Организация работы по развитию коммуникативной инициативы у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация работы по развитию коммуникативной инициативы у детей старшего дошкольного возраста



Результаты диагностики развития коммуникативной инициативы детей на констатирующем этапе послужили основой разработки формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста строилась с учетом результатов констатирующего этапа исследования и решала следующие задачи:

1. Развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

2. Повышение педагогической культуры взрослых по развитию коммуникативной инициативы детей.

Рассматривая процесс развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста как непрерывный педагогический процесс, как составную часть всего образовательного процесса дошкольной образовательной организации, мы разработали структурно-содержательную модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста (см.рис.1). Разработанная нами модель по характеру воспроизводимых сторон является структурно-содержательной, поскольку при построении модели развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста, мы смоделировали внутреннюю структурную организацию названного процесса. Работа по ее реализации была выстроена по этапам:

1.Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений.

2.Ознакомление детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности.

3.Творческое применение коммуникативных умений.

На каждом этапе определены задачи формирования коммуникативных умений, приемы работы педагога и тематика занятий.

Все это было определено в целевой программе «Круг общения» (далее-Программа).

Цель Программы – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми.

Основополагающим принципом программы является принцип психического развития ребенка через становление ведущего вида деятельности, который определен принципами единства воспитания и обучения детей, соответствия воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, амплификации, то есть обогащения, усиления и углубления детского развития.

Возможность реализации Программы обеспечивается тем, что у старших дошкольников в большей степени возникают речевые контакты, не включенные в деятельность, дети вступают в «чистое» общение независимо от предметов и предметных действий. Это дает возможность педагогу проводить с детьми специальные занятия (Приложение 1,2,3). Занятия проводятся в соответствии с этапами развития коммуникативных умений у детей и реализуемых на каждом из них задачами. На первом этапе задается положительная мотивация на общение, на втором- осуществляется знакомство с коммуникативным действием и упражнение в нем в репродуктивной деятельности, на третьем- создаются условия для их творческого применения.

Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности.

Нами была использована групповая форма работы с детьми как наиболее эффективная с точки зрения психолого-педагогических результатов и достаточно экономичная. Использовали такие методы работы, как проблемные ситуации, игровые задания, моделирование, рисование, психотехнические упражнения и др. (Приложение 9,10).

В рамках психолого-педагогической практики введена единая универсальная структура группового занятия с детьми, которая включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Они предлагаются педагогом. Ритуал предлагается и исполняется первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети (Приложение 5).

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось-не понравилось, было хорошо-было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.

Таким образом, излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей коммуникативных умений и инициативы (Приложение 1,2,3).

В Программе был представлен тематический план (см.табл.6).

 


 


Таблица 6

Тематический план программы «Круг общения»

