Методические пособия и публикации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические пособия и публикации



1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] /А.К.Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст] /А.М. Бородич. - М.: Просвещение, 1981.

3. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Учимся читать и писать – М.: Знания, 1994.-160 с.

4. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой [Текст] /Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1992.

5. Выготский Л. С. Мышление и речь // Собр. соч. т -. 2. с. 386-413-М.. 1982.

6. Генинг М.Г., Герман.Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. -Чебоксары. 1980.

7. Гурович Л.М. Ребенок и книга [Текст] / Л.М. Гурович, Л.Б.Береговая, В.И. Логинова. - М.1992.

8. Жигулев А. Пословица в развитии речи дошкольника // Дошкольное воспитание.-1975. - №7-10.

9. Журова, Л.Е. Обучение грамоте в детском саду [Текст] / Л.Е. Журова.- М. Педагогика, 1978.

10. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избранные психологические труды. в 2 т.- М: Педагогика, 1986.

11. Короткова, Э.П. Беседа как средство развития речи у детей дошкольного возраста [Текст] /Э.П. Короткова. - М., 1977.

12. Кравцов, Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника [Текст] /Е.Е. Кравцов. – М.: Просвещение, 1996.-160 с.

13. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М: Педагогика 1972.

14. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]. – М: Педагогика, 1986.

15. Лосева Л. М. Как строится текст. Под ред. Г. Я. Солганика – М: Просвещение, 1980.

16. Максаков А. И., Тумакова Г. А. Учите, играя [Текст]. - М., Просвещение, 1983.

17. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст].- М., Просвещение, 2009.

18. Негневицкая Е.И., Шахнарович А. М. Язык и дети. - М.. Наука, 1981.

19. Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи [Текст]. - Улан-Удэ, 1974.

20. Нечаева Н.В. Как учить грамоте читающих и не читающих детей [Текст]. – Самара, 1993-109 с.

21. Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М: 2005.

22. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / Под ред. М.И.Лисиной – М: Педагогика, 1985.

23. Обучение дошкольников грамоте/ Под. Ред. Н.В.Дуровой. – М.: Школа-Пресс, 2000 -144с.

24. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников [Текст] / Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 2007.-192 с.

25. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.-144 с.

26. Развитие речи дошкольника. / Под ред. О. С. Ушаковой - М., 1990.

27. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / Под ред. А. Г. Рузской. — М: Педагогика, 1989.

28. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. //Эмоциональное развитие дошкольника.- М., 1985.

29. Типовая программа воспитания и обучения в детском саду. - М., Просвещение, 1984.

30. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей раннего возраста [Текст] / Е.И. Тихеева. – М: Просвещение, 1981.

31. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом [Текст] / Г.А. Тумакова. - М.,1991.

32. Ушакова, О.С. Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010.-224 с.

33. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейного образования РАО. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2001. - 240 с. - ISBN 5-89939-033-6: 71-00.

34. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. высш. пед. учеб. заведений / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2000. - 560 с.: ил. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0438-2

10.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет:

1. Федеральный портал Российское образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.edu.ru/.

2. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской федерации. Раздел: нормативные документы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok.

3. Российский портал «Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://eor.edu.ru.

4. Интернет-библиотека «Большая научная библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sci-lib.com.

5. Научный портал «Библиотека учебной и научной литературы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio.

6. Официальный сайт Научной педагогической библиотеки им. К. Д. Ушинского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gnpbu.ru/

7.Научный портал «Педагогика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://paidagogos.com.

8. Научный портал «Педагогическая библиотека» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pedlib.ru.

9. Электронный тематический каталог «Педагогическая периодика» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://periodika.websib.ru.

10. Инновационная образовательная сеть «Эврика» [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://www.eurekanet.ru.

11. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/

12. Педагогическая библиотека - http://www.pedlib.ru

 

11.Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

· Познакомьтесь с содержанием РПД «Актуальные проблемы развития речи дошкольников», которое включает: пояснительную записку, цель и задачи курса, основное содержание программы, перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент в ходе изучения данного раздела, тематическое планирование, представляющее распределение изучаемого материала по темам, список основной, дополнительной литературы.

