Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет



Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет

ВВЕДЕНИЕ

«Введение в профессионально-педагогическую специальность» (ВвППС) – новый учебный курс, входящий в ОПДФ учебного плана вуза по специальности 030500.18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», введенного с 2000 года.

На изучение ВвППС в течение одного семестра отводится 70 часов (в т.ч. 34 аудиторных).

Программа учебного предмета разработана на основе государственных стандартов образования. Произведена перегруппировка предложенных стандартов: введены новые темы в соответствии с поставленными целями и задачами изучения курса ВвППC.

Главные цели курса

  1. Помочь студентам осознать личностную и социальную значимость профессии педагога профессиональной школы;
  2. Дать представление о педагогической профессии как профессии сферы образования, являющейся сферой человеческой деятельности и обеспечивающей передачу культурно-исторического опыта от поколения к поколению, а также воспитание личности;
  3. Дать представление студентам:
    • о структуре модели личности специалиста-педагога профессиональной школы;
    • о содержании, структуре, формах и методах освоения профессии педагога профессиональной школы;
    • об особенностях специализаций и перспективах профессионально-педагогической профессии.

Частные задачи курса ВвППС

Помочь студентам:

  • осознать и принять цели профессиональной подготовки, создать и принять образ «я – педагог», сформировать профессионально-педагогическую направленность;
  • организовать самонаблюдение, самооценку, самовоспитание, воспитать у себя самостоятельность, активность при овладении профессией;
  • сформировать убеждение в собственной ответственности за профессиональное становление и за свое место в обществе;
  • получить представление о ПЗЛК, педагогических способностях педагога, его педагогической технике, важнейших компонентах личности будущего специалиста, способного к социально значимой творческой деятельности и творческому поведению в профессиональной школе.

Тематический план курса

№ п/п Тема Вид занятий
лк с/з п/з с/р
1. Профессия педагога и ее высокое предназначение в обществе. Специфика труда педагога        
2. Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической специальности        
3. Профессионально-педагогическая специальность: ее особенности, перспективы        
4. Педагогическая деятельность. Педагогическая деятельность как общественное явление. Педагогическая деятельность в педагогической системе        
5. Профессионально-педагогическая деятельность: ее структура, содержание        
6. Гуманистическая природа педагогической деятельности        
7. Требования к личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности. Проблемы (трудности) учителя, школы, системы профессионального образования на современном этапе развития общества        
8. Профессиональное становление педагога. Пути овладения профессией        
9. Профессионально-педагогические учебные заведения. Содержание, структура, формы и методы освоения квалификации педагога профессионального обучения        
10. Модель «Образ личности специалиста для образовательных учреждений»        
11. Профессионально значимые качества – важнейший компонент личности учителя-воспитателя        
12. Личностно-ориентированные технологии реализации профессиональных образовательных программ        
ИТОГО:        

Новые темы курса

  1. Понятие профессионально-педагогической направленности (ППН) специалиста, ее компоненты. Проблемы (трудности) педагога, школы, системы образования (в т.ч. профессионального) на современном этапе. Проблемы педагога, обусловленные новой парадигмой профессионального образования.
  2. B тему «Педагогическая деятельность» введен подраздел «Педагогическая деятельность в педагогической системе. Понятие педагогической задачи. Классификация педагогических задач». Студентам предлагаются разные точки зрения на понимание «педагогической деятельности» – в интерпретации ученых Б.Т. Лихачева, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина.
  3. Введена также тема «Модель личности специалиста, понятие "Я – концепции"», т.к. она помогает студентам представить конечный результат своей профессиональной подготовки, ориентироваться на него, осуществлять контроль и корректировку профессиональной подготовки.

Программа курса включает в себя 4 семинара, 1 практическое занятие и 2 коллоквиума.

Контроль знаний студентов осуществляется посредством текущих контрольных работ, полусеместровой аттестации на основе тестов и семестрового зачета.

Программа предполагает организацию самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время: изучение и конспектирование первоисточников, материалов периодической педагогической печати. Используются и другие виды самостоятельной работы: написание сочинений, рефератов, изготовление тематических карточек, работа с тезаурусом по теме, интервью у преподавателей, подготовка групповых тематических заданий и др.

