Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Паттерны с тенденцией к объективации
Эпизод 92 (Прошло время. Энди теперь уже больше вовлечен в психотерапевтическую работу и, еще неосознанно, начинает по-другому воспринимать проблемы своей психотерапии.) К-11. Иногда я думаю, что есть улучшения, но потом приходит другой момент, и я уже не так уверен. Так трудно понять. Ну, вот, например, вчера я пытался решить, продавать ли мне старую машину, и... Ну, Дженет говорит, что очень глупо мне цепляться за мой старенький «шевроле», но я думаю, он еще побегает, и немало. Я, конечно, не механик, и... П-11. Выглядит так, будто, рассказывая мне это, ты сейчас споришь сам с собой. К-12. Да. Ну, это не совсем так. Но я понимаю, что ты имеешь в виду. Почему я продолжаю это делать? Может, я просто боюсь занять определенную позицию. Может быть, я хочу, чтобы Дженет или кто-то другой взяли на себя ответственность за мое решение. Заметьте: я опять использую выдержки из разговора все тех же вымышленных партнеров по психотерапии. Это позволяет создать контекст, но я совсем не считаю, что в реальной психотерапевтической работе следует так систематически двигаться по этой шкале. Функциональное ассоциирование Если представить, что мы все еще держим в руках этот камешек, то очень вероятно, что вскоре у нас появится мысль о том, как его можно было бы использовать. «Он мог бы служить хорошим пресс-папье». В таком случае, имеет место некоторое осознание более индивидуальной и личностной природы нашей реакции. Например, другой человек мог бы подумать: «Я мог бы бросить этот камень в кого-нибудь». Здесь есть скрытое осознание того, что, в данном случае, возможны индивидуальные различия. Рассуждения относительно мотивации, лежащей в основе заботы человека, находятся между объективацией и субъективностью, хотя и ближе к объективации. Пациенты различаются по тому, насколько они принимают индивидуальный характер своих жалоб. Эпизод 9.3 К-12. Да. Ну, это не совсем так. Но я понимаю, что ты имеешь в виду. Почему я продолжаю это делать? Может, я просто боюсь занять определенную позицию. Может быть, я хочу, чтобы Дженет или кто-то другой взяли на себя ответственность за мое решение. П-12. Ты думаешь, что это может быть причиной того, что у тебя столько сложностей с принятием решений? К-13. Не знаю. Может быть. Почему большинство людей имеют такие проблемы? У тебя должны были быть еще пациенты, до меня, с такими Же проблемами.
154 Раздел IV. Достижение большей глубины Хотя Энди очень быстро вернулся к объективации, такие рассуждения могут быть важны с точки зрения движения к возрождению силы в его жизни. Психотерапевт должен пожелать отметить для себя, в какой степени функциональные ассоциации являются абстрактными, а в какой — идут от истинного внутреннего осознания. Ключом для такого разделения является уровень общения, на котором работает пациент, а также другие виды ассоциаций (смотри ниже), которые появляются попутно. О пациентах, которым мысли о вероятных функциях их жалоб приходят в голову во время работы на уровне критических обстоятельств, можно с большей уверенностью сказать, что они лучше соприкасаются со смыслом этих проблем. В то же время отстраненное рассуждение типично для уровня стандартного общения или уровня поддержания контакта. Когда пациент отстраненно рассуждает о своей заботе «может быть...», «возможно, что...», «Интересно, если...» — я склонен что-нибудь сказать, чтобы предупредить его о бесплодности таких действий: Если можете, то лучше избегайте этих «может быть». Это трясина, — и когда ваше живое сознание вступает на эту дорогу, вы можете совершенно потеряться в вероятностях, полностью утратив представление о том, что прочно, а что — нет. Причинное или аналитическое ассоциирование Рассуждения о причинах, а также попытки отыскать компоненты заботы человека во многом напоминают функциональное ассоциирование. Различие состоит в том, что, в отличие от поиска обобщенных функций, поиск причин может привести к исследованию уникальной истории пациента. При исследовании причин рационалистический подход включает также намерение использовать возможности человека в его собственных интересах. Разумеется, здесь есть свои трудности, — этот поиск часто ведется безлично, так, будто человек представляет собой техническую проблему — такую, например, как засорившаяся раковина или автомобиль, который не желает заводиться. Рационалистический анализ или каузальные теории очень привлекательны и представляют собой ловушку для неосторожного психотерапевта, так как ведут его к стерильным когнитивным построениям, которые не могут вызвать заметных изменений ни в чувствах, ни в поведении.