Этап Задачи формирования коммуникативных умений Приемы образовательной работы Тематика занятий Сроки  
Этап создания мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений Создание положительной мотивации на общение, на приобретение коммуникативных умений: • Ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, • Планировать содержание акта общения, • Подбирать вербальные и невербальные средства, • Реализовать задуманное в общении, • Оценивать результаты общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения 1. Анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, перспектив существования развития литературных героев. 2. Идентификация ребенка с каким-либо литературным героем, которого он бы хотел научить правильному общению. 3. Определение состава и особенностей круга общения ребенка. 4. Составление «жалобной книги» общения. 5. Создание условий для совместной деятельности детей и взрослых (игровой, трудовой) и ее анализ с точки зрения коммуникативного взаимодействия. 1. «Будущее Сережи и Маугли» (значение общения в жизни людей). 2. Чего один не сделает, сделаем вместе» (о совместной деятельности детей и взрослых) 3. «Кот в мешке» (ориентация на партнера по общению). 4. «Научим литературного героя правильному общению» (выбор литературного героя). 5. «Что такое хорошо и что такое плохо». 6. «Бег по кругу, или кого я знаю» (составление круга общения). Октябрь-ноябрь
Этап ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности Ознакомление со средствами общения. Ознакомление детей со способами общения в зависимости от партнера и коммуникативной ситуации. Ознакомление детей со структурой коммуникативной деятельности и способами: § ориентировки в условиях внешней ситуации общения, § планирование содержания акта общения, § подбора вербальных и невербальных средств, § реализация задуманного в общении, оценки результативности общения и адаптации своего коммуникативного поведения. Создание условий для упражнения детей в репродуктивной деятельности. 1. Общение со сверстниками на заданную тему (этюды). 2. Освоение ролевой позиции (дежурного экскурсовода, помощника воспитателя). 3. Совместная разработка с детьми коммуникативных правил для совместной деятельности и общения. 4. Использование приемов, способствующих переводу знаний в деятельность и поведение: § Моделирование коммуникативной деятельности, § Моделирование коммуникативных ситуаций, § Проблемные ситуации. 5. Совместное создание с детьми необходимой предметно-развивающей среды. 1. «Ступеньки общения» (моделирование структуры коммуникативной деятельности) 2. «Я и моя семья». 3. «Я, ты, он, она-вместе дружная семья». 4. «Я и мои друзья» 5. «С чего начинается дружба». 6. «Давай никогда не ссориться». 7. «Азбука нашего общения» (знакомство с разными средствами передачи информации на расстоянии, опосредованным образом). 8. «Слово не воробей-вылетит не поймаешь» (знакомство с вербальными средствами). 9. «Что мы делали не скажем, а что что делали-покажем» (знакомство с невербальными средствами). 10. «Секреты вежливости» (культура общения). 11. «Из чего же сделаны мальчишки и девчонки» (общение между мальчиками и девочками). 12. «Подружимся с природой». 13. «не хочу быть плохим» (формирование понятий «нельзя» и «надо»). Ноябрь-апрель
Этап творческого применения комму­никативных умений Создать условия для свободного оперирования коммуникативными умениями в разнообразной творческой деятельности. Создать условия для творческого оперирования коммуникативными умениями в самостоятельном, свободном общении. 1. Сочинение рассказов из личного опыта общения и тематических книжек. 2. Создание условий для творческих игр и коллективных продуктивных видов деятельности. 3. Организация презентаций выставок детских работ (дети в роли героев персональных выставок, экскурсоводов). 4. Совместные со взрослыми мероприятия. 1. Игра Пойми меня». 2. «Что, где, когда, кому» (игра на закрепление знаний и правил общения) 3. «Дворцовый и современный этикет» (драматизация сказок и бытовых ситуаций). 4. Презентация работ 5. Совместное чаепитие с родителями или игра. Апрель-май

Основными условиями реализации Программы являются:

1. Совместное участие детей и взрослых, где взрослый последовательно выступает в трех позициях, соответствующих типам совместной деятельности (В. Кудрявцев). На этапе создание мотивации - в качестве «самокритичного взрослого» или равного партнера, включенного в проблемную ситуацию, но еще не знающего выхода из нее, задумывающегося над ее решением вместе с детьми. На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности - в качестве учителя, хорошо знающего нормы коммуникативного поведения, правила культурного общения. На этапе творческого применения коммуникативных умений - в качестве «сооткрывателя» способов коммуникативной деятельности в условиях разнообразной предметно-развивающей среды и содержательного общения детей и взрослых.

2. Наличие определенных традиций (ритуалы приветствия - прощания).

3. Добровольное участие детей.

4. Отсутствие жесткой регламентации поведения детей, форм дисциплинарного воздействия.

5. Комплексное воздействие на чувства, сознание, поведение, обеспечивающееся единством информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений.

6. Широкий перенос методов и средств развивающей работы в повседневную работу.

7. Учет уровня коммуникативных умений.

8. Использование разнообразных форм организации детей на занятиях (в парах - с детьми, с педагогом, в четверках, подгруппах, индивидуально).

9. Комфортность и коммуникативная ориентация окружающей обстановки.

Организационные условия:

Численность группы не должна превышать 7-10 человек. Частота групповых встреч – один раз в неделю. Количество занятий – 30 занятий, реализуемых в течение октября – мая. Приблизительная длительность каждого занятия – 15-20 минут. Данная программа ориентирована на детей 5-6 лет с нормальным уровнем развития психики.

Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась не только на специализированных занятиях «Круг общения», но и в разных видах детской деятельности в течение дня (см. табл.7).

