 недели. До начала практики каждый студент проходит медосмотр.

В дошкольном учреждении практикант находится в течение 6 ч. посменно с 02.11.09. по 27.11.09. включительно. Дни, пропущенные студентом по уважительной причине, должны быть подтверждены документально и отработаны в другое время. 2 и 3 ноября – дни, отведённые для наблюдений, знакомства с детьми, подготовки планов, материалов исследований

Ежедневно работу студентов наблюдают воспитатели групп. 1-3 раза в неделю педагогическую деятельность практикантов изучают групповой руководитель практики, старший воспитатель, заведующий дошкольным учебным учреждением. Результаты проверки отражаются в дневнике студента.

Студент по завершении практики обязан предоставить документацию на проверку руководителю группы.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ:

1. Содержание практики заключается в выполнении студентами самостоятельно, в полном объёме функциональных обязанностей воспитателя на протяжении всего срока практики (кроме первых 2 дней, отведённых на знакомство с д /у, возрастной группой, составление плана).

2. Студенты обязаны составлять календарный план в развёрнутой форме на последующий день.

3. В течении всего срока практики студенты обязаны проводить психолого-педагогическую диагностику детей и представить её результаты в письменной форме в соответствие с заданиями.

4.В содержание практики входит проведение 1 зачётного занятия, 1 игры, 1 развлечения (по выбору студента) с предоставлением развёрнутых конспектов с отметкой и подписью администрации д /у.

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

 

1. Педагогический дневник с материалами выполненных заданий.

2. Тетрадь “Занимательная педагогика» с конспектами зачётных видов деятельности (занятий, игр, развлечений).

3. Календарный план воспитательно-образовательной работы (на 18 рабочих смен).

4. Отчет о практике, заверенный гербовой печатью ДУУ.

5. Характеристика на студента, заверенная гербовой печатью ДУУ.

6. Дидактическое пособие (1-2).

 

Основные критерии оценки практики студентов (для характеристики):

- качество выполненных заданий;

- уровень и глубина анализа педагогической деятельности;

-отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

- проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества; умение общаться в системе “студент - воспитатель”, “студент” - “дети”, “студент - администрация”, “студент - групповой руководитель”.

СХЕМА

ОТЧЕТА СТУДЕНТА О ПРАКТИКЕ

Отчет

Студента-практиканта

__________курса_____________группы факультета педагогики и психологии.

Крымского гуманитарного университета

Фамилия, имя, отчество___________________________________

о проведении педагогической практики

в _________________группе___________________д/у__________

 

1. Общие сведения о дошкольном учреждении, возрастной группе.

2. Проведение воспитательно-образовательной работы (выполнение программы практики).

3. Участие в работе с родителями.

4. Участие в методической работе и общественной жизни д/у.

5. Исследовательская работа в период практики.

6. Чему научился в период практики.

7. Какие трудности испытывал в период практики.

9. Рекомендации и пожелания по организации практики.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ.

ТЕМА 1 ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Задание 1

Задание 2

Изучение особенностей воспитательно-образова­тельной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Цель: формировать целостное представление о системе работы по воспитанию у дошкольников культуры самообслуживания.

Развивать гностические профессиональные умения (изучение сформированности культурно-гигиенических навыков как основы труда по самообслуживанию).

Методические рекомендации для студентов

1. Перед проведением исследований надо изучить программные требования по формированию культурно гигиенических навыков у детей предшествующей группы и той, в которой предполагается оценка уровня их развития.

(Программа “Малятко”, 1999 г. или любая альтернативная программа)

“Малятко” 1-ый год - стр. 65,69 (Результаты)

2-ой год - стр. 71,72

3-ий год - стр. 74,77

4-ый год - стр. 79,82

5-ый год - стр. 84-85, 89-90

6-ой год - стр. 92,97

7-ой год - стр. 100,107

2. Проанализируйте программные требования к уровню развития культурно-гигиенических навыков дошкольников (умывание, прием пищи, одевание и раздевание) в различ­ных возрастных группах. Изучите требования по возрастной группе, в которой проходите практику.

