Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Содержательные показатели развития дошкольникаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Содержательные показатели развития дошкольника План:
2.1. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА 2.2. Рисование 2.3. Развитие речи
ВИДЫ ДЕТСКИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Дошкольный возраст — это возраст игры. Общеизвестно, что дошкольники много и с удовольствием играют и легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму. О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука о развитии, которая установила, что игра (в частности, сюжет-но-ролевая) для развития дошкольников имеет решающее значение. Почему ролевая игра имеет определяющее влияние на психическое развитие ребенка? В процессе психического развития, взросления ребенка меняется его место в мире взрослых, развиваются, прежде всего, отношения между ребенком и взрослыми. На каждом возрастном этапе ребенок осваивает то, как взрослые люди что-то делают. Такое «обучение» происходит в специфических детских формах деятельности, в которых ребенок только и может пробовать участвовать в жизни взрослых. На пороге дошкольного возраста, когда ребенку около 3 лет, он уже неплохо владеет речью и предметными действиями, отделяет себя от других людей: говорит о себе в первом лице. Благодаря его возросшим возможностям, большей самостоятельности взрослые расширяют контакты ребенка с общественным миром, знакомят его с миром природы. В этом процессе заметную роль играют средства массовой коммуникации, особенно телевидение. Трехлетние дети чувствуют свою самостоятельность и готовы делать все, как взрослые («я сам»). Одновременно с этим дети сталкиваются с жесткой реальностью: окружающий мир живет своей, непонятной им и часто опасной, жизнью. Этот мир не подчиняется желаниям ребенка. Мир взрослых и мир дошкольников четко разделены. Дети исключены из общественной жизни — ведь они не могут участвовать в производстве. Дошкольники не знают, зачем и для чего люди что-то делают, и очень долго не понимают, чем их родители занимаются на работе, кем они работают. Дети не подозревают, что взрослые связаны друг с другом, а общество может функционировать только благодаря сложным социальным отношениям между людьми. В дошкольном возрасте им предстоит открыть, зачем люди друг другу нужны, т.е. в чем смысл той или иной человеческой деятельности. Такое открытие происходит в ролевой игре. Дети ставят себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально-действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Открытие взаимоотношений людей в ролевой игре происходит очень постепенно: сама игра развивается. На протяжении нескольких лет ребенок может играть с одними и теми же игрушками, но меняется характер игровых действий (как ребенок играет и как осознает свою роль). Если внимание и помощь взрослого не направлены на новые способы игры, игрушки детям скоро надоедают.
Выделение отношений между людьми начинается с проигрывания отношений близких к ребенку взрослых (например, семейных отношений в игре «дочки-матери»); затем дети проигрывают отношения взрослых друг к другу (так, в игре «в больницу» есть несколько взаимодополняющихся ролей, связанных общим смыслом: врач, медсестра, больной), и, наконец, они проигрывают свои отношения к другим взрослым (например, игра «в школу»). Дети на протяжении дошкольного возраста могут проигрывать одни и те же сюжеты (например, «дочки-матери», «доктор» и т.п.), однако содержание игр, то, что ребенок в своих действиях акцентирует, постепенно меняется. Для психического развития очень важно, чтобы ребенок перешел от освоения социально направленных предметных действий, соотносимых с логикой реальных действий взрослых (кормление, делание уколов, вождение машины), к освоению социальных отношений между людьми, смысла их деятельности, которые соотнесены с реальными отношениями между ними (забота, лечение, перевозка). Для такого перехода требуется время: дети должны полностью прожить дошкольное детство, успеть наиграться. Если этого не произойдет, и в игре не сформируются все механизмы нового, произвольного поведения, необходимого для обучения в школе, ребенка ожидают трудности в школе.