Тема 1. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ.
СПЕЦИФИКА ТРУДА ПЕДАГОГА

Оборудование

  1. Статья В. А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется»;
  2. Тесты для микропрактикума (раздаточный материал);
  3. Схема «Функции-роли учителя»;
  4. Схема «Роли учителя в интерпретации В. Леви»;
  5. Анкеты.

Литература

  1. Сухомлинский, В.А. 100 советов учителю/ В.А. Сухомлинский.– Киев, 1979. – Т. 2 (а) Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется? – С. 449–454; б) О здоровье и полноте духовной жизни учителя. – С. 454).
  2. Сухомлинский, В.А. Общество и учитель / В.А. Сухомлинский. – Киев, 1979.– Т. 5.– С. 115–129.
  3. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А.В. Мудрик.– М., 1988.– Гл. «Время выбора и решений».– С. 3–19.
  4. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.
  5. Елканов, Б.Р. Основы профессионального самовоспитания будущих учителей / Б.Р. Елканов.– М., 1989.– С. 132–142.
  6. Кнебель, О. Поэзия педагогики / О. Кнебель.– М., 1987.
  7. Леви, В. Искусство быть другим / В. Леви.– М., 1988.
  8. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.– С. 76–88.
  9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Раздел I.– Гл. 1.– С. 5–11.

Словарь

Авторитет – общепризнанное значение, влияние
Престиж – влияние, уважение
Приоритет – первенство
Уникальный – неповторимый, особенный
Феномен – редкое, необычное, исключительное явление
Тезаурус – упорядоченное множество базовых понятий учебной дисциплины
Функция – обязанность, круг деятельности; назначение, роль
Категория – общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и т.д.)
Привилегия – особые права, преимущества

План

  1. Вступление.
  2. Цели и задачи предмета. Требования к работе студентов.
  3. Древняя, массовая и уникальная профессия:
    • значение понятий «профессия», «учитель», «преподаватель»;
    • школа и учитель периода наших дней;
    • массовая профессия; престижность;
    • уникальная профессия. Почему мы выбираем поприще педагога?
  4. Особенности (специфика) профессии. Знакомство со статьей Сухомлинского В.А. «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется?» (совет 1 из книги «100 советов учителю»).
  5. Полифункционализм деятельности учителя. Особенности профессионального обучения в современных педагогических заведениях: освоение четырех блоков учебных дисциплин.
  6. Анкетирование с целью выявления мотивации выбора профессии.

Благородна и ответственна миссия учителя,
преподавателя, воспитателя. Никакая другая
профессия не имеет такого важного
общественного предназначения и ни к одной из них
не предъявляется таких высоких требований.
Материалы Всесоюзного съезда работников
народного образования, 1988 г.

Вступление

Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки:

Когда сентябрь у школьного порога
Рассыплет нежных флоксов лепестки,
Начнется ваша трудная дорога,
Как говорят, с нетронутой доски.

Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!

Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.

Бессмертными идеями очерчен,
Пусть будет труд ваш честен до конца,
И вам тогда откроются навстречу
Сограждан юных чистые сердца.

И пронесут они, как эстафету,
Как память об учителе своем,
Стремленье – краше сделать Землю эту,
Планету, на которой мы живем.

И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.

Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя?

Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».

Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.

Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.

(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.)

Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл).

Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке.

Изучение психолого-педагогических дисциплин в педвузе начинается с курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность», рассчитанного на один семестр. Занятия – 2 часа в неделю.

Далее охарактеризовать типы учебных занятий.

Требования к работе на занятии

  1. Аккуратно, грамотно вести записи, выделять подчеркиванием, другим цветом пасты тему, определения понятий, важные и интересные мысли, положения, выводы.
  2. Соблюдать поля.
  3. Все работы конспектировать в этой же тетради; тетрадь использовать для предметов педагогического цикла на протяжении ряда лет.
  4. Завести тетрадь для творческих работ.
  5. В полусеместрах будет проводиться аттестация по дисциплине; результаты аттестации будут влиять на допуск к сессии.
  6. Итог изучения курса – семестровый зачет.

