Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №5. Организация послекрещальной катехизации. Воскресная школа для взрослых. Библейские беседы.
Зачем взрослые люди идут в воскресную школу? Если постараться обобщить, то можно увидеть ряд причин: 1.Люди ощущают пустоту своей жизни, она их гнетет. Пытались ходить в храм на богослужения— ничего не понятно. 2. Пытались читать тонкие брошюры о вере и рассказы о старцах и старицах, но только еще больше запутались. 3. Люди уже ходят в церковь, участвуют в Таинствах, но что совершается в храме, что самое главное в вере, как жить, чтобы светлее была жизнь и не пугала смерть, им непонятно. 4. У людей в жизни сложились трудные семейные или служебные обстоятельства и нет сил с ними справляться, а как получать помощь и укрепление от Бога, что для этого надо делать, не ясно. 5. Человек начал читать Евангелие, но понял, что в реальной земной жизни все обстоит совсем не так. Почему так происходит и как понять то, о чем нам говорится в Евангелии? Как решать те задачи, которые стоят перед учащимися взрослых воскресных школ? Есть примеры, когда занятия в воскресных школах оказываются неэффективными. Люди, которые прошли лекционные курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, совершенно не могут решать те духовные проблемы, которые возникают в их жизни, не понимают суть христианской веры, смысл Христова учения и Евангелия. В чем причина? Ответ один: Личность Иисуса Христа, Его жизнь и учение не стали важнейшей частью того, чему их учили в воскресной школе, не стали фундаментом их духовного знания и христианского воспитания личности. Но для того, чтобы решать все стоящие перед людьми задачи, Христово Евангелие должно изучаться глубоко, основательно и разносторонне. Поэтому центральной задачей воскресной школы должно быть изучение Самой Личности Иисуса Христа, Его жизни и учения. Надо добиваться умения жить как член Святой Христовой Православной Церкви и умения освящать свою земную жизнь Божией благодатью. Если задачи воскресной школы таковы, что в центре ее деятельности должно быть: -- изучение Священного Писания, -- изучение церковного богослужения и Таинств, тогда будет актуально и необходимо: --знакомство с церковной историей, показывающей жизнь Иисуса Христа в Своей Церкви и святых людях, --знакомство с догматикой, помогающей чище понять учение Спасителя,
--знакомство с литургикой, которая учит христиан общаться с Богом и освящать Божией благодатью свое земное бытие. Чем глубже люди познают Евангелие и понимают слова и дела Спасителя, тем лучше они понимают и решают собственные проблемы, понимают, как надо жить по-Божьи: что следует в своей жизни в первую очередь исправлять, как при этом пользоваться помощью Божией. Христианская вера начинается у взрослых людей с переоценки своих ценностей, то есть с покаяния. Ведь слово "покаяние" - по-гречески "метаноя" - означает "перемена всего умонастроения". Но оно становится возможным только тогда, когда перед нашим духовным взором встает понятая из Евангелия Личность Господа нашего Иисуса Христа - подлинного, настоящего Человека. И именно в сравнении с Ним можно понять, каковы мы сами. Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Протоиерей Борис Балашов: «Когда более двадцати лет назад начались занятия во взрослой воскресной церковно-приходской школе, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ веры". Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту. Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди, разумеется, на русском языке. Только в исключительных случаях, когда славянский и русский переводы разнились, рассматривали цитаты по-русски и по-славянски.
Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы. (Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Катехизиса, а только некоторые, которые мне казались наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить Катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры). Первый цикл изучения Символа веры у меня занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о Таинствах, как это предусмотрено Катехизисом, а по ходу занятий беседовали о текущих праздниках. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась определенная логическая последовательная система. Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Ведь чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли. Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: --Творение мира и человека, --создание женщины --и, самое главное, - грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: --с одной стороны - то, какое есть у католиков и протестантов, --а с другой - у православных. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными. Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа. Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года. Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории. Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви. Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви. Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста. Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым, "Апокалипсис святого Иоанна Богослова"; а также "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и "Апокалипсис в учении древнего христианства" Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза). Хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь. Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий. Преподавание должно основываться на анализе и осмыслении текстов Священного Писания или богослужебных. При этом всегда следует стараться делать выводы для практического применения в жизни учащихся».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.006 с.) |