Содержательные показатели развития дошкольника 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Содержательные показатели развития дошкольника



Содержательные показатели развития дошкольника

План:

  1. Основные характеристики развития детей дошкольного возраста
  2. ВИДЫ ДЕТСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

2.1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

2.2. Рисование

2.3. Развитие речи

  1. Социальное развитие
  2. Карты развития детей

ВИДЫ ДЕТСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА

 

Дошкольный возраст — это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психо­логическая наука о развитии, которая установила, что игра (в частности, сюжет-но-ролевая) для развития дошкольников имеет решающее значение.

Почему ролевая игра имеет определяющее влияние на психическое развитие ребенка?

В процессе психического развития, взросления ребенка меняется его место в мире взрослых, развиваются, прежде всего, отношения между ребенком и взрос­лыми. На каждом возрастном этапе ребенок осваивает то, как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах дея­тельности, в которых ребенок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых.

На пороге дошкольного возраста, когда ребенку около 3 лет, он уже неплохо владеет речью и предметными действиями, отделяет себя от других людей: гово­рит о себе в первом лице. Благодаря его возросшим возможностям, большей са­мостоятельности взрослые расширяют контакты ребенка с общественным ми­ром, знакомят его с миром природы. В этом процессе заметную роль играют средства массовой коммуникации, особенно телевидение. Трехлетние дети чувствуют свою самостоятельность и готовы делать все, как взрослые («я сам»). Одновременно с этим дети сталкиваются с жесткой реальностью: окружающий мир живет своей, непонятной им и часто опасной, жизнью. Этот мир не подчиняется желаниям ребенка. Мир взрослых и мир дошкольников четко разделены. Дети исключены из общественной жизни — ведь они не могут участвовать в производстве. Дошколь­ники не знают, зачем и для чего люди что-то делают, и очень долго не понима­ют, чем их родители занимаются на работе, кем они работают. Дети не подозрева­ют, что взрослые связаны друг с другом, а общество может функционировать только благодаря сложным социальным отношениям между людьми. В дошколь­ном возрасте им предстоит открыть, зачем люди друг другу нужны, т.е. в чем смысл той или иной человеческой деятельности. Такое открытие происходит в ролевой игре. Дети ставят себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их дея­тельности. Открытие взаимоотношений людей в ролевой игре происходит очень постепенно: сама игра развивается. На протяжении нескольких лет ребенок может играть с одними и теми же игрушками, но меняется характер игровых действий (как ребенок играет и как осознает свою роль). Если внимание и помощь взросло­го не направлены на новые способы игры, игрушки детям скоро надоедают.

Выделение отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребенку взрослых (например, семейных отношений в игре «дочки-ма­тери»); затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так, в игре «в больницу» есть несколько взаимодополняющихся ролей, связанных общим смыс­лом: врач, медсестра, больной), и, наконец, они проигрывают свои отношения к другим взрослым (например, игра «в школу»).

Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же сюжеты (например, «дочки-матери», «доктор» и т.п.), однако содержание игр, то, что ребенок в своих действиях акцентирует, постепенно меняется. Для психи­ческого развития очень важно, чтобы ребенок перешел от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению соци­альных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка). Для такого перехода требуется время: дети должны полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдет, и в игре не сформируются все меха­низмы нового, произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребенка ожидают трудности в школе.

К сожалению, настоящее время не самое благоприятное для игры дошкольни­ков. Изменение общественной жизни в нашей стране привело к тому, что дети имеют меньше возможностей свободно играть, поскольку их очень рано начина­ют учить на различного рода занятиях как в детском саду, так и вне его (школьное обучение с 6 лет, раннее обучение музыке, спорту, иностранным языкам). Дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей жизни, а так­же, если у них есть место и детская компания, где они этому могут научиться. Немногодетные семьи, исчезновение разновозрастных групп детей во дворах и одновозрастные группы в детских садах — все это затрудняет передачу игрового опыта старших детей младшим. Очень часто ребенок плохо играет не из-за отста­вания в развитии, а из-за малого игрового опыта. Охарактеризуем уровни разви­тия ролевой игры на протяжении дошкольного возраста. (Следует заметить, что нижеприведенные уровни — это ступени развития самой игры и они однозначно не связаны с возрастом каждого конкретного ребенка.)