3. Надо также ознакомиться с режимом дня, определить, в каких процессах целесообразно изучать уровень и формировать культурно-гигиенические навыки детей.

(В программе “Малятко” стр. 108-110).

4. Изучите сформированность культурно-гигиенически навыков у детей своей возрастной группы

5. Целесообразно в ходе исследования использовать наблюдения в разное время дня, фиксировать результаты, в протоколах или сводных таблицах.

Например.

Сводная таблица по результатам наблюдений за гигиеническим состоянием и процедурами детей _______ группы д\сада №__________

Цель наблюдения: выявить и оценить уровень усвоения детьми умений, навыков, отношение к гигиеническим требованиям и процедурам.

Содержание программных требований Имена и возраст детей Результаты наблюдении
Сергей Ира Олег
             

Чем подробнее (в столбик) перечислены программные требования, тем легче отмечать результаты.

 

6. Можно разработать систему условных обозначений, предусмотрев полноту, качество, самостоятельность, постоянство проявления навыка, последовательность, степень самоконтроля, взаимоконтроля и др. Если не все укладывается в систему условных знаков, дополнить их в таблице словесными краткими характеристиками относительно конкретных детей.

7. Оценку результатов наблюдений надо дополнить анализом результатов бесед с детьми, которые также оформляются в протоколах или таблицах.

Например.

Сводная таблица по результатам бесед с детьми ___________ группы д\с №_________

Цель бесед: выявить знания детей о характере и последовательности, о необходимости гигиенических действий, о правилах личной гигиены и необходимости их соблюдения, о значений личной и общественной гигиены; оценить особенности отношения отдельных детей к данной проблеме.

Примечание: формулировка цели зависит от уровня программных требований в разных возрастных группах.

Вопросы детям Имена детей Результаты наблюдении
           
             

В таблицу кратко заносятся ответы детей в конце формулируется вывод, обобщение результатов.

8. Беседовать лучше с каждым ребенком отдельно, часть вопросов можно задать в ходе гигиенических процедур. Для малышей подобрать иллюстрации и сопровождать беседой их рассматривание. Удобным моментом являются часы приема детей, когда все они опрятны. По иллюстрациям можно беседовать и с подгруппой детей.

9. Дополнительные сведения можно собрать, анализируя условия в группе (возможно и в семье) для воспитания у детей культурно-гигиенических навыков. Исследовать наличие, расположение оборудования, материалы.

10. Установить причинно-следственные связи между уровнем усвоения навыком и состоянием воспитательной работы поможет анализ календарного планирования и сравнение результатов наблюдений, бесед и других исследований.

11. Выделите алгоритмы воспитательно-образовательной работы воспитателя и его помощника (в ходе наблюдения за их деятельностью) по формированию у дошкольников культуры самообслуживания.

12. Завершить анализ результатов исследований надо составлением характеристики, в которой зафиксировать общий уровень и индивидуальные особенности детей.

13. Подберите художественно-литературный материал (стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки, песенки), необходимый для поддержания интереса дошкольников к выполнению режимных процессов, и в последующем используйте его в работе с детьми.

Задание 3

Задание 4

Изучение особенностей организации и руководства творческими играми дошкольников.

Цель: учить наблюдать и анализировать раз­витие детской игры (определять этап развития); формировать профессиональную позицию в воспитательно-образовательном процессе.

Методические рекомендации для студентов

Понаблюдайте за организацией и руководством творческими играми дошкольников (в течение первой и второй половины дня). Соберите фактические данные.

Задание 5

Самостоятельная организация и руководство творческими играми дошкольников (во второй половине дня).

Цель: учить студентов устанавливать в процессе взаимодействия с детьми в игре тактику, соответствующую этапу развития игры, индивидуальным и возрастным особеннос­тям дошкольников, стимулировать потребность в повышении собственной культуры педагогической деятельности.

