Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Показатели сюжетно-ролевой игры
Рисование Практически любой ребенок дошкольного возраста умеет рисовать. Одни дети предпочитают изображать машины, другие — домики и солнышко, третьи — целый мир космических приключений, но все рисунки отражают представления детей об окружающем мире и отношение к происходящему в нем. На протяжении дошкольного возраста расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится более дифференцированным и разноплановым, а следовательно, меняются и рисунки. Что же является наиболее существенным в развитии изобразительной деятельности? Прежде всего необходимо обратить внимание на выразительность рисунка. Ведь он — зеркало эмоционального отношения к объекту или событию, которое изобразил ребенок. Трехлетние дети только начинают овладевать выразительными средствами, наиболее важным из которых является цвет. Они уже стараются изобразить доброго, веселого Буратино яркими, насыщенными красками, а злую Бабу Ягу — мрачными. Постепенно кругозор ребенка расширяется, и в изображении плохих героев могут присутствовать яркие тона, но в основном рисунки так и остаются мрачными и темными. Отношение к объекту проявляется и в том, насколько ребенок старательно прорисовывает его. Если,предложить изобразить сказочных персонажей, то положительный герой будет прорисован тщательно, с разнообразными украшениями и деталями, а отрицательный — нарочито неаккуратно, с множеством зачеркиваний, неровных и оборванных линий, а то и совсем перечеркнут. С точки зрения ребенка, он не стоит стараний.
Другим важным компонентом изобразительной деятельности детей является уровень развития представлений о действительности. Хорошо известно, что в рисунках детей отражается не столько умение реалистично изображать объекты, сколько вся совокупность опыта и знаний об окружающем мире. Чем старше ребенок, чем шире он включен в жизнь, чем больше познает действительность и приобщается к культуре, тем более детализированы и многообразны его рисунки. В них появляется сюжет, соответствующий замыслу дошкольника. Первым шагом, свидетельствующим о развитии представлений о действительности, можно считать детализацию. Младший дошкольник с трудом рисует предмет, зачастую он совершенно непохож на реальный. Это скорее схема предмета, отражающая какие-либо его стороны, с которыми познакомился дошкольник. Например, если дать ребенку погладить белку, а потом попросить ее нарисовать, основной упор будет сделан на черточки, обозначающие пушистость зверька. С возрастом дошкольник научается детально анализировать объект, выделять в нем важные свойства. Его рисунок все более похож на реальный предмет, так как наполняется существенными и второстепенными деталями. Чем их больше, тем глубже проник ребенок в сущность объекта, и следовательно, у него сложился более полный образ действительности. Но не только количество деталей в рисунке ребенка свидетельствует об уровне развития представлений об окружающем. Интересно и то, изображен ли предмет один или он включен в какую-то систему связей и отношений с другими, иными словами, есть ли сюжет в рисунке. Вначале дети рисуют один ни с чем не связанный предмет. По мере развития ребенка, углубления его представлений о мире обогащается и сюжет его рисунков. Это уже не просто человек, солнышко или дом, а целый мир, в котором объекты связаны между собой каким-то событием. Человек живет в доме, над которым светит солнце, а рядом растут деревья.
