ТОП 10:

Характеристика, задачи и организационная структура управления в дирекции железнодорожных вокзалов



Железнодорожные вокзалы являются жизненным пространством, в котором сосредотачиваются в общей сложности миллионы пассажиров, как совершающих регулярные поездки и потому обязательно и неоднократно бывающих на вокзале, так и разовых, проводящих на вокзалах определенное время.

Технология работы вокзалов определяется типом и вместимостью вокзала, его размещением в городе, типами перронных путей и привокзальных площадей, внутренней планировкой помещений и размещением основных устройств (устройства для багажа, почты и т.д.).

Все эти факторы влияют на выбор оптимальной технологии работы вокзала, которая должна обеспечивать максимальные удобства для пассажиров, минимальные затраты на эксплуатацию и содержание устройств.

Железнодорожные вокзалы подразделяются на внеклассные и классные трех групп (I, II, III) и входят в состав дирекций железнодорожных вокзалов. Класс вокзала определяется в зависимости от объема выполненных работ (табл. 9.6)

 

Таблица 9.6

Показатели, характеризующие работу вокзалов

Показатели Единица измерения Количество баллов за единицу измерения показателя
1. Отправление пассажиров в среднем в сутки (в годовом исчислении) а) в прямом и местном сообщении б) в пригородном сообщении   100 пассажиров   100 пассажиров   1,0   0,05  
2. Общая площадь вокзальных помещений (включая отдельно стоящие помещения, туннели) 100 кв.м. 0,2
3. Общая площадь пассажирских платформ 100 кв.м. 0,07
4. Предоставление пассажирам дополнительных платных услуг (без учета комиссионного сбора) Каждые 10% превышения среднесетевого показателя количества услуг 2,0
5. переработка и перевозка грузобагажа и багажа в среднем в сутки (в грузовом исчислении) 10 тонн 0,2

В соответствии с рассчитанными баллами к внеклассным относятся вокзалы, имеющие свыше 50 баллов, к I классу – от 30 до 50 баллов включительно, ко II – от 10 до 30 баллов включительно, к III – от 4 до 10 баллов включительно.

Дирекция железнодорожных вокзалов - это структурная бизнес-единица ОАО «РЖД», которая представляет собой центр оказания услуг вокзальной инфраструктуры перевозчикам пассажиров, багажа и грузобагажа. В ее составе функционируют региональные дирекции железнодорожных вокзалов.

В состав дирекции железнодорожных вокзалов включены:

- вокзальные комплексы внеклассные, 1 и 2 класса, ориентированные на обслуживание пассажиров дальнего следования;

- вокзальные комплексы 3 класса, ориентированные на обслуживание пассажиров дальнего следования, площади которых преимущественно (более 50%) используются для нужд обслуживания пассажиров;

- вокзальные комплексы внеклассные и 1 класса, ориентированные на обслуживание пассажиров пригородного сообщения, площади которых более чем на 50% используются для нужд обслуживания пассажиров;

- вокзалы станций – пограничных пунктов перехода.

В сферу полномочий дирекции железнодорожных вокзалов попадает большое количество структурных подразделений, выполняющих активную производственно-хозяйственную деятельность. В связи с этим задачи дирекции железнодорожных вокзалов – формулировать стратегические цели и направления развития вокзальной инфраструктуры, контролировать степень их достижения.

Региональные дирекции вокзалов осуществляют инспекционную снабженческую деятельность. В их задачи входит:

- техническое инспектирование деятельности производственных единиц;

- реализация маркетинговой, сбытовой и рекламной политики;

- мониторинг региональных рынков;

- организация материально-технического обеспечения;

- организация кадровой работы;

- формирование сводной балансовой отчетности.

В состав региональных дирекций вокзалов входят специализированные центры управления вокзалами, включающими в себя опорный вокзал и прикрепленные к нему линейные вокзалы. К их задачам относятся:

- организация производственной деятельности;

- управление процессами оказания услуг;

- организация эксплуатации технологического оборудования, основных фондов и поддержание их в работоспособном состоянии;

- выполнение функций, непосредственно связанных с оказанием услуг.