Методические рекомендации для студентов

1. Попытайтесь непосредственно включиться в детскую игру, взяв на себя определенную роль.

2. Поиграв с детьми, ответьте на следующие вопросы:

- удалось ли вам включиться в детскую игру, не нарушая ее гармоничного развития?

- (играя с детьми, выполняйте правило: “Никогда не фантазируй за детей”)

- какие чувства проявляли по отношению к вам дети как партнеру по игре?

– насколько получилось у вас сыграть взятую на себя роль?

Задание 6

Изучение особенностей организации и руководства иг­рой-драматизацией.

Цель: учить студентов наблюдать и анализировать рабо­ту воспитателя по развитию творчества детей при инсценировании литературного произведения.

Формировать у студентов установку на творческую про­фессиональную позицию в образовательном процессе до­школьного учреждения.

Методические рекомендации для студентов

1. Понаблюдайте и опишите режиссерскую работу воспитателя над игрой-драматизацией. В ходе наблюдения фиксируйте:

- начало игры. Смогли ли бы вы проинсценировать сказку или подготовиться к ее инсценированию;

-подготовка обстановки для игры: создается ли она спе­циально (ширма, герои-игрушки кукольного театра, маски и т.д.) или дети действуют полностью в воображаемой си­туации;

- используемые воспитателем методы и приемы, помо­гающие детям точно и выразительно передавать образ героя:

- воспитательные задачи, решаемые педагогом в ходе игры-драматизации;

- реализация принципов гуманистической педагогики;

- индивидуальный подход к детям: как он реализуется, увлеченность детей деятельностью;

- уровень отобразительных умений детей, умение ис­пользовать различные невербальные средства для воплоще­ния образа героя (мимика, жесты, пантомима); выразитель­ность речи;

- элементы сотворчества в руководстве игрой;

-конец игры. Имела ли игра свое завершение или была прервана. К какой деятельности перешли дети после игры-занятия;

- оценка воспитателем деятельности детей;

- предполагаемая последующая работа воспитателя над игрой-драматизацией (беседа с воспитателем).

3. Установите связь и влияние игр-драматизаций на дру­гие виды творческой деятельности дошкольника (в процессе беседы с воспитателем и методистом дошкольного образо­вательного учреждения).

Задание 7

Задание 8.

Задание 9.

Ориентировочные образцы.

I. Сводная таблица анализа детских рисунков в _________группе д|c №____

Цель исследования: оценить уровень усвоения детьми изобразительных уровень усвоения соответствии с программным требованиям.

Имена детей Перечень изобразительных умений Состояние усвоения
  Олег К. Саша Н. Ира Р. Зина У.

В графе 1 надо подробно (в столбик) перечислить основные программные требования (или показатели усвоения материала) по разделам: предметное, сюжетное, декоративное рисование. Четко выделить технические приемы, композиционные умения, владение цветом и различными материалами.

Если эта графа будет составлена подробно, что для заполнения графы 2 достаточно разработать систему условных обозначений, указать ее в сноске (под таблицей) и использовать для заполнения, добавляя по необходимости краткие словесные уточнения.

Аналогичную таблицу можно составить по лепке.

Обследуя детские работы надо ориентироваться в основном на программные требования для предыдущей возрастной группы.

II. Сводная таблица по результатам наблюдения за изобразительной деятельностью детей.

Цель наблюдения (ориентировочно): выявить особенности проявления детьми изобразительных умений, способностей, предпочтений, мотиваций и т.п.

Вопросы для изучения (анализа) Результаты наблюдения
  Наташа Р. Света У. Сергей К.  

Заполняя графу 1, вопросы можно сгруппировать: На занятиях и вне занятий.

1. Как воспринимает заданную тему? (Эмоционально, с интересом, равнодушно, неохотно и т.п.).

2. Что предпочитает в условиях свободного выбора темы?

3. Что предпочитает в условиях свободного выбора средств?

4. Какие умения проявляется в ходе анализа образца, иллюстрации, предмета, натуры и т.п.?