Характеризовать уровень ролевой игры мы будем по следующим показателям:

а) что для ребенка является центральным содержанием роли, т.е. то, что ре­бенок пробует в игре;

б) наличие в игре роли и характер ее осуществления;

в) логика последовательности игровых действий, т.е. чем она определяется и как ребенок относится к нарушению последовательности игровых действий.

Дети 3—4 лет (вторая младшая группа) — I уровень

А. Действия взрослых, которые ребенок воспроизводит в игре, — это предмет­ные действия с игрушками или предметами-заместителями (ребенок «кормит» куклу; «делает уколы» и т.п.). Дети воспроизводят внешний рисунок такого дей­ствия (в пределе — жест).

Б. Дети сами не называют ролей — они просто выполняют роли («роль в дей­ствии»), осуществляя отдельные игровые действия. Дети в игре не относятся друг к другу так, как это происходит в реальной жизни, хотя уже могут осуществить парное ролевое взаимодействие («мама» — «дочка»).

В. Игра однообразна — это, как правило, повторы одних и тех же операций (например, кормление); дети еще не могут связать эти действия с другими опера­циями в цепочку логически вытекающих друг из друга действий.

В играх с правилами они еще не способны выделить правило (например, не могут придерживаться правила очередности).

Воспитателя должно насторожить, если 4-летний ребенок не может осуще­ствить игровые действия (осмысленно действовать в воображаемом плане, напри­мер, ездить на перевернутом стуле «как будто» на машине), а лишь имитирует движения, указанные взрослым, действуя только с теми игрушками, которыми манипулировал взрослый (слепо копируя его действия).

Дети 4—5 лет (средняя группа) — II уровень

A. Дети также проигрывают действия с предметами, но игровые действия и их внешняя последовательность уже соответствуют реальной действительности.

Б. Дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. Они могут наладить ролевое вза­имодействие с 1—2 партнерами.

B. Дети могут выстроить последовательность нескольких ролевых действий в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная деятельность взрослых.

Они уже способны выделить правило, по которому нужно действовать, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того, как действовать нельзя.

Перечислим признаки, свидетельствующие о том, что ролевая игра детей к началу 6-го года их жизни слабо развита:

— повторение одних и тех же предметных действий;

— неумение пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог с куклой;

— неумение самостоятельно действовать с новыми игрушками, элементарно развивать сюжет, обыгрывать какое-то событие («гости», «болезнь», «семья»).

Оба описанных уровня составляют первую основную стадию развития роле­вой игры, типичную для детей 3—5 лет. Своеобразие этой стадии состоит в том, что ребенок отображает в игре предметные действия взрослых, направленные на других людей, которые он обозначает как ролевые (на 5-м году жизни). К концу среднего дошкольного возраста дети начинают отделять себя от роли, которую они выполняют, а также замечать соответствие или несоответствие роли (взятой на себя ими самими или товарищами по игре) и реальности. Это зна­чит, что они могут отличить воображаемый мир от настоящей жизни. Через столкновение своего Я (я — Сережа) с условным (я — доктор) ребенок откры­вает для себя взрослого.

Для второй стадии развития ролевой игры (5—7 лет) характерно возникнове­ние ее нового содержания — смысла отношений между людьми.

Дети 5—6 лет (старшая группа) — III уровень

A. Действия с предметами отступают на задний план, и на первый план выхо­дят социальные отношения и функции людей. Появляется такое выполнение роли, в котором ребенок проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми. Так, ребенок выделяет отношение подчиненности. Например, он как доктор обращается к «медсестре»: «Сестра, сделайте укол».

