Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация работы по развитию коммуникативной инициативы у детей старшего дошкольного возраста
Результаты диагностики развития коммуникативной инициативы детей на констатирующем этапе послужили основой разработки формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа по развитию коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста строилась с учетом результатов констатирующего этапа исследования и решала следующие задачи: 1. Развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. 2. Повышение педагогической культуры взрослых по развитию коммуникативной инициативы детей. Рассматривая процесс развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста как непрерывный педагогический процесс, как составную часть всего образовательного процесса дошкольной образовательной организации, мы разработали структурно-содержательную модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста (см.рис.1). Разработанная нами модель по характеру воспроизводимых сторон является структурно-содержательной, поскольку при построении модели развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста, мы смоделировали внутреннюю структурную организацию названного процесса. Работа по ее реализации была выстроена по этапам: 1.Создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений. 2.Ознакомление детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности. 3.Творческое применение коммуникативных умений. На каждом этапе определены задачи формирования коммуникативных умений, приемы работы педагога и тематика занятий. Все это было определено в целевой программе «Круг общения» (далее-Программа). Цель Программы – создание игровой ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к сближению друг с другом, с окружающими взрослыми. Основополагающим принципом программы является принцип психического развития ребенка через становление ведущего вида деятельности, который определен принципами единства воспитания и обучения детей, соответствия воспитания и обучения возрастным особенностям дошкольников, амплификации, то есть обогащения, усиления и углубления детского развития.
Возможность реализации Программы обеспечивается тем, что у старших дошкольников в большей степени возникают речевые контакты, не включенные в деятельность, дети вступают в «чистое» общение независимо от предметов и предметных действий. Это дает возможность педагогу проводить с детьми специальные занятия (Приложение 1,2,3). Занятия проводятся в соответствии с этапами развития коммуникативных умений у детей и реализуемых на каждом из них задачами. На первом этапе задается положительная мотивация на общение, на втором- осуществляется знакомство с коммуникативным действием и упражнение в нем в репродуктивной деятельности, на третьем- создаются условия для их творческого применения. Очевидно, что эти задачи должны рассматриваться в совокупности, как единый комплекс, так, как только целостное воздействие на личность ребенка может привести к устойчивому позитивному изменению или формированию определенных психологических феноменов. Кроме того, их реализация возможна при тщательном продумывании содержания и организации развивающей деятельности. Нами была использована групповая форма работы с детьми как наиболее эффективная с точки зрения психолого-педагогических результатов и достаточно экономичная. Использовали такие методы работы, как проблемные ситуации, игровые задания, моделирование, рисование, психотехнические упражнения и др. (Приложение 9,10). В рамках психолого-педагогической практики введена единая универсальная структура группового занятия с детьми, которая включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия, основное содержание занятия, рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания. Ритуалы приветствия-прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Они предлагаются педагогом. Ритуал предлагается и исполняется первый раз уже на первом занятии, и задача взрослого – неукоснительно выполнять его каждую встречу, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети (Приложение 5).
Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось-не понравилось, было хорошо-было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия прошлого занятия предполагает, что дети вспоминают, чем они занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем они это делали. Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу. Таким образом, излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике и направленных на формирование у детей коммуникативных умений и инициативы (Приложение 1,2,3). В Программе был представлен тематический план (см.табл.6).
Таблица 6 Тематический план программы «Круг общения»
Основными условиями реализации Программы являются:
1. Совместное участие детей и взрослых, где взрослый последовательно выступает в трех позициях, соответствующих типам совместной деятельности (В. Кудрявцев). На этапе создание мотивации - в качестве «самокритичного взрослого» или равного партнера, включенного в проблемную ситуацию, но еще не знающего выхода из нее, задумывающегося над ее решением вместе с детьми. На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности - в качестве учителя, хорошо знающего нормы коммуникативного поведения, правила культурного общения. На этапе творческого применения коммуникативных умений - в качестве «сооткрывателя» способов коммуникативной деятельности в условиях разнообразной предметно-развивающей среды и содержательного общения детей и взрослых.
