Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляетСтр 1 из 10Следующая ⇒
Посредственный учитель рассказывает, хороший учитель объясняет, замечательный учитель показывает, гениальный учитель вдохновляет ВВЕДЕНИЕ «Введение в профессионально-педагогическую специальность» (ВвППС) – новый учебный курс, входящий в ОПДФ учебного плана вуза по специальности 030500.18 «Профессиональное обучение (экономика и управление)», введенного с 2000 года. На изучение ВвППС в течение одного семестра отводится 70 часов (в т.ч. 34 аудиторных). Программа учебного предмета разработана на основе государственных стандартов образования. Произведена перегруппировка предложенных стандартов: введены новые темы в соответствии с поставленными целями и задачами изучения курса ВвППC. Главные цели курса
Частные задачи курса ВвППС Помочь студентам:
Тематический план курса
Новые темы курса
Программа курса включает в себя 4 семинара, 1 практическое занятие и 2 коллоквиума.
Контроль знаний студентов осуществляется посредством текущих контрольных работ, полусеместровой аттестации на основе тестов и семестрового зачета. Программа предполагает организацию самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время: изучение и конспектирование первоисточников, материалов периодической педагогической печати. Используются и другие виды самостоятельной работы: написание сочинений, рефератов, изготовление тематических карточек, работа с тезаурусом по теме, интервью у преподавателей, подготовка групповых тематических заданий и др. Тема 1. ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГА И ЕЕ ВЫСОКОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ. Оборудование
Литература
Словарь
План
Благородна и ответственна миссия учителя,
Вступление Поэт Герман Крупин воплотил свои мысли об учителе в такие строки: Когда сентябрь у школьного порога Пусть будет меньше праздников, чем буден, Нести ему дар мудрости и знанья Бессмертными идеями очерчен, И пронесут они, как эстафету, И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной. Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя? Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом». Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога. Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.
(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.) Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл). Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке. Изучение психолого-педагогических дисциплин в педвузе начинается с курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность», рассчитанного на один семестр. Занятия – 2 часа в неделю. Далее охарактеризовать типы учебных занятий. Требования к работе на занятии
Практикум Кто может стать учителем, а кому не надо быть учителем? Проверьте свой выбор!
Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание). В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя 1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье. 2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.
3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель. 4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей. Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей. Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика. Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно. Рис. 1 5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя. 6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность. «И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества». Комментарии к статье Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей. Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя. Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви. Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1 Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка. Домашнее задание
Сделать записи по результатам интервью – к занятию.
1. Почему я выбрал(а) профессию учителя. 2. Моя первая учительница. 3. Портрет учителя. 4. Как я готовил(а) себя к выбору профессии. 5. Я и профессия учителя. 6. Этюды об учителе. 7. Мой идеал учителя. 8. Учитель будущего. 9. «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». 10. Учителями славится Россия. Самостоятельно законспектировать лекцию «Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии и пути ее получения» – к занятию. Подумайте над вопросами и выполните задания: 0. Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе? 1. Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз? 2. Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ). 3. Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества. 4. Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда. 5. В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы? 6. Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие? 7. В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя? 8. Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя. 9. Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ? 10. Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию». Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни. Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей для избранной профессии. Анкета
Тема 2. СПЕКТР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Задачи
Оборудование
Словарь
Литература
Работа с терминологией Специалист – работник в области какой-нибудь определенной специальности. Беседа со студентами В.: Какие специальности педагогической профессии вам известны? Литература
План лекции
I. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Профессор Л.Ф. Спирин подчеркивает, что в реальных школьных ситуациях эти задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. Перечислить их в таком ключе невозможно. Поэтому им следует давать характеристику в обобщенном, типизированном виде. Именно так и требует научная педагогика. Используем такое теоретическое исходное положение: все задачи в любой педагогической ситуации являются задачами социально-педагогического управления и помощи учащимся в организации их развивающей деятельности в педагогической системе. Это значит, что учителя (и все иные люди, осуществляющие образовательно-воспитательные функции) в каждый момент своей работы в той или иной мере управляют процессом физического, интеллектуального и духовного развития учащихся, т.е. стимулируют их самопознание, самоорганизацию, самообразование, самовоспитание, самоосуществление. При этом всегда налицо система противоречий, и основное из них – противоречие между провозглашенным государственным стандартом образованности и воспитанности и конкретным школьником, не обладающим соответствующими качествами. Разрешить данное противоречие и стараются подлинные учителя-воспитатели. ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА Задачи
Литература
1. Примеры гуманистически направленной Польский писатель, педагог, врач Януш Корчак вместе с двумястами детей Дома сирот в 1942г. шагнул в газовую камеру лагеря Треблинка. Он сделал это, чтобы дети не знали, что их отправляют умирать. У Януша Корчака был выбор: бежать из гетто или остаться с детьми и разделить их мученическую гибель. Людям, которые предлагали ему бежать, он ответил, что человек должен на деле подтвердить то, во что верит и что внушал детям. Он остался верен учительскому долгу и выбрал второе. Личность, деятельность и книги замечательного польского педагога Я. Корчака оказали огромное влияние на Василия Александровича Сухомлинского. Узнав о его подвиге, Сухомлинский пишет: «Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Одну из своих книг он так и назвал – «Сердце отдаю детям». Но это была не просто метафора: талантливый педагог, писатель, Сухомлинский всего себя посвятил сложному, но благородному делу воспитания детей. И хотя с 1942 г. носил в своей груди осколки немецкой свинцовой пули, он никогда не искал для себя легкой жизни. Им написаны 41 монография и брошюра, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок; издано полное собрание сочинений в 5 толстых томах – для педагогов, родителей. С 17 лет начал он педагогическую деятельность. С 29 лет в должности директора возглавил Павлышскую школу и бессменно проработал в ней 22 года (1948–1970 гг.). Создал коллектив единомышленников. Учителя не просто работали, они творили под руководством В.А. Сухомлинского. Павлышская школа превратилась в экспериментальную площадку, в своеобразную авторскую школу, где наяву реализовывались гуманистические идеи Василия Александровича. Например, одна из них – «воспитание без наказания». Эта идея пронизывает всю деятельность и труды В.А. Сухомлинского. Для прочтения и конспектирования рекомендуем вам статьи «Воспитание без наказания», «Не бойтесь быть ласковыми», «На нашей совести человек», «Осторожно, ребенок», «Рождение добра», «Письмо о педагогической этике», «Самый отстающий в классе» (т. 5, ПСС). В повседневной практике он отстаивал главную философскую идею своей жизни: гуманное общество могут создать лишь гуманные люди, но таких людей может воспитать только гуманизм. В ходе учебы вы глубже познакомитесь на занятиях по педагогике с личностью, наследием В.А. Сухомлинского, с тем огромным вкладом в развитие мировой и отечественной педагогической науки и практики, которые внес своим трудом замечательный педагог. Наш совет вам: читайте его произведения, они многому вас научат и помогут формированию вашего профессионализма. Понятийный аппарат темы Наша тема – «Гуманистическая направленность педагогической деятельности». Обратимся к терминологии и раскроем смысл понятий «гуманизм», «гуманизация образования», «гуманитарный», «гуманитаризация образования».
Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям. Гуманный – человечный, человеколюбивый, отличающийся гуманностью. С 1984 г. в основу перестройки отечественного образования положены ряд принципов (интеграции всех воспитывающих сил общества; дифференциации и индивидуализации – создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника; демократизации – создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов), важнейший из которых – принцип гуманизации образования:
Что же конкретно предполагает гуманизация образования?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 1719; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.226.94.217 (0.077 с.) |