К сожалению, настоящее время не самое благоприятное для игры дошкольников. Изменение общественной жизни в нашей стране привело к тому, что дети имеют меньше возможностей свободно играть, поскольку их очень рано начинают учить на различного рода занятиях как в детском саду, так и вне его (школьное обучение с 6 лет, раннее обучение музыке, спорту, иностранным языкам). Дети хорошо играют, если у них богатые представления об окружающей жизни, а также, если у них есть место и детская компания, где они этому могут научиться. Немногодетные семьи, исчезновение разновозрастных групп детей во дворах и одновозрастные группы в детских садах — все это затрудняет передачу игрового опыта старших детей младшим. Очень часто ребенок плохо играет не из-за отставания в развитии, а из-за малого игрового опыта. Охарактеризуем уровни развития ролевой игры на протяжении дошкольного возраста. (Следует заметить, что нижеприведенные уровни — это ступени развития самой игры и они однозначно не связаны с возрастом каждого конкретного ребенка.) Характеризовать уровень ролевой игры мы будем по следующим показателям: а) что для ребенка является центральным содержанием роли, т.е. то, что ребенок пробует в игре; б) наличие в игре роли и характер ее осуществления; в) логика последовательности игровых действий, т.е. чем она определяется и как ребенок относится к нарушению последовательности игровых действий. Дети 3—4 лет (вторая младшая группа) — I уровень А. Действия взрослых, которые ребенок воспроизводит в игре, — это предметные действия с игрушками или предметами-заместителями (ребенок «кормит» куклу; «делает уколы» и т.п.). Дети воспроизводят внешний рисунок такого действия (в пределе — жест). Б. Дети сами не называют ролей — они просто выполняют роли («роль в действии»), осуществляя отдельные игровые действия. Дети в игре не относятся друг к другу так, как это происходит в реальной жизни, хотя уже могут осуществить парное ролевое взаимодействие («мама» — «дочка»). В. Игра однообразна — это, как правило, повторы одних и тех же операций (например, кормление); дети еще не могут связать эти действия с другими операциями в цепочку логически вытекающих друг из друга действий. В играх с правилами они еще не способны выделить правило (например, не могут придерживаться правила очередности). Воспитателя должно насторожить, если 4-летний ребенок не может осуществить игровые действия (осмысленно действовать в воображаемом плане, например, ездить на перевернутом стуле «как будто» на машине), а лишь имитирует движения, указанные взрослым, действуя только с теми игрушками, которыми манипулировал взрослый (слепо копируя его действия). Дети 4—5 лет (средняя группа) — II уровень A. Дети также проигрывают действия с предметами, но игровые действия и их внешняя последовательность уже соответствуют реальной действительности. Б. Дети называют роли, стараются выполнить именно те действия, которые характерны для выбранной ими роли. Они способны по ходу игры менять свою роль, если этого требует развертывание сюжета. Они могут наладить ролевое взаимодействие с 1—2 партнерами. B. Дети могут выстроить последовательность нескольких ролевых действий в соответствии с той логикой, которой подчинена реальная деятельность взрослых.
Они уже способны выделить правило, по которому нужно действовать, но еще не могут придерживаться ограничивающих правил, т.е. того, как действовать нельзя. Перечислим признаки, свидетельствующие о том, что ролевая игра детей к началу 6-го года их жизни слабо развита: — повторение одних и тех же предметных действий; — неумение пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог с куклой; — неумение самостоятельно действовать с новыми игрушками, элементарно развивать сюжет, обыгрывать какое-то событие («гости», «болезнь», «семья»). Оба описанных уровня составляют первую основную стадию развития ролевой игры, типичную для детей 3—5 лет. Своеобразие этой стадии состоит в том, что ребенок отображает в игре предметные действия взрослых, направленные на других людей, которые он обозначает как ролевые (на 5-м году жизни). К концу среднего дошкольного возраста дети начинают отделять себя от роли, которую они выполняют, а также замечать соответствие или несоответствие роли (взятой на себя ими самими или товарищами по игре) и реальности. Это значит, что они могут отличить воображаемый мир от настоящей жизни. Через столкновение своего Я (я — Сережа) с условным (я — доктор) ребенок открывает для себя взрослого. Для второй стадии развития ролевой игры (5—7 лет) характерно возникновение ее нового содержания — смысла отношений между людьми. Дети 5—6 лет (старшая группа) — III уровень A. Действия с предметами отступают на задний план, и на первый план выходят социальные отношения и функции людей. Появляется такое выполнение роли, в котором ребенок проигрывает действия, передающие характерные отношения между людьми. Так, ребенок выделяет отношение подчиненности. Например, он как доктор обращается к «медсестре»: «Сестра, сделайте укол». Б. Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют, и в соответствии с ними строят свое поведение. Они распределяют роли до начала игры и на протяжении всей игры придерживаются своей роли, в которой они жестко следуют реальной логике действий изображаемого ими лица. Двое-трое детей этого возраста могут выстроить совместную игру. B. Ребенок согласует свои действия со взятой на себя ролью. Ролевые действия разнообразны — ребенок может создать цепочку действий, объединенных одним сюжетом (купание, кормление, укладывание спать, прогулка и т.д.), и не нарушает логическую последовательность действий. Ролевая речь детей достаточно четка.
