Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) можно разделить на три группы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ) можно разделить на три группы.



В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся прежде всего обес­печение соответствия конституций, уставов, законов и иных норма­тивных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и фе­деральным законам. Обеспечение верховенства федерального закона в современной российской государственности играет особую роль, учитывая те центробежные тенденции, которые обнаружились в Рос­сии в 90-е годы. Вот почему проведение в жизнь этого принципа — дело как самой Федерации, так и всех ее субъектов, заинтересован­ных в сохранении Федерации и нормальном ее функционировании. Разумеется, имеется в виду не копирование законодательством субъ­ектов федерального законодательства. Речь идет о последовательном проведении в жизнь тех принципов, на которых базируются взаимо­отношения Федерации и ее субъектов, а также о приведении в соот­ветствие с федеральным законодательством тех законодательных ак­тов субъектов Федерации, которые были приняты под влиянием упомянутых центробежных сил.

В области защиты прав и свобод человека и гражданина; защиты прав национальных меньшинств; в обеспечении законности, правопоряд­ка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-процессуальное, трудовое, се­мейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, за­конодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов ор­ганизации системы органов государственной власти и местного са­моуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отно­сятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование, охрана окру­жающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принци­пов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Российская Федерация и ее субъекты совместно ведают: общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защи­той исконной среды обитания и традиционного образа жизни мало­численных этнических общностей; координацией вопросов здраво­охранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; соци­альной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемия­ми, ликвидацией их последствий.

Если чрезвычайное положение вводится федеральными органа­ми государственной власти на территории субъекта Российской Фе­дерации, необходимо предварительное согласие органов государст­венной власти этого субъекта. Если обстоятельства, служащие осно­ванием для введения чрезвычайного положения, затрагивают территорию только одного субъекта Российской Федерации, чрезвы­чайное положение в этом субъекте может быть введено органами его государственной власти с немедленным уведомлением Президента РФ и парламента РФ и осуществляется в соответствии с федераль­ным законом.

Особую область совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов составляют внешние сношения, где общей заботой Рос­сийской Федерации и ее субъектов являются координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации, вы­полнение международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издают­ся федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними зако­ны и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

Законопроекты по предметам совместного ведения, разработан­ные федеральными органами государственной власти, направляются субъектам в составе Российской Федерации, соответствующие пред­ложения которых рассматриваются федеральными органами госу­дарственной власти.

Наряду с предметами совместного ведения Российской Федера­ции и ее субъектов имеется ряд предметов, относящихся к исключи­тельному ведению субъектов Федерации. Исключительные полномо­чия субъектов Федерации определены их конституциями (уставами) на основе федеральной Конституции и Федеративного договора. Эти полномочия осуществляются органами законодательной, исполни­тельной и судебной власти, действующими в субъектах Российской Федерации. Таким образом, вне пределов ведения РФ и ее полномо­чий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов субъекты Федерации обладают всей полнотой государст­венной власти (ст. 73 Конституции РФ).

 

Или же:

Федеративное устройство России — форма государственного устройства России. Федеративное устройство было провозглашено в начале XX века. Составная часть государства в России называется субъектом Российской Федерации или сокращённо субъектом Федерации. Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.

 

История российского федерализма насчитывает чуть менее ста лет.

Учредительное собрание [править | править вики-текст]

Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой6 (19) января 1918 год:

Именем народов, государство Российское составляющих, Всероссийское Учредительное Собрание постановляет:
Государство Российское провозглашается Российской Демократической Федеративной Республикой, объединяющей в неразрывном союзе народы и области, в установленных федеральной конституцией пределах, суверенные.

— Постановление о государственном устройстве России.

Это произошло вскоре после провозглашения Керенским 1 сентября 1917 года республиканской формы правления. Федеративное устройство сменило собойунитарное государственное устройство Российской империи. Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения[1].

Советская федерация [править | править вики-текст]

Позднее Россия сохранила федеративное устройство, будучи союзной республикой в составе СССР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР).

По принятой в советском и российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным, и принят ВЦИК 3 (16) января 1918 года. Она была одобрена, а 18 (31) января 1918 окончательно утверждена III съездом Советов.