Вокзалы выполняют весь комплекс операций по обслуживанию пассажиров: прием и отправление пассажиров в прямом и местном сообщении с оформлением проездных документов в билетных кассах; прием и отправление багажа и грузобагажа; обеспечение кратковременного отдыха, досуга и питания в периоды ожидания поезда; предоставление разнообразных услуг.

Железнодорожный вокзал оказывает следующие виды услуг: билетно-кассовое обслуживание; справочно-информационное обслуживание; камеры хранения ручной клади; багажное отделение; комнаты длительного отдыха, комнаты матери и ребенка; организация питания пассажиров

Для обеспечения пассажиров проездными документами на вокзале организована продажа проездных документов по всем направлениям. В системе продажи билетов в дальнем следовании выделены основной и дополнительные виды технологии.

Основной вид – это продажа билетов в день отправления автоматизированным способом с использованием АСУ «Экспресс-3», которая представляет собой большую вычислительную систему коллективного пользования и осуществляет в реальном масштабе времени массовое обслуживание пассажиров. Терминал позволяет производить продажу билетов от 45 суток до дня отправления поезда, а также на обратный выезд с конечной станции формирования.

К дополнительным относятся: предварительная продажа билетов; продажа билетов для организованных туристических групп; продажа билетов прямой плацкарты; продажа обратных билетов.

Основная цель справочно-информационной работы на вокзале – дать возможность пассажиру в кратчайший срок сориентироваться и получить наиболее полную информацию о перевозках: о порядке приобретения билетов; расписании движения поездов и изменениях в нем; расположении различных помещений и устройств вокзала; кратчайших путях прохода к поездам и от поездов к остановкам городского транспорта, сфере обслуживания и другие справки.

Наличие, правильное расположение и полнота информации значительно способствует правильному ориентированию пассажиров на территории и в помещениях вокзала, упорядочению пассажиропотоков и сокращает количество пассажиров, обращающихся в справочное бюро.

Прием ручной клади от пассажиров на хранение на вокзале производится в стационарных камерах хранения, расположенных в помещении вокзала.

В целях улучшения обслуживания пассажиров, повышения доходов и эффективного использования мест стационарной камере хранения устанавливается план сбора денежной выручки на месяц с разбивкой по сменам.

Одним из основных видов обслуживания пассажиров на вокзале является оказание услуги по переноске ручной клади и багажа в пределах территории вокзала и привокзальной площади.

На вокзале функционирует комната отдыха, место в которой предоставляется по предъявлению железнодорожного билета и документа, удостоверяющего личность.

На вокзалах открыты Сервис-центры. Основной целью их деятельности является обеспечение запросов платежеспособной части населения в предоставлении дополнительных видов услуг, расширении их диапазона и повышения качества транспортного обслуживания.

 

Планирование производственной деятельности железнодорожных вокзалов

Для разработки годового плана вокзала дирекция железнодорожных вокзалов утверждает для них общую сумму доходов.

К доходам железнодорожного вокзала относят поступления средств за оказанные услуги, связанные с обслуживанием пассажиров.

Доходы планируют на основе анализа отчетных данных с учетом роста по каждому виду оказываемых услуг и установленных тарифов и ставок сборов. При этом стремятся изыскать и использовать имеющиеся резервы увеличения доходов путем улучшения обслуживания пассажиров, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Для этого намечают меры по увеличению вместимости и улучшению работы камер хранения ручного багажа, расширению объема услуг, оказываемых носильщиками, комнатами отдыха, по доставке билетов и багажа на дом, улучшению работы справочных, информационных и рекламных бюро по обслуживанию пассажиров и т.д.

Доходы от таких услуг, как предварительная продажа билетов, объем переработки и отправления багажа, рассчитывают на основе планируемого отправления пассажиров. Доходы за хранение ручной клади и багажа в стационарных камерах хранения, за пользование комнатами отдыха, комнатами матери и ребенка определяются размерами предоставляемых услуг, а за сдачу помещения в аренду – арендной платой.