Б. Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют, и в соответствии с ними строят свое поведение. Они распределяют роли до начала игры и на протяжении всей игры придерживаются своей роли, в которой они жестко следуют реальной логике действий изобража­емого ими лица. Двое-трое детей этого возраста могут выстроить совместную игру.

B. Ребенок согласует свои действия со взятой на себя ролью. Ролевые дей­ствия разнообразны — ребенок может создать цепочку действий, объединенных одним сюжетом (купание, кормление, укладывание спать, прогулка и т.д.), и не нарушает логическую последовательность действий. Ролевая речь детей доста­точно четка.

Дети уже способны подчиняться правилам, но они для них необязательны (особенно ограничительные правила).

Перечислим проявления слабого развития ролевой игры к 6 годам:

— ребенок полностью погружен в воображаемый мир и не способен вернуться в обыденную жизнь, игнорирует окружающую действительность (ребенок не от­личает свое игровое действие от реального, не умеет отличить игру от не игры);

— ребенок не умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре, жестко следует только своим намерениям и вследствие этого конфликтует со сверстниками.

Дети 6—7 лет (подготовительная группа) — IV уровень

A. Главным в игре становится выполнение роли, отражающей отношения людей друг к другу. Именно такие игровые действия детьми акцентируются. Например, выполняя роль мамы, ребенок указывает другому, как нужно себя вести («Маму надо слушаться, так и делай»). При этом игровые отношения все больше соотно­сятся с образцом, с реальной действительностью.

Б. Роли четко выделены; ребенок на протяжении всей игры придерживается своей роли, в которой он воссоздает реальную логику действий изображаемого им лица. Вместе с тем по ходу игры он может выполнять и другие роли, если этого требует развитие сюжета, а играющих мало, и затем снова вернуться к своей основной роли.

B. Действия детей отражают разнообразие действий изображаемого ребенком лица. Правила, которым ребенок жестко следует, определены в соответствии с реальной жизнью.

В играх с правилами дети еще не понимают условности правил. Для них глав­ным является соблюдение определенной последовательности действий, общего плана игры и правила очередности.

Признаком неблагополучного развития игры следует считать вербализм: вмес­то игровых действий ребенок только рассказывает, фантазирует, реально не играя.

У детей одного возраста могут встречаться разные уровни развития ролевой игры (в пределах двух смежных уровней). Так, дети на первом уровне выполняют ряд предметных действий и уже могут следить за тем, чтобы действия были «как в жизни».

Нужно особо отметить специфику ролевой игры. Игра — это свободная детская деятельность, а не организованное и управляемое детское развлечение. Взрос­лым, как правило, не хватает терпения и понимания того, что детям следует позволить играть так, как им самим нравится. Этим они мешают проявлению детского творчества. Игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возмож­но лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами!) новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помогает наладить детям взаи­модействие и взаимоотношения в игре.

Рисование

Практически любой ребенок дошкольного возраста умеет рисовать. Одни дети предпочитают изображать машины, другие — домики и солнышко, третьи — целый мир космических приключений, но все рисунки отражают представления детей об окружающем мире и отношение к происходящему в нем. На протяжении дошкольного возраста расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится более дифференцированным и разноплановым, а следовательно, меняются и рисунки. Что же является наиболее существенным в развитии изобразительной деятельности?

Прежде всего необходимо обратить внимание на выразительность рисунка. Ведь он — зеркало эмоционального отношения к объекту или событию, которое изоб­разил ребенок. Трехлетние дети только начинают овладевать выразительными сред­ствами, наиболее важным из которых является цвет. Они уже стараются изобра­зить доброго, веселого Буратино яркими, насыщенными красками, а злую Бабу Ягу — мрачными. Постепенно кругозор ребенка расширяется, и в изображении плохих героев могут присутствовать яркие тона, но в основном рисунки так и остаются мрачными и темными. Отношение к объекту проявляется и в том, на­сколько ребенок старательно прорисовывает его. Если,предложить изобразить ска­зочных персонажей, то положительный герой будет прорисован тщательно, с разнообразными украшениями и деталями, а отрицательный — нарочито неакку­ратно, с множеством зачеркиваний, неровных и оборванных линий, а то и со­всем перечеркнут. С точки зрения ребенка, он не стоит стараний.