Декларация провозгласила, что:

Российская Советская Республика учреждается на основе свободного союза свободных наций как федерация Советских национальных республик.

Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Следует отметить, что федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

30 декабря 1922 года I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.

Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.

Российская Федерация [править | править вики-текст]

Россия сохранила федеративное устройство и после провозглашения независимости, распада СССР и принятия новой Конституции в 1993 году.

Современная Россия унаследовала территорию от РСФСР. В 1992 году регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов, с 1 марта 2008 года, после объединения регионов их количество уменьшилось до 83, а с 18 марта 2014 года, в результате присоединения Республики Крым и города Севастополя к России субъектов в Российской Федерации стало — 85[2].

В 2005—2011 годы выборы глав субъектов Российской Федерации были заменены процедурой наделения полномочиями.

 

Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти.

Субъекты федерации имеют собственную конституцию либо устав, а также собственное законодательство, принимаемое региональными парламентами.

Субъекты имеют по два представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Равноправие субъектов[править | править вики-текст]

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. После вступления в силу Конституции 1993 года Россия стала симметричной федерацией: полномочия республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов стали одинаковыми (пункт 4 статьи 5, пункт 2 статьи 72, пункт 1 раздела второго). Однако, республики, входящие в Россию, имеют право устанавливать свой государственный язык, в отличие от иных субъектов России[3]. В 1992—1993 гг. компетенция республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и округов различалась (см. главы 8, 9, 91 Конституции 1978 года), а до этого, в 1918—1992 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) и вовсе были только национальные образования (республики).

Выход из состава Российской Федерации[править | править вики-текст]

См. также: Сепаратизм в России

Действующей Конституцией РФ право одностороннего выхода из ее состава не предусмотрено[4][5].

Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории

— Конституция Российской Федерации, ст.4 п.3

В 90-е годы, до федеративной реформы, возможность выхода из состава РФ упоминалась в конституциях некоторых республик — например, Тувы[5]. В 1991 году, в период парада суверенитетов, Чечня провозгласила свою независимость в одностороннем порядке[5].

Одни правоведы полагают, что при отсутствии положения в конституции субъекта федерации, вопрос о выходе могут ставить только те субъекты, которые представляют форму самоопределения наций, народов[6]. Другие (профессор кафедры конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский), что законодательные основы отделения региона от России на практике имеют второстепенное значение, сила в этом вопросе важнее[5].

С другой стороны, одним из общепризнанных принципов международного права является право на самоопределение народов. В соответствии с этим принципом, народы имеют право свободно устанавливать свой политический статус, в том числе создавать независимое государство.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах ООН от 16 декабря 1966 г.[7]закреплено:

Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус… Все участвующие в настоящем Пакте государства… должны в соответствии с положениями Устава ООН поощрять осуществление права на самоопределение и уважать это право.

В Декларации ООН о принципах международного права (от 24 октября 1970 г.) указывается, что способом осуществления права на самоопределение может быть создание суверенного и независимого государства. Аналогичные принципы закреплены в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — Хельсинкском Заключительном акте 1975 года и других международно-правовых договорах.

 

40. Структура и уровни государственной власти в РФ.

Структура государственной власти в России определяется принципом разделения власти. Так, в статье 10-й Конституции РФ записано: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». В Конституции РФ закреплено верховенство выборной законодательной власти, которая, однако, действует в рамках Конституции.

К высшим инстанциям государственной власти в России относятся:

1. Президент Российской Федерации – глава государства. Слово «президент» в переводе с латинского означает «сидящий впереди». В государствах с республиканской формой правления президент является либо главой государства и исполнительной власти, либо только государства. В России президент, согласно Конституции РФ, «обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти» (Ст.80). Президент как глава государства в России не входит в систему разделения властей, а возвышается над нею, осуществляя координирующие функции. Ныне действующей Конституцией РФ предусмотрена значительная концентрация власти в руках президента. Эта конституционная возможность централизации власти была затем усилена законами, например законом о порядке формировании правительства, созданием таким не зафиксированных в Конституции органов как Администрации Президента и др. Подобная концентрация власти в руках президента дает определенные основания для характеристики современного политического режима в России как авторитарного.

