Общая характеристика Соборного Уложения 1649г. история создания, сущность, структура, источники. Гражданскоправовые отношения, группы и виды преступлений по Соборному Уложению 1649г. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика Соборного Уложения 1649г. история создания, сущность, структура, источники. Гражданскоправовые отношения, группы и виды преступлений по Соборному Уложению 1649г.



В отличие от предыдущих законов Соборное Уложение 1649 г. регулировало не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественнополитической жизни того времени. Гражданское право. Получили юридическое закрепление сложившиеся три вида феодального землевладения: собственность государства или непосредственно царя, вотчинное землевладение, поместья, которые давались за службу, главным образом военную. Соборным Уложением 1649 г. было разрешено производство обмена поместий на вотчины с соблюдением определенной процедуры. Широко регламентировались договорные обязательства: договоры куплипродажи, мены, займа, поклажи и др. Предусматривалось два порядка заключения договоров: крепостной порядок (с составлением документа при свидетелях) и домашний порядок. Соборное Уложение запретило взыскивать проценты по займу, исковая давность по займу устанавливалась в 15 лет. Предусматривались способы обеспечения исполнения договоров – залог и поручительство. Устанавливалась ответственность за причинение вреда, вызванного потравами полей и лугов. Уголовное право. Соборное Уложение 1649 г. содержало многочисленные нормы уголовного права. Преступление именуется «лихим делом». Впервые специальную главу составляют преступления против религии, далее шли государственные преступления (государственная измена, посягательства на жизнь и здоровье царя, самозванство и др.). К тяжким отнесены преступления против порядка управления (нарушение порядка на царском дворе, фальшивомонетчество, подделка царских печатей). Подробно описаны воинские, имущественные преступления, преступления против личности. Разнообразнее стали меры наказания, ярко выраженной целью наказания было устрашение, при этом наказание носило сословный характер. Предусматривалось применение смертной казни, как простой, так и квалифицированной, широко применялось членовредительство, предусматривались тюрьма и ссылка. Штраф занимал незначительное место среди мер наказания. Процессуальное право. Попрежнему различались две формы процесса – состязательный и розыскной. Расследование большинства уголовных дел начиналось по усмотрению государственных органов, доносам, жалобам потерпевших, а также непосредственно по указанию царя. Широко применялись повальный обыск и пытка. Регламентировались основания и порядок применения пытки по религиозным, государственным и другим преступлениям. Большинство гражданских дел и некоторые уголовные рассматривались в состязательном процессе. Развивалась система формальных доказательств. Определялись значение и сила конкретных доказательств, которые делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные, главным доказательством считалось признание обвиняемого или ответчика. Большое значение имели такие доказательства, как ссылка из виноватых (стороны ссылались на группу свидетелей) и общая ссылка (обе стороны ссылались на одного свидетеля). В качестве доказательства сохранялась присяга – «крестное целование».

50Причины и особенности формирования и развития абсолютной монархии в России. Государственные реформы Петра I и их значение для формирования абсолютизма.

Переход к абсолютизму определялся в первую очередь социальноэкономическими причинами. В условиях усиления экономических связей между отдельными районами страны начался процесс складывания единого рынка. Крупные купцы стремились обзавестись вотчинами, крепостными крестьянами и смыкались с классом феодалов. Наиболее яркими примерами феодаловпредпринимателей были Строгановы и Демидовы. Во второй половине XVII в. к тому же сложилась возможность установления абсолютной монархии. Создание постоянного войска, усиление аппарата чиновников приказной системы, независимые источники дохода казны в виде ясака и винной монополии обеспечили независимость царской власти. Необходимость в сословнопредставительных органах отпала, власть монарха становилась неограниченной, абсолютной. Сословные реформы Петра I. Идущий на протяжении XVII в. процесс постепенного сближения правового статуса поместий и вотчин завершился в начале XVIII в. полным слиянием этих институтов и даже заменой прежних терминов одним общим. При Петре I исчезло прежнее деление феодалов на многочисленные сословные группы – бояр, дворян, детей боярских и т. д.24 января 1722 г. Петр I утвердил Закон о порядке государственной службы в Российской империи – Табель о рангах. В основу Табели были положены аналогичные акты, существовавшие в западноевропейских странах, при этом были приняты во внимание чины, уже существовавшие в России. Все чины Табели о рангах подразделялись на три типа: военные, статские (гражданские) и придворные и делились на 14 классов. Устанавливались чины исходя из личных качеств, а не в силу знатности рода. Табель о рангах определяла место в иерархии государственной службы, предоставляла возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Военные чины объявлялись выше соответствующих им гражданских и придворных чинов, что давало преимущества военным чинам в переходе в высшее дворянское сословие: 14й военный класс давал право на потомственное дворянство (в гражданской службе потомственное дворянство приобреталось чином 8го класса). В последующем приобретение потомственного дворянства было существенно ограничено. Табель о рангах, изданная Петром I, устранила прежние сословные группировки и ввела новое единое название для обозначения господствующего классасословия – «шляхетство», при этом исключались претензии дворян на боярский титул, равно как и возражения бояр против переименования их в дворян. Уже при жизни Петра возродился на новом уровне термин «дворянство» – им именовали весь служилый класс. В начале XVIII в. холопство окончательно слилось с крестьянством, исчезли и другие группы: захребетников, монастырских детенышей и т. п. Крестьяне делились на государственных, экономических, дворцовых, помещичьих, выход из крестьянства крайне затруднялся. В начале XVIII в. крепостным крестьянам было разрешено покидать деревни и вступать в армию.

Государственный механизм абсолютной монархии в России во второй половине XVIIIв. Реформы Екатерины II. Изменения в высших органах власти и управления России в первой половине XIXв. Реформы Александра I

. В 1802 году с учреждением министерств коллегии были упразднены. Было учреждено 8 министерств:1. военное сухопутное;2. морских сил; 3. иностранных дел; 4. юстиции; 5. внутренних дел; 6. финансов; 7. коммерции; 8. народного образования. Причина появления – потребность в улучшении организации высших административных учреждений. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств, собирался “комитет министров”. Сенат становился “хранителем законов”, высшей судебной инстанцией и органом надзора за администрацией. Министры должны были предоставлять Сенату годовые отчеты. На деле же эта ответственность министерств не осуществлялась с самого начало своего установления (порядок предоставления отчетов соблюдался выборочно и потов вообще был забыт). Сперанский отмечал, что министерства не могут нести ответственности перед Сенатом, который также зависел от “произвола власти” и был исполнительным органом”. К тому же министр выбирался самими лицом, и тот ему докладывал непосредственно, поэтому критика сената относилась бы не к министру, а к императору. Система министерства. Министры и товарищи министров (замы) назначались императором., высшие чиновники министерств императором по представлению министра, низшие – министром. Министерство делилось на департаменты (присутствия, в которых принимались решения, организованные по направлениям деятельности) и канцелярии (где осуществлялось делопроизводство). Департаменты и канцелярии возглавлялись директорами. В составе министерства действовал Совет при министерстве, в который входили товарищи и директора департаментов. Число министерств росло: Государственное. казначейство, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции. Созданная Александром Первым центральная система управления просуществовала с некоторыми изменениями до 1917 года. Аппарат министерств при Александре II был значительно перестроен. Многие их министерств стали создавать свои местные органы. В связи с развитием капитализма повышается роль отраслевых министерств: путей сообщения, государственных имуществ, финансов, Главный комитет железных дорог.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.210.43 (0.02 с.)