Таблица 7

Формирование коммуникативных умений в разных видах деятельности

Вид деятельности Задачи Условия Формы и приемы
Игровая деятельность: 1. творческие (сюжетно-ролевые), режиссерские игры; 2. дидактические развивающие игры. Развивать способность к импровизированному диалогу, умение перевоплощаться, навыки свободного общения в коллективе. Развивать умения брать на себя роль, действовать и общаться в соответствии с ней. Развивать умение предвидеть предстоящий ход общения. Подбирать адекватные средства в зависимости от поставленной цели. 1. Использование адекватных возрасту игровых форм активности. 2. Сочетание индивидуальных и коллективных форм организации игровой деятельности. Соответствующий задачам подбор тематики игр. 3. Использование взаимодополнительных, разноконтекстных ролей, разнообразных ролевых позиций. 4. Организация совместных игр в разновозрастных объединениях. Игры на сюжеты «Дом», «День рождения», «Приглашаем в гости», «Новоселье». Проведение занятий, кружков, факультативов в игровой форме. Дидактические игры коммуникативного характера «Телефон», «Да - нет» и другие.
Театрализованная деятельность (театральные кружки и студии) и самостоятельная деятельность Учить детей уста­навливать разнообразные контакты со свер­стниками. Развивать способ­ность к идентификации, анализу речевых выражений и поступков героев. Способствовать развитию выразительности речи, умению пользоваться разнообразным невербальными средствами выразительности. 1.Подбор произведений, обогащенных разнообразными коммуникативными ситуациями (например, «Заюшкина избушка», «Колобок», «Гадкий утенок»), 2.Анализ конфликтных ситуаций, возникающих при изготовлении атрибутов, при создании спектакля. 3.Экспериментирование со средствами выразительности. 4.Обеспечение рефлексии деятельности. Совместное изготовление атрибутов к предстоящей драматизации. Обсуждение фрагментов спектакля, поиск средств выразительности. Обсуждение поступков героев, решение ситуаций типа «Что могло произойти, если бы мальчик (мишка, зайчик) сказали по- другому». Выполнение этюдов на выразительность мимики, пантомимы. Закрепление впечатлений об инсценировке в рисунках, фотографиях, видеофильмах. Организация общения на заданную тему. Анализ выступлений детей.
Литературно- художественная деятельность Способствовать пониманию особенностей своего личного «субъективного мира», развивать способность к децентрации. Умение ориентироваться в партнерах по общению и в коммуникативных ситуациях. Развивать умение идентифицировать себя с литературными героями. 1. Соответствующий подбор художественных произведений. 2. Использование различных видов анализа художественных произведений: Анализ характеров, коммуникативных умений героев произведений; включенный анализ произведения (по типу книги Л.П. Стрелковой «Уроки сказки»); Анализ и сопоставление ситуаций, Чтение художественных произведений. Коллективное прослушивание художественных произведений в грамзаписи. Составление рассказов о своих товарищах, о литературных героях, о себе («Кто я». «Кто мой друг», «О чем я люблю говорить»), Предложение ребенку стать шефом литературного героя. Проведение викторин о любимым произведениям.
    возникающих в жизни детского сада с ситуациями художественного произведения; 3.Направленность воздействий на овладение детыми способами понимания внутреннего состояния людей.  
Познавательная деятельность (на занятиях по интересам, в кружках и др.). Способствовать накоплению знаний о способах общения, средствах выразительности. Об организации совместной деятельности. О способах передачи информации. Развивать умение анализировать и оценивать деятельность сверстников, собственную. 1. Учет возрастных особенностей детей и динамики развития коммуникативных действий. 2. Целенаправленное и систематическое обучение социально-приемлемым способам общения. 3. Использование различных видов деятельности в совершенствовании и закреплении ком­муникативных умений. Объединение детей в различных формах (парах, подгруппах). Организация кружков «Мир общения». Совместная разработка с детьми правил общения в различных ситуациях. Участие детей в социальных экспериментах. Показ образцов правильного коммуникативного поведения. Проведение командных соревнований, детских олимпиад.
Продуктивная деятельность (изобразительная, трудовая, конструирование и др). Способствовать обогащению совместной деятельности коммуникативными воздействиями (обращениями к партнерам, руководством обсуждения дея­тельности). Учить ориентироваться на интересы и способности партнера, владению «дипломатичными», бесконфликтными способами. 1. Подбор соответствующей деятельности, тематики коллективных работ. 2. Предоставление детям всего арсенала изобразительных средств (красок, мелков, пластилина, цветной бумаги и др). 3. Создание соответствующего эмоционального настроя на предстоящую коллективную деятельность. Участие в коллективных работах, в коллективной трудовой деятельности. Создание трудовых традиций. Иллюстрирование книг коммуникативного характера. Рисование автопортретов, масок настроения. Сопровождение деятельности стихами, пословицами, поговорками.
Бытовая деятельность (в режимных процессах, на прогулке и т.д). Закреплять правила культуры поведения, культуры общения в различных бытовых ситуациях. Способствовать развитию умений регулировать свое поведение, преодолевать трудности, устанавливать социально приемлемые отношения со взрослыми и товарищами. Способствовать ус­воению навыков культурного поведения и общения за пределами групповой комнаты. 1. Раскрытие детям значения коммуникативных умений для осуществления деятельности и межличностных контактов. 2. Наблюдение и анализ особенностей общения в ситуациях сотрудничества. 3.Создание условий для объединения детей по интересам. 4. Сплочение детей на основе совместной «секретной» деятельности (подготовка сюрпризов имениннику, подарки родителям к празднику). 5. Создание ситуаций для свободного общения (например, в еженедельных групповых традициях - утро радостных встреч, чаепитие - для общения тет-а-тет, для уединения. Наблюдение за общением и поведением людей на улице, в транспорте, в учреждениях. Упражнение в применении навыков общения при обращении к взрослому, сверстнику, к девочке. Экскурсии за пределы детского сада. Домашние задания. Изготовление подарков друзьям, родителям, писем заболевшему ребенку, Деду Морозу и т.д. Организация общения детей с малышами, родителями, взрослыми.