Президент России избирался на четыре года гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Согласно новому закону на следующих выборах в 2012 г. президент будет избираться на 6 лет. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в стране не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом России более двух сроков подряд.

Хотя в Конституции это не зафиксировано, но по существу Президент РФ является носителем некой верховной власти, подобно власти императора в царской России или Генерального секретаря ЦК КПСС в советский период. В России существуют устойчивые массовые представленияо необходимости и благотворности верховной власти (царя, генерального секретаря или президента). Они во многом основаны на вере в то, что такая власть, возвышаясь над противоборствующими группировками своекорыстного «начальства», способна обеспечить мир и согласие в стране. Этим обусловлен и высокий рейтинг президента, при том, что деятельностью правительства недовольны более половины россиян.

 

Президент наряду с общим руководством государством в той или иной мере выполняет и функции трех ветвей власти: в большей мере исполнительной (осуществляет руководство правительством), законодательной (издает указы, подписывает законы принятые парламентом), в меньшей мере судебной (так он решает вопрос о помиловании преступников).

2. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации – представительный и законодательный орган государства. Федеральное собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации выражает интересы субъектов Федерации, в него входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от представительного и исполнительного органа власти.

От Белгородской области в Совет Федерации входят Н. И. Рыжков (от исполнительной власти) и В.Н. Мошкович (от законодательной власти вместо Г.Г. Голикова, избранного депутатом Государственной Думы). Н.И. Рыжков бывший Председатель Совета министров СССР, дважды избирался депутатом в ГД РФ от Белгородского избирательного округа. В.Н. Мошкович – бывший генеральный директор групп компаний «Русагро», сделавший много полезного для Белгородской области. Председателем Совета Федерации является В.И. Матвиенко.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается населением на 5 лет. Председателем Государственной Думы является лидер партии «Единая Россия» С.Е. Нарышкин. На выборах в ГД РФ в декабре 2007 г. которые проходили о пропорциональной системе лишь 4 партии преодолели 7-процентный барьер. «Единая Россия» получила 64,3% голосов избирателей и соответственно 315 депутатских мест, КПРФ – 11,57% и 57 мест, ЛДПР – 8,14% и 40 мест, «Справедливая Россия» - 7,74% и 38 депутатских мандатов. Выборы, состоявшиеся в декабре 2011 г. существенно изменили представительство партий в нижней палате российского парламента. Так «Единая Россия» получила 49,32% голосов избирателей и соответственно 238 депутатских мест, КПРФ – 19,19% и 92 места, ЛДПР – 11,67% и 56 мест, «Справедливая Россия» - 13,24% и 64 депутатских мандата.

 

3. Правительство Российской Федерации – исполнительный орган государства. Оно подчиняется как президенту, так и Федеральному Собранию РФ. Председателем Правительства РФ является В.В. Путин В состав правительства входят, заместители председателя правительства, министры, главы самостоятельных агентств и служб. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят 16 министерств. 11 министерств (министров) подчиняются Председателю Правительства, а 5 – непосредственно Президенту РФ. Сами министерства состоят из агентств и служб. 12 из самостоятельных служб и агентств подчиняются Председателю правительства, а 7 непосредственно Президенту РФ (например, ФСБ – федеральная служба безопасности).

4. Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд – органы судебной власти. В настоящее время стоит задача совершенствования судебной системы. Предполагается, что необходимо повысить ее открытость, что снизит ее коррупционность. На преодоление коррупции судебной системы рассчитано и повышение зарплаты судей. Несмотря на большие перемены, произошедшие в работе судебной власти, значительная часть населения не доверяет ей и не верит в справедливость правосудия.