а) анализирует ли форму, конструкцию, соотношение частей, цвет самостоятельно или отвечает на конкретные вопросы?

б) как описывает композицию? (Сюжет, расположение, настроение и т.п.).

5. Насколько самостоятелен в планировании работы (в определении последовательных действий)?

6. Какие технические умения проявляет уверенно, свободно?

7. В каких испытывает затруднения, нуждается (просит) в помощи воспитателя?

8. Какими умениями не владеет?

9. Умеет ли бережно и аккуратно использовать оборудование, материалы (по собственной инициативе или по побуждению воспитателя? И так далее.

III. Оборудование и материалы для изодеятельности детей в ______ группе д\с №____

Перечень необходимого оборудования и материалов Наличие Характеристика качества и прочие особенности
       

IV Анализ планирования работы по развитию изобразительной деятельности

детей _________ группы д/c_____

Выписка из календарного плана воспитательной работы Дата Примечание
       

В примечаниях можно отметить связь расширения впечатлений об окружающем, знаний об изобразительном искусстве.

Собранные в таблицах материалы целесообразно обобщать, оценивать сначала отдельно, а затем эти обобщения сопоставить и составить краткую характеристику уровня изобразительной деятельности детей данной группы с обязательным фиксированием индивидуальных различий. Показатели усвоения программных требований «Малятко», 1999г.

Обучение детей рисованию и лепке, а также ориентировочная тематика их работ предложены в программных «Малятко», «Дитина» и других. Эти материалы используют практиканты для планирования и осуществления дальнейшей работы с детьми.

 

Задание 10

Задание 11

Задание 12

Задание 13

Самостоятельное проведение студентами занятий по ознакомлению с окружающим.

Цель: Формировать организационные умения, умения управлять познавательной деятельностью детей, используя разнообразные средства. Стимулировать потребность в самосовершенствовании.

Методические рекомендации для студентов

1. Студенты самостоятельно разрабатывают конспекты занятий по ознакомлению с окружающим, согласовав с воспитателем тему занятия.

2. По теме занятия подбирают наглядные средства (или планируют экскурсию, экскурсию-осмотр, выбирают и обследуют место проведения, дорогу к месту наблюдения).

3. Целесообразно к теме разработать “терминологический словарик”, раскрыть в нем краткий смысл или классифицировать используемые на занятии термины, словосочетания, выражения. Можно дополнительно использовать справочную литературу, энциклопедии, справочники школьников.

4. Составляя конспект, учтите содержание предшествовавшей работы с детьми.

Задание 14

Задание 15

Изучение особенностей проведения занятий по экологическому воспитанию в разных возрастных группах (по одному из разделов: “Наше здоровье и природа”, “Растение - живое существо”, “Многообразие живой природы”).

Цель: Формировать интерес к педагогическим технологиям и к проблеме экологического воспитания детей.

Методические рекомендации для студентов

1. В ходе анализа занятий постарайтесь установить:

- на каком этапе воспитания гуманного отношения к живой природе они проведены?

- в чем своеобразие форм, методов и приемов экологического воспитания детей разных возрастных групп?

- как изменяется содержание знаний, даваемых детям?

Если на занятии дети наблюдают за животным, отметьте:

- организацию обстановки (размещение объектов наблюдения, условия, созданные для них, выбор и расположение оборудования, материалов), размещение детей;

- приемы привлечения внимания детей к объекту наблюдения, возбуждения интереса (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация), их действенность;

- приемы побуждения животного к разным способом поведения;

- характер заданий и вопросов, последовательность их постановки (логика); характер и содержание ответов детей;

- включение обследовательских действий, их характер, результативность;

- использование приемов активизации умственной деятельности (поисковые вопросы и действия, сравнение, использование детского опыта и др.);

- проявление интереса детей в ходе наблюдения (эмоции, вопросы, сосредоточенность внимания);

- индивидуальные проявления детей и индивидуальный подход к ним воспитателя.