Дети уже способны подчиняться правилам, но они для них необязательны (особенно ограничительные правила). Перечислим проявления слабого развития ролевой игры к 6 годам: — ребенок полностью погружен в воображаемый мир и не способен вернуться в обыденную жизнь, игнорирует окружающую действительность (ребенок не отличает свое игровое действие от реального, не умеет отличить игру от не игры); — ребенок не умеет согласовать свои действия с действиями партнеров по игре, жестко следует только своим намерениям и вследствие этого конфликтует со сверстниками. Дети 6—7 лет (подготовительная группа) — IV уровень A. Главным в игре становится выполнение роли, отражающей отношения людей друг к другу. Именно такие игровые действия детьми акцентируются. Например, выполняя роль мамы, ребенок указывает другому, как нужно себя вести («Маму надо слушаться, так и делай»). При этом игровые отношения все больше соотносятся с образцом, с реальной действительностью. Б. Роли четко выделены; ребенок на протяжении всей игры придерживается своей роли, в которой он воссоздает реальную логику действий изображаемого им лица. Вместе с тем по ходу игры он может выполнять и другие роли, если этого требует развитие сюжета, а играющих мало, и затем снова вернуться к своей основной роли. B. Действия детей отражают разнообразие действий изображаемого ребенком лица. Правила, которым ребенок жестко следует, определены в соответствии с реальной жизнью. В играх с правилами дети еще не понимают условности правил. Для них главным является соблюдение определенной последовательности действий, общего плана игры и правила очередности. Признаком неблагополучного развития игры следует считать вербализм: вместо игровых действий ребенок только рассказывает, фантазирует, реально не играя. У детей одного возраста могут встречаться разные уровни развития ролевой игры (в пределах двух смежных уровней). Так, дети на первом уровне выполняют ряд предметных действий и уже могут следить за тем, чтобы действия были «как в жизни». Нужно особо отметить специфику ролевой игры. Игра — это свободная детская деятельность, а не организованное и управляемое детское развлечение. Взрослым, как правило, не хватает терпения и понимания того, что детям следует позволить играть так, как им самим нравится. Этим они мешают проявлению детского творчества. Игра не терпит авторитарности. «Управление» игрой возможно лишь как бы изнутри, когда воспитатель сам входит в воображаемый мир игры и ненавязчиво предлагает ребенку (игровыми же средствами!) новые повороты в развитии сюжета. Это значительно труднее, чем организовать обучающее занятие. Научить игре можно, лишь играя. Вместе с тем без помощи взрослого игра сама не возникает. Взрослый дает ребенку нужные игрушки, именно он обозначает предметное действие как ролевое и условное; он помогает наладить детям взаимодействие и взаимоотношения в игре.
