Особенности развития пространственных представлений у дошкольников 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития пространственных представлений у дошкольников



ПЛАН

1.Содержание понятия «ориентировка в пространстве».

2.Значение развития пространственных представлений у до­школьников.

3.Физиологические и психологические механизмы воспри­ятия пространства.

4.Особенности развития пространственных ориентировок у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.

 

Содержание понятия «ориентировка в пространстве».

 

В понятие пространственной ориентации входит оценка рас­стояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обо­значения пространственных категорий (местоположения, уда­ленности, пространственных отношений между предметами).

В более узком значении выражение «пространственная ори­ентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

определение местонахождения объектов относительно ори­ентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

Особенности развития пространственных представлений...

При передвижении человека пространственная ориентировка происходит постоянно:

постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

сохранение направления движения и достижение цели.

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).

В дошкольном возрасте ребенок овладевает словесной системой отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Система работы (предложенная Т. А. Мусейибовой) по разви­тию у дошкольников пространственных представлений включает:

ориентировку «на себе» (знание собственного тела);

ориентировку «на внешних объектах» (выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковой);

освоение и применение словесной системы отсчета по основным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

определение расположения предметов в пространстве «от себя»;

определение собственного положения в пространстве;

 

определение пространственного размещения предметов относительно друг друга;

определение расположения предметов на плоскости.

Работа с самыми маленькими детьми начинается с ориентировки в частях своего тела (голова, ноги, руки и др.) и соответствующих им пространственных направлениях (голова — наверху, ноги — внизу, руки — по бокам и т. д.).

На основе знания своего тела, т. е. ориентировки «на себе», становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно называть и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя.

Старших дошкольников знакомят с правилами уличного движения: по какой стороне тротуара следует идти, как переходить улицу, обходить стоящий транспорт, входить и выходить из него и др.

«Выпускники» детского сада должны уметь свободно ориен­тироваться на листе бумаги (чистом и в клетку).

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения.

Задание студентам:

Перечислите предлоги и наречия, отражающие пространст­венные отношения между предметами и передающие направле­ния движения.

 

Предлоги и наречия, отражающие пространственные отношения между предметами Предлоги и наречия, передающие направления движения
На, в, напротив, под, над, впереди, перед, за, позади, вверху, внизу, между, вокруг, внутри, рядом, сбоку, снаружи, справа, слева и др. К, из, из-за, из-под, по, через, вдоль, попе­рек, вперед, назад, вверх, вниз, вправо (на­право), влево (налево), туда, сюда, оттуда, от­сюда и др.

В развитии пространственных представлений особую роль играют прогулка, экскурсии, подвижные игры, физкультурные упражнения, практическая ориентировка в групповой комнате и других помещениях детского сада. Специальные занятия по ма­тематике уточняют, упорядочивают, расширяют и систематизи­руют детские представления.

 

 

2. Значение развития пространственных представлений у до­школьников.

1. Совершенствуется чувственный опыт пространственного различения.

2. Активизируется речь, увеличивается словарный запас.

3. Ориентировка на своем теле дает возможность познать час­ти тела как анатомические единицы.

4. Развивается логика, мышление, воображение.

5. Формируются навыки ориентировки на улице.

6. Ориентировка на листе бумаги готовит к обучению в школе.

7. Способствует развитию игровой, трудовой, изобразитель­ной, конструктивной, учебной деятельности.

8. Развивает кругозор и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 2032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)