· Познакомьтесь с содержанием каждой темы практического занятия, которое включает формулировку темы, определяет конечную цель ее изучения, основные теоретические понятия, задания для самостоятельной работы, включающие теоретические вопросы, практические задания, описание работы.

· Приступая к подготовке по теме, соотнесите формулировку темы с определяемой целью, запаситесь нужной литературой из списка основных и дополнительных источников, необходимыми для лабораторного занятия (литература имеется в читальном зале, в библиотеке на учебном абонементе, в кабинете № 49, 50).

· Внимательно прочитайте Содержание темы, которое включает основные теоретические понятия, осознание и понимание которых необходимо в ходе занятия, все ли слова вам понятны, какие требуют дополнительных разъяснений и комментария. Если такие имеются, обратитесь к преподавателю в начале занятия.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в (практических – для студентов отделения заочного обучения) и лабораторных занятиях. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.

Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки. Организация СРС по дисциплине Актуальные проблемы развития речи дошкольниковотражается в учебной программе (цель, задачи, содержание, литература); конкретные виды работы обозначены в тематическом планировании.

Конкретные установки (задания, образцы работ, инструкции и т.д.) для студентов отражены в предлагаемых методических рекомендациях, распределяющих материал по темам. Каждая тема включает цель, которая стоит перед студентами для усвоения материала, вопросы теоретического плана, практические задания, инструкции по работе со словарями, перечень литературы по данной теме. Выполнение самостоятельной работы поможет студентам в усвоении программного материала и в успешном проведении контрольных мероприятий.

В содержание СРС представлены следующие виды СРС

  • Подготовка к практическим занятиям по теме, выполнение СРС
  • Проработка конспекта лекций по теме
  • Проработка специальной методической литературы

Особенности выполнения заданий студентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий

· Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании: Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"; методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).

· Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий может быть организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах. Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу.

· Для обеспечения доступности освоения учебной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Выбор методов обучения по данной дисциплине определяется содержанием обучения, уровнем, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

· Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в РПД разработаны ФОС, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

· Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения необходимо будут предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

· Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.

· Дистанционное обучение в процессе освоения дисциплины обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Подбор и разработка учебных материалов учебного курса производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

· Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

Требования к экзамену

На экзамене по курсу «Актуальные проблемы развития речи дошкольников» оценивается ответ на каждый из двух теоретических вопросов билета и практическое задание.

Оценка «отлично» выставляется студенту, ответившему глубоко и полно на поставленные теоретические вопросы и продемонстрировавшему умение практически реализовывать знания о математике. Студент свободно владеет основными терминами и понятиями курса, языковыми средствами научного стиля, использует законы, правила и приемы логического рассуждения.

Оценка «хорошо» выставляется экзаменующемуся в соответствии с теми же критериями, но при наличии некоторых из недочетов в ответе: отсутствие логики в изложении, недостаточно полный ответ, ошибочное использование понятий, неумение самостоятельно привести примеры, негрубые речевые ошибки.

Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который продемонстрировал знания базовых понятий и категорий курса, однако не смог развернуто и логично ответить на поставленные вопросы.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не усвоил основных понятий и категорий курса и не сумел выполнить практическое задание.

Особенности выполнения заданий студентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий

Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании: Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"; методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).

Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий может быть организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах. Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу.

Для обеспечения доступности освоения учебной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Выбор методов обучения по данной дисциплине определяется содержанием обучения, уровнем, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.

Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в РПД разработаны ФОС, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.

Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения необходимо будут предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.

Дистанционное обучение в процессе освоения дисциплины обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Подбор и разработка учебных материалов учебного курса производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.

Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.

12.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине

В соответствии с требованиями п. 7.3. ФГОС ВО реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков студентов. В рамках учебного курса предусмотрены встречи с представителями образовательных учреждений, научных, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин и составляет 20 % учебного времени.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии – организация образовательного процесса, основанная на применении специализированных программных сред и технических средств работы с информацией.

Примеры форм учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, используемых в процессе освоения дисциплины:

Лекция-визуализация – изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

Практическое занятие в форме презентации – представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных сред.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.37.228 (0.025 с.)