Показатели сюжетно-ролевой игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели сюжетно-ролевой игры



ВОЗРАСТ ХАРАКТЕР ИГРОВЫХ ДЕЙСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЕ РОЛИ РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА В ВООБРАЖАЕМОЙ СИТУАЦИИ
3—4 года Отдельные игровые действия, носящие условный характер Роль осуществляется фактически, но не называется Сюжет — цепочка из двух действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый
4—5 лет Взаимосвязанные игровые действия, имеющие четкий ролевой характер Роль называется; дети могут по ходу игры менять роль Цепочка из 3—4 взаимосвязанных действий; дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию
5—6 лет Переход к ролевым действиям, отображающим социальные функции людей Роли распределяются до начала игры; дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры Цепочка игровых действий, объединенных одним сюжетом, соответствующим реальной логике действий взрослых
6—7 лет Отображение в игровых действиях отношений между людьми (подчинение, сотрудничество); техника игровых действий условна Не только роли, но и замысел игры проговариваются детьми до ее начала Сюжет держится на воображаемой ситуации; действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми

Рисование

Практически любой ребенок дошкольного возраста умеет рисовать. Одни дети предпочитают изображать машины, другие — домики и солнышко, третьи — целый мир космических приключений, но все рисунки отражают представления детей об окружающем мире и отношение к происходящему в нем. На протяжении дошкольного возраста расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится более дифференцированным и разноплановым, а следовательно, меняются и рисунки. Что же является наиболее существенным в развитии изобразительной деятельности?

Прежде всего необходимо обратить внимание на выразительность рисунка. Ведь он — зеркало эмоционального отношения к объекту или событию, которое изоб­разил ребенок. Трехлетние дети только начинают овладевать выразительными сред­ствами, наиболее важным из которых является цвет. Они уже стараются изобра­зить доброго, веселого Буратино яркими, насыщенными красками, а злую Бабу Ягу — мрачными. Постепенно кругозор ребенка расширяется, и в изображении плохих героев могут присутствовать яркие тона, но в основном рисунки так и остаются мрачными и темными. Отношение к объекту проявляется и в том, на­сколько ребенок старательно прорисовывает его. Если,предложить изобразить ска­зочных персонажей, то положительный герой будет прорисован тщательно, с разнообразными украшениями и деталями, а отрицательный — нарочито неакку­ратно, с множеством зачеркиваний, неровных и оборванных линий, а то и со­всем перечеркнут. С точки зрения ребенка, он не стоит стараний.

Другим важным компонентом изобразительной деятельности детей является уровень развития представлений о действительности. Хорошо известно, что в ри­сунках детей отражается не столько умение реалистично изображать объекты, сколько вся совокупность опыта и знаний об окружающем мире. Чем старше ре­бенок, чем шире он включен в жизнь, чем больше познает действительность и приобщается к культуре, тем более детализированы и многообразны его рисунки. В них появляется сюжет, соответствующий замыслу дошкольника.

Первым шагом, свидетельствующим о развитии представлений о действи­тельности, можно считать детализацию. Младший дошкольник с трудом рисует предмет, зачастую он совершенно непохож на реальный. Это скорее схема пред­мета, отражающая какие-либо его стороны, с которыми познакомился дош­кольник. Например, если дать ребенку погладить белку, а потом попросить ее нарисовать, основной упор будет сделан на черточки, обозначающие пушис­тость зверька. С возрастом дошкольник научается детально анализировать объект, выделять в нем важные свойства. Его рисунок все более похож на реальный предмет, так как наполняется существенными и второстепенными деталями. Чем их больше, тем глубже проник ребенок в сущность объекта, и следовательно, у него сложился более полный образ действительности.

Но не только количество деталей в рисунке ребенка свидетельствует об уровне развития представлений об окружающем. Интересно и то, изображен ли предмет один или он включен в какую-то систему связей и отношений с другими, иными словами, есть ли сюжет в рисунке. Вначале дети рисуют один ни с чем не связан­ный предмет. По мере развития ребенка, углубления его представлений о мире обогащается и сюжет его рисунков. Это уже не просто человек, солнышко или дом, а целый мир, в котором объекты связаны между собой каким-то событием. Человек живет в доме, над которым светит солнце, а рядом растут деревья.

Важно обращать внимание и на то, существует ли у ребенка замысел, знает ли он, что собирается нарисовать. В начале дошкольного возраста замысел меняется в зависимости от того, на что похоже изображение. Если малыш собирается нари­совать лошадь, а получилось нечто похожее на собаку, то он, не раздумывая, скажет, что именно собаку и хотел изобразить. К старшему дошкольному возрас­ту ребенок уже ставит перед собой цель и старается ее выполнить, т.е. изобразить то, что он задумал. Замысел теперь не следует за изображением, а, наоборот, ведет его за собой. Иными словами, из запаздывающего он становится опере­жающим.

