Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая



Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая

Огласительная практика и ее применимость в наше время. Реализация катехизической деятельности в современных условиях кризиса общества, семьи, личности.

Методика—алгоритм осуществления метода.

Методы организации деятельности:

1)Упражнение-приучение (метод действует на период оглашения и тайноводства).

Не уклоняясь в обрядоверие, необходимо приучить к:

— молитве;

— посещению богослужений;

— чтению Священного Писания;

— исполнению Заповедей;

— посту.

2)Инструктаж (метод-требование).

Если человек не выполняет требование, это может явиться препятствием к крещению.

Катехизатор рассказывает людям о норме, но сам он эту норму не определяет. Это делает только священник.

3)Демонстрация и иллюстрация.

4)Проблемно-поисковые методы (Интернет: «Азбука ru»).

Конкретные примеры применения методов:

1)Предоглашение (рассказ, беседа, работа с книгой, телепередачи, интервью).

2)Оглашение (приучение, упражнение, требование, тестирование).

3)Посткрещальная катехизация (напр.»Школа начальной катехизации»).

 

Вопрос №4. Подготовка к Таинству Крещения (оглашение). Огласительные беседы.

Катехизическое сопровождение таинств и обрядов Церкви. Подготовка к Таинству Брака.

Некоторые практические аспекты современной катехизации.

Святое Крещение должно действительно быть «во оставление грехов», быть таинством духовного возрождения, обещанием Богу доброй совести, а не плотской нечистоты омытием (ср. 1 Пет. 3. 21).

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость (за исключением особых случаев) Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения запрещается 78 правилом Трулльского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Конечно, мы не должны накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15. 28), однако следует помнить, что если человек не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, то, возможно, следует повременить с его Крещением и призвать его к ответственному отношению к этому шагу: ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения — по данным им обетам (См.: Рим. 2. 14).

Для организации полноценной катехизации взрослых желательно (за исключением особых случаев) со временем перейти от практики еженедельного крещения к практике еженедельной относительно продолжительной подготовки ко крещению — с тем, чтобы со временем, возможно, отойти от практики еженедельного и ежедневного крещения, при которой смысл Таинства не ясен воспринимающим его, а подготовка невозможна в силу отсутствия достаточного времени. В наше время оптимальным видится организация Крещения как торжественного и значимого события в жизни всей приходской общины примерно 4-6 раз в год. Только при таком подходе станет возможным набирать группы желающих креститься и после прохождения ими первого этапа оглашения формировать группы из искренне желающих и ответственных оглашаемых для подготовки их к самому крещению (первому причащению). Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца, что вполне достаточно. В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Она может быть осуществлена в ходе проведения нескольких тематических бесед. Их количество определяется исходя из пастырской рассудительности и заботы о желающих глубже познать веру.

Необходимо различать оглашение и катехизацию. Мы говорим, что катехизация — это помощь при воцерковлении, помощь в обретении христианского образа жизни. Нормальная катехизация может проводиться только по отношению к взрослым невоцерковленным людям вне зависимости того, были они крещены или нет. Под оглашением мы будем понимать начальную катехизацию — подготовку к крещению, к вступлению в Церковь в случае некрещеного человека и подготовку к первому Причастию в случае человека крещенного номинально.

Оглашение базируется на живой вере в Бога и личном покаянии. Огласительные беседы предпочтительнее проводить священникам, дьяконам или катехизаторам. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах.

Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников (если они есть) и хотя бы один восприемник.

Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2 Правило 1 Вселенского собора).

Оптимальным режимом бесед следует признать одну беседу в неделю. Катехизируемый должен иметь возможность и время не только усвоить услышанное, но и прочесть литературу и жизненно откликнуться на призыв Церкви.

Очень важно построить беседы в форме диалога, чтобы катехизатор умел слышать и доверять оглашенному. Желательно использование наглядных пособий и современных средств обучения: видео-, аудио- и компьютерной техники. Огромным подспорьем для катехизаторов может стать небольшая видеотека и библиотека.

