Институт государственной службы и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт государственной службы и управления



Институт государственной службы и управления

Кафедра экономики и финансов общественного сектора

 

Отформатировать текст в соответствии с требованиями,установленными в положении об оп во

 

Утверждена
ученым советом РАНХиГС
(в составе ОП ВО)
Протокол № _____
от «___» ___________201__ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Б1.В.ДВ.5.2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО

И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

по направлению подготовки:
38.04.04 «Государственное и муниципальное управление»
(код и наименование направления подготовки (специальности))
 
Система государственного и муниципального управления

Направленность (профиль/специализация)

 

 

магистр
квалификация
 
очная, очно-заочная, заочная
форма обучения

 

 

Москва, 2015 г.


 

Автор-составитель[ЧМС1]:

доктор экономических наук, доцент ________________/Полозков М.Г./

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА для использования в учебном процессе кафедрой экономики и финансов общественного сектора

Протокол от «31» августа 2015 г. № 1

 

Заведующий кафедрой ___________/Быстряков А.Я./

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Цели и задачи дисциплины (модуля)  
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)  
3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО  
4. Объем дисциплины (модуля)  
5. Содержание и структура дисциплины (модуля)  
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)    
7. Методические указания для обучающихся по основанию дисциплины (модуля)  
8. Фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)  
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)  
  9.1 Основная литература  
  9.2 Дополнительная литература  
  9.3 Нормативные правовые документы  
  9.4 Интернет-ресурсы, справочные системы  
10. Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины (модуля)    

Нумерация страниц

 


1. Цель и задачи дисциплины (модуля)

Цель курса – является изложение основ теории эффективного государства в рыночной экономике, особенности его функционирования в переходной экономике России и обоснование положений о направлениях реформирования в сфере государственной собственности, государственного предпринимательства, совершенствования управления общественными финансами в контексте реформы федеративных отношений и местного самоуправления, реформы бюджетного процесса.

Задачи курса:

- изучить основные положения теории финансов, их сущность, функции; содержание и функции общественных финансов, особенности муниципальных финансов и специфику их развития в Российской Федерации; ключевые положения зарубежных финансовых концепций в современных экономических теориях посткейнсианства, монетаризма, неоинституционализма; основные позиции по вопросам финансовой стабилизации, антикризисного регулирования, антиинфляционной политики; научные прогнозы развития общественного сектора экономики в разных странах; формы и методы государственного регулирования социально-экономического и территориального развития;

- дать характеристику основным направлениям и проблемам развития бюджетной политики государства; проводить анализ сценарных условий функционирования экономики страны на среднесрочную перспективу; применять методы бюджетного планирования для оценки доходных показателей бюджетов разных уровней; самостоятельно анализировать структуру сводного финансового баланса и делать выводы о развитии основных статей доходов и расходов; анализировать структуру и динамику показателей бюджета, государственного долга; использовать нормативы бюджетной обеспеченности и финансовых затрат на оказание государственных услуг при формировании расходов бюджета; применять методику распределения средств фонда финансовой поддержки субъектам Российской Федерации; раскрыть основное содержание и этапы составления проекта бюджета;

- владеть навыкамисамостоятельного анализа и его применения для решения конкретных практических задач:формулировать и анализировать доводы за и против экономической роли государства в рыночной экономике, того или иного направления государственного вмешательства в рыночной экономике России;характеризовать механизмы эффективного управления общественными финансами;определять и анализировать направления и динамику государственных расходов, механизм формирования государственного долга и источники его покрытия;характеризовать налоговую систему современной России, её роль в экономическом возрождении страны, анализировать формы налогообложения, проблемы налогообложения физических и юридических лиц;понимать сущность межбюджетного регулирования, анализировать приоритеты бюджетного перераспределения ресурсов, территориального выравнивания бюджетной обеспеченности;понимать сущность происходящих бюджетных реформ в России, реформирования системы государственного и муниципального управления общественными финансами, реформы федеративных отношений и местного самоуправления и др.

