Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип недопустимости лишения гражданства (ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве)



Российское законодательство о гражданстве отказалось от лишения гражданства, известного законодательству Союза ССР. Лишение гражданства — одностороннее, основанное на произвольном усмотрении прекращение государством гражданства отдельных лиц независимо от их желания. Право государства на определение круга своих граждан и процедур приобретения, прекращения гражданства не означает его права на лишение гражданства, например, в качестве меры ответственности лица. Однако государство вправе отменить ранее принятое им решение о предоставлении гражданства, если оно было приобретено лицом на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

 

38. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Мировое сообщество выработало ряд до­кументов о правах человека. К числу таких документов относят­ся: Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

Основные права и свободы человека и гражданина по своему содержанию делятся на гражданские (личные), политиче­ские, экономические, социальные, культурные (рис. 2.3):

1) ГРАЖДАНСКИЕ (ЛИЧНЫЕ) права и свободы выражают гуманистические основы жизни общества, защищают простран­ство личной жизни человека, индивидуальную свободу от вме­шательства извне. Это право на жизнь, свободу и личную не­прикосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести, достоин­ства и доброго имени; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений; право на непри­косновенность жилища; право на определение и указание своей национальной принадлежности; право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания и творчества; право свободно на территории РФ выбирать место пребывания и жительства; право свободно выезжать за пределы РФ и право гражданина беспрепятственно возвра­щаться в РФ.

2) ПОЛИТИЧЕСКИЕ права и свободы обеспечивают уча­стие граждан в управлении делами общества. Только граждане России являются обладателями таких конституционных прав и свобод, как свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления; право участвовать в референдуме; иметь равный доступ к государственной службе; участвовать в отправлении право­судия; направлять индивидуальные и коллективные обраще­ния в государственные органы и органы местного самоуправле­ния и др.

 

   
       
Гражданские      
       
· право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность · право на защиту чести и достоинства · право на справедливый, независимый и публичный суд · право на свободу передвижения и выбора места жительства      
  Политические    
       
· право избирать и быть избранным в органы власти · свобода мысли, убеждений, слова, совести · свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний      
  Экономические    
       
· право на частную собственность · право на предпринимательскую деятельность · право на свободное распоряжение своей рабочей силой      
  Социальные    
       
· право на труд и социальное обеспечение · право на жилище и благоприятную окружающую · право на охрану здоровья      
  Культурные    
*» право на *» свобода х      
образование и доступ к культурным удожественного и техническоготворч ценностям ества      

 

 

Рис. 2.3. Основные права и свободы личности

 

3) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ права и свободы дают возможность человеку использовать свои способности и имущество для лю­бой не запрещенной законом деятельности.

4) СОЦИАЛЬНЫЕ права и свободы позволяют обеспечить достойные условия жизни.

5) КУЛЬТУРНЫЕ права и свободы позволяют развить и реали­зовать свои творческие способности. К числу социально-экономических и культурных прав и свобод человека и граждани­на можно отнести: -Ж- свободу экономической деятельности; -Ж- пра­во иметь имущество, в том числе и в частной собственности, и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими ли­цами; -Ж- право на свободный труд; Ж- право на отдых; -Ж- право на со циальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидно­сти и в других ситуациях, предусмотренных законом; Ж право на жялище; Ж- право на охрану здоровья и медицинскую помощь; -Ж право на благоприятную окружающую среду; -Ж- право на обра­зование; Ж свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.

Каждое конституционное право и свобода реализуются с помощью экономических, социальных, политических, организа­ционных и правовых гарантий. Последние представлены целым рядом правовых норм (рис. 2.4).

 

 
 

 

Порядок реализации прав и свобод

Нормы права устанавливают:

Меры по охране и защите прав и свобод

Ответственность за их нарушение

Рис. 2.4. Правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина

 

Конституцией РФ гарантируется государственная защи­та прав и свобод человека и гражданина и закрепляется пра­во каждого человека защищать свои права, свободы и закон­ные интересы всеми способами, не запрещенными законом. Так, законом предусмотрена судебная защита прав человека и гражданина. Решение, действие (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся внутриго­сударственные средства защиты прав и свобод, гражданин может обратиться в межгосударственные органы. Так, после вступления Российской Федерации в Совет Европы граждане РФ получили возможность (начиная с 5 мая 1998 г.) обра­щаться в Европейский суд по правам человека.