Рисование Практически любой ребенок дошкольного возраста умеет рисовать. Одни дети предпочитают изображать машины, другие — домики и солнышко, третьи — целый мир космических приключений, но все рисунки отражают представления детей об окружающем мире и отношение к происходящему в нем. На протяжении дошкольного возраста расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится более дифференцированным и разноплановым, а следовательно, меняются и рисунки. Что же является наиболее существенным в развитии изобразительной деятельности? Прежде всего необходимо обратить внимание на выразительность рисунка. Ведь он — зеркало эмоционального отношения к объекту или событию, которое изобразил ребенок. Трехлетние дети только начинают овладевать выразительными средствами, наиболее важным из которых является цвет. Они уже стараются изобразить доброго, веселого Буратино яркими, насыщенными красками, а злую Бабу Ягу — мрачными. Постепенно кругозор ребенка расширяется, и в изображении плохих героев могут присутствовать яркие тона, но в основном рисунки так и остаются мрачными и темными. Отношение к объекту проявляется и в том, насколько ребенок старательно прорисовывает его. Если,предложить изобразить сказочных персонажей, то положительный герой будет прорисован тщательно, с разнообразными украшениями и деталями, а отрицательный — нарочито неаккуратно, с множеством зачеркиваний, неровных и оборванных линий, а то и совсем перечеркнут. С точки зрения ребенка, он не стоит стараний. Другим важным компонентом изобразительной деятельности детей является уровень развития представлений о действительности. Хорошо известно, что в рисунках детей отражается не столько умение реалистично изображать объекты, сколько вся совокупность опыта и знаний об окружающем мире. Чем старше ребенок, чем шире он включен в жизнь, чем больше познает действительность и приобщается к культуре, тем более детализированы и многообразны его рисунки. В них появляется сюжет, соответствующий замыслу дошкольника. Первым шагом, свидетельствующим о развитии представлений о действительности, можно считать детализацию. Младший дошкольник с трудом рисует предмет, зачастую он совершенно непохож на реальный. Это скорее схема предмета, отражающая какие-либо его стороны, с которыми познакомился дошкольник. Например, если дать ребенку погладить белку, а потом попросить ее нарисовать, основной упор будет сделан на черточки, обозначающие пушистость зверька. С возрастом дошкольник научается детально анализировать объект, выделять в нем важные свойства. Его рисунок все более похож на реальный предмет, так как наполняется существенными и второстепенными деталями. Чем их больше, тем глубже проник ребенок в сущность объекта, и следовательно, у него сложился более полный образ действительности. Но не только количество деталей в рисунке ребенка свидетельствует об уровне развития представлений об окружающем. Интересно и то, изображен ли предмет один или он включен в какую-то систему связей и отношений с другими, иными словами, есть ли сюжет в рисунке. Вначале дети рисуют один ни с чем не связанный предмет. По мере развития ребенка, углубления его представлений о мире обогащается и сюжет его рисунков. Это уже не просто человек, солнышко или дом, а целый мир, в котором объекты связаны между собой каким-то событием. Человек живет в доме, над которым светит солнце, а рядом растут деревья. Важно обращать внимание и на то, существует ли у ребенка замысел, знает ли он, что собирается нарисовать. В начале дошкольного возраста замысел меняется в зависимости от того, на что похоже изображение. Если малыш собирается нарисовать лошадь, а получилось нечто похожее на собаку, то он, не раздумывая, скажет, что именно собаку и хотел изобразить. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже ставит перед собой цель и старается ее выполнить, т.е. изобразить то, что он задумал. Замысел теперь не следует за изображением, а, наоборот, ведет его за собой. Иными словами, из запаздывающего он становится опережающим. На протяжении дошкольного возраста меняются не только представления о действительности, но и технические возможности ее отображения. Это еще один компонент изобразительной деятельности. Совершенствуется и усложняется техника рисования, владения выразительными средствами (цветом, формой, композицией) и изобразительными материалами (карандашом, кистью, гуашью, акварелью). В самом начале дети пользуются только основными цветами (белым, черным, синим, зеленым, желтым, красным), затем им становятся доступны все цвета спектра и их оттенки. К концу дошкольного возраста дети способны смешивать цвета, создавать с их помощью определенный колорит, настроение картины. Овладение формой тоже происходит постепенно, от простых кругов и овалов к более сложным предметам, представляющим