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине
«Эффективность государственного и муниципального контроля»

По окончанию изучения курса «Эффективность государственного и муниципального контроля[ЧМС2]» у студента должны быть сформированы следующие компетенции:

В таблице 1 представлены формируемые компетенции и планируемые результаты обучения: знания, умения и навыки.

Таблица 1.

Планируемые результаты обучения дисциплине

Код компетенции Содержание компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине
ОК-1 способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу   Знать: З1 – технологии анализа, оценки и планирования в современных системах государственного управления
Уметь: У1 – применять технологии анализа при изучении современных систем государственного управления
Владеть: В1 – методологией изучения современных систем государственного управления, методологией сравнительного анализа
ПК-5 владением современными методами диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике   Знать: З1 – методов диагностики, анализа и решения социально-экономических проблем
Уметь: У1 - выявлять и успешно решать проблемы в системе государственного управления
Владеть: В1 – методологией принятия государственных управленческих решений
ПК-7 способностью разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного контроля Знать: З.1. – систему органов государственного и муниципального контроля
Уметь: У.1. – анализировать информацию по конкретным вопросам осуществления государственного и муниципального контроля
Владеть: В.1. – навыками обоснования предложений по совершенствованию государственного и муниципального контроля
ПК-14 способностью систематизировать и обобщать информацию, готовить предложения по совершенствованию системы государственного и муниципального управления Знать: З1 – методологию сравнительного анализа
Уметь: У1 - эффективно применять опыт государственного управления зарубежных стран при разработке по совершенствованию системы государственного управления Российской Федерации
Владеть: В1 – навыками подготовки предложений о совершенствовании деятельности органов государственной власти
ПК-17 способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ З.1 - особенности применения междисциплинарного подхода к вопросам функционирования экономики общественного сектора
В.1- оценивать различные варианты политических решений и прогнозировать последствия государственных воздействий на экономику
В.-1 навыками обобщения материалов по конкретным вопросам экономического развития общественного сектора в современных условиях
       

 

3. Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО

Дисциплина «Эффективность государственного и муниципального контроля»относится к дисциплинам по выбору вариативной части (модулей) (Б1.В.ДВ.5.2) ОП ВО по направлению 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» направленности (профилю) «Система государственного и муниципального управления».

Изучение дисциплины «Эффективность государственного и муниципального контроля» предусмотрено в следующих семестрах: для обучающихся по очной – в 3 семестре, очно-заочной форме – в 4 семестре, для обучающихся по заочной форме – на 2 курсе[ЧМС3]. По дисциплине осуществляется текущий контроль в форме опроса, выполнения тестовых заданий, подготовки аннотаций к правовым актам и экспертных заключений и промежуточный контроль в форме зачета.

Для подготовки к изучению дисциплины обучающиеся должны овладеть компетенциями, формируемыми следующими дисциплинами учебного плана: «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления»- 1 семестр; «Теория и механизмы современного государственного управления» - 1 семестр.

Компетенции, сформированные в процессе изучения дисциплины Б.1.В.ДВ.5.2 «Эффективность государственного и муниципального контроля» в дальнейшем необходимы для изучения следующих дисциплин, предусмотренных учебным планом: Б.1.В.1.ОД.10 «Правовые акты управления» (3 семестр), Б1.В.ДВ.5.1 «Государственные и муниципальные услуги» (3 семестр[ЧМС4]).

4. Объем дисциплины (модуля)

Таблица 2.