Практикум

Кто может стать учителем, а кому не надо быть учителем? Проверьте свой выбор!

  1. Тест «Склонны ли вы к профессии сферы "человек – человек"»:
    а) отвечать на вопросы словами «да» или «нет»;
    б) итоги тестирования: подсчитать количество «да» или «нет».
    У кого больше «да», тому не очень подходит профессия с частыми и напряженными межличностными контактами, надо много поработать над собой, чтобы добиться успеха.
  2. Специфика труда учителя в понимании В. А. Сухомлинского
    Как же определяет своеобразие учительской профессии В.А. Сухомлинский?
    Ответить на этот вопрос поможет нам работа со статьей В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).

Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание).

В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя

1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.

2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.

3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.

4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.

Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.

Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.

Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.

Рис. 1

5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.

6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.

«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».

Комментарии к статье

Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.

Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.

Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности

Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.

Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1

Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.

Домашнее задание

  1. Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки.
    Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя) – к занятию.
  2. Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем:
    • «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»;
    • «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».

Сделать записи по результатам интервью – к занятию.

  1. Подготовить сообщения (на 3 мин) о проблемах, трудностях учителя, классного руководителя, школы в целом, всей системы образования на современном этапе развития общества, используя периодическую печать: газеты «Педагогический вестник», «Педагогический калейдоскоп», «Учительская газета» и др. – к занятию.
  2. Законспектировать совет № 1, «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю», т. 2 – к занятию.
  3. Написать сочинение (2,5 листа) в тетрадях для творческих работ по «Введению в педагогическую профессию (ВвПП)» – к занятию.
    Темы сочинений:

1. Почему я выбрал(а) профессию учителя.

2. Моя первая учительница.

3. Портрет учителя.

4. Как я готовил(а) себя к выбору профессии.

5. Я и профессия учителя.

6. Этюды об учителе.

7. Мой идеал учителя.

8. Учитель будущего.

9. «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».

10. Учителями славится Россия.

Самостоятельно законспектировать лекцию «Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии и пути ее получения» – к занятию.

Подумайте над вопросами и выполните задания:

0. Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?

1. Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?

2. Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).

3. Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.

4. Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.

5. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?

6. Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?

7. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?

8. Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.

9. Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?

10. Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию».

Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.

Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей для избранной профессии.

Анкета

  1. Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?
  2. Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
    • да
    • нет
    • не вполне
  3. Какие мотивы (побуждения, причины) участия в будущей педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас:
  4. принести пользу школе, детям;
  5. высокий профессиональный идеал;
  6. стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя (подчеркните ведущий мотив, сопутствующий отметьте пунктиром).

Тема 2. СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ.
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФЕССИИ

Задачи

  1. Познакомить студентов со спектром педагогических специальностей, помочь им представить единую картину многоликой педагогической профессии.
  2. Показать, что педагоги разных специальностей вместе формируют у учащихся единую картину мира и реализуют проблему межпредметных связей.
  3. Выявить перспективы педагогической профессии; положить начало формированию взгляда на педагогическую профессию как профессию широких и разнообразных возможностей, перспектив для человека, ее избравшего; взгляда на профессию, способную качественно преобразовывать и субъекта деятельности (учителя), и субъекто-объекта труда (ученика).

Оборудование

  1. Схемы «Спектр педагогических специальностей», «Перспективы педагогической профессии».
  2. Раздаточный материал «Требования к квалификации по разрядам труда учителя».

Словарь

Специалист – человек, обладающий специальными знаниями в какой-либо отрасли науки или техники, представитель какой-либо специальности.
Специальность – отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства; профессия, основная квалификация.
Перспектива – то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, дальнейший ход каких-либо событий; развитие, движение вперед в чем-либо; виды, планы на будущее.
Аттестация – 1) определение квалификации, уровня знаний и умений работника; 2) отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица; характеристика.
Аспект – точка зрения, с которой рассматриваются предметы, понятия, явления. Перспектива, в которой выступает явление, сторона предмета.
Альтернатива – необходимость выбора между двумя или несколькими исключающими друг друга возможностями; каждая из этих возможностей.
Квалификация – степень, уровень профессиональной подготовленности человека к какому-либо виду труда; профессия, специальность.
Категория (квалификационная) – разряд квалификационный.
Критерий – мерило, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.