собой сочетание различных геометрических форм. Только к концу дошкольного возраста начинается овладение элементами композиции. В младшем дошкольном возрасте дети изображают предметы хаотично, в любом месте листа, в среднем возрасте — по одной линии, в старшем — могут располагать предметы по всему пространству листа в соответствии с сюжетом и собственным замыслом. В течение этого возрастного периода ребенку можно предлагать различные материалы. Если для младшего и среднего дошкольника наиболее привычными и удобными являются карандаш и гуашь, то после 5 лет разумно дать поэкспериментировать с акварелью, а с 6 — начать рисовать ею большую часть работ. Обратимся к анализу особенностей изобразительной деятельности в разных возрастах. При этом, прежде всего, мы будем рассматривать рисование, так как это наиболее предпочитаемый детьми и часто встречающийся вид изобразительной деятельности. Дети 3—4 лет (вторая младшая группа) Кначалу дошкольного возраста ребенок, как правило, имеет определенный набор графических образов, позволяющих ему изображать такие простые предметы, как солнце, забор, дорога, человек. Хотя зачастую эти изображения имеют лишь отдаленное сходство с реальностью, дети узнают, что было нарисовано, так как в схематичных изображениях объекта сохраняются его некоторые существенные черты. Часто эти черты соответствуют функциям предмета. Машина может быть нарисована хотя бы с одним колесом, но без кузова, дом — с крышей, но без окон и т.д. Графические образы в этом возрасте достаточно бедны, поэтому детали нередко отсутствуют. Так, человек изображается в виде круга с отходящими от него линиями. Можно догадаться, что это голова и ноги. Такое схематичное изображение человека получило название «головоног». Иногда по рисунку трудно догадаться, что изображено, но если ребенок все-таки может рассказать вам, что он хотел нарисовать, показать хотя бы несколько частей объекта, например лучи у солнца, колесо у машины, можно говорить о том, что рисунок предметный (пусть даже все знания об этом предмете уместились в примитивной схеме, лишенной деталей и не включенной ни в какой сюжет). В большинстве случаев, начиная рисовать, ребенок не знает, что у него получится. На вопрос взрослого, что это будет, маленький художник, не задумываясь, отвечает: «Сделаю, тогда увидишь». Иногда он знает, что хочет нарисовать, но, если изображение получилось не очень похожим на задуманное, он легкоперестраивается: «Машина не получилась, это киса». Замысел еще запаздывает и управляется изображением. Но не все дети ограничиваются схематичным изображением. Наиболее развитые из них стремятся наполнить свой рисунок деталями. У человека появляются волосы, уши, руки; у машины — руль, кабина. Не важно, что они пририсованы сверху или сбоку, это придает рисунку большее сходство с реальностью. Такие дети рисуют на самые разные темы. Они изображают и космонавтов, и телевизор, и цветок. Чем богаче мир ребенка, тем более интересными будут его рисунки. Есть дети, которые требуют более пристального внимания воспитателя. Их рисунки не предметны. Они что-то чертят на бумаге, не могут сказать, что это, называя «калякой-малякой». Если ребенок и говорит, что он нарисовал, видно, что сделано это безо всякого основания и сходства с названным объектом. Дети 4—5 лет (средняя группа) К4 годам круг изображаемых объектов расширяется, в него включаются и цветы, и бабочки, и фрукты, и деревья, и птицы. На рисунке уже не простая схема, а изображение, наполненное деталями. Однако постороннему зрителю узнать объект все еще нелегко. Как отличить зайца с двумя ушами от дома с трубами или сумки с ручками, ежа с колючками от солнца с лучами или кактуса? Все детали условны, ребенок не пытается правильно передать относительную величину. Удлиненные, объемные формы — руки, ноги, труба, ствол, ветви деревьев и т.п. — изображаются черточками, как будто они не имеют толщины. Углы у прямоугольников и треугольников обычно закруглены или прорисованы как отдельные детали, не входящие в целостный контур. Изображая целостный объект, ребенок, как правило, еще не придает значения форме его отдельных частей, хотя форму простых объектов (круг, квадрат и т.