Объем дисциплины (модуля)

Вид учебных занятий и самостоятельная работа Объем дисциплины (модуля), час.
Всего Семестр (триместр), курс
                       
Очная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                          
лекционного типа (Л)                          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                          
практического (семинарского) типа (ПЗ)                          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                          
Промежуточная аттестация форма зачет     зачет                  
час.                          
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3     108/3                  
Очно-заочная форма обучения
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:                          
лекционного типа (Л)                          
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)                          
практического (семинарского) типа (ПЗ)                          
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)                          
Самостоятельная работа обучающихся (СР)                          
Промежуточная аттестация форма Зачет       З                
час.                          
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3       108/3                
Заочная форма обучения (2 курс [ЧМС5] )
    2 курс 3 курс        
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе:              
лекционного типа (Л)              
лабораторные работы (практикумы) (ЛР)              
практического (семинарского) типа (ПЗ)              
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР)              
Самостоятельная работа обучающихся (СР)              
Промежуточная аттестация форма Зачет            
час.              
Общая трудоемкость (час. / з.е.) 108/3   108/3        
                                     

5. Содержание и структура дисциплины (модуля)

Содержание дисциплины «Эффективность государственного и муниципального контроля» (нет компетенции ПК-7)

Таблица 3.

Наименование тем (разделов) Содержание тем (разделов) Код компетенции Коды ЗУН (в соответствии с табл. 1)
Тема 1. Общественный сектор и его роль в современной экономике. Деятельность государства по перераспределению доходов и финансированию программ общественных расходов. Экономическая эффективность и социальная справедливость. Взаимосвязь эффективности и равенства. ОК-1 ПК-5 З.1, У.1В.1 З.1, У.1, В.1
Тема 2. Мониторинг эффективности и результативности в общественном секторе. Эффективность, результативность, продуктивность. Критерии отбора показателей. Численные значения показателей. Трудноизмеримые результаты. Отбор показателей для анализа причинно-следственных связей. ОК-1 ПК-5 З.1У.1,В.1 З.1, У.1,В.1
Тема 3. Процесс управления эффективностью. Организация мониторинга результативности в общественном секторе. Методы сбора данных: административная отчетность, опросы клиентов, экспертная оценка, использование специального измерительного оборудования. ОК-1 ПК-14 З.1, У.1,В.1 З.1, У.1, В.1
Тема 4. Бюджетирование, ориентированное на результат. Взаимосвязь затраченных ресурсов с полученными продуктами и результатами. Роль индикаторов эффективности. Использование специальных аналитических методов: программный анализ, анализ затрат и выгод.   ПК-17 З.1, У.1, В.1
Тема 5. Использование результатов мониторинга эффективности и результативности в бюджетном процессе. Формирование и обоснование заявок на бюджетное финансирование. Принятие решений о распределении ресурсов. Разработка бюджетных заданий и мониторинг работы получателей бюджетных средств. ПК-14 ПК-17 З.1, У.1, В.1 З.1, У.1, В.1
Тема 6. Оценка качества общественных услуг. Критерии оценки качества. Повышение эффективности предоставления бюджетных услуг. Практика управления, ориентированного на результаты, на региональном и местном уровнях. ПК-17 З.1, У.1, В.1

Структура дисциплины «Эффективность государственного и муниципального контроля»

Таблица 4.

Наименование тем (разделов) Объем дисциплины (модуля), час Форма текущего контроля успеваемости*, промежуточной аттестации
Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий СР
Всего Л ЛР ПЗ КСР
Очная форма обучения
Тема 1. Общественный сектор и его роль в современной экономике.     -   -   О, Э
Тема 2. Мониторинг эффективности и результативности в общественном секторе.     -   -   О, Т, Э
Тема 3. Процесс управления эффективностью.   - -   -   О, Д
Тема 4. Бюджетирование, ориентированное на результат.     -   -   О, Т, Д
Тема 5. Использование результатов мониторинга эффективности и результативности в бюджетном процессе.     -   -   О, Д, Э
Тема 6. Оценка качества общественных услуг.   - -   -   О, Т, Д
Промежуточная аттестация - - - - - - зачет
Всего     -   -    
Очно-заочная форма обучения
Тема 1. Общественный сектор и его роль в современной экономике.     -   -   О, Д
Тема 2. Мониторинг эффективности и результативности в общественном секторе.     -   -   О, Т, Э
Тема 3. Процесс управления эффективностью.     -   -   О, Д, Э
Тема 4. Бюджетирование, ориентированное на результат.     -   -   О, Т, Д
Тема 5. Использование результатов мониторинга эффективности и результативности в бюджетном процессе.     -   -   О, Д, Э
Тема 6. Оценка качества общественных услуг.     -   -   О, Т, Д
Промежуточная аттестация - - - - - - зачет
Всего     -   -    
Заочная форма обучения(Уточнить часы)
Тема 1. Общественный сектор и его роль в современной экономике.     -   -   О, Д
Тема 2. Мониторинг эффективности и результативности в общественном секторе.     -   -   О, Т, Э
Тема 3. Процесс управления эффективностью.     -   -   О, Д, Э
Тема 4. Бюджетирование, ориентированное на результат.     -   -   О, Т, Д
Тема 5. Использование результатов мониторинга эффективности и результативности в бюджетном процессе.     -   -   О, Д, Э
Тема 6. Оценка качества общественных услуг.     -   -   О, Т, Д
Промежуточная аттестация - - - - -   зачет
Всего     -   -    
                   