Конституция РФ устанавливает и наиболее важные обязан­ности граждан Российской Федерации, жизненно необходимые для существования общества. Так, гражданин РФ обязан: соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ст. 15), уважать права и свободы других лиц (ст. 17), получить ос­новное общее образование (ст. 43), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники исто­рии и культуры (ст. 44), платить законно установленные на­логи и сборы (ст. 57), сохранять природу и окружающую сре­ду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), защищать Отечество (ст. 59), родители должны заботиться о детях, их воспитании, а совершеннолетние дети - о нетрудо­способных родителях (ст. 38).

 

39. Федеративное устройство РФ.

Территория каждого государства делится на части, определяю­щие его внутреннюю структуру, территориальное устройство. В рам­ках территориального устройства государства формируются система территориальных единиц, из которых складывается государство, система государственных связей между государством в целом и эти­ми территориальными единицами, характер которых зависит от их правовых статусов.

Подобного рода устройство территории государства принято на­звать государственным устройством.

С точки зрения их формы все государства делятся на две груп­пы — унитарные и федеративные.

Унитарным считается государство, не имеющее в своей внутрен­не территориальной структуре других государств. В этом смысле унитарное государство (т. е. одно, единое) принято называть про­стым государством.

Унитарное государство делится, как правило, лишь на админист­ративно-территориальные единицы (районы, города, сельские посе­ления и т. д.), из которых складывается его административно-терри­ториальное устройство. Административно-территориальные единицы не наделяются собственным правовым статусом. Им обладают лишь управляющие ими органы государственной власти либо орга­ны местного самоуправления.

Поскольку унитарное государство не имеет в своем составе дру­гих государств, оно обладает одной конституцией, одним высшим органом законодательной власти, одним высшим органом исполни­тельной власти, единой системой высших судебных органов.

Унитарное государство может существовать самостоятельно как отдельное суверенное государство и может также входить в состав другого государства на федеративных началах (т. е. сохраняя опреде­ленный комплекс своих суверенных прав) либо на автономных нача­лах.

В современной Российской Федерации унитарные государства — все республики в ее составе. Унитарными государствами является также большинство государств мира.

Федерацияэто объединение двух или нескольких государств в одно новое государство. Таким образом, федеративное государство представляет собойсложное государство, в состав которого входят другие государства.

Следует сказать, что, объединяясь, государства не обязательно образуют федерацию. Они могут образовать и конфедерацию. Однако в отличие от федерации, которая является союзным государством, т. е. государственно-правовым объединением, обеспечивающим го­сударственное единство всех входящих в его состав государств и со­храняющим за ними определенную политико-юридическую само­стоятельность, конфедерация представляет собой союз государств, т. е. международно-правовое объединение.

 

Вместе с тем утверждение, что федерация является государствен­но-правовым союзом в отличие от конфедерации — международно-правового союза, совсем не означает, что федерация, выступая вовне как единое государственное образование, исключает для входящих в нее государств или государственных образований возможность поддерживать какие-либо международно-правовые отношения с за­рубежными государствами и международными организациями. На­против, конституции многих федеративных государств, в том числе и Конституция РФ, допускают такую возможность. В федеративных государствах наряду с федеральной конституцией и законодательст­вом могут иметься конституции и законодательство входящих в их состав государств. Эти государства сохраняют свою систему органов государственной власти, свою территорию, которая, как правило, не может быть изменена без их согласия. Они могут иметь также свои государственные символы.

Государства, образующие федеративное государство, называются его субъектами. Последние, как правило, обладают одинаковым пра­вовым статусом. Однако мировой практике известны и такие феде­рации, субъекты которых обладают различным правовым статусом.