Важно обращать внимание и на то, существует ли у ребенка замысел, знает ли он, что собирается нарисовать. В начале дошкольного возраста замысел меняется в зависимости от того, на что похоже изображение. Если малыш собирается нарисовать лошадь, а получилось нечто похожее на собаку, то он, не раздумывая, скажет, что именно собаку и хотел изобразить. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель и старается ее выполнить, т.е. изобразить то, что он задумал. Замысел теперь не следует за изображением, а, наоборот, ведет его за собой. Иными словами, из запаздывающего он становится опережающим. На протяжении дошкольного возраста меняются не только представления о действительности, но и технические возможности ее отображения. Это еще один компонент изобразительной деятельности. Совершенствуется и усложняется техника рисования, владения выразительными средствами (цветом, формой, композицией) и изобразительными материалами (карандашом, кистью, гуашью, акварелью). В самом начале дети пользуются только основными цветами (белым, черным, синим, зеленым, желтым, красным), затем им становятся доступны все цвета спектра и их оттенки. К концу дошкольного возраста дети способны смешивать цвета, создавать с их помощью определенный колорит, настроение картины. Овладение формой тоже происходит постепенно, от простых кругов и овалов к более сложным предметам, представляющим собой сочетание различных геометрических форм. Только к концу дошкольного возраста начинается овладение элементами композиции. В младшем дошкольном возрасте дети изображают предметы хаотично, в любом месте листа, в среднем возрасте — по одной линии, в старшем — могут располагать предметы по всему пространству листа в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. В течение этого возрастного периода ребенку можно предлагать различные материалы. Если для младшего и среднего дошкольника наиболее привычными и удобными являются карандаш и гуашь, то после 5 лет разумно дать поэкспериментировать с акварелью, а с 6 — начать рисовать ею большую часть работ. Обратимся к анализу особенностей изобразительной деятельности в разных возрастах. При этом, прежде всего, мы будем рассматривать рисование, так как это наиболее предпочитаемый детьми и часто встречающийся вид изобразительной деятельности. Дети 3—4 лет (вторая младшая группа) Кначалу дошкольного возраста ребенок, как правило, имеет определенный набор графических образов, позволяющих ему изображать такие простые предметы, как солнце, забор, дорога, человек. Хотя зачастую эти изображения имеют лишь отдаленное сходство с реальностью, дети узнают, что было нарисовано, так как в схематичных изображениях объекта сохраняются его некоторые существенные черты. Часто эти черты соответствуют функциям предмета. Машина может быть нарисована хотя бы с одним колесом, но без кузова, дом — с крышей, но без окон и т.д. Графические образы в этом возрасте достаточно бедны, поэтому детали нередко отсутствуют. Так, человек изображается в виде круга с отходящими от него линиями. Можно догадаться, что это голова и ноги. Такое схематичное изображение человека получило название «головоног». Иногда по рисунку трудно догадаться, что изображено, но если ребенок все-таки может рассказать вам, что он хотел нарисовать, показать хотя бы несколько частей объекта, например лучи у солнца, колесо у машины, можно говорить о том, что рисунок предметный (пусть даже все знания об этом предмете уместились в примитивной схеме, лишенной деталей и не включенной ни в какой сюжет).
В большинстве случаев, начиная рисовать, ребенок не знает, что у него получится. На вопрос взрослого, что это будет, маленький художник, не задумываясь, отвечает: «Сделаю, тогда увидишь». Иногда он знает, что хочет нарисовать, но, если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легкоперестраивается: «Машина не получилась, это киса». Замысел еще запаздывает и управляется изображением. Но не все дети ограничиваются схематичным изображением. Наиболее развитые из них стремятся наполнить свой рисунок деталями. У человека появляются волосы, уши, руки; у машины — руль, кабина. Не важно, что они пририсованы сверху или сбоку, это придает рисунку большее сходство с реальностью. Такие дети рисуют на самые разные темы. Они изображают и космонавтов, и телевизор, и цветок. Чем богаче мир ребенка, тем более интересными будут его рисунки. Есть дети, которые требуют более пристального внимания воспитателя. Их рисунки не предметны. Они что-то чертят на бумаге, не могут сказать, что это, называя «калякой-малякой». Если ребенок и говорит, что он нарисовал, видно, что сделано это безо всякого основания и сходства с названным объектом. Дети 4—5 лет (средняя группа) К4 годам круг изображаемых объектов расширяется, в него включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями. Однако постороннему зрителю узнать объект все еще нелегко. Как отличить зайца с двумя ушами от дома с трубами или сумки с ручками, ежа с колючками от солнца с лучами или кактуса? Все детали условны, ребенок не пытается правильно передать относительную величину. Удлиненные, объемные формы — руки, ноги, труба, ствол, ветви деревьев и т.п. — изображаются черточками, как будто они не имеют толщины. Углы у прямоугольников и треугольников обычно закруглены или прорисованы как отдельные детали, не входящие в целостный контур.