Эпизод 9.4 К-14. Я очень много думал о том, почему у меня больше проблем с принятием решений, чем у других людей. Или, по крайней мере, мне так кажется. Ты что-то сказала? (Пауза.) Ну, все равно, я уже пытался думать об этом и вспомнил, что отец всегда побеждал меня, когда мы принимали какое-нибудь решение. П-14. Что ты имеешь в виду? К-15. Ну, вот, как однажды, когда я сказал, что хочу, чтобы у нас были другие подушки. Мне кажется, я должен был переночевать у друга или что-то в этом роде. Ну, все равно, я сказал, что мне не нравится поролон, и я бы хотел, чтобы у нас были пуховые подушки. Я был по-своему горд тем, что мне известна разница между ними. А потом папа сказал: «А ты знаешь, откуда берется пух?» Мне это было очень приятно, так как я только что об этом узнал и был готов к ответу. Я сказал: «Из уток». Он только улыбнулся и спросил: Глава 9. Соотношение объективации и субъективного 155 «А из какой части утки?», а я не знал и почувствовал себя ничтожеством, а мой брат все смеялся и смеялся и все повторял: «Из какой части утки? Из какой части утки!» П-15. Ты чувствовал себя действительно униженным. П-16. Еще бы. Тогда я его возненавидел. Ну, не так, чтобы «возненавидел», но... ну, я полагаю, что одно время так и было. Моего брата я тоже ненавидел, но, конечно, это прошло. Но все же интересно, не то ли это, что заставляет меня колебаться всякий раз, когда нужно сказать что-нибудь определенное. Типичными для этой группы описаний являются рассуждения о причинах и пере-бирание воспоминаний или других событий в поисках ключей «разрешения» проблемы. Воспоминание Энди о беспокоящем его инциденте с отцом и братом может точно указывать на одну из причин, но воспроизведение этого инцидента, само по себе, вряд ли вызовет глубокие изменения в навязчивой нерешительности Энди. Детализация истории или жизненных событий Стоит заметить, что в обращении Энди к инциденту с отцом и братом есть скрытый вопрос: «Является ли это причиной того, что я такой нерешительный?». Предполагается, что силой обладает эпизод из прошлого, а не сам Энди — человек, который вспоминает этот эпизод. Сейчас Энди представляется жертвой происшествия (или нечуткости отца) — все так, будто у Энди покалечена нога и он может сказать, что это произошло в автомобильной катастрофе несколько лет назад. Такое «причинное мышление» восходит, по крайней мере, к Фрейду, хотя сам Фрейд в свое время пришел к пониманию того, что «одного инсайта недостаточно». Но все же, к великому огорчению, эти размышления неявно содержатся во множестве психотерапевтических трудов и в практике многих психотерапевтов — они представляют широко распространенный ложный взгляд на психотерапию. Те, кто работал с пациентами глубоко и достаточно долго, как правило, осознают: самого по себе знания о том, что положило начало паттерну поведения, недостаточно, чтобы вызвать психотерапевтическое изменение, — точно так же как знания о том, что столкнуло с горы камень, недостаточно для того, чтобы остановить его падение (использовать объективный образ в разговоре о столь субъективном предмете!).
Все разновидности описаний этой группы обладают двойственностью и этим, — если рассматривать только очевидное содержание, — слегка напоминают более субъективные формы. Когда Энди говорит об инциденте с отцом (эпизод 9.4), он уже начинает углубляться в свою субъективность, но при этом все еще нацелен на поиск того, «что сделало меня таким». Было бы совсем по-другому, если бы он сначала погрузился в свое чувство нерешительности и свое горе по поводу этой нерешительности, а затем уже начал вспоминать этот эпизод. Очень вероятно, что состоялось бы совершенно другое психологическое событие: эмоции могли бы его захлестнуть, но еще более важно, что в этом случае воспоминание не было бы изолированным (все равно, что осколок пальца от статуи). Напротив, оно могло бы стать частью расширенного осознавания, сосредоточенного вокруг нерешительности, горя, отношений с отцом или других «центров» осознавания, открывающего нечто существенно большее, чем непосредственно сама проблема. Психотерапевтам, привыкшим замечать только явное и очевидное, будет трудно воспринимать только что описанное различие. Чтобы обнаружить в этом различии
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.01 с.) |