О венчании

Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Жених и невеста, соединенные любовью и взаимным согласием, в Таинстве Венчания (церковного брака) получают благодать Божию, освящающую их брачный союз в образе Христа с Церковью, для супружеского счастья, для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Через эту благодать «брак становится честен и ложе супружеское непорочно» (Евр. 13, 4).

К Таинству Венчания допускаются только крещеные люди, православного вероисповедания, не отпавшие от церковного общения и состоящие в зарегистрированном браке.
Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.
Как готовиться к венчанию?

-- Прежде участия в Таинстве Венчания отпавшим от церковного общения людям

надо воссоединиться с Церковью через покаяние.

-- В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяет

ся со Святой Церковью. (Следует отметить, что покаяние подразумевает не только

перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь).

Цель православного христианина – это спасение, жизнь в единении с Богом, которая начинается с покаяния в содеянных грехах и воссоединение с Богом в Таинстве Святаго Причащения. Поэтому для принятия Таинства Венчания следует не только прослушать курсы бесед по основам православного вероисповедания, но и подготовиться к исповеди в храме и причаститься Святых Христовых Таин, т.е. соединиться с Церковью, глава которой Христос.
В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях (восприемниках), которые подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть — по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением.

Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью. Общехристианское понимание брака, согласно Новому Завету. Церковь через послание апостола Павла называет брак великим «таинством» или «тайной», сравнивая соединение супругов в христианском браке с соединением Христа с Церковью: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна (τὸ μυστήριον) сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф.5:31-32) Согласно христианскому вероучению, супруга должна повиноваться мужу, а муж должен любить жену как Христос возлюбил Церковь, то есть отдал свою жизнь за Церковь, пролил свою кровь на Кресте за Неё: Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Хрис­тос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее, (Еф.5:22-25)

Муж и жена в христианском браке становятся одной плотью, а также несут обоюдную ответственность за сохранение брачного союза, потому как по словам Иисуса Христа:

…и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. (Мф.19:6)
В Евангелии Христос повторяет слова седьмой заповеди, данной Моисею: «Не прелюбодействуй» о том, что супружеская измена является грехом и тяжелейшим преступлением против Бога и ближнего своего, и о том, что христиане должны хранить супружескую верность: Я говорю вам: кто раз­ведет­ся с женою своею не за пре­любо­деяние и же­нит­ся на другой, тот пре­любо­дей­с­т­ву­ет; и же­нив­шийся на раз­веден­ной пре­любо­дей­с­т­ву­ет. (Мф.19:6)
Важной частью брака является самопожертвование, суть которого изложена в послании апостола Петра, в Новом Завете: Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобо­язненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кротко­го и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом... Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследни­цам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1Петр.3:1-4,7)

Поэтому центральной задачей воскресной школы должно быть изучение Самой Личности Иисуса Христа, Его жизни и учения. Надо добиваться умения жить как член Святой Христовой Православной Церкви и умения освящать свою земную жизнь Божией благодатью.

Если задачи воскресной школы таковы, что в центре ее деятельности должно быть:

-- изучение Священного Писания,

-- изучение церковного богослужения и Таинств,

тогда будет актуально и необходимо:

--знакомство с церковной историей, показывающей жизнь Иисуса Христа в Своей Церкви и святых людях,

--знакомство с догматикой, помогающей чище понять учение Спасителя,

--знакомство с литургикой, которая учит христиан общаться с Богом и освящать Божией благодатью свое земное бытие. Чем глубже люди познают Евангелие и понимают слова и дела Спасителя, тем лучше они понимают и решают собственные проблемы, понимают, как надо жить по-Божьи: что следует в своей жизни в первую очередь исправлять, как при этом пользоваться помощью Божией.