Российскую Федерацию можно определить как республику смешанного типа – президентско-парламентского, так как правительство подотчетно одновременно и парламенту, и президенту.6 апреля 2009 впервые состоялся, как мероприятие прописанное поправкой в Конституцию РФ, отчет Председателя правительства РФ перед ГД РФ.Принятый вариант Конституции Российской Федерации был разработан под сильную президентскую власть, которой ни парламент, ни Конституционный Суд уже не могли ничем угрожать. В реальной политической практике РФ предстает как суперпрезидентская республика. Однако в рамках существующей Конституции РФ вполне возможна эволюция российского государства в направлении реальной президентско-парламентской республики6. На сегодняшний день в РФ возросла роль премьер-министра (В.Путина), что позволяет говорить о наличии в стране дуумвирата.

Исследователи, говоря о разделении власти в России, отмечают сравнительную слабость законодательной власти, отсутствие достаточного контроля над исполнительной властью в лице президента, инертность судебной власти, особенно Конституционного суда. Достаточно остро стоит вопрос и о распределении полномочий между федеральным и региональным уровнями власти.

Разделение государственной власти на три ветви имеет место и на уровне регионов России, в том числе и в Ленинградской области. Конституция не устанавливает систему органов государственной власти субъектов Федерации. Она предоставляет возможность субъектам самостоятельно определять их, требуя лишь соответствия системы региональных органов государственной власти основам конституционного строя и общим принципам организации государственной власти в стране. Это объясняет то, что структура органов государственной власти одного субъекта федерации отличается от структуры госаппарата другого.

Высшее должное лицо области – губернатор (в настоящее время А.С. Дрозденко), ему принадлежит высшая исполнительная власть, одновременно он осуществляет и законодательную власть, утверждая законы, издаваемые областной думой. В других субъектах Федерации высшим должностным лицом может быть президент (в республиках), глава администрации и др.

Высшим законодательным органом Ленинградской области является Законодательное собрание Лен. Обл., которая состоит из 50 депутатов. Областная дума была образована в мае 1994 года. За истекшее время она приняла около 500 законов, регулирующих отношения в различных сферах жизни региона. Областную Думу возглавляет С.Е. Бебенин.

Исполнительная власть осуществляется администрацией губернатора и правительством Белгородской области, которому подотчетны ряд департаментов и управлений. Региональный государственный аппарат работает достаточно эффективно. Так, согласно проведенным в 2006 г. научным исследованиям в рейтинге качества госуправления, на первых местах находятся Чувашия, Ростовская и Белгородская область. Москва занимает 31-место, Санкт-Петербург – 77-е8.

 

41. Правовой статус Президента РФ.

Наделение Президента РФ статусом главы государ­ства было продиктовано логикой построения правовой государственности в России, потребностью существо­вания такого института государственной власти, кото­рый обеспечивал бы конституционный порядок, устой­чивость и преемственность всего государственного ме­ханизма власти.

В российском федеративном многонациональном го­сударстве Президент РФ выступает как один из гаран­тов, обеспечивающих целостность и единство России. Президент является персонификацией российской госу­дарственности.

Современная российская конституционная модель исходит из особого места Президента в государственном механизме и в системе политического властвования, на­деляя его большими полномочиями. Объясняется это тем, что Президент РФ не входит ни в одну из суще­ствующих ветвей власти. Он является главой государ­ства России как демократического правового государ­ства с республиканской формой правления и обеспечи­вает со государственное функционирование и взаимодействие органов, государственной власти. Как глава государства Президент призван консоли­дировать государственную власть, обеспечивать консти­туционным путем разрешение всех разногласий и конфликтов между органами государственной власти, субъектами Федерации, выражая при этом позицию и интересы всей федерации в целом. В соответствии со своим положением Президент РФ олицетворяет един­ство многонационального народа, суверенную государ­ственность России.

Местопребыванием Президента, его резиденцией яв­ляется столица России — Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Го­сударственный флаг России.

Главным символом президентской власти в РФ яв­ляется штандарт (флаг) Президента РФ. Описание штан­дарта (флага) Президента РФ устанавливается Указом Президента РФ от 15 февраля 1994г. Также официаль­ными символами президентской власти являются Знак Президента РФ и специально изготовленный единствен­ный экземпляр официального текста Конституции РФ в соответствии с Указом Президента РФ «Об официаль­ных символах президентской власти и их использова­нии при вступлении в должность вновь избранного Пре­зидента РФ» от 5 августа 1996г.

