Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Участие общественности в уголовном преследовании
Участие общественности в уголовном преследовании - понятие, производное от более широкого понятия "участие общественности в борьбе с преступностью". Последнее включает в себя как меры, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством, так и меры, установленные иными правовыми и политико-правовыми актами. Если уголовное преследование есть преследование уже совершенных преступлений в рамках уголовного процесса, то борьба с преступностью предполагает также предупреждение и пресечение преступлений общесоциальными и специальными социальными мерами. Именно о таких мерах речь идет, например, в Федеральном законе РФ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Преследование преступлений возможно и за рамками возбужденного уголовного дела, т.е. в непроцессуальной форме. Так, согласно статьям 11, 12 Федерального закона РФ от 14 апреля 1999 г. "О ведомственной охране" работники ведомственной охраны имеют права и обязанности по пресечению преступлений, преследованию и задержанию лиц, их совершивших. До возбуждения уголовного дела преследование бывает также в порядке оперативно-розыскных мер, при погоне за преступником милицией, самим потерпевшим, другими гражданами, захвате его по "горячим следам", задержании на месте преступления и т.д.1 По МУПК (ст.161), УПК РБ (ст.109) и РК (ст.133) не только потерпевший, но и любой иной гражданин имеет право захватить (задержать) и принудительно доставить в орган власти лицо, совершившее преступление, с целью пресечения возможности скрыться и совершения им иных посягательств. В УПК РФ такое положение не предусмотрено. Но ст. 38 УК РФ подтверждает право граждан на задержание преступника для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений. Приведенные данные дают основание для понимания участия общественности в уголовном преследовании в узком (в рамках уголовного судопроизводства) и в широком (вне этих рамок) смысле. Ввиду того что "преследование преступлений касается всего общества"2, что добиться успеха в данном деле можно лишь в том случае, "если сама народная масса помогает"3 и что "без опоры на широкую общественную поддержку - с преступностью не справиться и порядка в стране не навести"4, важно рассмотрение обоих этих понятий с точки зрения их правового регулирования.
К сожалению, в России правовая регламентация участия общественности в борьбе с преступностью сильно отстает от потребностей практики. Пока нет единого, общего для всей России законодательного акта, который бы удовлетворял нынешние запросы жизни. В действующих законах РФ обозначены лишь отдельные моменты рассматриваемого вопроса. В частности, в Законе РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г. в редакции Закона от 4 августа 2001 г. записано: "Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами" (ч. 2 ст. 3). Но в чем, в каких формах и пределах заключается это взаимодействие, в нем не раскрывается. В Законе РФ "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12 августа 1995 г. статья 17 посвящена содействию граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В ней говорится: "Отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту". Неоправданно затянулось принятие Федерального закона "Об участии граждан Российской Федерации в обеспечении правопорядка". Его проект давно разработан и дважды принимался Государственной Думой и одобрялся Советом Федерации. Когда Президент РФ первый раз отклонил его как противоречащий Конституции РФ и ряду федеральных законов, в "Российской газете" за 12 марта 1998 года был опубликован материал "Народный дружинник криминал не остановит". В нем утверждалось, что принятие этого закона приведет к размыванию функций, задач, полномочий и ответственности органов государственной власти и общественных объединений. Понятно, что такое отношение к данному законопроекту и подобные публикации не настраивают общественность на борьбу с преступными посягательствами. Глубоко заблуждается тот, кто думает, что избавит общество от преступности могут одни лишь правоохранительные органы. Нигде, никогда, ни в одной стране мира и ни в какой цивилизации этого сделать не удавалось без подключения потенциала самого общества, всего народа.