д.) он может воспроизводить достаточно точно. Одной из наиболее часто встречающихся тем остается человек. Это уже не головоног. Человек приобретает узнаваемые черты, появляются тело, руки, ноги. Обычно они выполнены простыми линиями, на конечностях прорисовываются пальцы в виде закорючек или черточек. На лице можно увидеть глаза, рот, нос, представляющие собой кружочки и черточки. Некоторые, наиболее развитые, дети тщательно рисуют одежду, часто имеющую пуговицы, намечают в ней различия между мальчиками и девочками: два овала — брюки, треугольник — платье. Они могут изображать такие детали, как уши, шея, волосы. Пальцы и конечности объемны, нарисованы в виде овалов. Иногда появляются элементы сюжета: девочка гуляет, папа курит, мама нарядная. Тревогу могут вызывать дети, которые вообще отказываются рисовать, чертят каракули или продолжают рисовать только головонога. Дети 5—6 лет (старшая группа) В5 лет ребенок способен изображать все, что вызывает у него интерес. Это не только отдельные предметы и сюжетные картинки, но и иллюстрации к книгам, событиям своей жизни. На это время приходится наибольшее количество детских работ. Ребенок от 5 до 6 лет может создать до 2000 рисунков. Дети рисуют по представлению и стремятся к максимальному сходству с реальностью. Но они еще недостаточно владеют навыками рисования, поэтому, чтобы их рисунки могли узнать другие, они используют устоявшиеся стереотипы, шаблоны (дом — квадрат с треугольником наверху, солнце — круг с отходящими от него линиями, человек — «ручки, ножки, огуречик...»). И хотя рисунки схематичны, они наполнены разнообразными деталями, помогающими отразить особенности объекта, его объем и пропорции. У человека, например, появляются объемные изображения рук и ног в форме цилиндров. В целом соблюдаются пропорции между туловищем, конечностями и головой. Могут отсутствовать такие детали, как кисти рук, стопы, некоторые части лица (брови, нос, уши и т.п.), нарушаться пропорции лица и фигуры, но человека уже можно узнать, судить о его настроении, сказать — мужчина это или женщина. Предметы располагаются не отдельно, а связаны между собой. У детей в этом возрасте появляется сюжетное изображение: девочка танцует, мальчик играет, папа ведет машину. Наиболее развитые дети изображают сцены из семейной жизни, действия сказочных персонажей. Рисунки их отличаются большим количеством деталей. Намечены все основные части тела: туловище, конечности с пальцами, голова с ушами, волосами, лицо с глазами, носом, ртом, а также несущественные детали. Человек одет. Ноги могут быть без обуви, но обязательно со ступнями. В 5 лет ребенок хорошо знает, что он хочет изобразить, следуя к своей цели, преодолевая препятствия. Например, если он затрудняется нарисовать бегущую девочку, то может несколько раз перерисовывать ее, находя изобразительные возможности передачи движения, не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Иногда в группе встречаются дети, чьи рисунки так и остаются на стадии схематичного, лишенного деталей и сюжета изображения. В этом случае воспитателю следует более внимательно понаблюдать за ребенком. Дети 6—7 лет (подготовительная группа) К 6 годам поток детских рисунков становится не таким обильным, но не менее разнообразным. Вообще, выделить специфические отличия рисунков 6-летних детей непросто. Можно говорить лишь о том, что начинают сильнее сказываться социальные и культурные традиции тех мест, где они выросли. Городские дети изображают высокие дома, машины, метро, сельские — поля, деревья, животных на ферме. Различаются рисунки мальчиков и девочек. Мальчиков интересуют машины, роботы, динозавры, ракеты, персонажи мультфильмов, отличающиеся мужественностью, девочек — принцессы, феи, балерины, цветы, сцены из обыденной жизни. Однако есть сюжеты, которые присутствуют у большинства детей. К ним относятся изображение животных, домов, людей в разных вариантах. Это может быть автопортрет, рисунок членов семьи, друзей, фантастических или сказочных героев. Тело прорисовано детально, имеются голова, конечности, появляется объемность, передающаяся с помощью овалов. На лице — рот и глаза. При этом могут отсутствовать такие детали, как шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни ног. Если взрослые много занимаются с ребенком, его рисунки становятся лучше. Это уже не схема, а синтетическое изображение. У нарисованного человека руки отходят от плечей, ноги — от одной точки. На руках — 4—5 пальцев. Шея довольно пропорциональна голове и туловищу. Такой человек одет в соответствии с полом и профессией. Иногда он или она имеют украшения в виде пуговиц, бантов, бус и оборок (чаще в рисунках девочек). Лицо прорисовано тщательно, с такими деталями, как глаза, рот, нос, подбородок, брови. Наиболее важным достижением в изобразительной деятельности 6-летних детей можно считать то, что они начинают овладевать композицией. Они уже не просто выстраивают все объекты в ряд, а стремятся расположить их на листе с учетом пространственных отношений или сюжета. Члены семьи могут находиться за столом или смотреть телевизор, рассаживаясь-в кружок или в разных концах комнаты. Одна машина обгоняет другую. Все это передается с помощью композиции. Есть дети, в рисунках которых человек изображен примитивно: конечности либо отсутствуют, либо прорисованы простой линией, пальцев нет, так же как и ушей, волос, носа, шеи. Воспитателю следует обратить особое внимание на этих детей.