Изображая целостный объект, ребенок, как правило, еще не придает значения форме его отдельных частей, хотя форму простых объектов (круг, квадрат и т.д.) он может воспроизводить достаточно точно. Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже не головоног. Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело, руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями, на конечностях прорисовываются пальцы в виде закорючек или черточек. На лице можно увидеть глаза, рот, нос, представляющие собой кружочки и черточки. Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто имеющую пуговицы, намечают в ней различия между мальчиками и девочками: два овала — брюки, треугольник — платье. Они могут изображать такие детали, как уши, шея, волосы. Пальцы и конечности объемны, нарисованы в виде овалов. Иногда появляются элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная. Тревогу могут вызывать дети, которые вообще отказываются рисовать, чертят каракули или продолжают рисовать только головонога. Дети 5—6 лет (старшая группа) В5 лет ребенок способен изображать все, что вызывает у него интерес. Это не только отдельные предметы и сюжетные картинки, но и иллюстрации к книгам, событиям своей жизни. На это время приходится наибольшее количество детских работ. Ребенок от 5 до 6 лет может создать до 2000 рисунков. Дети рисуют по представлению и стремятся к максимальному сходству с реальностью. Но они еще недостаточно владеют навыками рисования, поэтому, чтобы их рисунки могли узнать другие, они используют устоявшиеся стереотипы, шаблоны (дом — квадрат с треугольником наверху, солнце — круг с отходящими от него линиями, человек — «ручки, ножки, огуречик...»). И хотя рисунки схематичны, они наполнены разнообразными деталями, помогающими отразить особенности объекта, его объем и пропорции. У человека, например, появляются объемные изображения рук и ног в форме цилиндров. В целом соблюдаются пропорции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши и т.п.), нарушаться пропорции лица и фигуры, но человека уже можно узнать, судить о его настроении, сказать — мужчина это или женщина. Предметы располагаются не отдельно, а связаны между собой. У детей в этом возрасте появляется сюжетное изображение: девочка танцует, мальчик играет, папа ведет машину. Наиболее развитые дети изображают сцены из семейной жизни, действия сказочных персонажей. Рисунки их отличаются большим количеством деталей. Намечены все основные части тела: туловище, конечности с пальцами, голова с ушами, волосами, лицо с глазами, носом, ртом, а также несущественные детали. Человек одет. Ноги могут быть без обуви, но обязательно со ступнями. В 5 лет ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, если он затрудняется нарисовать бегущую девочку, то может несколько раз перерисовывать ее, находя изобразительные возможности передачи движения, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.
Иногда в группе встречаются дети, чьи рисунки так и остаются на стадии схематичного, лишенного деталей и сюжета изображения. В этом случае воспитателю следует более внимательно понаблюдать за ребенком. Дети 6—7 лет (подготовительная группа) К 6 годам поток детских рисунков становится не таким обильным, но не менее разнообразным. Вообще, выделить специфические отличия рисунков 6-летних детей непросто. Можно говорить лишь о том, что начинают сильнее сказываться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Городские дети изображают высокие дома, машины, метро, сельские — поля, деревья, животных на ферме. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков интересуют машины, роботы, динозавры, ракеты, персонажи мультфильмов, отличающиеся мужественностью, девочек — принцессы, феи, балерины, цветы, сцены из обыденной жизни. Однако есть сюжеты, которые присутствуют у большинства детей. К ним относятся изображение животных, домов, людей в разных вариантах. Это может быть автопортрет, рисунок членов семьи, друзей, фантастических или сказочных героев. Тело прорисовано детально, имеются голова, конечности, появляется объемность, передающаяся с помощью овалов. На лице — рот и глаза. При этом могут отсутствовать такие детали, как шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни ног. Если взрослые много занимаются с ребенком, его рисунки становятся лучше. Это уже не схема, а синтетическое изображение. У нарисованного человека руки отходят от плечей, ноги — от одной точки. На руках — 4—5 пальцев. Шея довольно пропорциональна голове и туловищу. Такой человек одет в соответствии с полом и профессией. Иногда он или она имеют украшения в виде пуговиц, бантов, бус и оборок (чаще в рисунках девочек). Лицо прорисовано тщательно, с такими деталями, как глаза, рот, нос, подбородок, брови. Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 6-летних детей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношений или сюжета. Члены семьи могут находиться за столом или смотреть телевизор, рассаживаясь-в кружок или в разных концах комнаты. Одна машина обгоняет другую. Все это передается с помощью композиции. Есть дети, в рисунках которых человек изображен примитивно: конечности либо отсутствуют, либо прорисованы простой линией, пальцев нет, так же как и ушей, волос, носа, шеи. Воспитателю следует обратить особое внимание на этих детей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.19.28 (0.034 с.) |