Дирекция железнодорожных вокзалов устанавливает тарифы на следующие виды дополнительных услуг:

- транспортные услуги по доставке багажа;

- переноска ручной клади;

- оформление бланка – заявки или бирки;

- нанесение отправительской маркировки;

- уведомление о прибытии багажа и грузобагажа;

- пользование багажными тележками;

- взвешивание багажа;

- услуги справочного бюро (объявление по вокзалу);

- услуги комнаты отдыха;

- услуги комнаты матери и ребенка;

- комплекс услуг, оказываемых «Сервис-центром».

Для выполнения запланированного объема работ на вокзале разрабатывается план по труду, который содержит такие показатели как производительность труда, численность работников, фонд оплаты труда и среднемесячная заработная плата.

Контингент работников вокзала связан с обслуживанием пассажиров и рассчитывается по объему работы и установленным нормам выработки или нормам обслуживания. Численность билетных кассиров определяется аналогично расчетам контингента в дирекции по обслуживанию пассажиров.

Численность носильщиков ручного багажа пассажиров на вокзалах определяется количеством мест ручного багажа, подлежащего доставке, и трудоемкостью переработки одного места.

Контингент работников камер хранения ручного багажа зависит от количества окон выдачи и приема багажа и времени их работы.

Для оплаты труда работников вокзала применяется в основном повременно-премиальная система оплаты труда, для носильщиков и кладовщиков камер хранения может быть принята сдельно-премиальная система. Ряду работников с повременно-премиальной оплатой труда устанавливаются нормированные задания.

Премирование работников производится за обеспечение рентабельной работы вокзального хозяйства, за высокие достижения в труде, улучшение качества выполняемых работ, культурное обслуживание пассажиров, рост производительности труда, снижение себестоимости работ и другие результаты.

Производительность труда работников вокзального хозяйства определяется отношением объема приведенный продукции к среднесписочной численности работников основной деятельности.

 

 

Приведенная продукция рассчитывается на основе переводных коэффициентов по каждому виду работ (таблица 9.8).

Таблица 9.8

Переводные коэффициенты, применяемые для расчета приведенной продукции работы кассиров

Наименование работ Переводной коэффициент
1.1. Оформление (продажа) проездных документов на терминальном оборудовании системы «Экспресс»
Межгосударственное и внутригосударственное сообщение  
билет трехслойный сплит на поездку 1,00
билет по воинским требованиям 1,10
билет льготный, бесплатный, разовый ж.д. 1,26
плацкарта к бесплатному билету (по служебному или разовому билету) 0,96
билет по ранее принятому заказу 0,90
билет групповой (до15 мест) 1,93
Международное сообщение:  
билет на поездку (включая страховку) 3,47
билет групповой (до 15 мест) 5,32
то же с использованием компьютера 5,38
Возврат, гашение неиспользованных проездных документов 1,29
Переоформление проездного документа 1,46
Квитанция доплат 0,97
Оформление бланка страховки ЖАСО 0,13
1.2. Прием заказов на оформление проездных документов
Оформление заказа в бюро заказов без доставки 1,00
Выдача справки 0,128
2.1. Прием грузобагажа и багажа
Заявление на отправку грузобагажа или разовый пропуск на въезд и выезд 0,33
прим перевозочного документа на перевозку багажа или грузобагажа 1,00
прием перевозочного документа на перевозку багажа или грузобагажа или курсирование арендованного вагона  
по платежному поручению 0,98
за наличный расчет 1,03
погашение перевозочного документа 0,58
составление суточного отчета 7,79
2.2 Выдача груза и багажа
Регистрация документов, полученных от приемосдатчика груза и багажа 0,23
Оформление:  
пропуска на выдачу грузобагажа или багажа 0,35
документов на выдачу грузобагажа или багажа по паспорту и квитанции 0,93
документов на выдачу грузобагажа или багажа по билету и квитанции 2,09
документов на пробег почтового вагона 0,93
документов на провоз дополнительной ручной клади, мелких животных 1,28
документов на выдачу багажа по билету или ярлыку 0,35
составление суточного (сменного) отчета продажи проездных документов на выдачу багажа через систему «Экспресс» 4,3
составление месячный отчета 35,12

 

При разработке плана эксплуатационных расходов необходимо обеспечивать выполнение запланированного объема работ при наименьших затратах материальных и трудовых ресурсов. Разработка плана начинается с анализа за период, предшествующий плановому, выявления путей совершенствования производства для ликвидации непроизводительных затрат.