 

Большое внимание было уделено созданию и оснащению содержания развивающей предметно-пространственной среды. Мы ориентировались на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Концепции развивающей среды (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л. М. Кларина и др.).

В процессе ее организации мы предусматривали соблюдение следующих требований:

§ она должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятие, мышление, память, воображение и т.д.

§ ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры;

§ ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.)

§ она должна быть организованна в соответствии с основными принципами: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования (В.А. Петровский).

Предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая воспитанию и развитию дошкольников:

· учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для по групповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты лаконично разделено на зоны, различные зоны отделяются друг от друга с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., имеют очерченные границы, индивидуально оформлены, имеет большое количество оборудования и материалов);

· учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка, что обеспечивает учет актуального психоэмоционального состояния и предполагает «зоны отдыха», «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны снятия эмоционального напряжения» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски в группах «МОЕ настроение» (дети сами ищут пути, способы, которые помогут ребенку найти хорошее н строение), «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.;

· учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка, тем самым: обеспечивает право на свободу выбора и предполагает центры активности, периодическое обновление материала и оборудования, ориентированного на интересы разных детей, информационные доски в групповых приемных - «Мы планируем» (дети планируют предполагаемую деятельность с помощью моделей, схем, и соответственно участвуют в подготовке материала в центрах активности, что воспитывает у детей волю, целеустремленность, формирует инициативу) и др.;

· учитывает любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, обеспечивает спектр возможностей для моделирования поиска и экспериментирования, предполагает центры активности, и всевозможными материалами для опытов, детского экспериментирования, моделями, схемами, алгоритмами и формированию математических, эколого-биологических представлений, развития речи, конструктивной, творческой деятельности, предпосылок учебной деятельности;

· учитывая возрастные и полоролевые особенности детей, мы обеспечиваем право ребенка на развитие в собственном темпе, формирование полоролевого поведения дошкольников и предполагаем возрастную и полоролевую адресованность оборудования и материалов (инструменты для мальчиков и девочек, игрушки для обыгрывания разного содержания и т.д.).

Нами была создана развивающая предметно-пространственная среда коммуникативной направленности, способствующая развитию коммуникативной инициативы детей (см. табл.8).