2. Для сравнения. Учтите основные этапы работы по воспитанию гуманн6ого отношения детей к живой природе

I этап

Воспитатель стремится вызвать у ребенка сопереживание миру живого; включает дошкольников в разнообразные наблюдения природы, налаживает постоянное эмоциональное общение ребенка с природой. Прогулки и экскурсии побуждают ребенка разделить эмоциональное состояние взрослых, заразиться их чувствами.

II этап

Воспитатель формирует у ребенка сочувствие всему живому. Взрослые раскрывают, эмоционально передают ребенку “чувства” природы, а ребенок отражает эти чувства, сопереживая природе, начинает осознавать свое единство с ней.

Усиливается роль знаний о живом, происходит слияние “интеллекта и аффекта”. (Л.С. Выготский), что позволяет ребенку не только подсознательно почувствовать свое единство с природой, но и осознанно отнестись к ней, увидеть сходство и различие биологии человека и мира живой природы.

III этап

Сопереживание и сочувствие живому перерастает в стремление ребенка проявить заботу о животных и растениях; сливаются сопереживание к живому и осознание его проявлений и потребностей.

Формирование у дошкольников природоохранительных навыков и умений, широкое привлечение их к совместному со взрослыми труду позволяет детям активно выразить свое гуманное отношение к живой природе.

Задание 16

Самостоятельное проведение студентами занятий по экологическому воспитанию.

Цель: Формировать установку на индивидуальный стиль в педагогической деятельности, умение использовать, сочетать разнообразные приемы экологического воспитания детей.

Методические рекомендации для студентов

1. Работу по экологическому воспитанию детей вне занятий надо сочетать с самостоятельным проведением других мероприятий (утренней гимнастики, индивидуальной работы по развитию движений, по изодеятельности, по руководству творческими играми); организовать работу детей в уголке природы, проводить наблюдения утром и на прогулке.

2. Спланируйте под руководством воспитателя и проведите занятия по экологическому воспитанию (с учетом установленного в ходе исследований этапа воспитания у детей гуманного отношения к природе).

3. Составьте конспект природоведческого развлечения (можно для его проведения объединиться студентам в парах или проводить по подгруппам детей.

Задание 17

Анализ содержания программы по развитию речи детей в разных возрастных группах.

Цель: Формировать интерес к особенностям речевого общения детей, словарного, звукового и грамматического строя речи. Формировать умения понимать возрастные особенности развития речи.

Методические рекомендации для студентов

1. Проанализируйте содержание программы по основным разделам развития речи и речевого общения детей разных возрастных групп.

2. Выделите линии усложнения программного содержания от возраста к возрасту.

3. Сделайте заключение о соответствии программы принципам гуманизации, об исходных теоретических положениях, лежащих в основе данной программы.

4. Можно использовать для анализа программу, которую реализует дошкольное учреждения - база практики или программу “Малятко” (Киев, 1999г.) стр. стр. 179-194, 194-198.

Задание 18

Диагностика особенностей речевого общения детей.

Цель: Формировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности речевого общения ребенка; определять содержание речевой работы с группой детей и с отдельными детьми, составлять характеристику развития речевого общения.

Методические рекомендации для студентов

1. В качестве критериев оценки навыков речевого общения детей можно использовать программные требования. например, в программе “Малятко” (К., 1999г.)

стр. 181-182 - 4-ый год жизни;

стр. 184 - 5-ый год жизни

стр. 187-188 - 6-ой год жизни

стр. 190-191 - 7-ой год жизни

2. Достаточно охватить 4-6 человек, оценить навыки речевого общения:

а) со сверстниками;

б) со взрослыми

в) этические нормы общения

3. Целесообразно использовать разные методы исследования коммуникативных умений:

а) организация разговора воспитателя с отдельными детьми (с малышами - об игрушках, о семье, о детском саде; со старшими дошкольниками по интересующим их темам из содержания программы);

б) организация общения ребенка со сверстниками;

в) организация общения старших дошкольников с младшими (на прогулке);

г) организация выполнения детьми речевых поручений;

д) наблюдение и анализ общения детей в сюжетно-ролевых, строительных играх и в других видах деятельности;

е) (в старших группах) создание специальных педагогических ситуаций общения. Можно использовать рекомендации по моделированию ситуаций общения из журнала “Дошкiльне виховання”, 1999г. № 2,5.

