Задачи стратегического характера – Это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи стратегического характера – Это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.



Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.

Л.Ф. Спирин предлагает осуществлять классификацию педагогических задач, учитывая структуру этапов цикла педагогического управления (а первооснова – это учет психологической структуры действий педагога).

В.: Вспомнить психологическую структуру педагогического действия.

Используя этот подход, мы можем распределить все задачи так:

  • задачи этапа педагогической диагностики;
  • задачи этапа педагогического проектирования, целеполагания;
  • задачи этапа педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности);
  • задачи этапа практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка);
  • задачи этапа анализа выполненной работы.

Итак, мы рассмотрели педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе.

Домашнее задание

  1. Подготовиться к семинару № 1 по темам занятий № 3, 7.
  2. Подготовиться к коллоквиуму по теме № 2.
    Проработать лекцию, знать определение основных понятий темы; схемы.
  3. Готовиться к контрольной работе № 1 по темам занятий № 2–3, 6–7.
  4. Подумать над вопросами:
    1. Можно ли разделить педагогическую деятельность на творческую и нетворческую?
    2. В чем, с Вашей точки зрения, состоит гуманность профессии педагога?
    3. Подготовить 2–3 педагогические ситуации. Уметь «перевести» их в педагогические задачи.

Тема 6. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Задачи

  1. Помочь студентам осознать понятия «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитарный», «гуманитаризация образования».
  2. Проанализировать понятие педагогической деятельности, ее функции и цели, компоненты педагогической системы с позиций гуманизации образования.
  3. Помочь студентам осознать, что в основе гуманистической природы педагогической деятельности лежит профессиональная этика.
  4. Дать понятие «педагогики ненасилия», ее правовой основы – «Декларации прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка».
  5. Проверить знания студентов по темам 5-го и 6-го занятия.

Литература

  1. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин.– Кострома, 1994.
  2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Собрание сочинений.– Киев: Радянська школа, 1980.– Т. 3.
  3. Кочнов, В. Януш Корчак / В. Кочнов // Книга для учителя. – М., 1991.
  4. Зимняя, И.А. Элементарный курс педагогической психологии / И.А. Зимняя.– М., 1992.– С. 3–6.
  5. Народное образование.– 1993.– № 5.– С. 3–9 (статья А.Г. Асмолова).
  6. Лазутова, М. Табу на жестокость пока отсутствует в нашем сознании / М. Лазутова // Педагогический вестник.– 1995.– Май.
  7. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.
  8. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М., 1996.
  9. Новые ценности образования.– М., 1996.– № 6.– Ч. I.
  10. Шнекендорф, З.К. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель – ученик» / З.К. Шнекендорф // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности: Сб. матер. 7 Междунар. конф. по педагогике ненасилия.– Ч. I.– СПб., 1994.– С. 13–14.
  11. Ситаров, В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике / В.А. Ситаров / Там же.– С. 14–15.
  12. Лебедева, Л.И. Выбор учителя: «насилие?», «ненасилие» / Л.И. Лебедева / Там же.– С. 30–31.
  13. Иванов, В.Г. Возможно ли обучение и воспитание без насилия над личностью учащихся? / В.Г. Иванов // Там же.– С. 31–33.
  14. Павлова, Л.Н. Методика отношений «ученик – учитель» в соответствии с позицией Конвенции о правах ребенка / Л.Н. Павлова // Там же.– С. 98–99.
  15. Шацкая, Н.Н. Защитим детей от психологического насилия / Н.Н. Шацкая // Там же.– С. 77–79.
  16. Барышева, Т.А. Эмоциональные истоки насилия и мотивированное ненасилие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жиголов // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности: Сб. матер. 7 Междунар. конф. по педагогике ненасилия.– Ч. II.– СПб., 1994.– С. 79–80.
  17. Абушева, Е.А. Педагогика ненасилия в педтехнологии / Е.А. Абушева // Там же.– С. 69–70.
  18. Зинкевич, Л.В. Ненасилие в системе гуманизации обучения и воспитания / Л.В. Зинкевич, Л.К. Кравченко // Там же.– С. 109–110.

1. Примеры гуманистически направленной
деятельности педагогов

Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе.

Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога Я. Корчака оказали огромное влияние на Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих книг он так и назвал – «Сердце отдаю детям».