Христианская вера начинается у взрослых людей с переоценки своих ценностей, то есть с покаяния. Ведь слово "покаяние" - по-гречески "метаноя" - означает "перемена всего умонастроения". Но оно становится возможным только тогда, когда перед нашим духовным взором встает понятая из Евангелия Личность Господа нашего Иисуса Христа - подлинного, настоящего Человека. И именно в сравнении с Ним можно понять, каковы мы сами.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна - глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление.

Протоиерей Борис Балашов: «Когда более двадцати лет назад начались занятия во взрослой воскресной церковно-приходской школе, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: "Изучай с прихожанами Символ веры".

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди, разумеется, на русском языке. Только в исключительных случаях, когда славянский и русский переводы разнились, рассматривали цитаты по-русски и по-славянски.

Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием.

Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

(Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Катехизиса, а только некоторые, которые мне казались наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить Катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры).

Первый цикл изучения Символа веры у меня занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о Таинствах, как это предусмотрено Катехизисом, а по ходу занятий беседовали о текущих праздниках.

Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась определенная логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить.

Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим - человеком. Ведь чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия:

--Творение мира и человека,

--создание женщины

--и, самое главное, - грехопадение.

Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения:

--с одной стороны - то, какое есть у католиков и протестантов,

--а с другой - у православных.

Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными.

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым, "Апокалипсис святого Иоанна Богослова"; а также "Толкование на Апокалипсис" св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и "Апокалипсис в учении древнего христианства" Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

Хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Преподавание должно основываться на анализе и осмыслении текстов Священного Писания или богослужебных. При этом всегда следует стараться делать выводы для практического применения в жизни учащихся».

 

Православного образа жизни.

Это дает плод.

Преподобный Макарий проводит культурно-просветительную работу:

-- начинает разучивать песни на их родном языке;

-- сочиняет духовные канты и разучивает вместе с ними (архимандриту Макарию принадлежит введение женского пения в храме;)

-- архимандрит Макарий ежедневно посещал всех, читая им жития святых;

-- попадает в роль судьи.

Миссионерской деятельности преподобного Макария противодействовали:

-- шаманы (новая религия ослабляла их влияние на людей);

-- главы родов (были против нового образа жизни своих соплеменников, т.к. это ослабляло их власть);

-- раскольники (человек, отколовшийся от Церкви, не может смириться с церковными людьми).

Архимандрит Макарий, через 10 лет пребывания на Алтае, устраивает:

-- 2 школы для мальчиков и 1 женское училище;

-- богадельню для инвалидов;

-- 2 монастыря (мужской и женский).

По мере накопления опыта миссионерского служения архимандрит Макарий стал отдавать предпочтение использованию русского языка в деле христианского обращения и воцерковления. Для нужд христианского просвещения он составляет пособия, причем не только для крещеных алтайцев, но и для проживающих русских: «Начальное учение человеком, хотящим учиться книг Божественного Писания», «Алфавит Библии».

Архимандрит Макарий, изнемогая от миссионерских трудов, уехал в Россию, заботясь о своей пастве.

Для продолжения миссии на Алтае необходима была группа единомышленников. Ядро миссионерской деятельности составили протоиерей Стефан Ландышев с соратниками в составе 15-ти человек.

Осенью 1846 года Макарий получил разрешение на паломничество в Святую землю — годичный отпуск в Иерусалим, но отложил поездку до весны, а весной, закончив приготовления к поездке, смертельно заболел и 18 мая 1847 года тихо скончался. Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех».

Канонизован в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике преподобных «за праведное житие, равноапостольные труды по переводу Священного Писания на алтайский язык и распространение на Алтае веры Христовой». Память (по юлианскому календарю) совершается 18 мая, а также 23 января в день Собора Костромских святых, 10 июня в день Собора Сибирских святых и в воскресенье перед 28 июля в день Собора Смоленских святых.

 

Вопрос №2.История катехизации. Катехизация в Древней Церкви. Каноническая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.0.61 (0.035 с.)