2. Наличие определенных традиций (ритуалы приветствия - прощания). 3. Добровольное участие детей. 4. Отсутствие жесткой регламентации поведения детей, форм дисциплинарного воздействия. 5. Комплексное воздействие на чувства, сознание, поведение, обеспечивающееся единством информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений. 6. Широкий перенос методов и средств развивающей работы в повседневную работу. 7. Учет уровня коммуникативных умений. 8. Использование разнообразных форм организации детей на занятиях (в парах - с детьми, с педагогом, в четверках, подгруппах, индивидуально). 9. Комфортность и коммуникативная ориентация окружающей обстановки. Организационные условия: Численность группы не должна превышать 7-10 человек. Частота групповых встреч – один раз в неделю. Количество занятий – 30 занятий, реализуемых в течение октября – мая. Приблизительная длительность каждого занятия – 15-20 минут. Данная программа ориентирована на детей 5-6 лет с нормальным уровнем развития психики. Работа по формированию коммуникативных умений осуществлялась не только на специализированных занятиях «Круг общения», но и в разных видах детской деятельности в течение дня (см. табл.7). Таблица 7 Формирование коммуникативных умений в разных видах деятельности
Большое внимание было уделено созданию и оснащению содержания развивающей предметно-пространственной среды. Мы ориентировались на требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Концепции развивающей среды (С.Л. Новоселова, В.А. Петровский, Л. М. Кларина и др.). В процессе ее организации мы предусматривали соблюдение следующих требований: § она должна способствовать своевременному и качественному развитию всех психических процессов: восприятие, мышление, память, воображение и т.д. § ее содержание должно быть построено в соответствии с основными элементами социальной культуры; § ее основные объекты должны быть включены в разные виды деятельности (познавательную, игровую, речевую, коммуникативную, двигательную, учебную и др.) § она должна быть организованна в соответствии с основными принципами: дистанции, позиции при взаимодействии, активности, самостоятельности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия, открытости-закрытости, стабильности-динамичности, комплексирования и гибкого зонирования (В.А. Петровский). Предметно-пространственная развивающая среда группы, способствующая воспитанию и развитию дошкольников: · учитывает индивидуальные социально-психологические особенности ребенка, тем самым обеспечивает оптимальный баланс совместной и самостоятельной деятельности детей и предполагает условия для по групповой и индивидуальной деятельности дошкольников (пространство групповой комнаты лаконично разделено на зоны, различные зоны отделяются друг от друга с помощью мебели, невысоких перегородок и т.п., имеют очерченные границы, индивидуально оформлены, имеет большое количество оборудования и материалов); · учитывает особенности эмоционально-личностного развития ребенка, что обеспечивает учет актуального психоэмоционального состояния и предполагает «зоны отдыха», «зоны приватности» - специальные места, в которых ребенок хранит свое личное имущество для любимого вида деятельности, «зоны снятия эмоционального напряжения» (мягкие подушечки, легкие прозрачные шторы, палатка-автобус), информационные доски в группах «МОЕ настроение» (дети сами ищут пути, способы, которые помогут ребенку найти хорошее н строение), «Я самый, самый, самый», «Мы все уникальны и талантливы», «Самооценка», «Добрые дела», дидактические игры, зеркала и др.; · учитывает индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности ребенка, тем самым: обеспечивает право на свободу выбора и предполагает центры активности, периодическое обновление материала и оборудования, ориентированного на интересы разных детей, информационные доски в групповых приемных - «Мы планируем» (дети планируют предполагаемую деятельность с помощью моделей, схем, и соответственно участвуют в подготовке материала в центрах активности, что воспитывает у детей волю, целеустремленность, формирует инициативу) и др.; · учитывает любознательность, исследовательский интерес и творческие способности, обеспечивает спектр возможностей для моделирования поиска и экспериментирования, предполагает центры активности, и всевозможными материалами для опытов, детского экспериментирования, моделями, схемами, алгоритмами и формированию математических, эколого-биологических представлений, развития речи, конструктивной, творческой деятельности, предпосылок учебной деятельности; · учитывая возрастные и полоролевые особенности детей, мы обеспечиваем право ребенка на развитие в собственном темпе, формирование полоролевого поведения дошкольников и предполагаем возрастную и полоролевую адресованность оборудования и материалов (инструменты для мальчиков и девочек, игрушки для обыгрывания разного содержания и т.д.). Нами была создана развивающая предметно-пространственная среда коммуникативной направленности, способствующая развитию коммуникативной инициативы детей (см. табл.8). Таблица 8 Развивающая предметно-пространственная среда коммуникативной направленности