Но это была не просто метафора: талантливый педагог, писатель, Сухомлинский всего себя посвятил сложному, но благородному делу воспитания детей. И хотя с 1942 г. носил в своей груди осколки немецкой свинцовой пули, он никогда не искал для себя легкой жизни. Им написаны 41 монография и брошюра, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок; издано полное собрание сочинений в 5 толстых томах – для педагогов, родителей. С 17 лет начал он педагогическую деятельность. С 29 лет в должности директора возглавил Павлышскую школу и бессменно проработал в ней 22 года (1948–1970 гг.).

Создал коллектив единомышленников. Учителя не просто работали, они творили под руководством В.А. Сухомлинского. Павлышская школа превратилась в экспериментальную площадку, в своеобразную авторскую школу, где наяву реализовывались гуманистические идеи Василия Александровича. Например, одна из них – «воспитание без наказания». Эта идея пронизывает всю деятельность и труды В.А. Сухомлинского.

Для прочтения и конспектирования рекомендуем вам статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», «Самый отстающий в классе» (т. 5, ПСС).

В повседневной практике он отстаивал главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.

В ходе учебы вы глубже познакомитесь на занятиях по педагогике с личностью, наследием В.А. Сухомлинского, с тем огромным вкладом в развитие мировой и отечественной педагогической науки и практики, которые внес своим трудом замечательный педагог.

Наш совет вам: читайте его произведения, они многому вас научат и помогут формированию вашего профессионализма.

Понятийный аппарат темы

Наша тема – «Гуманистическая направленность педагогической деятельности». Обратимся к терминологии и раскроем смысл понятий «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитарный», «гуманитаризация образования».

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования:

Что же конкретно предполагает гуманизация образования?

  1. Гуманизация образования предполагает действенное уважение прав учащихся на получение таких знаний, которые обеспечат им безболезненное и полноценное вхождение в самостоятельную жизнь, труд и в профессиональное образование. Это означает, что все школы должны быть обеспечены квалифицированными кадрами, чтобы велись все учебные дисциплины и на должном уровне, что школы не должны быть переполнены излишним контингентом учащихся, что материально-техническое и информационное обеспечение школ должно быть полноценным.
  2. Гуманизация образования означает также уважение и принятие ученика как Личности; обязательный учет интеллектуальных, физических, нравственно-психологических особенностей детей. Такой учет реализуется через содержание программ школьного обучения, создание материальных условий и благоприятного нравственно-психологического климата в школе, через профессиональный уровень учителей, систему школьного управления, призванных создать для учащихся гуманизированные условия деятельности. И здесь, конечно, необходимо помнить следующее условие: нельзя сформировать учащегося как гуманную, свободную, творческую личность, если сам учитель – не свободная, не творческая личность. Отсюда следует вывод о необходимости гуманизации прежде всего личности учителя, условий его деятельности.
  3. Гуманизация образования предполагает также необходимость помочь ребенку, школьнику, студенту самореализоваться в жизни.

Средством гуманизации образования является, в частности, его гуманитаризация – проникновение гуманитарного знания и его методов в содержание естественнонаучных дисциплин, а также увеличение доли гуманитарного образования в разных педагогических системах образования.

Гуманитарный – а) относящийся к человеку и его культуре; обращенный к человеческой личности, к правам и интересам человека; б) гуманитарные науки – общественные науки (философия, история, политология, право, экономика), филология, искусствоведение.

3. Сущность понятия
«гуманистический характер педагогической деятельности»

Так в чем же состоит гуманистическая направленность педагогической деятельности, ее функций, целей? Постараемся ответить на этот вопрос.

Рассмотрим также компоненты педагогической системы (схема В.П. Симонова) с гуманистических позиций.

Рис. 8. Работа со схемой "Гуманистическая природа педагогической деятельности".

Комментарий к схеме

Пункт 1
В. 1: Вспомните определение понятия «педагогическая деятельность» в формулировке академика Б.Т. Лихачева, прокомментируйте в отношении темы занятия.

Назначение педагогической деятельности – подготовка подрастающего поколения к жизни в соответствии с социальным заказом общества с помощью взрослых людей. Эта деятельность очень ответственна, имеет большую ценность для общества, т.к. от нее зависит судьба и жизнь каждого человека (вспомнить первый совет В.А. Сухомлинского из книги «Сто советов учителю»).

Пункт 2
Этой деятельностью способны заниматься не все, а только взрослые и специально подготовленные люди в профессиональных педагогических заведениях. При этом очень важна личность педагога-гуманиста: его мировоззрение, воля, характер, чувства, эрудиция, культура, его способности и специальные ЗУН, т.к. личность учителя формирует личность ученика.