По пассажирскому хозяйству наиболее существенными являются расходы по продаже билетов, приему и выдаче багажа, обслуживанию зданий и сооружений (железнодорожный вокзал).

Прямые производственные расходы вокзала планируются и учитываются по статьям 4001, 4003, 2003, 9020. Расходы внутри статьи планируют по элементам затрат: заработная плата; отчисления на социальные нужды; материальные затраты, в т.ч.: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты; амортизация; прочие.

Наиболее значимым элементом затрат по вокзалу, удельный вес которого достигает 50% и выше общей суммы расходов, является средства на оплату труда.

Расходы на топливо, материалы и электроэнергию составляют около 12% общей суммы эксплуатационных расходов. Они планируются по объему работы и нормам расхода на единицу работы, по количеству объектов и нормам расходам на объект, по списочной численности и нормам затрат на одного работника.

Расходы на электроэнергию планируют в зависимости от количества потребленной электроэнергии и цены 1 квт.ч. Плановая потребность в электроэнергии определяется по средней мощности установленных электроламп и времени их горения.

К прочим денежным расходам вокзала, планируемым по рассматриваемым статьям, относятся затраты на приобретение и изготовление тарифных руководств, алфавитных маршрутных указателей, графиков и расписаний движения пассажирских поездов, плата за пользование постельными принадлежностями и бельем приемосдатчиками багажа и др. Эти затраты планируют исходя из потребности в них и соответствующих цен. При этом учитывают достигнутый уровень затрат на указанные цели в предыдущем периоде.

По статье 2003 (обслуживание зданий и сооружений и содержание оборудования) кроме заработной платы, планируют затраты на материалы, топливо и электроэнергию для освещения, отопления, уборки и ремонта помещений вокзала, пассажирских платформ.

Расходы на материалы по данной статье составляют до 25% затрат по этому элементу.

Расходы на материалы для уборки помещений планируют по площади помещений и нормам расхода на 100 кв. м. полезной площади.

Затраты на топливо для отопления помещений вокзала планируют по нормам расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 воздуха на 1ºС в сутки, продолжительности отопительного периода, разности температур и кубатуры зданий

 

 

где V – объем здания по наружному обмеру, м3; T – продолжительность отопительного периода в днях; В – норма расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 здания на 1ºС в сутки, кг; - средняя температура внутри помещения; - температура наружного воздуха в среднем за отопительный сезон; Ц – цена 1 т. условного топлива, руб.; 1000 – коэффициент для перевода килограммов в тонны.

Для отопления подвальных помещений нормы расхода топлива увеличиваются на 60%. Для зданий облегченного типа нормы повышаются на 15%.

Порядок расчета расходов по ст. 4001 «Продажа билетов на поезда дальнего следования», ст. 4003 «Прием и выдача багажа во внутригосударственном сообщении», ст.4005 «Сопровождение вагонов» аналогичен расчету этих расходов в дирекции по обслуживанию пассажиров.

Эффективное управление расходами и, соответственно, тарифами на услуги, оказываемым пассажирам на вокзале, при обеспечении высокого качества услуг способствует их востребованности и повышению лояльности пассажиров к услугам железнодорожного транспорта.

 

 

Глава 10. Планирование производственной деятельности Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении

10.1 Характеристика, задачи и организационная структура управления

Пассажирские перевозки в пригородном сообщении отличаются массовостью и высокой стабильностью в течение года. Ежедневно на Московской железной дороге в пригородном сообщении перевозится около 3,5 млн. человек. В целях удовлетворения спроса населения на пригородные перевозки, улучшения качества обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах в составе железных дорог образованы дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении. В состав Дирекции включаются вокзалы, платформы, павильоны, билетные кассы, а также мотор-вагонные и дизель-поездные депо. Так, на Московской железной дороге в состав Центральной Дирекции включаются 655 пригородных билетных касс, 110 вокзалов, 1250 платформ и 11 мотор-вагонных депо с общей протяженностью всех участков 3226 км.

