Единство и различие понятий «человек» и «гражданин», «права человека» и «права гражданина». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство и различие понятий «человек» и «гражданин», «права человека» и «права гражданина».



Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, как представителя живого мира.

Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами. (В некоторых случаях личность определяется как человек, обладающий определенными типичными социальными качествами, отражающими черты той среды, к которой он принадлежит - рабочий, крестьянин, капиталист и т.п.)

Гражданство - это принадлежность лица к конкретному государству, устойчивая юридическая связь между ними, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Общим для понятий «личность» и гражданин» является то, что они относятся к одному и тому же человеку, только личность обозначает его место в обществе, а гражданство - в государстве.

Хотя понятия права человека и права гражданина употребляются вместе, однако они не совпадают. Это обусловлено тем, что индивид вступает во взаимоотношения с обществом и государством в статусе человека и гражданина, преследуя каждый раз конкретные интересы. Человек как родовое существо, взятое в единстве биологических, социальных и рациональных свойств, имеет притязания на набор основополагающих потребностей в пище, еде, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии, обусловленных его человеческой природой и не зависящих от расовой, национальной, религиозной, политико-территориальной принадлежности

Права человека — это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т.п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству.

Отличия основных прав и свобод человека от основных прав и свобод гражданина:

1. права и свободы граждан предоставляются им на основании гражданства конкретного государства, в то время как этим объемом прав не обладают иностранные граждане и лица без гражданства;

2. права и свободы человека принадлежат каждому с момента рождения и гарантируются вне зависимости от его гражданства, в свою очередь гражданские права и свободы возникают у лица только с момента принятия гражданства государства и гарантируются только по отношению к гражданам государства.

Понятия прав и свобод человека и прав и свобод гражданина РФ соотносятся как часть и целое, так как они оба представляют собой совокупность мер должного и возможного поведения субъектов, но при этом обладают различным объемом: права и свободы человека принадлежат всем без исключения, а у граждан РФ есть еще дополнительные гражданские права и обязанности (например, гражданские права - право избирать и быть избранным в органы власти страны, иные политические права; гражданские обязанности -обязательная военная служба), которые возникают с приобретением гражданства РФ,поэтому объем правомочий гражданина РФ всегда несколько шире, чем объем прав человека.

Права человека проистекают из естественного права, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором проживают. Права человека характеризуют индивида как представителя рода человеческого и являются наиболее общими, основными, обеспечивающими ему нормальное существование.

В качестве гражданина индивид проживает на определенной территории, что обуславливает его принадлежность к государству. Права гражданина не носят такого всеобъемлющего характера, как права человека, являются позитивными и включают в себя лишь те права, которые закрепляются за лицом в силу принадлежности его к государству.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Порядок избрания депутатов Государственной Думы и порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Представительным и законода­тельным органом Российской Фе­дерации согласно Конституции РФ является Федеральное Собра­ние. Как законодательный орган России Федеральное Собрание об­ладает правом принимать обще­обязательные для исполнения на территории страны правовые акты — федеральные конституционные (ФКЗ) и федеральные законы (ФЗ) по вопросам своей компе­тенции.

Федеральное Собрание РФ со­стоит из двух палат — Государст­венной Думы и Совета Федерации. Срок полномочий Государствен­ной Думы — 4 года. Совета Феде­рации — не установлен и не огра­ничен временными рамками.

Порядок избрания депутатов Го­сударственной Думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О порядке выборов де­путатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ, обла­дающими активным избиратель­ным правом в ходе свободных, всеобщих, равных, прямых выбо­ров при тайном голосовании. Де­путатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день выборов 21 го­да и обладающий активным изби­рательным правом.

Этапы избрания депутатов Госу­дарственной Думы в основном со­ответствуют процедуре (этапам) избрания Президента РФ за иск­лючением некоторых особенно­стей.

Выборы депутатов назначает Президент РФ. Днем выборов яв­ляется первое воскресенье после истечения конституционного сро­ка, на который была избрана па­лата прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. Если Президент РФ не назначит выборы депутатов в уста­новленный срок.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. 225 депутатов избираются в одномандатных из­бирательных округах по мажори­тарной системе относительного большинства. Другие 225 депута­тов избираются в федеральном из­бирательном округе (охватываю­щем всю территорию РФ) по системе пропорционального предста­вительства. Система предусматри­вает распределение депутатских мандатов пропорционально коли­честву голосов, поданных за феде­ральные списки кандидатов в де­путаты, выдвинутые избиратель­ными объединениями (блоками).

На территории РФ образуется 225 округов на основе единой нор­мы представительства избирателей на одномандатный округ.

Кандидаты в депутаты в одно­мандатном избирательном округе выдвигаются как непосредственно избирателями, так и федеральны­ми избирательными объединения­ми (блоками). При этом установ­лено правило: как группа избира­телей, так и избирательное объе­динение вправе выдвигать не бо­лее одного кандидата в одном из­бирательном округе. Для выдвиже­ния кандидата необходимо собрать подписи не менее одного процен­та избирателей округа. Регистри­руются кандидаты в окружной из­бирательной комиссии на основа­нии подписных листов и заявле­ний кандидатов.

Выдвижение кандидатов по фе­деральному округу производится только избирательными объедине­ниями (блоками) в форме феде­рального списка. Федеральный список (не более 270 человек) вы­двигается на съезде (конференции) избирательного объединения.

Для выборов депутатов Государ­ственной Думы каждый избира­тель получает два бюллетеня: один — по выборам депутатов по одно­мандатному округу, второй — по федеральному. В первом перечис­лены в алфавитном порядке фами­лии, имена, отчества всех зареги­стрированных в этом округе кан­дидатов, а также их данные. Во втором приведены названия изби­рательных объединений (блоков) и фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов из выдвинутых ими федеральных списков.

В одномандатном избирательном округе избранным считается кан­дидат, который получил наиболь­шее (по сравнению с другими кан­дидатами) количество голосов. При равенстве голосов — канди­дат, зарегистрированный раньше. Выборы признаются несостоявши­мися, если в них приняло участие менее 25 процентов зарегистриро­ванных избирателей.

Определение результатов по фе­деральному округу начинается с исключения избирательных объе­динений, федеральные списки ко­торых получили менее 5 процен­тов голосов (так называемый "за­градительный пункт"). После это­го применяется установленная ме­тодика распределения мандатов.

Порядок формирования Совета Федерации отличен от порядка формирования Государственной Думы. Так, в соответствии с Кон­ституцией РФ и Федеральным за­коном "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ" в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ (т.е. всего 178 членов): глава законодательно­го (представительного) и глава ис­полнительного органов государст­венной власти по должности. В случае если законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из двух палат, его представитель определяется совме­стным решением палат.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.200.68 (0.01 с.)