Пункт 3
В. 2: Сформулируйте цели педагогической деятельности. В чем их гуманистический смысл?

Цель педагогической деятельности – это воспитание в соответствии с социальным заказом общества гуманной, демократической личности, личности всесторонне развитой, но это и достижение физической, интеллектуальной и духовно-нравственной самореализации каждой личности.

Пункт 4
В. 3: Вспомните функции педагогической деятельности, по Б.Т. Лихачеву; прокомментируйте их с точки зрения темы занятия.

Итак, функции педагогической деятельности направлены на всестороннее формирование личности ученика:

Пункт 5
В. 4: Каков характер взаимоотношений, взаимодействия воспитателя и воспитуемого, учителя и ученика по новой парадигме образования?

Новая парадигма образования утверждает «субъект-субъект-объектные» отношения во всех педагогических системах: учитель и ученик – это сотрудники, партнеры в образовательно-воспитательном процессе. Ученик из «приемника» информации превращается в активного «добытчика» знаний, он заинтересован в активном участии в учебной и воспитательной деятельности, он перестает быть интеллектуальным потребителем. А учитель руководит этой деятельностью, он перестает быть простым «передатчиком» информации.

Отношения учителя и ученика из авторитарных превращаются в демократические, гуманизируются.

Пункт 6
Обратим внимание и на следующий компонент педагогической деятельности в педагогической системе – содержание образования.

Это прежде всего те знания и практические умения, которыми должен овладеть ученик в процессе изучения учебных дисциплин и на основе которых формируется его мировоззрение, развивается его личность.

Знания – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека (академик В.И. Журавлев).

Знание – это прежде всего совокупность сведений, представлений, понятий в какой-либо области.

Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков (Н.В. Кузьмина).

Умение – это способность выполнять действие (И.И. Ильясов) на основе приобретенных знаний.

Вспомним структуру знаний, в состав которой ученые включают:

В чем мы видим изменение содержания образования в настоящее время в интересах формирования личности ученика?

Это прежде всего гуманитаризация образования: увеличение доли гуманитарных дисциплин в учебном плане школы; проникновение гуманитарных знаний и их методов в содержание естественнонаучных дисциплин (например, учителя обращаются к вопросам истории развития науки, к личности ученых, к этике своей науки и т.д.).

Это появление новых учебных дисциплин: МХК, логики, истории философии, этики, культуры общения, экологии, основ экономических знаний, информатики и других, которые всесторонне развивают личность ученика.

Это обновление ЗУН учащихся в соответствии с новейшими открытиями в науке, технике, культуре.

Это появление интегративных учебных курсов («Концепции современного естествознания», «Человек и религия» и др.), которые помогают воссоздавать единую картину мира.

Пункт 7
Ученик усваивает знания под руководством учителя и с помощью учебников, наглядных пособий, ТСО, компьютера, телевидения и других дидактических средств в ходе учебно-воспитательного процесса.

В последнее время активизировался процесс создания более совершенных учебников, учебных пособий, наглядных пособий, которые внедряются в педагогический процесс с помощью более совершенных методов обучения.

Так, в 1994 г. развернут общероссийский эксперимент по проблеме «Индивидуализация обучения на основе типологически-ориентированного подхода к личности школьника» (а это уже способ обучения).

Эксперимент вызван к жизни образовательными проблемами. Одной из наиболее острых проблем, стоящих перед современной российской школой, является проблема полноценного усвоения учащимися содержания общего образования как основы формирования целостного научного мировоззрения и базы последующего профессионального самоопределения выпускников учебных заведений.

Согласно представлениям современной дидактики (науки об обучении и воспитании в обучении) стратегическим направлением решения данной проблемы выступает индивидуализация обучения, т.е. опора в дидактическом процессе на активную познавательную деятельность учеников с учетом различий в их развитии и особенностей мышления. Такой подход, обеспечивая успешность обучения для каждого учащегося, создает психологический комфорт в ходе обучения и становится основой гуманизации образования.

Современные психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению.

Основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы, учебных книг и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся.

Разнообразные новационные приемы и методы обучения представлены также педагогами-новаторами (В.Ф. Шаталов, С.Н. Лысенкова, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.Н. Ильин и др.) в их практической деятельности, в их статьях и книгах.

Таким образом, мы остановились на последнем компоненте педагогической системы – на способах (методах) и средствах педагогической деятельности.

