Вопрос №5. Организация послекрещальной катехизации. Воскресная школа для взрослых. Библейские беседы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №5. Организация послекрещальной катехизации. Воскресная школа для взрослых. Библейские беседы.



Зачем взрослые люди идут в воскресную школу? Если постараться обобщить, то можно увидеть ряд причин:

1.Люди ощущают пустоту своей жизни, она их гнетет. Пытались ходить в храм на богослужения— ничего не понятно.

2. Пытались читать тонкие брошюры о вере и рассказы о старцах и старицах, но только еще больше запутались.

3. Люди уже ходят в церковь, участвуют в Таинствах, но что совершается в храме, что самое главное в вере, как жить, чтобы светлее была жизнь и не пугала смерть, им непонятно.

4. У людей в жизни сложились трудные семейные или служебные обстоятельства и нет сил с ними справляться, а как получать помощь и укрепление от Бога, что для этого надо делать, не ясно.

5. Человек начал читать Евангелие, но понял, что в реальной земной жизни все обстоит совсем не так. Почему так происходит и как понять то, о чем нам говорится в Евангелии?

Как решать те задачи, которые стоят перед учащимися взрослых воскресных школ?

Есть примеры, когда занятия в воскресных школах оказываются неэффективными.

Люди, которые прошли лекционные курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, совершенно не могут решать те духовные проблемы, которые возникают в их жизни, не понимают суть христианской веры, смысл Христова учения и Евангелия.

В чем причина? Ответ один: Личность Иисуса Христа, Его жизнь и учение не стали важнейшей частью того, чему их учили в воскресной школе, не стали фундаментом их духовного знания и христианского воспитания личности.

Но для того, чтобы решать все стоящие перед людьми задачи, Христово Евангелие должно изучаться глубоко, основательно и разносторонне.

Поэтому центральной задачей воскресной школы должно быть изучение Самой Личности Иисуса Христа, Его жизни и учения. Надо добиваться умения жить как член Святой Христовой Православной Церкви и умения освящать свою земную жизнь Божией благодатью.

Если задачи воскресной школы таковы, что в центре ее деятельности должно быть:

-- изучение Священного Писания,

-- изучение церковного богослужения и Таинств,

тогда будет актуально и необходимо:

--знакомство с церковной историей, показывающей жизнь Иисуса Христа в Своей Церкви и святых людях,

--знакомство с догматикой, помогающей чище понять учение Спасителя,

--знакомство с литургикой, которая учит христиан общаться с Богом и освящать Божией благодатью свое земное бытие. Чем глубже люди познают Евангелие и понимают слова и дела Спасителя, тем лучше они понимают и решают собственные проблемы, понимают, как надо жить по-Божьи: что следует в своей жизни в первую очередь исправлять, как при этом пользоваться помощью Божией.

Христианская вера начинается у взрослых людей с переоценки своих ценностей, то есть с покаяния. Ведь слово "покаяние" - по-гречески "метаноя" - означает "перемена всего умонастроения". Но оно становится возможным только тогда, когда перед нашим духовным взором встает понятая из Евангелия Личность Господа нашего Иисуса Христа - подлинного, настоящего Человека. И именно в сравнении с Ним можно понять, каковы мы сами.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление.

Протоиерей Борис Балашов: «Когда более двадцати лет назад начались занятия во взрослой воскресной церковно-приходской школе, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ веры".

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди, разумеется, на русском языке. Только в исключительных случаях, когда славянский и русский переводы разнились, рассматривали цитаты по-русски и по-славянски.

Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием.

Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

(Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Катехизиса, а только некоторые, которые мне казались наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить Катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры).

Первый цикл изучения Символа веры у меня занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о Таинствах, как это предусмотрено Катехизисом, а по ходу занятий беседовали о текущих праздниках.

Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась определенная логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить.

Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Ведь чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия:

--Творение мира и человека,

--создание женщины

--и, самое главное, - грехопадение.

Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения:

--с одной стороны - то, какое есть у католиков и протестантов,

--а с другой - у православных.

Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными.

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым, "Апокалипсис святого Иоанна Богослова"; а также "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и "Апокалипсис в учении древнего христианства" Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

Хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Преподавание должно основываться на анализе и осмыслении текстов Священного Писания или богослужебных. При этом всегда следует стараться делать выводы для практического применения в жизни учащихся».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.)