Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повторение материала по теме «Модель личности специалиста» ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10
Объяснение содержания и структуры дидактической игры
План анализа работы подгрупп. Выяснить:
o 1-й этап (3 мин) – строго индивидуальный. Каждый студент на листочке «набрасывает» родившийся у него образ модели личности специалиста. o 2-й этап (15 мин). 1. Обсуждаются результаты индивидуального этапа игры. Выбирается наилучший образ личности специалиста, который наиболее полно отображает компоненты модели личности специалиста «Домик» и логику структуры модели; 2. Продумывается логика расположения компонентов; 3. Визуализируется образ на листе бумаги; 4. Вся группа помогает докладчику сделать сообщение. o 3-й этап (3 мин). o 4-й этап (9 мин). o 5-й этап o 6-й этап Домашнее задание
Тема 11. ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА - ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ЛИЧНОСТИ
Задачи
Термины Определение понятия "ПЗЛК учителя", определение понятий конкретных ПЗЛК учителя; доминантный, периферийный. Литература
Мотивация изучения темы
Известный всем в мире ученый Чарльз Дарвин был весьма скромного мнения о своих способностях и профессиональных качествах. Он считал самыми важными из своих качеств «любовь к науке, безграничное терпение при долгом обдумывании любого вопроса, усердие в наблюдении и собирании фактов и порядочную долю изобретательности и здравого смысла».
Указав на эти качества, он приходит к такому заключению: «Воистину удивительно, что, обладая такими посредственными способностями, я мог оказать довольно значительное влияние на убеждения людей науки по некоторым важным вопросам» (Дарвин, Ч. Автобиография / Ч. Дарвин.– М., 1975.– С. 36). Трудно признать способности Дарвина посредственными. Но нельзя с ним не согласиться, когда он придает значение таким качествам, как любовь к избранному делу, безграничное терпение и усердие. Эти качества нужны не только людям науки, учителю прежде всего. Любая деятельность будет успешной при любви к ней, при терпении и усердии. И чем глубже человек проникает в ту деятельность, которую он избрал, которая соответствует его индивидуальности, тем выше становятся его требования к себе. Приблизиться к удовлетворению достигнутым можно лишь в неустанном труде, и он становится необходимым для человека. Вот, например, что об этом пишет К.И. Чуковский в своих воспоминаниях об И.Е. Репине: «Утром, сейчас после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным, и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Подобные примеры мы найдем и в жизни учителей. Это Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Этими примерами хочется подчеркнуть очень важные качества, без которых немыслим творческий труд всех людей, учителя в частности:
А это невозможно без постоянного совершенствования своего профессионального мастерства, и поэтому учитель всегда должен быть в курсе тех новшеств, творческих исканий, которые имеют место в педагогической науке, в психологии, методике преподаваемых дисциплин и, несомненно, самих этих дисциплин. Исследования ученых Ф.Н. Гоноболина, Т.А. Воробьевой, Н.В. Кузьминой, Р. И. Хмелюк, А.И. Щербакова установили, что далеко не каждый человек может стать учителем. При всей массовости учительской профессии для овладения ею нужны:
Кроме того, следует помнить, что качество профессиональной подготовленности учителя-воспитателя зависит не от количества усвоенных студентом знаний (хотя и этот фактор очень важен сам по себе), а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов творческого педагогического мышления, от сформированности ПЗЛК, педагогических способностей и педагогической техники. В.: О каких ПЗЛК учителя пишет В.А. Сухомлинский в статье «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется»? Привести 2–3 педагогических ситуации, которые показывают роль ПЗЛК в профессиональной деятельности учителя, во многом определяя уровень успешности при решении педагогических задач.
Готовя себя к профессиональной педагогической деятельности, студент должен помнить, что ему необходимы:
– Это занятие мы посвящаем теме «ПЗЛК учителя». 2. ПЗЛК в структуре модели личности специалиста для образовательных заведений Проблеме ПЗЛК учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. И хотя относительно набора ПЗЛК и их классификации у этих ученых наблюдаются разные точки зрения, подходы, они имеют сходную точку зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя, наряду с ППН (профессионально-педагогической направленностью), и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия ПЗЛК.
Рассмотрев разные группы ПЗЛК на основании:
В окончательный вариант списка доминантных ПЗЛК вошли следующие качества:
Характеризуя ПЗЛК, использовать разные приемы:
Вышеперечисленные качества – это доминантные качества личности учителя. При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность. Ученые еще говорят и о так называемых периферийных ПЗЛК, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности. Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным ПЗЛК относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность. А вот какие имеются негативные ПЗЛК учителя-воспитателя и даже профессиональные противопоказания, попытаемся установить все вместе. Для этого используем метод Дельфи. В древности мудрецы греческого г. Дельфи собирались для решения важных общественных проблем. Они садились кругом, и каждый должен был написать, как решить проблему. Мы сделаем так: по каждому ряду пустим лист, на котором каждый из вас запишет одно негативное качество, которое недопустимо в личности педагога. Повторяться нельзя. Дается 1 минута на обдумывание. А потом – работа по рядам. На листке – нумерация парт:
Ряды представляют созданный негативный портрет учителя.
В заключение привести:
3. Некоторые методики определения студентом:
– Осуществлять анализ своих поступков, действий, сопоставлять их с положительными поступками других людей, с литературными героями и историческими личностями. – Методика определения наличия у учителя-воспитателя ПЗЛК (методика Л.М. Митиной): Шкала самооценки личностных качеств Оцените степень выраженности своих личностных качеств по нижеприведенной шкале. Большая степень выраженности качества соответствует более высокому баллу. Например, если Вы считаете себя общительным, то отмечаете слева: «очень общительный» – 3 балла, «достаточно общительный» – 2 балла, «умеренно общительный» – 1 балл. Если Вы считаете себя замкнутым, то отмечаете справа (в той же последовательности). Если Вам трудно оценить себя, Вы не можете с определенностью ответить на вопрос, то отмечаете «0», что соответствует ответу «не знаю».
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.234.146.26 (0.028 с.) |