Мы видим, что и ученые, и учителя-практики стремятся к тому, чтобы инновации (нововведения) в педагогике и психологии, в методиках обучения гуманизировали, очеловечивали образовательно-воспитательный процесс, т.е. процесс формирования гуманной, демократической личности каждого ученика.

Деятельность учителя как постановка и решение
профессиональных задач на основе норм
общечеловеческой и педагогической этики

Мы уже характеризовали на предыдущих занятиях педагогическую деятельность как осознание и решение профессиональных задач, как процесс решения задач помощи воспитанникам.

Потребности любого педагога – это всегда потребность заботы об учащемся, потребность оказания ему эффективной педагогической помощи.

Мотивы деятельности педагога мы можем охарактеризовать как желание развивать у учащихся гуманные черты характера и способствовать формированию позитивных форм поведения.

Характеризуя педагогическую деятельность с точки зрения главного общего содержания и самых значительных результатов, к которым она стремится, можно ее назвать деятельностью помощи воспитуемым, деятельностью милосердия и гуманизма.

Эта деятельность должна быть направлена на создание благоприятной «социальной ситуации развития личности» и учитывать результаты анализа влияния социальных и биологических факторов (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко). Она (ПД) превращает ребенка «в активного преобразователя этой среды и в воспитателя собственной личности» (В.А. Сухомлинский, Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн). Она стимулирует социально ценные сдвиги в потребностно-мотивационной сфере личности, в сознании и самопознании (Б.М. Теплов, Л.Ю. Гордин).

Реализации деятельности учителя по оказанию индивидуализированной педагогической помощи способствуют:

Ученые и педагоги-практики пришли к выводу, что педагогическую помощь учащимся необходимо рассматривать как исходную норму, главное правило профессиональной деятельности учителя.

И здесь мы вправе поставить перед собой вопрос: чем же регулировать повседневные отношения учителя и ученика?

Известно, что содержание и формы поведения людей в конкретных условиях их жизни и деятельности определяются социальными нормами, которые основываются:

Содержание и формы поведения учителя основываются на следующих нормах:

Пункт 8
Таким образом, гуманистический характер деятельности педагога определяется и его профессиональной этикой.

4. Проблемы гуманизма российской школы
и педагогики на современном этапе развития образования.
Педагогика ненасилия

1. Все то что мы говорили о гуманистической природе педагогической деятельности, в реальной жизни не вполне соответствует действительности. Да, теоретически должно быть так, но педагогическая практика дает нам основание говорить о серьезных отклонениях в школьной жизни от принципов гуманизма и гуманизации. Каждый из вас может привести примеры, подтверждающие только что сформулированный тезис.

2. Но это только одна «сторона медали». Другая сторона – это рост количества преступлений, волна жестокости, агрессии, насилия в среде детей, подростков, юношей и девушек.

Мы часто стали говорить об этом, потому что сами стали страдать от этого. И, на первый взгляд, правоохранительные органы работают, законодатели думают, управленцы, ученые и педагоги изобретают разные гуманизирующие программы, мероприятия – все для того, чтобы нормализовать жизнь общества. Однако анализируются причины роста преступности не так глубоко, как нужно. Чаще всего обращают внимание не на первопричину, а на конечный результат – криминализацию общества.

С точки зрения многих психологов, психиатров и социальных работников, первопричина вышеуказанного явления российской действительности – это насилие над детьми со стороны взрослых и общества в целом.

  1. Например, семья как институт социальной защиты ребенка не выполняет своих функций, своего предназначения: а) много семей риска, где жестоко обращаются с детьми. Дети выталкиваются из дома, становятся бродягами, умирают, кончают жизнь самоубийством, становятся жертвами бандитов, насильников, попадают в колонии, совершая преступление; б) «благополучные семьи» строят свои взаимоотношения с детьми на системе запретов, совершая насилие над детьми. Ребенок живет в «клетке» из ограничений и запретов. Между родителями и детьми нет взаимопонимания. Иными словами, семья не выполняет роли «экологической ниши» для детей. Так, медицина устами крупного специалиста по психиатрии А. И. Захарова свидетельствует: «Некоторые дети находятся под таким моральным прессингом большого числа взрослых, что, испытывая постоянное психическое напряжение, начинают бояться сделать что-либо не так, как нужно, как их учили, и постоянно думают об этом...».
  2. Из таких семей дети приходят в детский сад, школу и общаются с воспитателями, учителями, которые нередко ведут себя агрессивно, нетерпимо и порой жестоко с детьми. Где же ребенку, ученику найти доброго, отзывчивого, гуманного человека?!