Литература

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Новая школа.– 1992.– Разд. II.– Ст. 20–24.
  2. Положение об аттестации педагогических работников.
  3. О введении в действие государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования: Проект.– М., 1995.
  4. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– Разд. I: Перспективы педагогической профессии.

Работа с терминологией

Специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности.
Специальность – отдельная отрасль науки, техники, искусства, в которой кто-нибудь работает.

Беседа со студентами

В.: Какие специальности педагогической профессии вам известны?
В.: По какому основанию мы можем произвести классификацию, некое упорядочение педагогических специальностей, чтобы увидеть и их многообразие, и единую картину педагогической профессии?

Литература

  1. Лихачев, Б.Т. Педагогика / Б.Т. Лихачев.– М., 1996.– С. 28–31; 33, 35–36.
  2. Спирин, Л.Ф. Теория и технология педагогических задач / Л.Ф. Спирин.– М., 1997.– С. 19–27; 35–37.
  3. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста / В.П. Беспалько.– М., 1989.– С. 7–12.
  4. Симонов, В.П. Педагогический менеджмент / В.П. Симонов.– М., 1995.– Гл. 5.
  5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев.– М., 1975.
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.– М., 1946.– С. 181.
  7. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн.– М., 1989.– С. 7–9.
  8. Казаков, В.А. Самостоятельная работа студента и ее информационное обеспечение / В.А. Казаков.– Киев, 1990.– С. 16–19.
  9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин и др.– М., 1998.– С. 24–32.
  10. Кухарев, Н.В. На пути к профессиональному совершенству / Н.В. Кухарев.– М., 1990. – С. 123–127.
  11. Вульфов, Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов.– М., 1997.– Тема 7.

План лекции

  1. Педагогическая деятельность как общественное явление (по Б.Т. Лихачеву):
    1. Понятие педагогической деятельности.
    2. Структура педагогической деятельности.
    3. Функции педагогической деятельности.
    4. Цели педагогической деятельности.
  2. Педагогическая деятельность в педагогической системе:
    1. Понятие деятельности как совокупности действий.
    2. Понятие педагогической системы. Ее структура. Иерархия педагогических систем.
    3. Педагогическая задача и ее решение:
      а) понятие педагогической задачи, ее компонентов;
      б) типы и классификация педагогических задач.

I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
(по Б.Т. Лихачеву)

Профессор Л.Ф. Спирин подчеркивает, что в реальных школьных ситуациях эти задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. Перечислить их в таком ключе невозможно. Поэтому им следует давать характеристику в обобщенном, типизированном виде. Именно так и требует научная педагогика. Используем такое теоретическое исходное положение: все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности в педагогической системе.

Это значит, что учителя (и все иные люди, осуществляющие образовательно-воспитательные функции) в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития учащихся, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление.

При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным школьником, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные учителя-воспитатели.

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА

Задачи

  1. Помочь студентам осознать понятия «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитарный», «гуманитаризация образования».
  2. Проанализировать понятие педагогической деятельности, ее функции и цели, компоненты педагогической системы с позиций гуманизации образования.
  3. Помочь студентам осознать, что в основе гуманистической природы педагогической деятельности лежит профессиональная этика.
  4. Дать понятие «педагогики ненасилия», ее правовой основы – «Декларации прав ребенка» и «Конвенции о правах ребенка».
  5. Проверить знания студентов по темам 5-го и 6-го занятия.