Таблица 8

Развивающая предметно-пространственная среда коммуникативной направленности

Принципы построения развивающей среды Содержательная характеристика и воспитательная направленность принципа   Предметное оснащение
1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии Реализация принципа предусматривает возможность контакта, задушевного общения «глаза в глаза», изменения позиции и дистанции общения. 1. Разновысокая мебель, дающая возможность взрослому «спуститься» до позиции ребенка, а ребенку «подняться» до позиции воспитателя. 2. Создание экранов настроения, позволяющих подобрать к товарищу соответствующие способы общения, установить нужную дистанцию.
2. Принцип активности Ребенок и взрослый должны стать творцами своего предметного окружения, своего тела, личности, среда должна провоцировать познавательную активность, развитие воли, эмоций, чувств. 1. Размещение портретов друзей, автопортретов, картинок, отражающих внутренний мир ребенка и позволяющих понять друг друга. 2. «Стена творчества» для коллективной изобразительной деятельности детей. 3. Наличие записей шелеста листьев, плеска воды и т.п., позволяющих «уйти в себя», создать уют занятий, сопровождающих деятельность детей, дополняющих их взаимоотношения, раскрывающих необходимость детской дружбы, общения, средств взаимодействия (например, песни «Улыбка», «Вместе весело шагать», «Из чего же сделаны наши девчонки»). 4. Наличие стенда «Звезда недели».
3. Принцип стабильности-динамичности Среда должна обеспечивать ребенку возможность изменять ее, созидать в соответствии со своими вкусами и, в то же время, обеспечивать надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира постоянством и неуместностью отдельных элементов. Наличие правил – моделей общения (с природой, с детьми на занятиях, мальчиков и девочек, детей и взрослых).
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования Жизненное пространство должно давать возможность для непересекающихся сфер активности, возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. 1. Наличие стендов наглядной информации (уголков, дисплеев для родителей), позволяющих устанавливать взаимодействие разных социальных институтов (семьи и детского сада). 2. Многофункциональное использование центров активности.
5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого Среда должна быть насыщена оптимальным количеством стимулов, обеспечивающих ребенку комфортное пребывание, учет его интересов, пробуждать активность, знакомство со средствами и способами познания, создавать условия для формирования и развития образа «Я». 1. Стимулы для овладения разными «языками»: языком музыки (панно с нотами, музыкальные инструменты и записи), языком движений (фото и иллюстрации различных поз движений, спортивное оборудование); языком красок (краски, палитры, иллюстрации, передающие в цвете настроения, символы); языком пантомимы (изображения людей в различных позах, изображающих разные жесты, маски-лица в различных эмоциональных состояниях); языком компьютера (символы и знаки компьютера). 2. Наличие зеркал, подвижных, разной величины. 3. Наличие уголков уединения, уголков для общения «тет-а-тет». 4. Игровое оборудование, активизирующее общение детей, направленное на использование разнообразных средств передач информации: куклы мальчики и девочки, телефоны; для игры в «Почту» - письма. Телеграммы, телеграф, пишущая машинка; для игры в «Моряков», азбука Морзе. Азбука флажков.
6.Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Среда должна обеспечивать возможность постижения разнообразных языков искусства, различных культур, специфику разных жанров. 1. Иллюстрация с изображением эпизодов из жизни детей и взрослых, выполненных в различном стиле, комиксы. 2. В прихожих, на стенах иллюстрации и записи привычных форм приветствия и прощания (здравствуйте, до свидания), непривычных (рады приветствовать)
7.Принцип открытости-закрытости Среда должна обеспечивать открытость Природе, культуре, обществу, самому себе. 1. Произведения живописи, литературы, музыки, своим содержанием подчеркивающие ценности дружбы, общение людей друг с другом, матери с ребенком, влюбленных (популярные пособия Л.В. Васильевой-Гангус «Азбука вежливости», С.А. Насонкиной «Уроки этикета», «Азбука общения», «Азбука настроения», книги В. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», Н. Калининой «Первый день в детском саду» и др.). 2. Фотопортреты детей и взрослых с выражением различных эмоций на лице, семейные альбомы, запечатлевающие семью в разных коммуникативных ситуациях.
8. Принцип учета половых и возрастных различий детей Ребенку должна быть представлена возможность проявлять свои склонности в соответствии с принятыми эталонами мужественности и женственности, и в то же время включаться в общие ситуации эмоционального, волевого и когнитивного развития мальчиков и девочек. 1. Игровое оборудование для игр разнообразной тематики, позволяющие развернуть общение в различных вариантах (папа-мама, родители-дети, врач-медсестра-больной, капитан-моряк, учитель-учение и др.). 2. Тематические наборы («Столярный инструмент», «Маленькая хозяюшка» и т.п.), позволяющие развернуть общение в свойственной полоролевой деятельности. 3. На ящичках в раздевальной комнате написаны уменьшительно-ласкательные имена (Лена-Леночка-Елена, Ваня-Ванечка-Ванюша-Иванушка).

 

 


Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок «лезет помочь». И во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребенок в чем-то ошибся.

Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы.

Работа с семьей была направлена на реализацию основной цели взаимодействия: достижение согласованного сопровождения развивающейся личности ребенка.

Реализация данной задачи в полном объеме проводится на основе организационно-управленческих механизмов в работе с семьями: введение должности специалиста по работе с семьей, заключение индивидуальных договоров с родителями, изучение семьи, потребностей и запросов родителей, создание банка данных о семье ДОУ, проектирование социального портрета семей ДОУ, планирование взаимодействия ДОУ с семьей, организация взаимодействия с семьей, анализ эффективности взаимодействия.