Нередко педагог превращается в узкого специалиста-предметника или в воспитателя-надсмотрщика. Перегрузка в количестве предметов, в наборе программного материала, в количестве смен и количестве детей в классах не дает педагогу вспомнить о том, что перед ним живые существа, а не роботы.

Так, шаг за шагом, педагогика стала репрессивной, карающей, селекционной, отвращающей детей от школы, губящей их хрупкое физическое и психическое здоровье.

Но синдром жестокого отношения к детям характерен и для других стран мира. Поэтому для решения проблем детства мировое сообщество предпринимает конкретные меры. Так, в 1991 году состоялась Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей, которая приняла Всемирную декларацию и План действий на 90-е годы. Эти документы провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях. В конце апреля 1994 г. в Санкт-Петербурге состоялась 7 Международная научно-практическая конференция на тему «Воспитание свободной, независимой и ответственной личности», в которой приняли активное участие педагоги, психологи, врачи, социальные работники и ученые многих стран. Много интересных идей, способов и путей гуманизации отношений с детьми высказали ее участники. В частности, на конференции прозвучала мысль о том, что решить проблему высокой нравственности, высокого гуманизма в обществе можно при условии, если воспитатель, учитель будут прежде всего не только признавать высокие нравственные принципы, но и руководствоваться ими.

3. В чем еще может проявиться в школе насилие над учащимися, помимо несоблюдения принципов педагогической этики?

– В шаблонном, валовом подходе к обучению: всех учат одинаково.

Ведь пока наши вузы не готовят учителей для:

А такой учитель нужен.

– Мы вводим новые альтернативные планы, учебники, экспериментальные программы, но никто не исследует, как все это влияет на здоровье ребенка, на его психику. Мы устанавливаем высокую планку, но даже способный ребенок не всегда может ее преодолеть чисто физически. Это уже особый вид насилия – над умом и организмом.

– Насилие может проявляться не только в так называемых внешних действиях и поступках учителя. Насилие, навязывание субъективной воли, независимо от того, преднамеренно оно или нет, иногда заключается в самом внешнем облике учителя, в его мимике и пантомимике, то есть в педагогической технике учителя, воспитателя. Например, слишком пассивный или эмоциональный учитель, воспитатель навязывает детям свое эмоциональное состояние.

– Равнодушие, нелюбовь к детям – это тоже насилие. Ведь каждый ребенок ждет от взрослого, особенно воспитателя, учителя, внимания, участия, доброты, справедливости, любви.

Публичное моральное унижение ребенка, ученика – это тоже насилие.

На конференции перед учеными, педагогами поставлена проблема: активно разрабатывать педагогику ненасилия в противовес педагогике авторитарной и срочно внедрять ее в практику работы. А в основу такой педагогики должны лечь документы: Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (принята ООН в 1989 г.,
у нас – в 1990 г.).

Повторим, что они провозглашают создание новой этики в отношении детей, которая утверждает, что мерилом цивилизации и гуманности общества является забота о детях.

Конвенция имеет универсальный (всеобщий) характер, и провозглашенные ею стандарты (нормы) есть международное признание идей педагогики ненасилия.

Психолог А.Г. Асмолов так определил значение Декларации прав ребенка и Конвенции о правах ребенка в деятельности педагога: «Наша, педагогов, задача состоит в том, чтобы эти документы стали ценностным ориентиром для каждого человека, входящего и живущего в мире детей.

Что такое Конвенция о правах ребенка? Что такое Декларация прав ребенка? Это – конституция для мира образования, постижение которой и станет основой нравственной аксиоматики для взрослых и детей, для всех тех, кто ищет духовную опору в нашем противоречивом мире.

И приняв сердцем ценности, заложенные в Конвенции о правах ребенка, мы сможем уверенно выполнять свои педагогические функции и то предназначение, которому посвящаем свою жизнь как педагоги».

Домашнее задание

  1. После занятия № 7 законспектировать две (на выбор) статьи по педагогике ненасилия (смотреть перечень литературы к занятиям № 7–8).
  2. Подготовиться к семинару по теме «Гуманистическая природа педагогической деятельности» (по вопросам).
  3. Индивидуальные задания по вопросам № 5, 5а семинара.
  4. Сочинения на темы:
  5. Рефераты.

Словарь

Декларация – (от лат. declaratio – объявление, провозглашение):
  • заявление от имени государства, правительства, партии, организации;
  • торжественное провозглашение основных принципов, а также документ, в котором они изложены.
Конвенция – (от лат. conventio – соглашение) – международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.