4. В таблице или протоколах оформите записи (ситуации и фрагменты речевого общения детей) с указанием имени и возраста ребенка.

5. Материалы исследований используйте для обобщающей характеристики коммуникативных умений детей.

Задание 19

Изучение особенностей проведения занятий по развитию речи детей и работы вне занятий.

Цель: Обеспечивать усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса, знаний о конкретных способах развития речи детей. Формировать умение выбирать эффективные пути воздействия на речь детей, умение анализировать результаты педагогического воздействия.

Методические рекомендации для студентов

1. В ходе выполнение задания пронаблюдайте эпизоды развития речи детей в работе воспитателя, студентов-практикантов.

2. Обратите внимание на качество речи взрослых и детей.

3. Выделите приемы стимулирования и формирования коммуникативных умений.

Задание 20

Самостоятельное проведение работы по развитию речи детей на занятиях и не занятий.

Цель: Формировать комплекс профессиональных умений: на основе изучения речи детей организовывать дидактическое общение, управлять им, привлекать внимание детей, устанавливать с ними эмоциональный контакт, обеспечивать мотивацию речевой деятельности, развивать речевое общение детей. Стимулировать потребность в повышении собственной речевой культуры.

Методические рекомендации для студентов

1. Студенты, согласовав с воспитателем тему занятия, самостоятельно разрабатывают конспекты занятий разных типов: комплексные, тематические, интегрированные, доминантные и др., планируют разные формы работы вне занятий.

2. Для ориентира можно использовать перспективный план работы воспитателя.

3. Основой для планирования и разработки занятий целесообразно взять оценку уровня речевого развития детей по материалам проведенных исследований.

4. Целесообразно также обратиться к методическим источникам:

1. Богуш А.М. Заняття з розвитку мови в дитячому садку. - К., 1988.

2. Глинка Г.А. Развиваю мышление и речь. – СПб, 1998.

3. Рубрика.“Интегрированные занятия” в “Палитре педагога”.

Задание 21

Задание 22

Задание 23

Задание №24

Задание №25

Л.Толстой

ДВА ТОВАРИЩА

(Басня)

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь пошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеётся: «Ну, что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?»

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают».

 

В. Осеева

ПЛОХО

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

- Как вам не стыдно!

- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.

Задание 26

Самостоятельное проведение занятия и других форм работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

Цель: Овладение умениями и навыками формирования личности ребенка в процессе использования художественной литературы. Формирование педагогических интересов.

Методические рекомендации для студентов

1. Целенаправленно выбрать литературные произведения и форму работы.

2. В определении задач целесообразно учесть результаты диагностирования. Частично можно дополнить фактические данные, т.е. использовать самостоятельное проведения работы с детьми в плане исследования.

3. Составить план-конспект проведения выбранного мероприятия (или сценарий развлечения: загадки, конкурсы. Можно использовать имеющиеся разработки из методических пособий.

4. Провести мероприятие (можно объединиться нескольким студентам для совместного проведения конкурса, развлечения, занимательной игры).

5. Проанализировать результаты, обобщить в выводах.

 

Примерное содержание заданий для самостоятельной работы по ознакомлению с художественной литературой

Вторая младшая группа:

­ индивидуально-групповые занятия: разыгрывание народных песенок, потешек, прибауток, заучивание стихотворений.

­ работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций к знакомым книгам с подгруппой детей по желанию: ознакомление с иллюстрациями художника-иллюстратора (см. «Детям о художниках-иллюстраторах детских книг»);

­ подготовка зрелища для детей (силами взрослых – студентов-практикантов);

­ проведение тематического занятия «В гостях у сказки» (литературная викторина);

­ организация самостоятельной художественно-речевой деятельности во второй половине дня: игра в «концерт», чтение знакомых стихотворений, игра по сюжету знакомой сказки.

 

Средняя группа:

­ индивидуально-групповые занятия: заучивание стихотворений;

­ развлечения литературного характера: показ диафильма «Игрушки» А. Барто;

­ работа в уголке книги: обучение ремонту книг (групповое занятие);

­ проведение интегрированного занятия: музыка, изобразительное искусство, художественная литература;

­ обучение придумыванию загадок;

­ рассказывание, чтение по желанию детей.

 

Старшая группа:

­ подготовка тематического развлечения с активным участием детей;

­ индивидуально-групповое занятие по заучиванию стихотворения;

­ самостоятельная художественно-речевая деятельность: подготовка с детьми по их желанию показа настольного театра для малышей;

­ ознакомление детей с иллюстрациями художника-иллюстратора;

­ обучение придумыванию загадок;

­ чтение, рассказывание по желанию детей;

­ проведение интегрированного занятия: музыка, изобразительное искусство, художественная литература.

ТЕМА 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

Задание 26

Изучение организации взаимодействия детского сада и семьи. Участие в работе.

Цель: Формировать представление о приоритетной роли семьи в формировании личности дошкольника. Совершенствование социально-психологический культуры педагогической деятельности.

Методические рекомендации для студентов

1. В ходе ознакомления с особенностями взаимодействия детского сада и семьи надо проанализировать план и формы работы с родителями с точки зрения реализации принципов сотрудничества, а именно:

- доверительность отношений, тактичность и доброжелательность;

- личностная заинтересованность родителей в своем педагогическом просвещении;

- подход к родителям как субъектам процесса взаимодействия, как к партнерам;

- утверждение самоценности, самоуважения родителей;

2. Просмотреть содержание и оформление информационных материалов для родителей, помещенных в специальных уголках, на стендах, в папках и др. Оценить актуальность, привлекательность оформления, доступность.

3. Подготовить выставку-рекламу книг для родителей и воспитателей:

1.) Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. – М. 1993.

2.) Джайнотт Х.Дж. Родители и дети.– М. 1986..

3.) Гиппенрейтер Ю.В. Общаться с ребенком. Как? М.. 1995.

4.) Лешан Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума? Пер. с англ. М.1990.

5.) Фромм А. Азбука для родителей / перевод И.Г. Константиновой, Л. 1991.

6.) Фрутан А.А. Отцы, матери, дети: Практические советы родителям. Пер. с англ., М. 1992.

Рекламный листок (ширму), стенд можно поместить в уголке для родителей, можно использовать в беседе с родителями, во время проведения консультаций, на родительском собрании.

Задание 27

Обследование особенностей семейного воспитания детей (анкетирование 2-х семей).

Цель: Выявить некоторые позиции родителей как субъектов педагогического процесса и его организаторов. Формировать установку на деловое сотрудничество.

Методические рекомендации для студентов

1. Заранее подготовить листы с перечнем вопросов (бланки анкет). Использовать при этом приемы, обеспечивающие привлечение внимания родителей, реализацию основных принципов сотрудничества, облегчающие формулировку ответов ситуацией выбора более подходящего варианта.

2. Обсудите с воспитанием и выберите более удобное время для анкетирования, выберите две семьи (соблюдая педагогический такт), подготовьте удобную обстановку и проведите анкетирования.

3. Проанализируйте результаты, составьте характеристику семей и особенностей семейного воспитания данных детей, сделайте выводы о целесообразности и содержании дальнейшего сотрудничества с родителями.

4. Можно использовать анкету, разработанную к.п.н. О.Я. Зверевой, помещенную ниже. Можно на ее основе разработать вопросы самостоятельно.

Анкета для родителей

Уважаемые родители! От правильного вос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.93.207 (0.233 с.)