Справедливости ради отметим, что в Республике Башкортостан аналогичный закон - "Об общественных объединениях правоохранительного характера" был принят еще 28 июля 1997 года. На его основе приняты и действуют утвержденные постановлением Кабинета Министров РБ от 7 июля 1998 года: Положение о социально-профилактическом центре по месту жительства граждан, Положение о рабочих отрядах содействия милиции и Типовое положение о совете профилактики трудового коллектива. 23 марта 1998 года принят Закон о государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав. Указом Президента РБ от 30 марта 2001 года утверждена Программа борьбы с преступностью в республике на 2001-2003 годы, которая предусматривает целый ряд мер, направленных на повышение активности населения в борьбе с проявлениями преступности. О том, что участие общественности в противодействии преступности эффективно, можно привести пример из практики. В городе Старый Оскол Белгородской области благодаря помощи дружинников снизилось количество наиболее распространенных преступлений - квартирных краж.5 В отмеченном плане представляется неправильным то, что в УПК РФ не сохранено положение УПК РСФСР (ст. 128), предписывающее следователю обязанность использовать помощь общественности для раскрытия преступлений и розыска лиц, их совершивших, а также для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. Участие общественности в уголовном процессе заслуживает того, чтобы возвести его в ранг принципа уголовного судопроизводства. Именно так решен этот вопрос в Узбекистане, статья 21 УПК которого участие общественности в судопроизводстве по уголовным делам причисляет к принципам уголовного процесса. Она гласит: "При расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе, в пределах своей компетенции, использовать помощь общественности для установления обстоятельств совершения преступления, розыска и изобличения виновных, вынесения справедливого приговора, а также для выявления причин преступлений и условий, способствовавших его совершению. Представители общественных объединений и коллективов вправе участвовать в производстве по уголовным делам в качестве общественных обвинителей и общественных защитников. В проекте федерального закона о Следственном комитете Российской Федерации в числе принципов деятельности органов предварительного следствия указывается их взаимодействие с другими правоохранительными и иными государственными органами, а также общественными организациями и гражданами (п. 7 ст. 4). Но такой формулы нет в Положении об органах предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. Такой подход расходится с конституционным принципом о том, что источником власти в стране является народ, осуществляющий ее непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Не согласуется он и с международными актами, предлагающими государствам активизировать усилия по обеспечению как можно более широкого участия общественности в осуществлении правосудия по уголовным делам, в предупреждении преступности и борьбе с нею. Это принятые ООН Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия (1985 г.), Руководство по основным направлениям предупреждения преступлений (1990 г.), Стандартные минимальные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила от 14 декабря 1990 г.), относящие общественные начала к основополагающим принципам в этой сфере, а также Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила от 29 ноября 1985 г.), признающие усилия всего общества в целом условием эффективности предупреждения преступности среди несовершеннолетних.
В Декларации о полиции, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы 8 мая 1979 г., указывается, что сотрудникам полиции и других органов, выполняющих правоохранительную функцию, необходима активная моральная и физическая поддержка общества. В условиях прогрессирующей криминализации общества, острого кризиса борьбы с преступностью и торжества уголовных авторитетов в нашей стране многократно возрастает значение названных актов для совершенствования отечественного законодательства. Благо, что в новой редакции Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г., записано, что решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с преступностью, должны опираться на поддержку общества. Но чтобы задействовать все ветви государственной власти, весь потенциал гражданского общества, обеспечить повсеместную деятельную помощь населения в правоохранительном деле, отмеченные прогрессивные международные положения должны быть полностью трансформированы в нормативно-правовой массив России, регулирующий борьбу с преступностью. В политико-правовых и законодательных актах желательно обозначить важность всеобщего общественного осуждения преступности, подчеркнуть, что борьба с нею, укрепление законности и правопорядка есть общегосударственная, общенародная задача. Необходимо не только констатировать, что "борьба с преступностью и коррупцией получит должный эффект лишь тогда, когда мощь государства будет подкреплена активной поддержкой его граждан"6 или "решение этой задачи невозможно без серьезной государственной поддержки, широкого привлечения негосударственных структур, общественных объединений и граждан"7, а воплощать эти идеи в реальность.