Примечание: * - форма текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут (Д) и др.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине (модулю)

6.1. Вопросы для самостоятельной подготовки к занятиям

1. Эволюция теоретических подходов к формированию общественного сектора.

2. Функции и место государства в экономическом кругообороте.

3. Провалы (изъяны) рынка как обоснование государственного вмешательства в экономику.

4. Социально значимые общественные блага.

5. Методы стимулирования производства общественных благ.

6. Отличия равновесия в общественном секторе от рыночного равновесия.

7. Функции общественного благосостояния.

8. Субсидии потребителям и производителям в анализе экономики общественного сектора.

9. Основные отличия механизма общественного выбора от потребительского выбора на рынке.

10. Перераспределительные аспекты коррупции.

11. Концепции среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития: значение, общее и особенное.

12. Горизонты бюджетного планирования: возможности и ограничения.

13. Стратегические и среднесрочные экономические реформы общественного сектора.

14. Макеты программ развития: преимущества и недостатки.

15. Передовой зарубежный опыт прогнозирования социально-экономического развития.

16. Этапы развития бюджетного планирования в России.

17. Бюджетные программы и оценка их эффективности.

18. Система макроэкономических показателей бюджетного планирования и прогнозирования.

19. Особенности перехода к среднесрочному бюджетному планированию.

20. Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования.

Примерные темы выступлений, докладов, презентаций для участия в дискуссиях

1) Действующие системы мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти в Российской Федерации.

2) Методы оценки эффективности формирования доходов бюджета (различных уровней бюджетной системы РФ).

3) Оценка эффективности и качества управления общественными расходами в сфере здравоохранения.

4) Оценка эффективности и качества управления общественными расходами в сфере образования.

5) Оценка эффективности и качества управления общественными расходами в социальной сфере.

6) Новые формы финансирования государственных (муниципальных) услуг и оценка эффективности их предоставления.

7) Роль и место аудита эффективности бюджетных расходов в системе оценки качества управления общественными финансами.

8) Бюджетные программы: измерение результативности и методы оценки их эффективности.

9) Возможности использования зарубежного опыта оценки качества управления общественными финансами в России.

10) Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере. Проблемы обеспечения принципа прозрачности в бюджетной сфере Российской Федерации.

11) Эффективный финансовый контроль, отчетность и мониторинг в бюджетной системе Российской Федерации.

12) Развитие методик оценки эффективности и качества управления общественными финансами в России.

13) Региональный опыт оценки качества управления муниципальными финансами в Российской Федерации.

14) Теория «платформ» в реализации принципов эффективного и ответственного управления общественными финансами.

15) Изменение традиций управления при внедрении бюджетирования по результатам.

16) Европейский опыт институциональных преобразований в организации системы внутреннего контроля и аудита в общественном секторе.

17) Меры по совершенствованию бюджетных процедур в различных странах в современных условиях.

18) Особенности управления общественными финансами в различных странах в кризисный период.