 

Конституционный статус главы государства, преж­де всего, предполагает наличие специфических для это­го органа прав и обязанностей во взаимодействии с други­ми властями, делающего Президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется, прежде всего, в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными за­конами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), при­нимать меры по охране суверенитета России, ее незави­симости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Кон­ституции РФ), приостанавливать действие актов орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Консти­туции РФ и федеральным законам, международным обя­зательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого воп­роса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение рос­сийского Президента такими обширными полномочия­ми обусловлено тем, что он выступает как гарант не­зыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В этом качестве Президент РФ решает воп­росы российского гражданства и предоставления поли­тического убежища, награждает государственными на­градами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и выс­шие специальные звания, осуществляет помилование.

В качестве главы государства Президент РФ назна­чает выборы в Государственную Думу, а также распус­кает Думу в случаях и порядке, предусмотренных Кон­ституцией РФ, предлагает Совету Федерации кандида­туры для назначения на должности судей высших феде­ральных судебных органов России, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ и др.

Особое значение для России как федерации имеет право главы российского государства использовать со­гласительные процедуры для решения тех или иных кол­лизий между органами государственной власти Россий­ской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Представляя Российскую Федерацию в отношениях с другими государствами, Президент осуществляет ру­ководство внешней политикой, ведет переговоры и под­писывает международные договоры (а также другие пол­номочия, указанные в ст. 86 Конституции РФ).

В правотворческой сфере Президент РФ активно ис­пользует право законодательной инициативы в Государ­ственной Думе, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом отлагательного вето, издает ука­зы, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности отдельных федеральных законов и других актов. В отличие от прежней Конституции РСФСР 1978 г. с поправками, внесенными в нее при учреждении поста Президента в 1991 г., Конституция Российской Федера­ции 1993 г. не называет Президента РФ главой испол­нительной власти, а определяет его исключительно как главу государства. Однако это не означает какое-либо сужение полномочий Президента, уменьшение влияния на организацию деятельности исполнительной власти. На конституционном уровне не закрепляется положе­ние о том, что Президенту принадлежит исполнитель­ная власть. В ст. 110 Конституции РФ четко оговарива­ется, что исполнительную власть в России осуществля­ет Правительство. На практике российский Президент обладает исполнительной властью. Она реализуется им как непосредственно, так и через Правительство. При Президенте создана собственная администрация, пред­ставляющая собой разветвленную специализированную систему, которая, к сожалению, иногда дублирует дея­тельность федеральных исполнительных органов.

Объем полномочий главы государства в сфере испол­нительной власти зависит от формы правления и поли­тического режима конкретного государства.

По конституционным параметрам Россия — полупре­зидентская республика. Особенностью данной республи­ки является стремление поставить главу государства над всеми ветвями власти не в качестве лица, сосредоточива­ющего в своих руках полномочия законодательной, ис­полнительной и судебной власти, а в качестве арбитра в отношениях между ними. В отличие от президентских республик (например, США) в России Президент, явля­ясь главой государства, не является одновременно гла­вой Правительства. В силу этого Правительство несет ответственность не только перед Президентом, но и пе­ред парламентом.

В сфере исполнительной власти Президент РФ наде­лен весьма широкими полномочиями. Во-первых, по формированию Правительства и по обеспечению функционирования органов исполнитель­ной власти. Президент руководит Правительством при наличии главы Правительства — Председателя, Прези­дент РФ единолично формирует федеральную исполни­тельную власть и руководит ею. Смещение федераль­ных министров и реорганизация всего Правительства также находятся во власти российского Президента. Лишь назначение Президентом РФ Председателя Правительства происходит с согласия Государственной Думы, Причем, если Государственная Дума троекратно; отклонит представленную Президентом кандидатуру-Председателя Правительства РФ, то Президент имеет право самостоятельно назначить Председателя Правительства РФ, распустить Государственную Думу и назначить новые выборы (ст. III Конституции РФ). Президент вправе председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ.

Во-вторых, по контролю за деятельностью Прави­тельства. Правительство РФ ответственно перед Прези­дентом РФ. И именно ему, а не Федеральному Собра­нию, заявляет о своей отставке в случае, если оно считает невозможным осуществление возложенных на него функций, которая принимается или отклоняется Пре­зидентом РФ. Только Президент РФ принимает реше­ние об отставке Правительства РФ.

Президент также формирует Администрацию Пре­зидента РФ, назначает Руководителя Администрации, координирующего деятельность управлений, отделов и служб Президента России или его Администрации. К числу таких управлений относятся: государственно-правовое, контрольное, финансово-бюджетное, по рабо­те с территориями, информационное, управление по воп­росам гражданства и др. Основными задачами Админи­страции Президента являются организационное, информационное, правовое обеспечение деятельности главы государства, организация его взаимодействия с другими органами государственной власти, поддержа­ние связей с общественными организациями, средства­ми массовой информации.

В-третьих, по руководству органами исполнительной власти в военной сфере. Президент РФ является Вер­ховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, утверждает военную доктрину РФ, концепцию нацио­нальной безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет при­зыв граждан на военную службу и увольнение в запас отдельных категорий военнослужащих, объявляет пол­ную (всеобщую) или частичную мобилизацию (ст. 83, 87 Конституции РФ).

Президент формирует и возглавляет Совет Безопас­ности РФ, статус которого определяется Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Этот орган осуще­ствляет разработку предложений по обеспечению защи­ты конституционного строя, государственного сувере­нитета, территориальной целостности страны, участву­ет совместно с другими органами в выработке военной политики России. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом РФ.

Реализуя свои функции и осуществляя конституци­онные полномочия, Президент РФ издает указы и рас­поряжения. Указанные акты появились вместе с инсти­тутом Президента — в июле 1991 г. Акты Президента относятся к числу подзаконных правовых актов. Следу­ет выделить два вида указов: нормативные и индивиду­альные. Указы носят нормативный характер, если они касаются общих вопросов, содержат в себе норму права и рассчитаны на постоянное и многократное действие. Индивидуальные указы — это решения Президента, ка­сающиеся вопросов гражданства, предоставления поли­тического убежища, награждения государственными наградами, назначения на должность и освобождения от должности руководителей органов федеральной ис­полнительной власти.

В современный период сфера правового регулиро­вания, охватываемая указами, весьма широка. Норма­тивные указы издаются обычно в случае пробелов в праве. В постановлении Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. указано, что практика издания ука­зов, восполняющих пробелы в правовом регулирова­нии по вопросам, требующим законодательного реше­ния, конституционна, если, во-первых, они не расхо­дятся с Конституцией РФ и федеральными законами и, во-вторых, их действие ограничивается периодом до принятия соответствующих законов.

Отдельные, очень малочисленные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подле­жат утверждению Советом Федерации Федерального Со­брания РФ.

Распоряжения— это вторые по значимости (после указов) правовые акты главы государства. Они обычно являются ненормативными и содержат конкретные по­ручения, задания, предписания частного характера. Акты Президента публикуются в официальных издани­ях. Распоряжения — это решения по оперативным, орга­низационным и кадровым вопросам, а также по вопро­сам работы Администрации Президента РФ.

Акты Президента обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90 Консти­туции РФ). Это означает, что они не могут не испол­няться или быть приостановлены либо отменены орга­нами государственной власти или субъектов Российс­кой Федерации или органами местного самоуправления на соответствующих территориях.

Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию представляют собой официальный документ большой политической значимости, но не содержат норм права и поэтому не носят нормативного характера.

Указы и распоряжения Президента РФ публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации».

 

42. Законодательный процесс в РФ.

Законодательный процесс — главное направление деятельности Федерального Собрания РФ. Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1) законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ

право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять

или отклонить его — право законодателя. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения;

2) обсуждение законопроекта — важная стадия, которая начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы Довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3) принятие закона, что достигается с помощью двух механизмов голосования (простым большинством и квалифицированным). Принятие закона — главная стадия, которая в свою очередь распадается на три подстадии:

а) принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50 % + 1 голос; федеральные конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы);



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.201 (0.05 с.)