Основными задачами, стоящими перед Дирекцией по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении являются:

Ø удовлетворение спроса населения на пригородные пассажирские перевозки;

Ø улучшение качества обслуживания пассажиров на вокзалах и в поездах;

Ø развитие сети платных услуг;

Ø обеспечение безопасности движения пригородных пассажирских поездов;

Ø усиление материально-технической базы хозяйства;

Ø текущее содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатация пассажирского подвижного состава.

Центральная Дирекция разрабатывает годовой план производственной деятельности, включающий показатели перевозок пассажиров и продажи билетов и показатели производственной деятельности мотор-вагонного и дизель–поездного депо.

Годовой план включает разделы:

Ø показатели объема и качества работы;

Ø план по труду;

Ø план эксплуатационных расходов;

Ø определение себестоимости выполняемых работ.

План пассажирских перевозок предусматривает реализацию потребностей населения в передвижении при оптимальном использовании транспортных средств.

Предполагаемый объем перевозок пассажиров в пригородном сообщении при годовом планировании определяется по каждой железной дороге. В качестве основы для определения объема перевозок пассажиров принимаются отчетные данные предыдущего периода и прогнозируемые изменения: численности и социального состава населения по регионам и крупным населенным пунктам, расширение дачного хозяйства, состояние и развитие других видов транспорта как внутригородских, так и в пригородном сообщении.

Исходными данными для планирования являются:

Ø динамика основных показателей развития пассажирских перевозок на железной дороге, на отделениях дороги и по основным направлениям;

Ø предполагаемые размеры пассажирского движения в пригородном сообщении на планируемый год и пробег электропоездов и дизель– поездов по основным направлениям;

Ø динамика показателя средней населенности вагона в пригородном поезде.

При планировании показателей пассажирских перевозок в пригородном сообщении следует учитывать предполагаемые изменения в обращении пригородных поездов, изменения секционного состава электропоездов, количество и участки обращения электропоездов «Экспресс».

При планировании пассажирских перевозок в пригородном сообщении определяются следующие показатели: количество отправленных пассажиров, пассажирооборот, средняя дальность поездки пассажиров, секцио-км пригородных поездов. Кроме того, в качестве расчетных показателей используется средняя населенность на вагон и средний состав поезда, от величины которых зависит объем работы подвижного состава.

Количество перевезенных пассажиров в пригородном сообщении складывается из отправления пассажиров станциями отделений дороги и прибытия пассажиров с других отделений.

Пассажирооборот характеризует перевозочную работу отделений дороги, связанную с перемещением пассажиров.

Пассажирооборот отделения в пригородном сообщении можно рассчитать по формуле:

 

,

 

где пробег электропоездов в пригородном сообщении;

средняя населенность вагона в пригородном сообщении чел/ваг.

Пассажирооборот в пригородном сообщении можно рассчитать по количеству перевезенных пассажиров (P) и средней дальности поездки пассажиров (lср):

 

 

Оценка организации эксплуатации электропоездов и дизель–поездов происходит по рассчитанным показателям работы тягового подвижного состава пригородного движения.

К основным количественным показателям работы моторвагонного депо и дизель-поездных депо относятся:

Ø поездо-километры;

Ø секцие-километры;

Ø тонно-километры брутто.

Каждый из этих показателей применяется для планирования, оценки выполненной работы и расчетов затрат по организации пригородного движения.

Поездокилометры определяются на основе расписания пригородных поездов с поправкой на будни, предвыходные и предпраздничные дни, выходные и праздничные дни. Поездокилометры используются для планирования численности и фонда заработной платы локомотивных бригад.

Секцие-километры определяются умножением поездо-километров на число секций в поезде. Расчет производится по каждому поезду. Секцие-километры используются для планирования программы ремонта, численности и фонда заработной платы работников, занятых на текущих ремонтах и техническом обслуживании секций.

Тонно-километры брутто определяются умножением поездо-километров на вес поезда брутто, либо секции – километров на вес секции брутто. Тонно-километры брутто используются для планирования топлива и электроэнергии для тяги поездов.

Кроме эксплуатации электропоездов и дизель-поездов депо осуществляет систему технического обслуживания и ремонта мотор-вагонного подвижного состава (МВПС).