19) Международная практика оценки эффективности и качества управления общественными финансами.

20) Роль политических институтов в управлении эффективностью в общественном секторе.

Примерная тематика эссе

1. Роль государства в экономике с точки зрения различных теорий (исторический аспект).

2. Функции общественного сектора в современной экономике.

3. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий.

4. Государственное регулирование внешних эффектов.

5. Принцип Парето-эффективности и функционирование общественного сектора.

6. Специфика общественного сектора в различных экономических системах.

7. Тенденции развития общественного сектора.

8. Эффективность, справедливость и перераспределение.

9. Принцип простого большинства: преимущества и недостатки.

10. Манипулирование результатами голосования.

11. Группы специальных интересов. Причины формирования и способы действия.

12. Практика лоббирования в разных странах.

13. Реабилитация бюрократии.

14. Изъяны государства и их соотношение с изъянами рынка.

15. Стимулирующие и дестимулирующие эффекты налогообложения.

16. Оценка налоговой системы одной из развитых стран в соответствии с критериями оптимизации.

17. Анализ эффективности мер социальной помощи. Возможные «провалы» и «утечки», искажающие и демотивирующие эффекты.

18. Роль некоммерческих организаций в предоставлении общественных благ.

19. Влияние перераспределительной политики государства на экономический рост.

20. Экономика бюрократии. Бюрократия как экономическое явление, ее функции в современном обществе. Модели бюрократии.

Примеры тестов

1. Благо, потребление которого неизбирательно только до определенного уровня потребления, называется:

1) чисто частное благо

2) чисто общественное благо

3) перегружаемое общественное благо

4) исключаемое общественное благо

2. Какие из перечисленных ниже благ являются чисто общественными:

1) поддержание чистоты в центре Москвы

2) национальная оборона

3) пенсионное обеспечение

4) кабельное телевидение

3. Парламентский суверенитет - это:

1) депутатская неприкосновенность

2) запрет самороспуска

3) возможность издавать любой закон

4) все утверждения неверны

4. К «провалам» государства относятся:

1) несовершенство политического процесса

2) ограниченность контроля над бюрократией

3) неспособность государства полностью предусмотреть и проконтролировать последствия принятых решений

4) все ответы правильные

5. К несовершенствам политического процесса в условиях демократии можно отнести:

1) лоббизм

2) логроллинг

3) поиск политической ренты

4) все ответы правильные

6. Определите тип такого блага, как знания:

1) чисто общественное благо

2) исключаемое общественное благо

3) перегружаемое общественное благо

4) чисто частное благо

7. Бюрократический аппарат необходим для:

1) более эффективного распределения экономических ресурсов

2) управления процессами, эффективность которых трудно определить рыночными методами

3) все ответы верны

4) нет верных ответов

8. Понятие рациональности, используемое в теории общественного выбора, заключается в том, что:

1) человек обладает полной информацией при принятии решений

2) человек принимает правильные решения

3) человек предпочитает 100 долл. одному поцелую

4) ничто из вышеперечисленного неверно

9. «Провалы» государства - это случаи, когда государство не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование частных ресурсов.

1) да

2) нет

10. Чисто общественное благо - это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами вне зависимости от того, платят люди за него или нет.

1) да

2) нет

7. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
«Эффективность государственного и муниципального контроля»

Методические указания по подготовке вопросов для самостоятельного изучения

Подготовка вопросов для самостоятельного изучения включает: изучение необходимой литературы (обязательной, дополнительной литературы, специальных периодических изданий, интернет-ресурсов), подготовку конспекта ответа и презентации, решение типовых заданий, ответы на контрольные вопросы.

При подготовке вопросов важно:

- использовать достаточно широкий диапазон массива информации, провести обзор периодической литературы и специальных изданий, составить каталог Интернет-ресурсов

- представить различные подходы, четко и полно определить рассматриваемые понятия, выявить взаимосвязи понятий и явлений, взаимозависимости и связи с другими вопросами;

- грамотно структурировать материал, ясно, четко и логично его излагать, приводить соответствующие примеры из практики, для иллюстрации положений, тезисов и выводов использовать таблицы, схемы, графики, диаграммы;

- отработать решение типовых заданий;

- подготовить презентацию.

