Особенности развития китая и японии в средние века. Специфика государственного и социального строя. Источники права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития китая и японии в средние века. Специфика государственного и социального строя. Источники права.



В 111 вв. в Китае сформировались феодальные от ношения. В III в. произошло кратковременное объе динение страны, после периода Троецарствия, под властью династии Западная Цзинь. В 316 г. она была уничтожена кочевыми племенами, вторгшимися в Ки тай. На юге Китая империя Цзинь была восстановле на (317420), на севере утвердилась династия Се верных Вэй. Между царствами до конца VI в. продол жались войны. Во второй половине VI в. была осно вана династия Суй под руководством полководца Ян Цзяня. В 589 г. она объединила две части страны. Усиление центральной власти сопровождалось за крепощением землевладельцев. Выросли расходы государства (сооружение Великого канала, строи тельство дворцов) и повинности с народа. В 618 г. в результате народного восстания к власти пришла ди настия Тан. Она ввела систему госэкзаменов для гос служащих. Глава государства император – ≪Сын неба≫. Он правил на основе традиций и законов и совмещал в себе все ветви власти. При императоре работал Госу дарственный совет. Его возглавляли 2 цзайсяна. В их подчинении находилось 6 министерств. Территория страны делилась на 10 провинций, ко торые состояли из областей и уездов. Руководители на всех уровнях назначались из центра. Общественный строй Китая состоял из трех сословноклассовых групп: 1. ≪Благородные люди≫ – светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Они осво бождались от налогов, повинностей, телесных на казаний. 2. ≪Добрые люди≫ – мелкие земледельцы и ремес ленники – были основными налогоплательщиками. 3. ≪Дешевый народ≫ – неполноправные свободные и рабы (без и малоземельные крестьянеаренда торы, работавшие слугами, батраками в домах землевладельцев). Судебные дела рассматривались не только в судеб ных, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. Верховной судебной властью обла дал император. На низшей ступени судебные вопросы решали выборные старейшины деревни. Судебные дела разрешались в уездных управах – ямынях. В областях и провинциях действовали особые судебноправительственные органы, которые занима лись рассмотрением тяжких преступлений (убийства, крупные хищения и др.) Если дело не было окончательно разрешено в об ласти или провинции, оно направлялось в централь ный судебный орган. Решение по делу выносилось от имени императора. Имущественные отношения. В Китае существовали государственная и частная собственность. Коллектив ная собственность на землю имела форму семейной или родовой собственности. В обязательственных правоотношениях особую роль играл договор куплипродажи. Он был действи тельным при наличии соглашения сторон. Купля продажа вещей, рабов, скота, требовала составления купчей. Несоставление купчей наказывалось битьем палками. Семейные правоотношения основывались на нормах конфуцианской морали. Брак являлся дол гом, выполнение которого должно было служить ин тересам семьи, соблюдению обычая культа пред ков. Перед браком было необходимо получение согласия отцов жениха и невесты. Брачный возраст для мужчин составлял 1516, для женщин – 1415 лет. Были запрещены браки свободных с рабами, с ли цом, носящим ту же фамилию, многоженство. Развод допускался по взаимному согласию супругов. В наследовании действовал принцип общего пра вопреемства, так как наследники несли ответствен ность за долги умершего. Передача чина, должности осуществлялась по нисходящей родственникам по. мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние получали половину доли братьев. В уголовном праве господствовала идеология конфуцианства. Неопределенность границ мораль ной нормы препятствовала разграничению форм вины. Классификация преступлений основывалась на кон цепции ≪десяти зол≫: 1) заговор о мятеже против им ператора; 2) неподчинение; 3) измена; 4) преступле ния против близких родственников; 5) особо жестокие преступления, колдовство, магия; 6) кража культовых предметов, злословие в адрес императора и т. п.; ос тальные четыре формы зла были связаны с защитой нравственного порядка в семье. Судебный процесс основывался на инквизицион ных началах. Дело возбуждалось по жалобе потер певшего в суд. До суда преступник держался в тюрьме. Главной целью процесса являлось призна ние вины обвиняемого. Применялись пытки. Если после троекратного допроса под пытками обвиняе мый не признавался в вине, то пытки применялись к самому обвинителю для признания лжесвиде тельства. В Японии проявились черты, характерные для всего восточного мира, и одновременно особенности, при сущие западной модели. Заселение японских островов началось несколько тысячелетий назад, но государ ственность стала складываться лишь к VI—VII вв. н. э. С VI в. Япония стала преодолевать гигантскую про пасть, которая отделяла ее от великой цивилизации Китая. Последовательным реформатором выступил принц Кару, который пришел к власти в результате дворцового переворота в середине VII в. Молодая японская государственность восприняла идею силь ной государственной власти по китайскому образцу. Император, называвший себя Сыном Неба – Тэн но, имел весьма ограниченные способности, чтобы нормально править страной. Огромное влияние при обрел клан Фудзияра, который привел принца Кару, основателя династии, к власти. Император стоял во главе системы государственного управления. При нем существовал Государственный совет из наиболее видных сановников, среди кото рых было значительное число представителей высшей знати. Государственный совет был единственным реальным ограничителем власти императора. Государственный совет разрабатывал общие на правления государственной политики, рассылал ука зы императора по всей стране. В Японии к концу Х1началу XII вв. стали склады ваться фактически 3 центра реального политиче ского влияния: – императорский двор; – домоуправление правящего клана (им на про тяжении ряда веков оставался клан Фудзияра); – буддийские монастыри.__ В условиях непрекращающейся кла новой борьбы различных групп господствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, – в XII в. в Японии устанавливается новая форма правления – сегунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре, так и в определенной мере на местах сосредоточивалась в руках сегуна – ≪вели кого полководца≫. Начиная с 1603 г. фактическим управителем государства становится узурпатор сегун (≪верховный главнокомандующий≫), которым сделался глава феодального рода Токугава. Сохранение императора как номинального главы го сударства, обладающего некоторыми представительны ми функциями, являлось характерной чертой сегуната. Япония была разделена на уезды, во главе кото рых стояли назначаемые из местной родовой аристо кратии губернаторы, уездные начальники. Наряду с ними в уезды направлялись царские контролеры. Низшей административной единицей было село во главе с сельским старостой, который на значался из местных жителей. В государственном аппарате особое место зани мали органы сыска, специальные полицейские инс пекторы – мэцке. Во главе провинций стали назначаться военные губернаторы, или протекторы (сюго), которые на ходились там наряду с правителями областей, ко торые назначались императором. Вместе с надельной системой в Японии была вве дена обязательная воинская повинность. Армейские части были территориальными, но фор мировались и содержались они в провинциях и уез дах. Из одного двора брали одного новобранца. Был сформирован особый военнофеодальный слой самураев – профессиональных воинов, васса лов крупных феодалов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.016 с.)