Катехизация была установлена в Церкви самим христом. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во святом духе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Катехизация была установлена в Церкви самим христом. Последующее развитие и усложнение огласительной практики было творчеством во святом духе.



Катехизация есть явление духоносное. Призвание катехизатора есть дар Святого Духа. Ап. Павел говорит: «Каждому даётся проявление Духа на пользу. Ибо кому чрез Духа даётся слово мудрости; кому же – слово знания, в согласии с тем же Духом; иному – вера в том же Духе; другому же – дарования исцелений в едином Духе; другому же – сила, являемая в чудесах; другому – пророчество; другому же – различение духов; иному – разные языки; другому же – толкование языков... И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки»(1 Кор. 12: 7-10, 28.).

Дар учителя, по апостолу, ничуть не менее значителен, чем дар пророка, или дар целителя, или дар чудотворца, так как все они подаются одним Духом. Однако современное церковное сознание оценивает эти дары иначе: мы далеки от того, чтобы поставить катехизатора на одну ступень с пророком или чудотворцем.

Однако в древности всё было совершенно по-другому. Прежде чем появились на свет письменные Евангелия, катехизация, то есть устное наставление в вере всех желающих, уже шла полным ходом. Так, например, Лука в начале своего Евангелия говорит о цели, с которой оно было написано: «Решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходлейший Феофил, чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был катехизирован» (Лк 1: 3-4). То есть Лука считал свой труд систематическим изложеним устного катехизиса.

Ещё до того, как появился годичный календарь богослужений, церкви Рима и Александ­рии имели весьма развитую огласительную практику. Вот что в начале третьего века о регулярной катехизации в Риме сообщает Ипполит: «Пусть все верующие, пробудившись на рассвете, прежде чем приступить к работе, омоют руки свои и помолятся Богу, а после идут на работу. Но если в это время будет огласительное занятие, пусть каждый сочтёт более предпочтительным посетить его, рассуждая, что он слышит Бога, говорящего ус­тами наставляющего. Ибо участие в молитве со всею церковью поможет избежать все злоключения дня.Человек богобоязненный должен считать для себя большим упущением, если он не пойдёт туда, где проводят обучение, в особенности, если он умеет читать. И если есть учитель, то пусть никто из вас не опаздывает в церковь, где проводится обучение. И тогда дано будет говорящему произнести то, что полезно услышать всем. И вы получите пользу от знаний, которые Святой Дух сообщит вам чрез наставляющего. И вера ваша укрепится услышанным» (Апостольское предание 35.1-3).

По тем дням, когда общего наставления не проводилось, Ипполит рекомендует самостоятельное чтение Священного Писания дома. Римский богослов подчёркивает, что катехизация не менее харизматична, не менее духоносна, чем молитва или пророчество: «устами катехизатора говорит Сам Бог»[1].

Августин, Об оглашении необученных: “катехумены слушают нас, или скорее слушают Бога через нас”. По мысли Исидора Севильского, Бог говорит с катехуменами через священника подобно тому, как Он обращался к Израилю через Моисея.

Ипполит настаивает на том, что занятия должны посещаться регулярно и без опозданий. Большинству современных христиан ежедневное посещение храма утром и вечером покажется невозможным условием. Однако для древних в этом не было чего-то непривычного. Даже набожные язычники рано утром перед работой заходили в храм для короткой молитвы или молились перед домашним алтарём, так называемым ларарием. Частые огласительные собрания христиан были духовным противоядием от аналогичных языческих обычаев.

Катехизация в древней церкви не была чем-то сверхурочным, выходящим за рамки сакраментальной жизни. В западной церкви обряд посвящения в катехумены в конце четвёртого века назывался sacramentum catechumenorum, то есть «таинством оглашенных». В пятом веке этот обряд состоял из пяти сакраментальных действий: осенения печатью креста, экзорцистского дуновения (exsufflatio), чтения молитвы, возложения рук и вкушения соли (sacramentum salis). Каждое ритуальное действие имело особое значение. Так, в частности, происхождение печати креста было следующим. Когда человека в Римской империи призывали в армию, то ему обыкновенно делали татуировку на лбу с начальными буквами имени императора. Эта татуировка или медальон с печатью императора, который воины носили на шее, были залогом их верности воинской присяге. Подобно этому и будущие катехумены присягали на верность Христу, получая печать креста на лбу и нательный крестик. Став катехуменами, язычники слагали с себя господство демонических сил и давали присягу верности Христу. Печать креста была как бы предвкушением печати дара Святого Духа, который подавался в таинстве миропомазания.