Взаимодействие педагогов с семьей определяется следующими принципами:

- осознавать свои собственные культурные ценности и убеждения, понимать, как они влияют на поведение и отношение к другим людям;

- ценить многообразие семей, видеть и уважать их достоинства;

- признавать многообразие культуры, понимать ту роль, которую играет культура в жизни семей, понимать культурные ценности и взгляды семей и как они влияют на поведение и отношение к другим;

- учитывать индивидуальные особенности, тип семьи;

- принцип целостного отношения к семье;

- принцип конфиденциальности;

- помнить, что все семьи, какими бы они не были, хотят, чтобы их дети добились успеха;

- всячески подчеркивать положительные стороны каждого ребенка и семьи в целом;

- предусматривать постоянный учет текущих потребностей и интересов родителей и детей.

В своей работе мы использовали следующие формы взаимодействия:

Ø общие мероприятия: родительские собрания в группах, семейные досуги, консультации, выставки, сезонные и календарные праздники, концерты, развлечения, выпуск газет и др.;

Ø индивидуально-дифференцированные мероприятия: Клуб молодых родителей, педагогический лекторий, информационные листы психолого-педагогического содержания, здоровьесберегающей направленности и др.;

Ø индивидуальные мероприятия: работа психолого-педагогического консультативного пункта, обменного пункта (библиотека, видеотока, игротека), участие родителей в изготовлении семейных альбомов, книжек-самоделок, подборе материала к темам, обмен опытом на страницах социальной сети, на неформальных встречах и др. (Приложение 4).

С целью привлечения родителей к организованному процессу формирования коммуникативной инициативы старших дошкольников мы организовали родительское собрание «Общение в жизни дошкольника». При проведении собрания мы стремились использовать лично значимую информацию для родителей, интересующих их самих.

В сообщении, предложенном на данном родительском собрании использовались научно-популярные сведения по подготовке детей к школе, а также материалы периодической печати, сопоставляющие различные виды коммуникаций. Для примера приводились цифры и факты социологических исследований, выявляющих влияния умения общаться на жизнь человека. Особый акцент был сделан на данные психолого-педагогических исследований, показывающих, что отсутствие у дошкольников общепринятых форм общения приводит их в группу «отверженных» детей, а статус «отверженного» переживается ребенком достаточно сильно и отрицательно сказывается на его развитии. В сообщении приводились также выборочные результаты исследований, проведенные в данной группе и их сопоставление с уровнем сформированности коммуникативной инициативы детей. Готовясь к докладам и сообщениям, мы старались сделать их конкретными, доступными, опираясь на примеры их жизни детей данной группы детского сада.

Интересом пользовалось и проведение индивидуальных консультаций для родителей «Секреты успешного взаимодействия с ребенком», оформление уголка «Почта откровения», где родители смогли задать вопросы любой направленности. Дальнейшая фронтальная работа осуществлялась через родительский уголок. Материалы рубрики соответствовали проводимой работе с детьми в группе. Родителям сообщалось о той работе, которая проводилась в группе. Рубрики помещались на отдельных планшетах. Их содержание отличалось лаконичностью и простотой, а оформление красочностью. Нами были предложены следующие рубрики: «Учим детей общаться», «Способы общения с детьми» (Приложение 4).

Одной из активных и интересных форм работы по привлечению взрослых к развитию коммуникативной инициативы старших дошкольников стало создание собственной странички группы в социальной сети. Где информацией могли воспользоваться не только родители, но и сами педагоги дошкольного учреждения. Материал был представлен в виде памяток, советов, рекомендаций, фотоотчетов, коммуникативных игр, а также игровых упражнений.

Таким образом, вся работа с родителями осуществлялась дифференцированно, с учетом различных форм: коллективных и индивидуальных. Привлечение родителей к доступным педагогическим действиям по формированию коммуникативной инициативы у своего ребенка повысило эффективность разработанной нами системы развития коммуникативной инициативы дошкольников. Положительные результаты формирующего эксперимента были достигнуты не только благодаря проведенной образовательной работе в детском саду, но и благодаря соответствующей работе с родителями.

Параллельно с детьми и родителями, мы проводили работу и с педагогическим коллективом детского сада, что является третьим направлением работы в построении целостной системы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Для установления педагогами контактов с родителями и детьми, а также осознания значимости развития коммуникативной инициативы у детей были спроектированы формы работы с воспитателями. Подробное содержание форм работы с воспитателями представлено в таблице 9.

Таблица 9

Формы работы с педагогами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.056 с.)