На протяжении дошкольного возраста меняются не только представления о действительности, но и технические возможности ее отображения. Это еще один компонент изобразительной деятельности. Совершенствуется и усложняется техника рисования, владения выразительными средствами (цветом, формой, композицией) и изобразительными материалами (карандашом, кистью, гуа­шью, акварелью).

В самом начале дети пользуются только основными цветами (белым, черным, синим, зеленым, желтым, красным), затем им становятся доступны все цвета спектра и их оттенки. К концу дошкольного возраста дети способны смешивать цвета, создавать с их помощью определенный колорит, настроение картины. Ов­ладение формой тоже происходит постепенно, от простых кругов и овалов к бо­лее сложным предметам, представляющим собой сочетание различных геометри­ческих форм. Только к концу дошкольного возраста начинается овладение элементами композиции. В младшем дошкольном возрасте дети изображают пред­меты хаотично, в любом месте листа, в среднем возрасте — по одной линии, в старшем — могут располагать предметы по всему пространству листа в соответ­ствии с сюжетом и собственным замыслом.

В течение этого возрастного периода ребенку можно предлагать различные материалы. Если для младшего и среднего дошкольника наиболее привычны­ми и удобными являются карандаш и гуашь, то после 5 лет разумно дать поэк­спериментировать с акварелью, а с 6 — начать рисовать ею большую часть работ.

Обратимся к анализу особенностей изобразительной деятельности в разных возрастах. При этом, прежде всего, мы будем рассматривать рисование, так как это наиболее предпочитаемый детьми и часто встречающийся вид изобразитель­ной деятельности.

Дети 3—4 лет (вторая младшая группа)

Кначалу дошкольного возраста ребенок, как правило, имеет определенный набор графических образов, позволяющих ему изображать такие простые предме­ты, как солнце, забор, дорога, человек. Хотя зачастую эти изображения имеют лишь отдаленное сходство с реальностью, дети узнают, что было нарисовано, так как в схематичных изображениях объекта сохраняются его некоторые суще­ственные черты. Часто эти черты соответствуют функциям предмета. Машина мо­жет быть нарисована хотя бы с одним колесом, но без кузова, дом — с крышей, но без окон и т.д. Графические образы в этом возрасте достаточно бедны, поэтому детали нередко отсутствуют. Так, человек изображается в виде круга с отходящи­ми от него линиями. Можно догадаться, что это голова и ноги. Такое схематичное изображение человека получило название «головоног». Иногда по рисунку трудно догадаться, что изображено, но если ребенок все-таки может рассказать вам, что он хотел нарисовать, показать хотя бы несколько частей объекта, например лучи у солнца, колесо у машины, можно говорить о том, что рисунок предметный (пусть даже все знания об этом предмете уместились в примитивной схеме, ли­шенной деталей и не включенной ни в какой сюжет).

В большинстве случаев, начиная рисовать, ребенок не знает, что у него полу­чится. На вопрос взрослого, что это будет, маленький художник, не задумыва­ясь, отвечает: «Сделаю, тогда увидишь». Иногда он знает, что хочет нарисовать, но, если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легкоперестраивается: «Машина не получилась, это киса». Замысел еще запаздывает и управляется изображением.

Но не все дети ограничиваются схематичным изображением. Наиболее развитые из них стремятся наполнить свой рисунок деталями. У человека появ­ляются волосы, уши, руки; у машины — руль, кабина. Не важно, что они пририсованы сверху или сбоку, это придает рисунку большее сходство с ре­альностью. Такие дети рисуют на самые разные темы. Они изображают и кос­монавтов, и телевизор, и цветок. Чем богаче мир ребенка, тем более интерес­ными будут его рисунки.

Есть дети, которые требуют более пристального внимания воспитателя. Их рисунки не предметны. Они что-то чертят на бумаге, не могут сказать, что это, называя «калякой-малякой». Если ребенок и говорит, что он нарисовал, видно, что сделано это безо всякого основания и сходства с названным объектом.

Дети 4—5 лет (средняя группа)

К4 годам круг изображаемых объектов расширяется, в него включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями. Однако постороннему зрителю уз­нать объект все еще нелегко. Как отличить зайца с двумя ушами от дома с трубами или сумки с ручками, ежа с колючками от солнца с лучами или кактуса? Все детали условны, ребенок не пытается правильно передать относительную вели­чину. Удлиненные, объемные формы — руки, ноги, труба, ствол, ветви деревьев и т.п. — изображаются черточками, как будто они не имеют толщины. Углы у прямоугольников и треугольников обычно закруглены или прорисованы как от­дельные детали, не входящие в целостный контур.

Изображая целостный объект, ребенок, как правило, еще не придает значе­ния форме его отдельных частей, хотя форму простых объектов (круг, квадрат и т.д.) он может воспроизводить достаточно точно.

Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже не головоног. Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело, руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями, на конечностях прорисовываются пальцы в виде закорючек или черточек. На лице можно увидеть глаза, рот, нос, представляющие собой кружочки и черточки.

Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто име­ющую пуговицы, намечают в ней различия между мальчиками и девочками: два овала — брюки, треугольник — платье. Они могут изображать такие дета­ли, как уши, шея, волосы. Пальцы и конечности объемны, нарисованы в виде овалов. Иногда появляются элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная.

Тревогу могут вызывать дети, которые вообще отказываются рисовать, чертят каракули или продолжают рисовать только головонога.

Дети 5—6 лет (старшая группа)

В5 лет ребенок способен изображать все, что вызывает у него интерес. Это не только отдельные предметы и сюжетные картинки, но и иллюстрации к книгам, событиям своей жизни. На это время приходится наибольшее количество детских работ. Ребенок от 5 до 6 лет может создать до 2000 рисунков.

Дети рисуют по представлению и стремятся к максимальному сходству с ре­альностью. Но они еще недостаточно владеют навыками рисования, поэтому, чтобы их рисунки могли узнать другие, они используют устоявшиеся стереотипы, шаблоны (дом — квадрат с треугольником наверху, солнце — круг с отходящими от него линиями, человек — «ручки, ножки, огуречик...»). И хотя рисунки схема­тичны, они наполнены разнообразными деталями, помогающими отразить осо­бенности объекта, его объем и пропорции. У человека, например, появляются объемные изображения рук и ног в форме цилиндров. В целом соблюдаются про­порции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши и т.п.), нарушаться пропорции лица и фигуры, но человека уже можно узнать, судить о его настроении, сказать — мужчина это или женщина. Предметы располагаются не отдельно, а связаны между собой. У детей в этом возрасте появляется сюжет­ное изображение: девочка танцует, мальчик играет, папа ведет машину. Наиболее развитые дети изображают сцены из семейной жизни, действия сказочных персо­нажей. Рисунки их отличаются большим количеством деталей. Намечены все ос­новные части тела: туловище, конечности с пальцами, голова с ушами, волоса­ми, лицо с глазами, носом, ртом, а также несущественные детали. Человек одет. Ноги могут быть без обуви, но обязательно со ступнями.

В 5 лет ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, если он затрудняется нарисовать бегущую девочку, то может несколько раз перерисовывать ее, находя изобразительные возможности передачи движения, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

Иногда в группе встречаются дети, чьи рисунки так и остаются на стадии схематичного, лишенного деталей и сюжета изображения. В этом случае воспита­телю следует более внимательно понаблюдать за ребенком.

Дети 6—7 лет (подготовительная группа)

К 6 годам поток детских рисунков становится не таким обильным, но не ме­нее разнообразным. Вообще, выделить специфические отличия рисунков 6-лет­них детей непросто. Можно говорить лишь о том, что начинают сильнее сказы­ваться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Городские дети изображают высокие дома, машины, метро, сельские — поля, деревья, животных на ферме. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков инте­ресуют машины, роботы, динозавры, ракеты, персонажи мультфильмов, отли­чающиеся мужественностью, девочек — принцессы, феи, балерины, цветы, сце­ны из обыденной жизни.

Однако есть сюжеты, которые присутствуют у большинства детей. К ним от­носятся изображение животных, домов, людей в разных вариантах. Это может быть автопортрет, рисунок членов семьи, друзей, фантастических или сказоч­ных героев. Тело прорисовано детально, имеются голова, конечности, появля­ется объемность, передающаяся с помощью овалов. На лице — рот и глаза. При этом могут отсутствовать такие детали, как шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни ног.

Если взрослые много занимаются с ребенком, его рисунки становятся лучше. Это уже не схема, а синтетическое изображение. У нарисованного человека руки отходят от плечей, ноги — от одной точки. На руках — 4—5 пальцев. Шея довольно пропорциональна голове и туловищу. Такой человек одет в соответствии с полом и профессией. Иногда он или она имеют украшения в виде пуговиц, бан­тов, бус и оборок (чаще в рисунках девочек). Лицо прорисовано тщательно, с такими деталями, как глаза, рот, нос, подбородок, брови.

Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 6-летних де­тей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношений или сюжета. Члены семьи могут находиться за столом или смотреть телевизор, рассаживаясь-в кружок или в разных концах комнаты. Одна машина обгоняет другую. Все это передается с помощью композиции.

Есть дети, в рисунках которых человек изображен примитивно: конечности либо отсутствуют, либо прорисованы простой линией, пальцев нет, так же как и ушей, волос, носа, шеи. Воспитателю следует обратить особое внимание на этих детей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.19.28 (0.034 с.)