Что же касается щепотки соли, которую давали на язык катехуменам, то символическое значение этого обрядового действия объяснить нетрудно: оно было прообразом соли слова Господня, которую предстояло вкусить катехуменам во время огласительных занятий. Тогда как верные вкушали на Евхаристии Честные Тело и Кровь Христовы, катехумены питались словесным молоком Священного Писания. Весь обряд посвящения катехуменов был как бы предвкушением таинств Крещения и Евхаристии.

Более важным свидетельством единства литургической и огласительной практики церкви является то, что главное церковное богослужение состоит из двух частей: Литургии оглашенных и Литургии верных. Первая часть литургии называется «Литургией оглашенных» потому, что на ней позволялось присутствовать некрещёным, в то время как присутствовать на Евхаристии могли только крещеные христиане. (Вспомним знакомый возглас диакона: «Оглашенные изыдите...» перед чтением Символа веры). Напомню, что главными элементами Литургии оглашенных являются: чтение и толкование Священного Писания, а также пение (или чтение нараспев) псалмов и гимнов и общие молитвы. Из тех же элементов состояли и огласительные занятия, построенные по модели субботнего богослужения синагоги. Процесс катехизации включал в себя, помимо обучения, молитвенное правило, аскетические упражнения, избавление от греховных привычек языческого прошлого, а также предполагал активное участие нового ученика в общинной жизни церкви.

Великий Пост обязан своим происхождением именно процессу катехизации. Дело в том, что многих взрослых в древней церкви крестили накануне больших церковных праздников, чаще всего накануне Пасхи. (Именно поэтому мы поем на Рождество «Елицы во Христа крестистеся...» вместо «Святый Боже...») Так, например, св. Иоанн Златоуст однажды крестил в Константинополе за одну пасхальную ночь около трёх тысяч человек. Великий Пост изначально был периодом интенсивного приготовления катехуменов, принявших решение креститься в ближайшее время. В начале четыредесятницы желающие креститься на Пасху подавали свои имена, после чего их отделяли от остальных катехуменов в особую группу, которая на востоке носила название «просвещаемых». Об этом древнем обычае напоминает ектения о «просвещаемых», прибавляемая к обычной ектении об оглашенных на Литургии Преждеосвященных даров.

С «просвещаемыми» проводились особые огласительные занятия, на которых по желанию могли присутствовать также и крещеные христиане. Занятия сопровождались общими молитвами, пением гимнов, экзорцизмами, постами и всенощными бдениями. Целью аскетических упражнений было приготовление душ катехуменов к принятию таинства крещения. Хотя участие верных было необязательным, многие присоединялись к «просвещаемым», желая вместе с ними как бы заново пережить обращение, заново отречься от сатаны, снова облечься во Христа, очистить душу с тем, чтобы узреть воскресение Спасителя чистым сердцем. В раннем средневековье, когда общецерковная катехизация постепенно прекратила своё существование, Великий Пост перестал быть временем просвещения, и стал исключительно школой очищения и покаяния. Аскетическая и покаянная практика потеряла свою связь с катехизацией и была оторвана от практики просветительской.

Итак, каноническая огласительная практика древней Церкви включала в себя следующие основные элементы:

Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.

Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.

Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось экзорцистское «дуновение» с чтением молитвы и вкушение соли.

Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.

Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.

Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.

Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.

Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение «пути спасения» и «пути погибели», десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.

Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.

Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.

Токование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.

Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.

Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.

Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и в некоторых случаях — всей Литургии верных. Эту часть могли проводить частично до, а частично после Крещения, в зависимости от местных обычаев. О Евхаристии рассказывали только неофитам.