Необходимо отметить, что для развития инициативности важно участвовать родителям в этом процессе. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме помыть посуду или папе - закрутить шуруп. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок «лезет помочь». И во-вторых, не вздыхать «инициатива наказуема», когда ребенок в чем-то ошибся. Для развития инициативности необходимо поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты. Развитие инициативности детей очень хорошо протекает в творческом процессе. Рисование, лепка, конструирование, создание поделок активно помогают ребенку самовыражаться и инициировать творческие порывы. Работа с семьей была направлена на реализацию основной цели взаимодействия: достижение согласованного сопровождения развивающейся личности ребенка. Реализация данной задачи в полном объеме проводится на основе организационно-управленческих механизмов в работе с семьями: введение должности специалиста по работе с семьей, заключение индивидуальных договоров с родителями, изучение семьи, потребностей и запросов родителей, создание банка данных о семье ДОУ, проектирование социального портрета семей ДОУ, планирование взаимодействия ДОУ с семьей, организация взаимодействия с семьей, анализ эффективности взаимодействия. Взаимодействие педагогов с семьей определяется следующими принципами: - осознавать свои собственные культурные ценности и убеждения, понимать, как они влияют на поведение и отношение к другим людям; - ценить многообразие семей, видеть и уважать их достоинства; - признавать многообразие культуры, понимать ту роль, которую играет культура в жизни семей, понимать культурные ценности и взгляды семей и как они влияют на поведение и отношение к другим; - учитывать индивидуальные особенности, тип семьи; - принцип целостного отношения к семье; - принцип конфиденциальности; - помнить, что все семьи, какими бы они не были, хотят, чтобы их дети добились успеха; - всячески подчеркивать положительные стороны каждого ребенка и семьи в целом; - предусматривать постоянный учет текущих потребностей и интересов родителей и детей. В своей работе мы использовали следующие формы взаимодействия: Ø общие мероприятия: родительские собрания в группах, семейные досуги, консультации, выставки, сезонные и календарные праздники, концерты, развлечения, выпуск газет и др.; Ø индивидуально-дифференцированные мероприятия: Клуб молодых родителей, педагогический лекторий, информационные листы психолого-педагогического содержания, здоровьесберегающей направленности и др.; Ø индивидуальные мероприятия: работа психолого-педагогического консультативного пункта, обменного пункта (библиотека, видеотока, игротека), участие родителей в изготовлении семейных альбомов, книжек-самоделок, подборе материала к темам, обмен опытом на страницах социальной сети, на неформальных встречах и др. (Приложение 4). С целью привлечения родителей к организованному процессу формирования коммуникативной инициативы старших дошкольников мы организовали родительское собрание «Общение в жизни дошкольника». При проведении собрания мы стремились использовать лично значимую информацию для родителей, интересующих их самих. В сообщении, предложенном на данном родительском собрании использовались научно-популярные сведения по подготовке детей к школе, а также материалы периодической печати, сопоставляющие различные виды коммуникаций. Для примера приводились цифры и факты социологических исследований, выявляющих влияния умения общаться на жизнь человека. Особый акцент был сделан на данные психолого-педагогических исследований, показывающих, что отсутствие у дошкольников общепринятых форм общения приводит их в группу «отверженных» детей, а статус «отверженного» переживается ребенком достаточно сильно и отрицательно сказывается на его развитии. В сообщении приводились также выборочные результаты исследований, проведенные в данной группе и их сопоставление с уровнем сформированности коммуникативной инициативы детей. Готовясь к докладам и сообщениям, мы старались сделать их конкретными, доступными, опираясь на примеры их жизни детей данной группы детского сада. Интересом пользовалось и проведение индивидуальных консультаций для родителей «Секреты успешного взаимодействия с ребенком», оформление уголка «Почта откровения», где родители смогли задать вопросы любой направленности. Дальнейшая фронтальная работа осуществлялась через родительский уголок. Материалы рубрики соответствовали проводимой работе с детьми в группе. Родителям сообщалось о той работе, которая проводилась в группе. Рубрики помещались на отдельных планшетах. Их содержание отличалось лаконичностью и простотой, а оформление красочностью. Нами были предложены следующие рубрики: «Учим детей общаться», «Способы общения с детьми» (Приложение 4). Одной из активных и интересных форм работы по привлечению взрослых к развитию коммуникативной инициативы старших дошкольников стало создание собственной странички группы в социальной сети. Где информацией могли воспользоваться не только родители, но и сами педагоги дошкольного учреждения. Материал был представлен в виде памяток, советов, рекомендаций, фотоотчетов, коммуникативных игр, а также игровых упражнений. Таким образом, вся работа с родителями осуществлялась дифференцированно, с учетом различных форм: коллективных и индивидуальных. Привлечение родителей к доступным педагогическим действиям по формированию коммуникативной инициативы у своего ребенка повысило эффективность разработанной нами системы развития коммуникативной инициативы дошкольников. Положительные результаты формирующего эксперимента были достигнуты не только благодаря проведенной образовательной работе в детском саду, но и благодаря соответствующей работе с родителями. Параллельно с детьми и родителями, мы проводили работу и с педагогическим коллективом детского сада, что является третьим направлением работы в построении целостной системы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста. Для установления педагогами контактов с родителями и детьми, а также осознания значимости развития коммуникативной инициативы у детей были спроектированы формы работы с воспитателями. Подробное содержание форм работы с воспитателями представлено в таблице 9. Таблица 9 Формы работы с педагогами
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.175.5.131 (0.056 с.) |