Между федерацией и ее субъектами проводится разграничение компетенции, цель которого — обеспечить наиболее эффективное осуществление федерацией своих задач путем объединения ресурсов и возможностей всех ее членов, как в интересах самой федерации, так и ее субъектов. Сохраняя за собой полномочия в определенном объе­ме, субъекты федерации добровольно ограничивают свою компетен­цию в пользу федерации, признавая приоритет ее задач и целей. Они признают также на своей территории высшую юридическую силу нормативных правовых актов федерации.

Государственная власть федерации является единственной суве­ренной властью на ее территории. Она опирается на волю всего ее народа. Признание полного суверенитета субъектов федерации озна­чало бы одно из двух: либо формальный характер такого признания, не влекущий за собой никаких юридических последствий, либо фак­тическую ликвидацию федерации. В этом случае она утрачивает ха­рактер союзного государства и превращается в союз суверенных го­сударств или распадается на отдельные суверенные государства, су­ществующие самостоятельно.

В мире в настоящее время существует немало различных федера­ций, включая такие крупные, как Бразилия, Германия, Индия, США. Федеративным государством был Союз ССР. Федеративным государством является и Россия.

Однако Российская Федерация имеет ряд особенностей, сущест­венно отличающих ее от других федераций. Федерация обычно обра­зуется путем объединения двух или нескольких государств в единое союзное государство. Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Россия как федерация не является объединени­ем нескольких государств. Она была образована в результате созда­ния в ее составе ряда автономных государств и автономных нацио­нально-государственных образований народов, населяющих ее тер­риторию. Эти государства, а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации.

Вот почему Российская Федерация с самого начала ее создания являлась одновременно и национальным государством русского на­рода, составляющего подавляющее большинство ее населения и дав­шего имя республике, и основанной на автономии федерацией, объ­единившей в своем составе русский и многие другие народы.

Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том, что с момента своего возникновения эта федерация носила не договорно-конституционный или договорный характер, как многие другие федерации, а конституционно-правовой характер, поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъек­тами, а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики.

Не обладая классическими признаками федеративного государст­ва, Россия как федерация вызывала немало споров. Но главным аргументом в защиту ее федерального характера служили не те или иные формальные признаки федерации, а воля ее народов, выразивших же­лание рассматривать свое государство в качестве федеративного.

Ныне Российская Федерация в большей мере походит на класси­ческое федеративное государство, чем ее предшественница РСФСР. В настоящее время субъектами Российской Федерации яв­ляются не только бывшие или настоящие автономии, но и области, края, города федерального значения. Таким образом, сегодня не часть, как это было прежде, а вся территория Российской Федерации складывается из территорий ее субъектов.

Однако, несмотря на изменение многих ее черт, Российская Фе­дерация была и осталась конституционно-правовой федерацией.

Как и любая другая федерация, Россия является единым государ­ством. Поэтому находящиеся в ее составе государства не могут за­ключать с ней межгосударственные договоры на тех же основаниях, что и с зарубежными государствами. Другое дело — многосторонние и двусторонние соглашения между Российской Федерацией и ее субъектами о распределении полномочий между ними. Именно та­ким соглашением является Федеративный договор — Договор о раз­граничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органа­ми власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Сегодня Федеративный договор в части, не противоречащей Кон­ституции РФ, и наряду с ней лежит в основе отношений Российской Федерации с ее субъектами, подписавшими этот Договор.

В настоящее время Россия имеет в своем составе три вида субъ­ектов — государства в составе Российской Федерации, преобразо­ванные, как правило, из бывших автономных республик, государст­венно-территориальные образования — края, области и города феде­рального значения, бывшие прежде наиболее крупными административно-территориальными единицами Российской Феде­рации, и национально-государственные образования — автономную область и автономные округа. Таким образом, в числе субъектов Российской Федерации и сейчас сохраняются традиционные терри­ториальные автономные образования.

Территориальная автономия в Российской Федерации — это самостоятельное осуществление государственной власти находящими­ся в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.

Автономия в Российской Федерации построена по национально­му признаку. Это значит, что она создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории. В зависимости от численности населения, уровня и перспектив развития экономи­ки и других факторов образуются различные виды автономии — ав­тономная область или автономный округ. При этом принимается во внимание воля населения создать то или иное автономное образова­ние или преобразовать один вид автономии в другой.