Методические указания по подготовке выступлений, докладов, презентаций для участия в дискуссиях

Сообщение (доклад, выступление в дискуссии) является результатом самостоятельной проработки студентом выбранного вопроса, представленного в перечне тем, и предполагает публичное выступление по представлению полученных результатов.

Данная работа оценивается по отчету о выполнении задания и публичного представления ее результатов.

Отчет о выполнении данного задания оформляется в виде аналитического заключения, текста доклада (сообщения, выступления) и презентации. Аналитическое заключение составляется в объеме 7-9 страниц и содержит следующие позиции: цель и задачи анализа, краткую аннотацию исходной информации (источников, на основе которых выполнялось данное задание), основные характеристики изучаемого объекта (вопроса), выявленные в процессе исследования особенности (проблемы, противоречия), обобщения и выводы.

Текст доклада (сообщения, выступления) содержит основные тезисы выступления в структурно-логической последовательности и их комментарий; формируется в объеме, позволяющем изложить его за 10 минут (как правило, 5-6 страниц машинописного текста формата А-4, Times New Roman, цвет – черный, размер шрифта – 14, интервал – 1,5). На основе собранных материалов, аналитического заключения и текста доклада оформляется презентация.

Требования к объему презентации регламентировано временем выступления, выступление с презентацией предполагает также обсуждение и вопросы по заявленной теме. Презентация не должна содержать более 15 слайдов. Базовые требования к презентации:

· Первый слайд – титульный лист, на котором представлены: название темы; организация, образовательная программа, курс обучения; фамилия, имя, отчество автора.

· Следующий слайд – содержание, где представлены основные этапы (структура) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание.

· Последующие слайды в структурной и логической последовательности раскрывают тему выступления.

· Презентация должна содержать схемы, графики, диаграммы.

· По каждому разделу содержание должны присутствовать выводы.

· Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы.

Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста.

Методические указания по написанию эссе

Эссе является результатом индивидуальной самостоятельной письменной работы студента на одну из предложенных тем. Цель написания эссе – развитие навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. В эссе важны четкость, ясность и грамотность формулировок; умение структурировать информацию, выделять причинно-следственные связи, применять аналитический инструментарий, иллюстрировать суждения соответствующими примерами, аргументировать свои выводы.

Написание эссе – это ответ на вопрос, который основан на классической системе доказательств. Для написания эссе рекомендуется использовать учебную, научную и специальную научно-практическую литературу.

Эссе состоит из следующих частей: Введение; Основная часть; Заключение.

Во введение дается обоснование выбора данной темы и направления ее детализации, что достигается правильно сформулированными задачами, которые целесообразно раскрыть при построении эссе.

В основной части раскрываются теоретические основы изучаемой проблемы, и дается ответ на основной вопрос эссе. Подготовка этой части эссе предполагает развитие навыков аргументации и анализа, обоснование выводов и положений, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по изучаемому вопросу. В этом состоит основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Для четкости и формализации основной части эссе следует использовать подзаголовки (разделы аргументации), т.к. именно структура основной части является обоснованием предлагаемой системы аргументации, иллюстрирует применяемые методы анализа. При необходимости в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы.

Большую часть эссе должен составлять самостоятельный авторский текст, опирающийся на изученную студентом литературу и его собственное видение проблемы. В то же время, при написании эссе бывает целесообразно приводить соответствующие цитаты из используемых публикаций. Цитаты обычно применяются при необходимости подчеркнуть оценку той или иной проблемы определенным автором.

В заключении обобщаются выводы по теме с указанием области ее применения.

Общий объем эссе: максимально - 5 страниц машинописного текста формата А-4.

8. Фо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.146 с.)