Другим важным компонентом изобразительной деятельности детей является уровень развития представлений о действительности. Хорошо известно, что в ри­сунках детей отражается не столько умение реалистично изображать объекты, сколько вся совокупность опыта и знаний об окружающем мире. Чем старше ре­бенок, чем шире он включен в жизнь, чем больше познает действительность и приобщается к культуре, тем более детализированы и многообразны его рисунки. В них появляется сюжет, соответствующий замыслу дошкольника.

Первым шагом, свидетельствующим о развитии представлений о действи­тельности, можно считать детализацию. Младший дошкольник с трудом рисует предмет, зачастую он совершенно непохож на реальный. Это скорее схема пред­мета, отражающая какие-либо его стороны, с которыми познакомился дош­кольник. Например, если дать ребенку погладить белку, а потом попросить ее нарисовать, основной упор будет сделан на черточки, обозначающие пушис­тость зверька. С возрастом дошкольник научается детально анализировать объект, выделять в нем важные свойства. Его рисунок все более похож на реальный предмет, так как наполняется существенными и второстепенными деталями. Чем их больше, тем глубже проник ребенок в сущность объекта, и следовательно, у него сложился более полный образ действительности.

Но не только количество деталей в рисунке ребенка свидетельствует об уровне развития представлений об окружающем. Интересно и то, изображен ли предмет один или он включен в какую-то систему связей и отношений с другими, иными словами, есть ли сюжет в рисунке. Вначале дети рисуют один ни с чем не связан­ный предмет. По мере развития ребенка, углубления его представлений о мире обогащается и сюжет его рисунков. Это уже не просто человек, солнышко или дом, а целый мир, в котором объекты связаны между собой каким-то событием. Человек живет в доме, над которым светит солнце, а рядом растут деревья.

Важно обращать внимание и на то, существует ли у ребенка замысел, знает ли он, что собирается нарисовать. В начале дошкольного возраста замысел меняется в зависимости от того, на что похоже изображение. Если малыш собирается нари­совать лошадь, а получилось нечто похожее на собаку, то он, не раздумывая, скажет, что именно собаку и хотел изобразить. К старшему дошкольному возрас­ту ребенок уже ставит перед собой цель и старается ее выполнить, т.е. изобразить то, что он задумал. Замысел теперь не следует за изображением, а, наоборот, ведет его за собой. Иными словами, из запаздывающего он становится опере­жающим.

На протяжении дошкольного возраста меняются не только представления о действительности, но и технические возможности ее отображения. Это еще один компонент изобразительной деятельности. Совершенствуется и усложняется техника рисования, владения выразительными средствами (цветом, формой, композицией) и изобразительными материалами (карандашом, кистью, гуа­шью, акварелью).

В самом начале дети пользуются только основными цветами (белым, черным, синим, зеленым, желтым, красным), затем им становятся доступны все цвета спектра и их оттенки. К концу дошкольного возраста дети способны смешивать цвета, создавать с их помощью определенный колорит, настроение картины. Ов­ладение формой тоже происходит постепенно, от простых кругов и овалов к бо­лее сложным предметам, представляющим собой сочетание различных геометри­ческих форм. Только к концу дошкольного возраста начинается овладение элементами композиции. В младшем дошкольном возрасте дети изображают пред­меты хаотично, в любом месте листа, в среднем возрасте — по одной линии, в старшем — могут располагать предметы по всему пространству листа в соответ­ствии с сюжетом и собственным замыслом.