Данная практика являет собой серьезный и систематический опыт введения человека в жизнь Церкви, его воцерковления. Ее внутренняя логика и духовное содержание является прочной основой для катехизации в настоящее время. Изменились условия и ритм жизни, язык и культура современного человека, приходящего в Церковь, однако содержание церковного учения и жизни, принцип постепенного вхождения человека в жизнь Церкви остаются неизменными. «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви».(Документ утвержден определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2011 года).

Христианская вера основана на Божественном Откровении, возвещенном пророками и апостолами. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2). Одно из наиболее часто встречающихся в Евангелии обращений ко Христу Спасителю, явившему нам полноту Божественного Откровения — Учитель. Он возвещал приближение Царства Божьего и учил народ как словами, так и делами, подавая личный пример послушания Небесному Отцу и жертвенного служения людям. Своим ученикам и апостолам Спаситель заповедал продолжать Его учительное служение: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). «Принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деян. 2:42). Научение вере связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви. В центре этого научения — «Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12). А потому, как свидетельствует апостол Павел, «и слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор. 2:4-5). Церковное учительство принципиально шире и глубже интеллектуального процесса передачи и усвоения знаний и информации. Средоточием и смыслом церковного просвещения является благодатное преображение всего естества человека в общении с Богом и Его Церковью. Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в Предании Церкви, в том числе канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и в творениях святых отцов: -- 46 правило Лаодикийского Собора постановляет: «Крещаемым должно изучати веру». -- 78 правило VI Вселенского Собора подтверждает это постановление и придает ему общецерковный характер: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучатися вере».

-- 47 правило Лаодикийского Собора говорит о необходимости катехизации тех, кто не был научен вере до Крещения: «В болезни приявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко божественнаго дара сподобилися».

-- 7 правило II Вселенского Собора предписывает также оглашать «присоединяющихся к Православию и части спасаемых из еретиков», определяя при этом и образ их оглашения: «и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их».

О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).

Эта практика находит также свое отражение в трудах древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении.

Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование.

Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви.

Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию и церковному Преданию, в том числе к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.

Настоящий документ, основываясь на Священном Писании, постановлениях Вселенских и Поместных Соборов и святоотеческих подходах к оглашению, определяет основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви.

Вопрос №3.Методы и методики катехизации. Метод —это способ передачи знаний, т.е. процесс взаимодействия между учителем и учеником, в результате которых происходит передача знаний.

Методы формирования сознания:

1)Рассказ —последовательное изложение каких-либо событий в повествовательной форме. Очень широко применяются факты из истории Церкви, Библейской истории,притчи.

Рассказ должен быть:

— логичным;

— доступным для понимания;

— интересным;

— учитывающий поло-возрастные особенности слушателей.

2)Объяснение— основной метод на предоглашении; апологетика.

3)Беседа —метод, предложенный самим Господом.

Беседа —обратная связь, диалог—основной метод катехизации.

Беседа может быть групповой (чем меньше группа, тем лучше), но индивидуальная беседа эффективней.

Вопросы, которые мы будем задавать, необходимо обдумать заранее.

Беседу нужно начинать с обоснования темы.

Беседа эвристическая («эврика» —открытие): человек с помощью наводящих вопросов

сам активно включается в поиск истины. В результате человек должен утвердиться к

авторитету Церкви.

Методы построения беседы:

индуктивный —от частного к общему;

дедуктивный —от общего к частному (аксиома, и из нее выводы).

4)Лекция. Главное отличие лекции от рассказа—лекция обладает информативно- познавательной емко-

стью.

В любой лекции есть логический центр. «Лучше одна мысль, закон, догмат» Иоанн Златоуст;

(иначе люди не способны вместить).

5) Дискуссия —обсуждение двух противоположных мнений. (Это хороший метод для молодежи воцерко-

вившейся, стремящейся к самовыражению).

Диспут— разговор на общие темы с большим количеством народа, когда много вариантов ответов, из

них нет единственного правильного.

6)Работа с книгой— это обращение к Священному Писанию. Цель—приучить человека читать Священ-

ное Писание, научить работать с текстами Священного Писания.

(Евангельские, Библейские беседы и кружки).

7)Пример. «Воспитательная сила изливается только из живого источника личности» — К.Д.Ушинский.

Катехизатор должен быть радостным. Особенно для детей очень важен положительный пример.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.110.169 (0.031 с.)