Имея в виду, что современная преступность есть экстерриториальное явление, назрела необходимость обсуждения проблемы имплементации международных норм по этим вопросам в национальное законодательство на заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Целесообразно принять рекомендательный для стран СНГ модельный закон об участии общественности в борьбе с правонарушениями. Поскольку согласно МУПК, УПК РБ. РК и Закону о прокуратуре РФ, УПК РФ уголовное преследование - категория уголовного процесса, в уголовно-процессуальном законодательстве, с нашей точки зрения, должно быть предусмотрено участие общественности, граждан в этой деятельности. В пользу такого решения вопроса выступает часть 5 ст. 32 Конституции России, согласно которой граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Между тем статьей 22 УПК РФ правом на участие в уголовном преследовании наделены только потерпевший, его законный представитель и (или) представитель. В УПК РБ 28-я статья хотя и именуется "Право граждан на участие в уголовном преследовании и обвинении", но их круг ограничивается только потерпевшим и его правопреемником. Отсутствие надлежащей правовой базы участия общественных сил в этом процессе - фактор, мешающий органам уголовного преследования обеспечить эффективное осуществление данной деятельности. Поэтому нужны основательные, совершенные законы. Но как бы ни были хороши законы, они не будут работать, если нет доверия общественных объединений и граждан к правоохранительным органам. И этот вопрос стал злободневным. Углубляющийся правовой нигилизм населения, внедрение в массовое сознание стереотипов противоправного поведения и силового разрешения споров, правовой беспредел и коррумпированность органов власти, отсутствие системы надлежащего правового воспитания людей и другие негативные факторы привели к неверию значительной части граждан в способность правоохранительных органов защитить интересы личности и общества. Об этом свидетельствует то, что по данным исследований ВНИИ МВД РФ в среднем по России около 60 % опрошенных жертв преступлений не обращались в правоохранительные органы с сообщением о совершенном в отношении них преступлении. Основными причинами необращения были сомнения в результативности деятельности правоохранительных органов (54 %), нежелание быть втянутым в затяжной судебный процесс (26 %), опасение наступления неблагоприятных последствий (20 %).8 О том, что основания для таких сомнений и опасений были и остаются тревожной реальностью сегодняшнего дня, говорят распространенность нарушений законности в деятельности правоохранительных и судебных учреждений и обусловливаемые такими фактами многочисленные нарекания граждан в адрес этих органов.9
Отсюда задача - восстановление доверия общественности к правоохранительным органам. Для этого нужны кардинальные государственные меры по устранению обстоятельств, породивших такое неверие, и формированию позитивного общественного мнения о правоохранительной службе. В их числе скорейшее принятие Федерального закона о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.10 Незащищенность этих лиц от противоправного воздействия на них со стороны подозреваемых, обвиняемых, их родственников, знакомых и других близких им лиц выступает одной из причин того, что потерпевшие и свидетели подвергаются массированному давлению, угрозам, шантажу, подкупу со стороны преступных группировок, родственников и близких обвиняемого. Нередко им и членам их семей угрожают смертью, увечьем, уничтожением имущества, и в ряде случаев такие угрозы осуществляются. По данным МВД РФ, за 1,5 года противоправному воздействию подверглись около 1800 участников уголовно-процессуальной деятельности и их близких.11 Насколько эта проблема остра, характеризует и следующий факт: 34,8 % из 40 тыс. опрошенных лиц заявили, что в случае, если они станут свидетелем преступления, в правоохранительные органы о случившемся не сообщат.12 Нельзя сказать, что в России нет законов, предусматривающих нормы о защите участников уголовного судопроизводства. Закон РСФСР о милиции провозгласил обязанность милиции принимать меры по охране лиц, участвующих в уголовном деле, а также членов их семей и близких, если здоровье, жизнь или имущество этих лиц находятся в опасности (п. 24 ст. 10). Законом РФ об оперативно-розыскной деятельности на органы, осуществляющие эту деятельность, возложена обязанность содействовать обеспечению личной безопасности, сохранности имущества участников уголовного производства, членов их семей, близких от преступных и иных противоправных посягательств (п. 6 ст. 14). В статье 11 Закона РФ от 21 июля 1997 г. "О судебных приставах" предусмотрена обязанность приставов обеспечивать в судах безопасность участников судебного процесса и свидетелей. Однако вышеприведенные данные показывают, что указанные нормы не образуют достаточной системы, гарантирующей безопасность лиц, содействующих уголовному судопроизводству. Поэтому нужен отдельный закон, устанавливающий не только обязанность названных органов в этой сфере, но и механизм реальной, надежной защиты участников уголовного процесса. Желательно принять Федеральный закон, регламентирующий деятельность по предупреждению преступлений, и закон о защите личности от противоправных посягательств. Однако желаемая помощь населения сама по себе не приходит. Требуются постоянные и полновесные организационные усилия, чтобы мобилизовать общественные силы на борьбу с преступностью. Необходимы прежде всего всеобщее правовое воспитание населения, разъяснительная, просветительская работа, обучение людей защите и самозащите от преступных посягательств. Обеспечение участия общественности в борьбе с преступностью - серьезная проблема, требующая больших финансовых затрат. Но, несмотря на нынешние экономические трудности, решение ее нельзя откладывать, ибо преступность - фактор, расшатывающий устои общества. Она мешает развитию страны, является антиподом общечеловеческих ценностей, в том числе прав и свобод людей. Участие граждан и общественных формирований в борьбе против этого зла есть одно из проявлений демократизма, одна из важнейших форм реализации людьми своего конституционного права участвовать в управлении делами государства, есть условие формирования и развития в стране цивилизованного гражданского общества, правового государства. Следовательно, для осуществления этих идеалов нужно создать нормативную базу, включающую в себя законодательство, регулирующее затронутые вопросы всеобъемлюще и в совершенстве, и соответствующие иные условия для эффективного функционирования общественных начал в борьбе с криминалом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.011 с.) |