В течение этого возрастного периода ребенку можно предлагать различные материалы. Если для младшего и среднего дошкольника наиболее привычны­ми и удобными являются карандаш и гуашь, то после 5 лет разумно дать поэк­спериментировать с акварелью, а с 6 — начать рисовать ею большую часть работ.

Обратимся к анализу особенностей изобразительной деятельности в разных возрастах. При этом, прежде всего, мы будем рассматривать рисование, так как это наиболее предпочитаемый детьми и часто встречающийся вид изобразитель­ной деятельности.

Дети 3—4 лет (вторая младшая группа)

Кначалу дошкольного возраста ребенок, как правило, имеет определенный набор графических образов, позволяющих ему изображать такие простые предме­ты, как солнце, забор, дорога, человек. Хотя зачастую эти изображения имеют лишь отдаленное сходство с реальностью, дети узнают, что было нарисовано, так как в схематичных изображениях объекта сохраняются его некоторые суще­ственные черты. Часто эти черты соответствуют функциям предмета. Машина мо­жет быть нарисована хотя бы с одним колесом, но без кузова, дом — с крышей, но без окон и т.д. Графические образы в этом возрасте достаточно бедны, поэтому детали нередко отсутствуют. Так, человек изображается в виде круга с отходящи­ми от него линиями. Можно догадаться, что это голова и ноги. Такое схематичное изображение человека получило название «головоног». Иногда по рисунку трудно догадаться, что изображено, но если ребенок все-таки может рассказать вам, что он хотел нарисовать, показать хотя бы несколько частей объекта, например лучи у солнца, колесо у машины, можно говорить о том, что рисунок предметный (пусть даже все знания об этом предмете уместились в примитивной схеме, ли­шенной деталей и не включенной ни в какой сюжет).

В большинстве случаев, начиная рисовать, ребенок не знает, что у него полу­чится. На вопрос взрослого, что это будет, маленький художник, не задумыва­ясь, отвечает: «Сделаю, тогда увидишь». Иногда он знает, что хочет нарисовать, но, если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легкоперестраивается: «Машина не получилась, это киса». Замысел еще запаздывает и управляется изображением.

Но не все дети ограничиваются схематичным изображением. Наиболее развитые из них стремятся наполнить свой рисунок деталями. У человека появ­ляются волосы, уши, руки; у машины — руль, кабина. Не важно, что они пририсованы сверху или сбоку, это придает рисунку большее сходство с ре­альностью. Такие дети рисуют на самые разные темы. Они изображают и кос­монавтов, и телевизор, и цветок. Чем богаче мир ребенка, тем более интерес­ными будут его рисунки.

Есть дети, которые требуют более пристального внимания воспитателя. Их рисунки не предметны. Они что-то чертят на бумаге, не могут сказать, что это, называя «калякой-малякой». Если ребенок и говорит, что он нарисовал, видно, что сделано это безо всякого основания и сходства с названным объектом.

Дети 4—5 лет (средняя группа)

К4 годам круг изображаемых объектов расширяется, в него включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями. Однако постороннему зрителю уз­нать объект все еще нелегко. Как отличить зайца с двумя ушами от дома с трубами или сумки с ручками, ежа с колючками от солнца с лучами или кактуса? Все детали условны, ребенок не пытается правильно передать относительную вели­чину. Удлиненные, объемные формы — руки, ноги, труба, ствол, ветви деревьев и т.п. — изображаются черточками, как будто они не имеют толщины. Углы у прямоугольников и треугольников обычно закруглены или прорисованы как от­дельные детали, не входящие в целостный контур.

Изображая целостный объект, ребенок, как правило, еще не придает значе­ния форме его отдельных частей, хотя форму простых объектов (круг, квадрат и т.д.) он может воспроизводить достаточно точно.

Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже не головоног. Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело, руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями, на конечностях прорисовываются пальцы в виде закорючек или черточек. На лице можно увидеть глаза, рот, нос, представляющие собой кружочки и черточки.

Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто име­ющую пуговицы, намечают в ней различия между мальчиками и девочками: два овала — брюки, треугольник — платье. Они могут изображать такие дета­ли, как уши, шея, волосы. Пальцы и конечности объемны, нарисованы в виде овалов. Иногда появляются элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная.

Тревогу могут вызывать дети, которые вообще отказываются рисовать, чертят каракули или продолжают рисовать только головонога.

Дети 5—6 лет (старшая группа)

В5 лет ребенок способен изображать все, что вызывает у него интерес. Это не только отдельные предметы и сюжетные картинки, но и иллюстрации к книгам, событиям своей жизни. На это время приходится наибольшее количество детских работ. Ребенок от 5 до 6 лет может создать до 2000 рисунков.

Дети рисуют по представлению и стремятся к максимальному сходству с ре­альностью. Но они еще недостаточно владеют навыками рисования, поэтому, чтобы их рисунки могли узнать другие, они используют устоявшиеся стереотипы, шаблоны (дом — квадрат с треугольником наверху, солнце — круг с отходящими от него линиями, человек — «ручки, ножки, огуречик...»). И хотя рисунки схема­тичны, они наполнены разнообразными деталями, помогающими отразить осо­бенности объекта, его объем и пропорции. У человека, например, появляются объемные изображения рук и ног в форме цилиндров. В целом соблюдаются про­порции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши и т.п.), нарушаться пропорции лица и фигуры, но человека уже можно узнать, судить о его настроении, сказать — мужчина это или женщина. Предметы располагаются не отдельно, а связаны между собой. У детей в этом возрасте появляется сюжет­ное изображение: девочка танцует, мальчик играет, папа ведет машину. Наиболее развитые дети изображают сцены из семейной жизни, действия сказочных персо­нажей. Рисунки их отличаются большим количеством деталей. Намечены все ос­новные части тела: туловище, конечности с пальцами, голова с ушами, волоса­ми, лицо с глазами, носом, ртом, а также несущественные детали. Человек одет. Ноги могут быть без обуви, но обязательно со ступнями.

В 5 лет ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, если он затрудняется нарисовать бегущую девочку, то может несколько раз перерисовывать ее, находя изобразительные возможности передачи движения, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим.

Иногда в группе встречаются дети, чьи рисунки так и остаются на стадии схематичного, лишенного деталей и сюжета изображения. В этом случае воспита­телю следует более внимательно понаблюдать за ребенком.

Дети 6—7 лет (подготовительная группа)

К 6 годам поток детских рисунков становится не таким обильным, но не ме­нее разнообразным. Вообще, выделить специфические отличия рисунков 6-лет­них детей непросто. Можно говорить лишь о том, что начинают сильнее сказы­ваться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Городские дети изображают высокие дома, машины, метро, сельские — поля, деревья, животных на ферме. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков инте­ресуют машины, роботы, динозавры, ракеты, персонажи мультфильмов, отли­чающиеся мужественностью, девочек — принцессы, феи, балерины, цветы, сце­ны из обыденной жизни.

Однако есть сюжеты, которые присутствуют у большинства детей. К ним от­носятся изображение животных, домов, людей в разных вариантах. Это может быть автопортрет, рисунок членов семьи, друзей, фантастических или сказоч­ных героев. Тело прорисовано детально, имеются голова, конечности, появля­ется объемность, передающаяся с помощью овалов. На лице — рот и глаза. При этом могут отсутствовать такие детали, как шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни ног.

Если взрослые много занимаются с ребенком, его рисунки становятся лучше. Это уже не схема, а синтетическое изображение. У нарисованного человека руки отходят от плечей, ноги — от одной точки. На руках — 4—5 пальцев. Шея довольно пропорциональна голове и туловищу. Такой человек одет в соответствии с полом и профессией. Иногда он или она имеют украшения в виде пуговиц, бан­тов, бус и оборок (чаще в рисунках девочек). Лицо прорисовано тщательно, с такими деталями, как глаза, рот, нос, подбородок, брови.

Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 6-летних де­тей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношений или сюжета. Члены семьи могут находиться за столом или смотреть телевизор, рассаживаясь-в кружок или в разных концах комнаты. Одна машина обгоняет другую. Все это передается с помощью композиции.

Есть дети, в рисунках которых человек изображен примитивно: конечности либо отсутствуют, либо прорисованы простой линией, пальцев нет, так же как и ушей, волос, носа, шеи. Воспитателю следует обратить особое внимание на этих детей.

 

Года

Рисунки предметны, схематичны; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Лет

Рисунки предметны; появляется детализация; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения.

Лет

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; появ­ляются элементы сюжета; замысел опережает изображение.

Лет

Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; есть сюжет; замысел опережает изображение; появляются элементы композиции.

 

Развитие речи

Возраст 3—4 года

Фонетическая сторона речи

Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи.

Грамматический строй речи

Активно употребляет грамматические формы. Различает единственное и мно­жественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных, выделяет признак предметов (фор­ма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существительным, по­нимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей).

Лексическая сторона речи

Отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.д.

Связная речь

Ребенку свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказ­ки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью вопросов взрос­лого и продолжить ее. Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопро­сы, способен поделиться увиденным и пережитым. Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показателем является инициативная речь.

Возраст 4—5 лет

Фонетическая сторона речи

В большинстве своем произносит четко все звуки родного языка. Восприим­чив к ритмико-слоговой структуре слов. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др. Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи. Различает сло­во, звук.

Грамматический строй речи

Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного накло­нения. Словотворчество является нормой.

Лексическая сторона речи

Выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозна­чает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия. Способен к элемен­тарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда одежда).

Связная речь

Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рас­сказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими сло­вами личные впечатления.

Возраст 5—6 лет

Фонетическая сторона речи

Способен произносить трудные звуки, речь отчетливая. Использует средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Может об­наружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.

Грамматический строй речи

Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словот­ворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать. Умеет согласовывать прилагательное с существи­тельным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже, употреблять сложноподчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи.

Лексическая сторона речи

Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родо­вым признакам. Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, анто­нимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употреб­ление слов в разных значениях).

Связная речь

Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и спосо­бен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выраже­ния, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Мо­жет подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.

Возраст 6—7 лет

Фонетическая сторона речи

Способен говорить внятно и четко.

Грамматический строй речи

Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовы­вать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаго­лов. Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные. Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения.

Лексическая сторона речи

Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Ребе­нок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Связная речь

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически пра­вильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и само­стоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного про­изведения и языковых средствах художественной речи.

 

Социальное развитие

Игровое взаимодействие

Года

Вначале — игра рядом. Дети участвуют в совместных шалостях. К концу — способны привлечь другого ребенка для игры. Объединяются для нее по 2—3 человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не учиты­ваются игровые желания другого. Подражают действиям с игрушкой партнеров.

Лет

Игровые объединения состоят из 2—5 детей. Увеличивается продолжительность игрового взаимодействия. Распределяют роли. Согласовывают игровые действия по ходу игры. Появляется ролевое общение. При конфликтах оказывают давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить партнеру правомерность своих притя­заний.

Лет

Возрастает избирательность и устойчивость взаимодействия. При планирова­нии игры основное внимание уделяют согласованию ее правил. Появляются по­пытки совместного распределения ролей. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и критику действий другого, ссылаясь на правила.

Лет

Предварительное совместное планирование игры, распределение ролей. Роле­вое взаимодействие свертывается. Могут оказать помощь и поддержку друзьям. Во взаимодействии ориентируются на социальные нормы и правила. [...]

 

Года



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 4350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.107 с.)