ТОП 10:

Порядок разбора местоимения-существительного



Тема: МЕСТОИМЕНИЕ

 

1) Охарактеризуйте местоимение как части речи.

2) Какие грамматические разряды местоимений выделяются по соотношению с другими частями речи?

3) Как представлена общая характеристика местоимений в Русской Грамматике 1980?

4) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-существительных(личные, возвратное, вопросительные, неопределенные и отрицательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами существительными?

5) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-прилагательных(притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами прилагательными?

6) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-наречий(вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с наречиями?

7) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-числительных (вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с числительными?

8) Что такое прономинализация? Приведите примеры этого явления.

9) Какие грамматические категории являются для местоименных слов классификационными (несловоизменительными), а какие словоизменительными?

 

Упр. 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте местоименные слова, укажите их начальную форму и разряд и определите синтаксические функции. (Напр.: Разве тыты, личное м.-с не знаешь <…>)

 

– Простите, это какой3 троллейбус?

– Пятнадцатый.

– Спасибо.

Пятнадцатый троллейбус увозил его от события из ряда вон. Ставский никак не мог сосредоточиться – хотя бы на том, зачем вообще оказался на бульваре, по самое некуда занесенном снегом. Вышел человек из дому – попал на бульвар: другой конец города. То есть не конец, конечно, – центр города, но от дома все равно далеко. Да-ле-ко-ва-то… Господи-и-ине. Дурацкая какая-то встреча… будет ли продолжение?

«…»

Погибнет душа твоя3, господине… Это само всплыло в сознании Петра, автор тут ни при чем. Такое всегда само всплывает. Да оно и крутилось уже у Петра в голове: душа, жизнь души, смерть души. Здравствуйте, дескать, гражданин Воланд. Тут вот у меня душа… так сказать. И некуда3 ее девать. Маленький, видите ли, сентиментальный такой механизм. Он все время работает и все время работает вхолостую. И нету почвы ему, на которой трудиться. Но некому сказать об этом. Начнешь говорить с кем-нибудь3 – слышишь: «Вы, простите, о чем?» Да ни о чем… это я так, сдуру, живите спокойно, я больше не буду. И живут, как ни странно, спокойно! Так живут, словно и в самом деле нет ничего, кроме того, что явно есть. И ты живи спокойно (мама). Я уже через это прошел (папа). Ой, Петь, ну хва-атит (Наташа, которой было его жалко, и она с родителями переехала жить в страну Израиль)… Вот и все.

Погибнет душа твоя, господине… Вам-то какое дело? Ну, погибнет. Не я первый, не я последний. Нелепый, доложу я вам, поворот: жил человек, жил – никто душой его3 не интересовался, как вдруг – на тебе! Берется неизвестно откуда чумазая цыганка и озабочивается состоянием души – зимой, в Москве, прямо в сердце, извините, Родины… Озабочивается – и уходит со своим карликом. Хоть-стой-хоть-падай, как сказала бы Наташа. А господине – это звательный падеж. Боже, друже, человече… Старче. Приплыла к нему рыбка, спросила: – Что тебе надобно, старче?.. Лучше бы уж рыбка, а то цыганка с карликом. А я б тогда ответил: – Ничего мне не надобно, рыбе (такой у нее, что ли, звательный падеж?), потому как я ни в жизнь не сформулирую того, что3 мне надо. Хоть меня тут режь. Вроде бы все вообще-то в порядке, а внутри черт знает что происходит. Ну вот… этого только не хватало!

Последнее соображение относилось к контролерам, которые с двух сторон приближались к Петру, – деятельные такие тетки в коричневых пальто и пуховых платках, несущие на своих плечах бремя заботы-о-высокой-нравственности-пассажиров-московского-транспорта. Центурионши Мосгоравтотранса, душой и телом преданные великой идее обилеченного проезда каждого москвича-и-гостя-столицы. От них не уйдешь…

– Ваш билетик?

У них и повадки-то садистские: билетик, видите ли, – не то чтобы, скажем, билет. Дескать, возьмем-ка мы эту иголочку да загоним ее Вам под ноготочек. Скупые ласки палача… А сами небось уже вычислили Петра из двух десятков обилеченных пассажиров. Опытные, стало быть: глаз наметан!

– Нету билетика, – пришлось отвечать Петру со всевозможной сокрушенностью: понимаю, мол, что преступил, и готов понести заслуженное наказание.

– Штрафик тогда заплатим, ­– хорошо отрепетированным дуэтом пропели тетки, предвкушая кровь.

«Заплатим» – это так называемое множественное присоединительное… нет, множественное солидарности: его любят употреблять врачи. «Ну-с, что у нас3 болит?» Хотя понятно, что у них-то самих ничего не болит, у меня у одного болит, но врач, стало быть, готов присоединиться и разделить. Тетки тоже вроде как готовы «присоединиться и разделить»: скажем, взять на себя часть штрафа. Ну что ж, заплатим так заплатим.

