Педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста



Выпускная квалификационная работа

Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое

Магистерская программа «Педагогика и психология развития детей дошкольного возраста»

 

 

    Работа допущена к защите «16 декабря» 2015 г. зав. кафедрой ПиПД ___________ Емельянова Е.И.   Выполнил: Студент группы ЗФ-302/137-2-1 Халикова Гузель Николаевна  
Научный руководитель: к.п.н., доцент кафедры ПиПД __________ Кириенко С.Д.  
 

 

Челябинск 2016

Содержание

Введение  
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста  
1.1. Состояние проблемы коммуникативной инициативы дошкольников в психолого-педагогической литературе  
1.2. Особенности освоения ребенком-дошкольником субъектной позиции в разных видах деятельности  
1.3. Комплекс педагогических условий развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста  
Выводы по первой главе  
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по развитию коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации  
2.1.Состояние проблемы развития коммуникативной инициативы у детей старшего дошкольного возраста в практике дошкольного образовательного учреждения  
2.2. Организация работы по развитию коммуникативной инициативности у детей старшего дошкольного возраста  
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их интерпретация  
Выводы по второй главе  
Заключение  
Список литературы  
Приложения  

Введение

Актуальность темы исследования. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее - ФГОС дошкольного образования) утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [79]. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Под инициативой детей понимается врожденное качество, чтобы дети не делали, - это все «первый шаг», всё впервые, дети от природы инициативны. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить как почин, «первый шаг» [63]. Инициативный ребёнок успешен во всём. Он умеет находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело. В детском возрасте инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью. Как известно, это качество может проявиться и формироваться в разных видах деятельности: в игре (Н.Я. Михайленко), в труде (М.В. Крулехт, Р.С. Буре), в познании (А.М. Матюшин, З.А. Михайлова, Н.Н. Поддьяков), в обучении дошкольников (Е.Е. Кравцова, Л.В. Артемова) [33, 41,43].

Исследования психологов доказывают, что инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена «я сам», а наиболее благоприятный период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных видах деятельности. В исследованиях Н.А. Коротковой и П.Г. Нежнова выделяются 4 сферы инициативности ребенка, среди которых особое внимание уделяется коммуникативной инициативе [44].

Рассмотрение коммуникативной инициативы как способа жизнедеятельности детей дошкольного возраста нашло отражение в работах С.Д. Кириенко, В.М. Конышевой [23]. Но следует отметить, что многие аспекты развития коммуникативной инициативы дошкольников остаются мало разработанными: недостаточно раскрыто содержание коммуникативной инициативы, не определена последовательность включения дошкольников в процесс ее формирования и развития; недостаточно четко определены и адаптированы в условиях дошкольной образовательной организации технологии и программы ее развития. Поэтому создание условий для становления и развития инициативы детей дошкольного возраста, и коммуникативной инициативы в том числе, А.Г. Асмолов, В.Т. Кудрявцев определяют, как центральную задачу современного дошкольного образования.

Таким образом, актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена тем, что возникло противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для становления и развития их коммуникативной инициативы в дошкольных образовательных организациях. Актуальность работы на научно-теоретическом уровне заключается в недостаточной теоретической разработанности проблемы развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста, представленной в трудах отечественных ученых. Основу теоретической разработки проблемы развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста составляют взгляды психологов (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), педагогов (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Л.Е. Журова, Е.Е. Кравцова, В.Г. Маралов, Л.А. Парамонова, Г.Г. Петроченко, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.П. Усова др.), а также теория игры в дошкольном возрасте, представленная в трудах Е.А. Аркина, Н.М. Аксариной, Т.Н. Дороновой, Р.И. Жуковской, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджерицкой, Е.И. Тихеевой и др., аспекты коммуникативной готовности в работах современных ученых Е.В. Степановой, Л.А. Кондрух, С.В. Проняевой и др. [41, 57].

Анализ педагогической практики показывает, что процесс развития коммуникативной инициативы детей в период дошкольного детства не удовлетворяет требованиям личностно ориентированного образования (Р.С. Буре, М.И. Лисина, В.И. Логинова, Н.Н. Поддьяков, Г.А. Цукерман) [39, 83]. Основная причина этого видится в недостаточной подготовленности педагогов дошкольных образовательных учреждений к эффективному взаимодействию с современным дошкольником. Необходимость разработки методического обеспечения этой проблемы для педагогов дошкольной организации обусловило актуальность развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста на научно-методическом уровне.

На основании вышеизложенного сформулированы следующие противоречия:

- между потребностью общества в инициативной личности и возможностями системы дошкольного образования создавать условия, необходимые для развития коммуникативной инициативы детей дошкольного возраста;

- между необходимостью раннего вовлечения детей в деятельность и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития коммуникативной инициативы детей в теории и практике дошкольного образования.

Осмысление данных противоречий позволило сформулировать проблему исследования, заключающуюся в поиске педагогических условий, обеспечивающих развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Социальная и практическая актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: «Педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста».

