Основные изменения в законодательстве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные изменения в законодательстве



Поправки к Конституции США. Реформы избирательного права. Конституционное законодательство США последних более семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом института президентской власти. Поправки XX (1933 г.), XXII (1951 г.), XXV (1967 г.) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.

Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.). Эти поправки привели к определенной демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.

Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка XXIV отменила ограничение избирательных прав на федеральных выборах в “связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога”. Избирательный налог существовал до принятия поправки в одиннадцати южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн бедняков, в основном негров. В 1965 г. Законом об избирательных правах действие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г. Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа “равной защиты закона”. Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет. Аналогичные изменения имели место во всех штатах.

На выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается один депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране.

Продолжают действовать в избирательном праве штатов некоторые цензы, например ценз оседлости. Для президентских выборов он равен 30 дням, для других выборов в зависимости от законов соответствующих штатов – от 3 месяцев до 1 года.

В целях ограничения баснословных избирательных расходов в 1971 г. был издан закон, ограничивающий финансовые взносы и расходы самих кандидатов на пост президента в среднем до 14 млн долларов. Поправка, внесенная в этот закон в 1974 г., требует полного раскрытия источников и способов расходования средств, полученных на президентские избирательные компании. Было введено также государственное финансирование президентских компаний. Однако возможность получения этих средств доступна не каждому кандидату. Если кандидаты двух крупных политических партий получают почти автоматическое право на субсидии от государства, то независимые кандидаты или кандидаты других партий – только с условием получения не менее 5 % голосов всех участвующих в предыдущих выборах.

Законодательство, направленное на искоренение недостатков избирательного права США, – одно из самых малоэффективных. Наиболее ярким примером этого может служить расовая дискриминация негров, национальных меньшинств на выборах. Даже по прошествии почти 100 лет с того времени, как неграм в 1870 г. XV поправкой к конституции были предоставлены избирательные права, во второй половине XX в. конгресс вынужден был снова и снова возвращаться к вопросу о создании правовых гарантий осуществления этих прав.

Однако самой трудной для ратификации стала принятая в 1992 г. XXVII поправка о запрете членам конгресса делать прибавки к депутатскому жалованию и получать их в период срока своих депутатских полномочий. На ее утверждение потребовалось 203 года, начиная с 1790 г.

Законодательство 50 – 60-х гг. против расовой дискриминации. Практика массового отстранения негров от участия в выборах продолжалась вплоть до 50-х гг. XX в. Она достигалась как правовыми (цензовыми) ограничениями, действующими в основном в южных штатах, так и террористическими мерами – судами Линча, запугиванием тех черных граждан, которые решались голосовать.

Массовое движение протеста черных американцев против расовой дискриминации привело к принятию в 1957 г. Закона о гражданских правах, дополненного в 1960 г., которым предусматривались некоторые правовые гарантии обеспечения избирательных прав негров. С этой целью создавалась комиссия по гражданским правам, в компетенцию которой входило расследование случаев лишения граждан США права голоса на основе “цвета кожи, расы, религии или национального происхождения”. Устанавливалась также судебная ответственность за дискриминационную избирательную практику.

Слабая эффективность судебных гарантий избирательных прав негров способствовала радикализации требований крепнущего негритянского движения протеста конца 50 – начала 60-х гг. Если в 50-х гг. одним из главных требований оставалась отмена расовой сегрегации (начало формального запрещения которой было положено решением Верховного суда 1954 г. по “делу Брауна”, признавшего неконституционной практику сегрегации в школах), то в 60-х гг. – требования политического равенства и решения социально-экономических проблем.

1963 г. принято считать началом “негритянской революции” в США (руководитель Мартин Лютер Кинг, убит в 1968 г.), которая проходила не только в форме демонстраций и шествий протеста, но и в форме стихийных бунтов в гетто больших городов. Под напором мощного выступления негров в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который формально ликвидировал дискриминацию негров во всех сферах экономической и политической жизни, в школах, общественных местах и пр.

В 1965 г. в качестве новой радикальной меры был принят Закон об избирательных правах, согласно которому применение специальных проверок (тестов), отсеивающих избирателей, могло быть приостановлено в любом штате, если они, по мнению суда, могли привести к ограничению избирательных прав граждан на основании “расовой принадлежности или цвета кожи”. Федеральному правительству было разрешено посылать своих регистраторов в штаты и избирательные округа, на которых возлагалась ответственность за исправления избирательных списков, составленных в нарушение закона. Закон 1965 г. положил начало массовой регистрации негров в качестве избирателей, послужил росту их политического сознания.

В октябре 1990 г. президент Буш наложил вето на законопроект о гражданских правах, одобренный перед этим большинством голосов в обеих палатах конгресса.

Законопроект предусматривал значительное усиление федеральной защиты американцев из числа национальных меньшинств и женщин от дискриминации при найме на работу и пр. Предусматривалась, в частности, денежная компенсация от предпринимателей лицам, пострадавшим от дискриминации. Законопроект прямо был направлен на отмену шести принятых ранее постановлений Верховного суда США, которые были расценены как подрыв гражданских прав лиц, подвергшихся дискриминации из-за цвета кожи, религиозных убеждений, пола или национальности. При повторном рассмотрении законопроекта в конгрессе он не получил требуемых 2/3 голосов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.230.43 (0.011 с.)