Литература

  1. Спирин, Л.Ф. Педагогика решения учебно-воспитательных задач / Л.Ф. Спирин.– Кострома, 1994.
  2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский // Собрание сочинений.– Киев: Радянська школа, 1980.– Т. 3.
  3. Кочнов, В. Януш Корчак / В. Кочнов // Книга для учителя. – М., 1991.
  4. Зимняя, И.А. Элементарный курс педагогической психологии / И.А. Зимняя.– М., 1992.– С. 3–6.
  5. Народное образование.– 1993.– № 5.– С. 3–9 (статья А.Г. Асмолова).
  6. Лазутова, М. Табу на жестокость пока отсутствует в нашем сознании / М. Лазутова // Педагогический вестник.– 1995.– Май.
  7. Журавлев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Журавлев.– М., 1995.
  8. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили.– М., 1996.
  9. Новые ценности образования.– М., 1996.– № 6.– Ч. I.
  10. Шнекендорф, З.К. Конвенция о правах ребенка и проблема отношений «учитель – ученик» / З.К. Шнекендорф // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности: Сб. матер. 7 Междунар. конф. по педагогике ненасилия.– Ч. I.– СПб., 1994.– С. 13–14.
  11. Ситаров, В.А. Проблема свободы в гуманистической педагогике / В.А. Ситаров / Там же.– С. 14–15.
  12. Лебедева, Л.И. Выбор учителя: «насилие?», «ненасилие» / Л.И. Лебедева / Там же.– С. 30–31.
  13. Иванов, В.Г. Возможно ли обучение и воспитание без насилия над личностью учащихся? / В.Г. Иванов // Там же.– С. 31–33.
  14. Павлова, Л.Н. Методика отношений «ученик – учитель» в соответствии с позицией Конвенции о правах ребенка / Л.Н. Павлова // Там же.– С. 98–99.
  15. Шацкая, Н.Н. Защитим детей от психологического насилия / Н.Н. Шацкая // Там же.– С. 77–79.
  16. Барышева, Т.А. Эмоциональные истоки насилия и мотивированное ненасилие / Т.А. Барышева, Ю.А. Жиголов // Воспитание свободной, независимой, ответственной личности: Сб. матер. 7 Междунар. конф. по педагогике ненасилия.– Ч. II.– СПб., 1994.– С. 79–80.
  17. Абушева, Е.А. Педагогика ненасилия в педтехнологии / Е.А. Абушева // Там же.– С. 69–70.
  18. Зинкевич, Л.В. Ненасилие в системе гуманизации обучения и воспитания / Л.В. Зинкевич, Л.К. Кравченко // Там же.– С. 109–110.

1. Примеры гуманистически направленной
деятельности педагогов

Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе.

Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога Я. Корчака оказали огромное влияние на Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих книг он так и назвал – «Сердце отдаю детям».

Но это была не просто метафора: талантливый педагог, писатель, Сухомлинский всего себя посвятил сложному, но благородному делу воспитания детей. И хотя с 1942 г. носил в своей груди осколки немецкой свинцовой пули, он никогда не искал для себя легкой жизни. Им написаны 41 монография и брошюра, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок; издано полное собрание сочинений в 5 толстых томах – для педагогов, родителей. С 17 лет начал он педагогическую деятельность. С 29 лет в должности директора возглавил Павлышскую школу и бессменно проработал в ней 22 года (1948–1970 гг.).

Создал коллектив единомышленников. Учителя не просто работали, они творили под руководством В.А. Сухомлинского. Павлышская школа превратилась в экспериментальную площадку, в своеобразную авторскую школу, где наяву реализовывались гуманистические идеи Василия Александровича. Например, одна из них – «воспитание без наказания». Эта идея пронизывает всю деятельность и труды В.А. Сухомлинского.

Для прочтения и конспектирования рекомендуем вам статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», «Самый отстающий в классе» (т. 5, ПСС).

В повседневной практике он отстаивал главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм.

В ходе учебы вы глубже познакомитесь на занятиях по педагогике с личностью, наследием В.А. Сухомлинского, с тем огромным вкладом в развитие мировой и отечественной педагогической науки и практики, которые внес своим трудом замечательный педагог.

Наш совет вам: читайте его произведения, они многому вас научат и помогут формированию вашего профессионализма.

Понятийный аппарат темы

Наша тема – «Гуманистическая направленность педагогической деятельности». Обратимся к терминологии и раскроем смысл понятий «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитарный», «гуманитаризация образования».

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человеческих отношений между людьми.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям.

Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью.

С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования:

  • усиление внимания к личности каждого ребенка как к высшей ценности общества;
  • установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами.

Что же конкретно предполагает гуманизация образования?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.077 с.)