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и апробировать педагогические условия, способствующие развитию коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста будет успешным, исходя из того, что:

1. На основе требований деятельностного, личностно ориентированного и системного подходов разработана и реализована структурно-содержательная модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

2. В рамках разработанной модели обоснован и реализован комплекс педагогических условий развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста, включающий в себя:

а) использование активных форм и методов развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста;

б) организацию развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе становления инициативы детей старшего дошкольного возраста;

в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития коммуникативной инициативы дошкольников.

В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы, определить перспективные подходы к ее решению, уточнить понятийный аппарат.

2. Спроектировать и апробировать структурно-содержательную модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить, обосновать, экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития коммуникативной инициативы дошкольников.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался комплекс методов, адекватных объекту и предмету исследования: общетеоретический (анализ психолого-педагогической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературы и нормативных документов по проблеме исследования, проектирование процесса развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста); эмпирический (изучение, анализ, обобщение опыта, наблюдение, анкетирование); методы математической статистики для обработки и интерпретации полученных данных.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- основные положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), который предполагает насыщение образовательного процесса формами активности, организации разнообразных видов деятельности;

- положения личностно - ориентированного подхода (А.С. Белкин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, Л.В. Трубайчук и др.), в основе которого лежит признание индивидуальности каждого ребенка, обладающего неповторимым личностным опытом;

-основы теории коммуникации (М.А. Василик, И.А. Зимняя, М.С. Каган, А.П. Панфилова, Р.О. Якобсон); учения о коммуникативном образовании (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю. Никитина, и др.); учения о диалогической речи дошкольника (А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова, А.Н. Соколова, Н.К. Усольцева, А.В. Чулкова и др.); теории речевой деятельности (В.Г. Костомаров, А.А. Леонтьев и др.);

- теории развития личности ребенка дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Л.В. Трубайчук, P.M. Чумичева и др.), объясняющие закономерности развития ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности.

Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.); Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013г. №1155.

База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МАДОУ «Д/С № 282 г. Челябинска».

Исследование проводилось в три этапа:

Первый этап (январь-май 2014) - изучение, обобщение и систематизация педагогической литературы по проблеме исследования, разработка исходных позиций исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (август 2014 - сентябрь 2015) - проведение опытно-экспериментальной работы, выявление уровня развития коммуникативной инициативы у детей, разработка и апробация методики работы. Уточнение гипотезы, обработка полученных данных.

Третий этап (октябрь - ноябрь 2015) - систематизация и обобщение результата, формулировались выводы и рекомендации, оформлялись результаты исследования.

Научная новизна исследования:

1.Охарактеризован и теоретически обоснован процесс развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

2. На основе синтеза подходов (деятельностного, личностно ориентированного и системного подходов) спроектирована структурно-содержательная модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

3. Теоретически выявлены и экспериментальным путем апробированы педагогические условия развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста, включающие в себя:

а) использование активных форм и методов развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста;

б) организацию развивающей предметно- пространственной среды в дошкольной образовательной организации в роли движущей силы в целостном процессе становления инициативности детей старшего дошкольного возраста;

в) обеспечение сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития коммуникативной инициативы дошкольников.

Теоретическая значимость исследования: конкретизирована сущность понятия «коммуникативная инициатива детей старшего дошкольного возраста», рассматриваемая нами как смысловой аспект социального взаимодействия, предполагающий формирование у ребенка умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

- в проектировании и апробации структурно-содержательной модели развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста;

- в использовании материалов исследования в педагогической деятельности образовательных дошкольных учреждений.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется тщательным анализом психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; выбором комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; разнообразием источников информации; использованием методов математической статистики при обработке экспериментальных данных, подтверждении гипотезы; а также эффективными результатами внедрения методических разработок в практику учреждения дошкольного образования.

Личное участие автора состоит в разработке структурно-содержательной модели развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста и педагогических условий ее реализации; в получении научных результатов, изложенных в диссертации, в подготовке учебно-методического пособия.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- осуществления экспериментальной деятельности в период с 2014 по 2015г.г.;

- заочного участия автора в конференциях различного уровня: XIII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы», 2015 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Одаренные дети дошкольного возраста XXI века: феномен, субкультура, нравственные ориентиры и перспективы развития», 2015 г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Определяем, что коммуникативная инициатива детей старшего дошкольного возраста представляет собой самодеятельное участие в общении с окружающими взрослыми и сверстниками, выражающееся в самостоятельной постановке целей, организации и анализе хода и результатов общения. Структура коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста представлена следующими взаимосвязанными компонентами: побудительным, действенным, творческим и рефлексивным.

2. Предлагаем структурно-содержательную модель развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста.

3. Доказываем, что эффективность развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

а) использованием активных форм и методов развития коммуникативной инициативы детей старшего дошкольного возраста;

б) организацией развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в роли движущей силы в целостном процессе становления инициативности детей старшего дошкольного возраста;

в) созданием сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного развития коммуникативной инициативы дошкольников.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 10 приложений и библиографического списка, включающего 87 наименований. Текст диссертации иллюстрирован таблицами и рисунками, отражающими основные положения и результаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.038 с.)