В Российской Федерации автономия длительное время осущест­влялась в двух формах: государственной, которая воплощалась в на­циональном государстве — автономной республике, и администра­тивной, представленной автономными областями и автономными округами.

Государственная автономия характеризовалась значительным объемом прав, наличием конституции, высших органов государст­венной власти, законодательства, гражданства. Административная автономия всех этих признаков, свойственных государственной ав­тономии, не имела.

В настоящее время в России территориальная автономия осуще­ствляется только в одной форме административной.

Новой формой самоопределения народов в Российской Федера­ции является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного ре­шения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образо­вания, национальной культуры.

Национально-культурная автономия основывается на принципах:

- свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к опре­деленной этнической общности;

- добровольной самоориентации и самоуправления;

- многообразия форм внутренней ориентации национально-куль­турной автономии;

- сочетания общественной инициативы с государственной под-юржкой;

- уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различ­ных этнических общностей;

- законности.

Образование и деятельность национально-культурной автономии регулируются Федеральным законом от 17 июля 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»1, который определяет правовые основы национально-культурной автономии, создает право­вые условия взаимодействия государства и общества для защиты на­циональных интересов граждан Российской Федерации в процессе выбора ими путей и форм своего национально-культурного разви­тия.

Государственное устройство Российской Федерации — один из институтов конституционного права Российской Федерации. Объеди­няемые им нормы регулируют широкий круг общественных отноше­ний, возникающих в процессе создания и функционирования Рос­сийской Федерации и ее субъектов. Они также регулируют различ­ные стороны государственного устройства Российской Федерации и оказывают существенное влияние на содержание других конститу­ционно-правовых институтов, поскольку именно государственным устройством Российской Федерации определяются в значительной мере порядок образования, система и компетенция государственных органов как самой Федерации, так и ее субъектов и т. д.

Нормы института государственного устройства содержатся в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство», определяющей право­вые основы статуса Федерации и ее субъектов, дающей полный пе­речень этих субъектов, устанавливающей исключительную, а также совместную с ее субъектами компетенцию Российской Федерации.

Нормы института государственного устройства содержатся также в Федеративном договоре от 31 марта 1992 г., в нормативных актах органов государственной власти Российской Федерации, Президен­та РФ, Правительства РФ, в конституциях, уставах и других законо­дательных актах субъектов Федерации.

Однако Конституция РФ рассматривает федерацию в России не только как форму государственного устройства страны, но и как од­ну из основ конституционного строя Российской Федерации, уста­новленных в гл. 1. В государственном устройстве Российской Феде­рации, которое основывается на принципе федерализма, находит од­но из проявлений ее демократизм как государства.

В России федерализм — это прежде всего государственная органи­зация национальных отношений. Исторический опыт российского федерализма подтвердил его жизненную необходимость для разреше­ния национального вопроса, для осуществления суверенитета наций, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.

Российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, про­живающих на территории Российской Федерации. Суверенитет на­ции означает ее верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими нациями, ее свободное волеизъявление в избрании формы своей национальной государственности.

Федерализм в России означает свободное развитие наций и на­родностей, проживающих на ее территории. Такое развитие выражается в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации — республик, автономной области, автономных округов, а также в преобразовании одних форм нацио­нальной государственности в другие. Свободное развитие наций и народностей означает также развитие национальных языков.

Однако российский федерализм не только форма разрешения национального вопроса в многонациональном государстве, но и Форма демократизации управления.

Базирующаяся на принципе федерализма децентрализация государственной власти обеспечивается разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими республиками, краями, областями, городами федерального значе­ния, автономной областью, автономными округами и местным са­моуправлением.

В соответствии с принципом федерализма основы правового ста­рта субъекта Федерации устанавливаются и гарантируются Конституцией РФ. Конституции республик, уставы краев, областей, горо­дов федерального значения, автономной области и автономных округов не могут противоречить Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации, не отнесенные ее Конституцией к ведению Федерации либо к совместному ведению Федерации и ее субъектов, осуществляются этими субъектами самостоятельно в соответствии Конституцией РФ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.033 с.)