– Вы свою часть платите, – отмежевался Петр, – а мне нечем: у меня денег нет. (Е. Клюев. Книга теней)

Упр. 2. Определите, где формы его, ее,ихявляются личными местоимениями, а где притяжательными:

 

Так возникло их главное совместное произведение (Г. Горин); Сначала Ирина услышала его голос (В. Токарева); Но их же нету теперь, обкомов (С. Юрский); Ее жизнь была проста и сложна одновременно (В. Токарева); В следующем году его отчислили: отец его был ни много ни мало полковником царской армии (Л. Улицкая); Я долго вытирал ботинки о траву и промочил их насквозь (С. Юрский); Володька в темноте взял ееруку (В. Токарева);Его одержимость в занятиях создала ему репутацию чудака (Л. Улицкая); Посещает ее любимый человек, а комната одна – куда деваться? (И. Грекова); Лицо его, искажённое стыдом и болью, было словно чужим. (Б. Ефимов); Женских слабостей у неё достаточно, и она их не скрывает... (Г. Горин); Вот он, вот он, ваш кирпич, – успокоил его человек (А. Слаповский); Потом послышались ее тихие шажки по коридору (В. Пелевин); Краснянский не был его любимым аспирантом <…> (В. Быков);Ее пожилого тридцатилетнего мужа звали детским именем Лялик (С. Довлатов); Носки уйдут по трёшке, если сдать их оптом (С. Довлатов).

Упр. 3. Назовите начальную форму и разряд местоимений:


 


ничего не выяснил ________________________

некому поручить___________________________

не рассчитывать ни на какую поддержку_______

не пренебрегать ничьими интересами _________

кое у кого разузнать ________________________

встретить некоего гражданина ______________

вернуться ни с чем _________________________

должен тебя кое о чем предупредить__________

нечего и говорить __________________________

о чем-то договориться ______________________

ни о чем не мечтать ________________________

нечему удивляться _________________________

выяснить кое-какие детали __________________

не отвечать ни на какие вопросы _____________


 


Упр. 4. Прокомментируйте употребление форм местоименных слов в следующих контекстах:

1) Зато развязный клетчатый сам отрекомендовался финдиректору, назвав себя «ихний помощник». [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита]; 2) Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал [И. С. Тургенев. Отцы и дети]. 3) – Анискин, – перебила Глафира, – Анискин… – А ты, мать, помолчи! – не поворачивая головы, остановил ее участковый. [Виль Липатов. Деревенский детектив (1967-1968)], 4) Сегодня мы и займёмся проблемами общего понимания жизни – самого широкого контекста искусства. [С. А. Еремеева. Лекции по истории искусства (1999)]; 5) – Видишь? (Мелькнуло это «видишь». На «ты». Породнённое, доверчивое.) – Видишь, ни одного червя. [Фридрих Горенштейн. Куча (1982) // «Октябрь», 1996]; 6) Мед у нас редкостный, таежный, черникой скусом отдает, лесными травами аромат евоный выделяется. [В. Астафьев. Затеси // «Новый Мир», 1999]; 7) Но еще труднее, просто невыносимо трудно и тошно, было говорить всякие «чаво», «куды», «ейный»… [В. Шукшин. Артист Федор Грай (1960-1971)]; 7) Как пружина; она сжимается, ты вот-вот у цели, но пружина разжимается, и ты отлетаешь на десять шагов. [А. Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]; 8) В этой краткой статье мы рассмотрели три этапа в развитии Периодического закона – три сущности: первого (химический этап), второго (электронный этап) и третьего (ядерный этап) порядков. [В. Семишин. Три этапа. Заметки о Периодической системе элементов Д. И. Менделеева // «Химия и жизнь», 1967]; 9) – У Вас же есть билет, папаша! – Это не мой билет, – признается папаша. – Я отнял его у данного молодого человека силой и присвоил. Теперь я раскаялся и плачу штраф [Е. Клюев. Книга теней]; 10) Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим (И. А. Крылов. «Волк и Лисица» (1816); 11) Я бы и женился на ей, но вскорости на службу забрили. [Василий Шукшин. Чужие (1974)]; 12) Затем появился «сам» – начальник тюрьмы, пожилой, полный, в большой серой бороде, расчесанной на две стороны. [П. Нилин. Интересная жизнь (1969-1980)].

 

Упр. 5. Устраните морфолого-стилистические ошибки при употреблении местоимений в следующих контекстах:

1) Выросло целое поколение, для которых война – история;

2) Мы провели это время без никакой пользы;

3) Работая химиком в неком институте, Корнелиус высмеял на ученом совете своего шефа…

4) Не могли бы вы нам что-то посоветовать?

5) Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи;

6) Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

7) И не ихнее дело заниматься протокольными вопросами в диалогической речи.

8) Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны;

Упр. 6. Найдите относительные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

1) – Это было всё, что я нажил за тридцать шесть лет. [С. Довлатов. Чемодан (1986)]; 2) Хорошо тем, у которых родители, родственники, щедрые и сердечные. [Б. Окуджава. Искусство кройки и житья (1985)]; 3) Ясно, какие тут могут быть важные практические приложения. [И. Грекова. В вагоне (1983)]; 4) Хоть бы вы у соседок поучились, как жить. [И. Грекова. «Скрипка Ротшильда» (1980)]; 5) И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве. [А. Алексин. Мой брат играет на кларнете (1967)]; 6) Что же мы делали зимой, я сейчас положительно не могу припомнить. [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей / Приложение (1964)]; 7) Трудно сказать, где было труднее, – пожалуй, всё-таки быт. [И. Грекова. Под фонарем (1963)]; 8) Как-то он сильно выпил в буфете на узловой станции, куда, как он говорил, бегал отмечаться, и долго не давал своим спутникам уснуть, всё шумел [В. Гроссман. Все течет (1955-1963) // «Октябрь», 1989]; 9) Отвечай, кем завербован в период пребывания в окружении? [В. Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]; 10) Просто расскажете мне потом, на что вы их потратили. [А. Геласимов. Год обмана (2003)]; 11) Я спросил у него, сколько он получает. [Ф. Искандер. