Методические указания по организации и проведению занятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания по организации и проведению занятий



К основным направлениям учебной деятельности студентов при изучении дисциплины «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» следует отнести, в первую очередь, работу с нормативными правовыми документами, учебной и научной литературой, статистическими данными. Результатами данного рода деятельности становятся выступления студентов на занятиях семинарского типа, участие в обсуждении наиболее проблемных вопросов учебного курса, подготовка докладов/сообщений, выполнение практических заданий.

Доклад – речевой информативный жанр научной, деловой и политической сферы. Он предполагает изложение достаточно большого объёма информации, аргументированной и иллюстрированной серией приёмов. В научной сфере доклад относится к устным жанрам, но, как правило, готовится письменный текст, который зачитывается на заседании/аудиторном занятии.

Сообщение – имя ряда информативных речевых жанров. В научных журналах и сборниках можно встретить рубрику «Материалы и сообщения», где помещаются тексты, менее фундаментальные, чем статьи.

Доклад противопоставляется сообщению по основательности информации и времени исполнения (сообщение – 10-15 минут, доклад – 20 минут и более).

Подготовка устного доклада предполагает выбор темы сообщения в соответствии с планом занятий семинарского типа. Также в качестве доклада может быть принято изложение содержания одной из монографий или научных статей по теме семинара.

При подготовке доклада/сообщения необходимо вдумчиво прочитать работы, проанализировать их и сделать собственные умозаключения. Дословно следует выписывать лишь строгие определения, можно включать в запись примеры для иллюстрации.

Если в изучаемых текстах встречаются непонятные места, следует вынести их на групповое обсуждение в процессе выступления с докладом/сообщением.

Критериями оценки устного доклада являются: полнота представленной информации, логичность выступления, наличие необходимых разъяснений и использование иллюстративного материала по ходу выступления, умение ответить на вопросы слушателей, соответствие доклада заранее оговоренному временному регламенту.

7.2 Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля)

В процессе обучения студентов по дисциплине «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» используется инновационный подход.

Основу инновационного обучения будущих бакалавров составляют рациональные принципы и методики современной системы профессиональной подготовки:

· «обучение через постановку и решение конкретной управленческой задачи», преодоление характерной для традиционной формы обучения статичности излагаемого материала, обеспечение сопряженности теории с практикой;

· «акцент на самостоятельность», предусматривающий оптимизацию обязательных аудиторных занятий, расширение границ самообучения;

· «интенсификация и индивидуализация» обучения, осуществляемые на основе последовательного повышения эффективности профессионального образования.

Каждый участник инновационного процесса должен быть готов к самостоятельным нововведениям в учебный процесс, к разработке программ самокоррекции и реализации их в личностном, профессиональном и компетентностном контекстах.

В современной профессиональной подготовке студентов особую актуальность приобретает переход от информационно-сообщающего обучения к инновационному, формирующему государственного менеджера, ориентированного на овладение конкретными методиками и технологиями управленческой деятельности, интегрирующими полученные знания, умения и навыки, соответствующие профессиональные компетенции и личностные качества работника.

Реализация данных подходов и методик обучения потребовала внедрения балльно-рейтинговой системы обучения и контроля знаний студентов.

Основными целями балльно-рейтинговой системы являются: стимулирование повседневной систематической самостоятельной работы студентов; повышение состязательности в учёбе; снижение роли случайности при сдаче зачёта; повышение мотивации студентов к освоению образовательной программы на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы.

Внедрение такой системы позволяет оптимизировать учебную и научно-исследовательскую работу, уменьшить число конфликтов, возникающих по поводу объективности выставленных оценок, установить обратную связь «преподаватель – студент».

Формирование рейтинга студента осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости и прохождения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины.

В учебном процессе активно используются опросы студентов по дидактическим единицам, организуется выполнение письменных работ. Данные методические подходы нацелены не только на выявление критериев результативности обучения, качества знаний студентов (полнота, глубина и т.п.), но и на их применение.

В частности, практические задания представляют собой методические поручения студентам провести анализ различных точек зрения, высказанных по одной и той же проблеме в научных изданиях, сформулировать и аргументировать собственную точку зрения; произвести обработку статистических данных, результаты которой представить графически.

Балльно-рейтинговая система оценки ЗУН студентов включает перечень обязательных видов работ:

· Посещение лекционных занятий с применением техники обратной связи, элементами дискуссии, разбором конкретных ситуаций;

· Выступление с докладом/сообщением на занятиях семинарского типа (очная, очно-заочная форма обучения);

· Выполнение практических заданий;

· Участие в организационно-деятельностной игре;

· Выполнение аудиторной (или внеаудиторной) контрольной работы.

Для проверки знаний, умений и навыков, контроля профессиональных компетенций, вырабатываемых студентами в процессе изучения учебной дисциплины «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» используется практика проведения семинаров «малых полемических групп», организационно-деятельностных игр (ОДИ).

Основной задачей является формирование у студентов системного мышления, соответствующего новой управленческой парадигме, умений и навыков принятия эффективных управленческих решений.

Итоговая оценка по учебной дисциплине определяется путём суммирования накопленных на аудиторных занятиях баллов и баллов, полученных студентами на зачёте.

7.3 Методические рекомендации по подготовке письменных работ

Рабочей программой по дисциплине «Государственное регулирование предпринимательской деятельности» предусмотрено выполнение обучающимися контрольных работ.

Контрольные работы по курсу могут выполняться как в аудиторной форме, так и в форме внеаудиторной работы.

Аудиторная контрольная работа предполагает ответ в письменном виде на два контрольных вопроса по основным темам учебного курса. Цель такой работы – контроль знаний студентов. Время выполнения ограничивается 45 минутами (один академический час). Критериями оценки такой работы становятся: соответствие содержания ответа поставленному вопросу; использование в ответе понятийно-терминологического и категориального аппарата; ссылка на имена учёных, занимавшихся разработкой данной проблематики; обнаружение знания студентом учебной и научной литературы; грамотность, последовательность изложения материала. Работа оцениваться по балльно-рейтинговой системе.

Внеаудиторная контрольная работа предполагает подготовку реферата по одной из предложенных тем или по одной из предложенных монографий. Цель такой работы – ознакомление студентов с литературными источниками и современными исследованиями, выработка навыков работы с научным текстом, контроль знаний, умений и навыков студентов, формирование общепрофессиональных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВО и ОП ВО РГГУ по направлению подготовки 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень магистратуры).

По итогам выполнения внеаудиторной контрольной работы оценивается: самостоятельность выполнения работы; грамотность изложения материала; правильность оформления; наличие в реферате всех структурных разделов, выводов по каждому из разделов, проработанность темы. Реферат выполняют студенты, обучающиеся по заочной форме.

Реферат (нем. Referat) – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).

Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым. Цель реферирования: создать «текст о тексте». Реферат может содержать оценочные элементы. В работе необходимо показать научную актуальность темы и её практическое значение.

Основные требования, предъявляемые к реферату, были сформулированы еще М.В. Ломоносовым, который цель данной работы видел в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях».

По полноте изложения содержания, библиографические рефераты подразделяют на информативные и индикативные.

Информативный реферат может выполнять весь комплекс функций вплоть до замены реферированной работы: в нём указываются объект и предмет исследования, цель и задачи работы, приводятся основные результаты, содержатся данные, относящиеся к характеру, методам, условиям исследования, отражаются намеченные автором возможности применения результатов и т.д. Индикативный реферат лишь указывает на основные аспекты содержания первичного документа без детальной фактографической информации, подробного изложения теоретических и практических результатов, выводов. Его целевое назначение – обратить внимание потребителя информации на важность первичного документа. Текст индикативного реферата обычно излагается в пассивном залоге (Исследуется проблема… Анализ проводится с точки зрения… Используются методы… Рассматриваются вопросы…).

Аналитический реферат к основной цели добавляет учёт взаимосвязи содержания первичного текста с проблемой, волнующей автора реферата. При такой постановке вопроса, особенно в реферировании группы текстов, первичный текст (тексты) может не воспроизводиться по содержанию полно и целостно, а вовлекаться во вторичный текст избирательно, в связи с постановкой авторской проблемы. Такой реферат обязательно содержит оценку авторской позиции в первичных текстах и приближается к собственному рассуждению автора, отличаясь от него пространно выраженным вниманием к первичному текстовому материалу.

Рекомендуемый объём реферата – 15-20 страниц (за исключением списка литературы).

В структуре реферата должны быть представлены: титульный лист, оглавление, введение с указанием цели и задач работы, реферативный раздел с обязательной рубрикацией, заключение и выводы, список источников и литературы, приложения.

Следует обратить внимание на соответствие оформления текста реферата, ссылок, цитат, списка литературы требованиям ГОСТов.

Библиографическое описание – совокупность библиографических сведений о документе, приведённых по правилам, установленным ГОСТом, регламентирующим составление описания отдельных произведений печати и некнижных изданий.

Наиболее полным источником библиографического описания является титульный лист книг, сериальных и многотомных изданий.

Библиографическое описание включает обязательные и факультативные элементы. Элементы библиографического описания – лексические единицы (слово, словосочетание, цифры и др.), содержащие библиографические сведения. Обязательные элементы отражают сведения, обеспечивающие идентификацию документа, факультативные элементы содержат дополнительную информацию о документе, его содержании, читательском назначении.

В зависимости от полноты приведения элементов, библиографическое описание может быть полным, расширенным и кратким. Полное описание включает обязательные и все факультативные элементы. Расширенное описание состоит из обязательных и одного или нескольких факультативных элементов. Краткое описание включает только обязательные элементы.

Элементы и области приводятся в установленной последовательности. В библиографическом описании используются разделительные знаки, которые идентифицируют области и элементы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.164.241 (0.013 с.)