Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы вавилонского царя Хаммурапи: история создания, структура изложения, основные институты и нормы.
Составлен в XVIII в. до н.э. по указанию и, возможно, с участием самого Хаммурапи. Законник обнаружили французские археологи в 1901 году. Черный базальтовый столб, на котором высечен текст законов, сохранил изображение Хаммурапи. Законы написаны на живом разговорном вавилонскоаккадском языке. Формулировки закона четкие, ясные. Он состоит из трех условных частей: введения, перечня 282 статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. Источниками сборника послужили: обычное право; шумерские судебники; нововавилонское законодательство, судебные казусы. При царе Хаммурапи собственность на землю достигла наивысшего уровня развития. В Вавилоне существовали следующие виды земельной собственности: царская; храмовая; общинная; личная. Царским и храмовым хозяйством управлял царь. Законодательству Хаммурапи были известны договоры: аренды; имущественного найма; личного найма; займа; куплипродажи; хранения; товарищества; мены; поручения. В Законах Хаммурапи имеется ряд статей, посвященных аренде поля, сада, даже еще не освоенной земли. В Законах упоминаются различные виды имущественного найма: помещений, домашних животных, судов, повозок, рабов. Устанавливается плата за наем вещей, а также ответственность в случае потери или гибели нанятого имущества. При помощи договора личного найма нанимали сельскохозяйственных рабочих, врачей, ветеринаров, строителей. Законами определяются порядок оплаты труда этих лиц и их ответственность за результаты труда. Особенностью законодательства Хаммурапи в отношении договора займа (как денежного, так и натурального) является стремление оградить должника от кредитора и предотвратить развитие долгового рабства. Законы подробно регулировали следующие положения: ограничение максимального срока отработки долга тремя годами; ограничение процентов, взимаемых ростовщиком (20 % годовых в случае займа денег, 33 1/3 годовых в случае займа зерна); ответственность кредитора в случае смерти должника в результате жестокого обращения с последним. Купляпродажа регламентировалась следующими положениями: продажа ценных предметов (земли, построек, рабов, скота) осуществлялась в письменной форме при свидетелях; существовал своеобразный «гарантийный срок», например, 1 год при продаже раба; продавцом мог быть только собственник вещи; продажа имущества, изъятого из оборота, считалась недействительной. Брак заключался на основе письменного договора между будущим мужем и отцом невесты и был действительным только при наличии этого договора. Главой семьи был муж. Замужняя женщина обладала некоторой правоспособностью: она могла иметь свое имущество; сохраняла право на принесенное ею приданое; имела право на развод; могла наследовать после мужа вместе с детьми. Однако права жены были ограничены: за неверность (определяемую в законе как прелюбодеяние) она подвергалась суровому наказанию; если была бесплодна, то мужу разрешалось иметь дополнительную жену. Будучи главой семьи, отец имел над детьми сильную власть: он мог продавать детей; отдавать их в качестве заложников за свои долги; отрезать язык за злословие по поводу родителей. Хотя закон и признавал наследование по завещанию, преимущественным способом наследования по Законам Хаммурапи являлась наследование по закону. В качестве наследников выступали: дети, в том числе усыновленные; внуки; дети от рабыниналожницы, если отец признавал их своими. Отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Общего понятия преступления и перечня всех деяний, которые признаются преступными, Законы Хаммурапи не дают. Однако из содержания правовой компиляции можно условно выделить три вида преступлений: против личности (неосторожное убийство; различного рода членовредительства: повреждения глаза, зуба, кости. Отдельно отмечалось причинение побоев); имущественные (кражу скота, рабов); против семьи (прелюбодеяние, т.е. неверность жены, но не мужа, кровосмешение, действия, подрывающие авторитет отцовской власти). Целью наказаний возмездие. Основными видами наказаний являлись: 1)смертная казнь в различных вариантах: сожжение, утопление, сажание на кол; 2) членовредительские наказания: отрубание руки, отрезание языка и т. п.; 3)денежные штрафы; 4) изгнание из общины. При определении наказания за преступления, совершенные против личности, законодатель руководствовался «принципом талиона» – «равное за равное», когда виновному назначалась та же участь, что и потерпевшему. Ведение процесса по уголовным и гражданским делам осуществлялось одинаково и начиналось по жалобе потерпевшей стороны. Доказательствами служили свидетельские показания, клятвы, а также ордалии (например, испытание водой, регламентированное ст.2 Законов). Согласно нормам процессуального права судья обязан был лично исследовать дело. Изменить свое решение судья не мог под угрозой крупного штрафа и лишения должности без права возвращения к ней.
4. Древний Египет (XXVIIIXIIвв. До н.э.). Периодизация истории. Организация государственной власти. Социальная иерархия и общественные институты. Древний Египет, как госво сложилось в северовосточной части Африки, в долине, в которой располагалось по нижнему течению реки Нил. Перед образованием единого египетского госва на его тери было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли. Изначально номы объединились в две самостоятельных госва: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон Верхнего Египта Менес утановил контроль над своей терй страны. История Др. Египта делиться на ряд периодов: 1) Период Раннего царства (3100 2800 гг. до н.э.), время царствования первых трех династий египетских фараонов. 2) Период древнего царства (около 28002250 гг. до н.э.) в который включается время царствования 34 династий египетских фараонов. 3) Период Среднего царства (около 2250 – 1700 гг. до н.э.) – время царствования 1112 династий египетских фараонов. 4) Период нового царства (около 1575 – 187 гг. до н.э.) – время царствования 1820 династий египетских фараонов. Государственный строй. Это госво было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключ. Кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюрократический аппарат, в кот. входили правители номархи; храмовые жрецы; вельможи; царские чиновники различных рангов. Фараон: был главным законодателем и судьей; от него, по мнению египтян, зависели урожай, справедливость в госве и его безопасность; ему принадлежало верховное право на земельный фонд; власть передавалась по наследству; но его власть сдерживалась религиозноморальными нормами справедливости (маат). Общ. строй. Госп. класс др. общва сост. рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определяется: древностью рода; величиной землевл.; и занимаемой должностью. Бюрократия в Др. Ег. была силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной. Осн. масса сельского населения личносвободно, жила в деревнях (сельских общинах). Росло значение раб. труда. Ист: военнопленные, кабальные договоры. Население сложилось из объединенных хаттских племен: 1)политическая власть сосредоточена в одном центре; 2) права и собственность определяются центральной властью; 3)собственность слабо гарантирована; 4)в обществе и государстве преобладает произвол (деспотизм фараона). Социальная иерархия: Фараон – сын Ра, Везир – чатти, Жрецы, высшие вельможи, Чиновники, Стражи, Земледельцы (общинники), Рабы. Общественные институты: Община, патриархальная семья, управляющие сословия: чиновники, жрецы, писцы, контролеры. Жрецы были самыми уважаемыми, они составляли законы, которые не дошли до нас.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.44.223 (0.005 с.) |