Система технического обслуживания и ремонта МВПС и дизель секции предусматривает следующие виды планового технического обслуживания и ремонта:

Ремонта ТР-3, ТР-2, ТР-1, ТО-3 и

Технического обслуживания ТО-2, ТО-4, ТО-5.

Программа текущих ремонтов (ТР-3,ТР-2,ТР-1,ТОЗ) рассчитывается по сериям подвижного состава и по видам ремонта по каждому электродепо делениям секцие-километров ΣnS на установленные норм межремонтного пробега в секции-км ( )

 

.

 

Из менее сложных ремонтов вычитаются более сложные ремонты.

Техническое обслуживание планируется на суточную работу электропоездов.

Программа ремонтов, полученная по расчету, увеличивается на число ремонтов, выполняемых для других депо, и уменьшается на число ремонтов, выполняемых другими депо. В результате определяется программа ремонта по плану, на основе которой рассчитывается контингент на ремонт, фонд оплаты труда и расход материалов.

 

10.2 Планирование технико-производственных (качественных) показателей

Технико-производственные (качественные) показатели характеризуют качество использования электропоездов в эксплуатации и качество их ремонта. К ним относятся:

Ø скорости движения – техническая, участковая;

Ø среднесуточный пробег электропоезда;

Ø эксплуатируемый парк электропоездов;

Ø процент секций, находящихся в ремонте.

В качестве расчетного показателя определяются величина полного оборота электропоезда.

Скорости движения закладываются в графике движения пригородных электропоездов.

Среднесуточный пробег электропоезда определяется по формуле:

 

,

 

где – средняя длина участка, км;

– оборот электропоезда, часы.

Эксплуатируемый парк электропоездов определяется исходя из суточного размера движения в парах поездов (N) и количества пар поездов, обслуживаемых одним электропоездом (n):

 

Деповский процент неисправных электропоездов определяется по депо в целом:

 

,

 

где – число секций, находящихся в ремонте;

– парк электропоездов в распоряжении депо.

 

,

 

где – число соответствующих видов ремонта ТР-3,ТР-2,ТР-1,ТО-З;

t – норма простоя секции в данном виде ремонта, сут.;

– число рабочих дней в году.

Парк электропоездов в распоряжении депо включает эксплуатируемый парк Мэ, парк электропоездов, находящихся в ремонте и в резерве Мрез. Величина парка электропоездов, находящихся в резерве, принимается по данным депо.

Деповский процент неисправных секций определяется на программу текущего ремонта, выполняемую в депо.

 

Планирование труда и заработной платы

В плане по труду Центральной Дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении определяются численность работников, среднемесячная заработная плата, фонд оплаты труда и производительность труда.

Численность работников. Планирование численности работников Центральной дирекции производится по укрупненным видам работ: обслуживание пассажиров;

Ø обслуживание электропоездов и дизель–поездов локомотивными бригадами;

Ø текущий ремонт тягово-подвижного состава.

Штат работников по обслуживанию пассажиров составляют билетные кассиры, работники группы учета и отчетности по продаже билетов, технологи по обслуживанию систем АСУ «Экспресс», а также проводники. Численность билетных кассиров зависит от количества продаваемых билетов, диспетчеризации билетных касс и планируется с учетом обеспечения работы билетных касс по текущей продаже билетов в течение 19 – 20 часов в сутки.

Основной задачей проводников электропоездов является содержание вагонов в пути следования в технически исправном и надлежащем санитарном состоянии и образцовое обслуживание пассажиров.

Число локомотивных бригад в пригородном сообщении определяется на основе расписания движения пригородных поездов и количества бригад, прикрепленных к электропоезду. Число электропоездов рассчитывается исходя из суточных размеров движения и времени полного оборота электропоезда.

Так, при работе электропоездов, обслуживающих пригородное движение, в течение 20 часов в сутки и среднемесячной нормы рабочих часов в 2007 г.-165,5ч. к каждому электропоезду прикрепляется:

 

20*30,4/165,5 = 3,67 бригад

 

При полном обороте электропоезда 2,86часа одним электропоездом обслуживается 20/2,86=7 пар поездов.

Для обеспечения суточного размера движения, составляющего 57 пар поездов, потребуется 57/7=8,2 составов.







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.238.169 (0.03 с.)