 

 

Тема 7. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА.
ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
ПРОБЛЕМЫ (ТРУДНОСТИ) УЧИТЕЛЯ, ШКОЛЫ,
СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Задачи

  1. Охарактеризовать требования к личности педагога.
  2. Дать представление о ППН личности будущего учителя, компонентах ППН, ее значении для профессионального образования и для будущей деятельности специалиста.
  3. Рассмотреть типичные (характерные) трудности учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества как один из компонентов ППН.

Оборудование

Схема «Компоненты ППН личности учителя», карточки.

Словарь

ППН – профессионально-педагогическая направленность.
Доминирующий – господствующий, преобладающий, основной.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Парадигма – (от греч. paradeigma – пример, образец) – 1. Строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; 2. Исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе.
Приоритетный – прил. к приоритет (нем. Priоritat) – 1. Первенство по времени в научном открытии, изобретении, исследовании; 2. Преобладающее, первенствующее значение чего-либо.
Призвание – склонность, способность к какому-либо делу, занятию.
Дефицит (от лат. deficit – недостает) педагогических кадров – недостаток педагогических кадров.
Структура – (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.
Субъект (от лат. subjectum) обучения – 1. Индивид (или социальная группа) как носитель предметно-практической деятельности и познания, направленных на объект; 2. Лицо (или группа лиц), выступающее активным деятелем в процессе обучения.
Объект (от лат. objectum) обучения– – 1. Явление, предмет, лицо, на которые направлены деятельность, внимание в процессе обучения; 2. То, что противостоит субъекту, на что направлена его предметно-практическая и познавательная деятельность.

Литература

  1. Декларация прав ребенка // Начальная школа.– 1995.– № 20.
  2. Спасем духовное и физическое здоровье детей // Педагогический вестник.– 1995.– № 7.
  3. Богуславский, М. Сиреневый туман российского образования / М. Богуславский // Педагогический вестник.– 1995.– № 11.
  4. Портнов, М. Пора разобраться / М. Портнов // Педагогический вестник.– 1995.– № 11.
  5. Портнов, М. Долой перегрузки / М. Портнов // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.
  6. Конвенция о правах ребенка // Педагогический вестник.– 1995.– № 10.
  7. Успешное обучение // Педагогический вестник.– 1996.– № 1–2.
  8. Рувинский, Л. Только очень совестливые, мудрые и добрые педагоги / Л. Рувинский // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4.
  9. Базарный, Б. Проблема / Б. Базарный // Педагогический вестник.– 1996.– № 3–4.
  10. Учитель в меняющемся мире // Учительская газета.– 1996.–
    № 41.– С. 6–7.
  11. Основа национальной безопасности. Парламент России обсуждает проблемы образования // Народное образование.– 1997.– № 7.– С. 4–15.
  12. Кениг, Ю.В. Проблема активизации деятельности студентов в процессе обучения на современном этапе / Ю.В. Кениг // Актуальные вопросы содержания и методики преподавания учебных дисциплин в педагогическом вузе: Сб. ст.– Сургут, 1996.– С. 31–33.
  13. Белозерцев, Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа / Е.П. Белозерцев.– М., 1994.– С. 3–13.
  14. Университетское педагогическое образование: проблемы и перспективы развития // Изд-во Мордовск. ун-та, 1995.– Гл. 1.– [§ 5].– С. 27–32.
  15. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя.– Ростов н/Д., 1997.– Ч. III.– Гл. 2.– § 5.– С. 202–203.
  16. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Разд. I.– Гл. 2.– С. 35–36; 56–59.

1. Понятие профессионально-педагогической
направленности личности будущего специалиста,
роль ППН в профессиональной подготовке учителя
и его самостоятельной педагогической деятельности

Принято считать, что человек осуществляет определенную деятельность только ради удовлетворения какой-либо (или каких-либо) из своих потребностей. Эти потребности выступают как мотивы деятельности. «Мотив» – это внутренняя побудительная причина к действию, желание удовлетворить какую-либо потребность. «Мотив» определяется как состояние напряжения, от которого зависит возможность и направление активности организма. И чем содержательнее, сильнее и осознаннее эти внутренние побуждения (потребности, мотивы), тем успешнее деятельность человека. Высокая мотивация ведет к повышению активности, при низкой же мотивации любые трудности сильно снижают интерес к деятельности, например к обучению. Мотивационный фактор, выступая существенной частью педагогического процесса и являясь его движущей силой, заслуживает самого серьезного внимания.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.205.2.207 (0.083 с.)