Года Рисунки предметны, схематичны; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения. Лет Рисунки предметны; появляется детализация; обычно изображены единичные предметы; замысел меняется по ходу изображения. Лет Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; появляются элементы сюжета; замысел опережает изображение. Лет Рисунки предметны; имеются существенные и незначительные детали; есть сюжет; замысел опережает изображение; появляются элементы композиции.
Развитие речи Возраст 3—4 года Фонетическая сторона речи Ребенок может заниматься звукоподражательными упражнениями (ква-ква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется особая чувствительность к звуковой стороне речи. Грамматический строй речи Активно употребляет грамматические формы. Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Правильно употребляет слова, обозначающие детенышей животных, выделяет признак предметов (форма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существительным, понимает назначение предлогов, пользуется разной интонацией (вопросительной, повествовательной, побуждающей). Лексическая сторона речи Отражает в речи сначала предметы ближайшего окружения, потом признаки предметов, затем животных, овощи, фрукты, растения и т.д. Связная речь Ребенку свойственна диалогическая речь. Он в состоянии начать пересказ сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помощью вопросов взрослого и продолжить ее. Умеет рассматривать картинки, игрушки; отвечая на вопросы, способен поделиться увиденным и пережитым. Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показателем является инициативная речь. Возраст 4—5 лет Фонетическая сторона речи В большинстве своем произносит четко все звуки родного языка. Восприимчив к ритмико-слоговой структуре слов. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др. Может варьировать темп и интонационную выразительность, читая сказки и стихи. Различает слово, звук. Грамматический строй речи Творчески применяет усвоенное: упражняется в употреблении родительного падежа множественного числа существительных, глаголов повелительного наклонения. Словотворчество является нормой. Лексическая сторона речи Выделяет в предметах свойства, качества, детали, части и словесно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соответствующие действия. Способен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда одежда). Связная речь Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, описывать особенности игрушки, передавать своими словами личные впечатления. Возраст 5—6 лет Фонетическая сторона речи Способен произносить трудные звуки, речь отчетливая. Использует средства интонационной выразительности: грустно, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении. Грамматический строй речи Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов. Способен устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать. Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа в родительном падеже, употреблять сложноподчиненные предложения. У ребенка появляется критическое отношение к своей речи. Лексическая сторона речи Свободно пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам. Развивается смысловая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, оттенки значений слов, выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях). Связная речь Хорошо понимает прочитанное, отвечает на вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе. Может рассказывать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реального, вообразив предшествовавшие и последующие события. Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности. Возраст 6—7 лет Фонетическая сторона речи Способен говорить внятно и четко. Грамматический строй речи Правильно изменяет и согласовывает слова в предложении, может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образовывает слова, подбирая однокоренные. Критически относится к ошибкам, стремится к точности и правильности. Использует в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения. Лексическая сторона речи Словарь насыщен обобщающими существительными, прилагательными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. Осознанно употребляет родовые и видовые понятия. Связная речь У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткие сообщения. Умеет оформить монологическую речь грамматически правильно, последовательно и связно, точно и выразительно пересказывать и самостоятельно рассказывать, имея представление о композиции литературного произведения и языковых средствах художественной речи.
Социальное развитие Игровое взаимодействие Года Вначале — игра рядом. Дети участвуют в совместных шалостях. К концу — способны привлечь другого ребенка для игры. Объединяются для нее по 2—3 человека. Но еще не распределяют роли, нет взаимодействия персонажей, не учитываются игровые желания другого. Подражают действиям с игрушкой партнеров. Лет Игровые объединения состоят из 2—5 детей. Увеличивается продолжительность игрового взаимодействия. Распределяют роли. Согласовывают игровые действия по ходу игры. Появляется ролевое общение. При конфликтах оказывают давление на партнеров, но чаще пытаются объяснить партнеру правомерность своих притязаний. Лет Возрастает избирательность и устойчивость взаимодействия. При планировании игры основное внимание уделяют согласованию ее правил. Появляются попытки совместного распределения ролей. При конфликтах объясняют партнеру свои действия и критику действий другого, ссылаясь на правила. Лет Предварительное совместное планирование игры, распределение ролей. Ролевое взаимодействие свертывается. Могут оказать помощь и поддержку друзьям. Во взаимодействии ориентируются на социальные нормы и правила. [...]
Года
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 4350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.107 с.) |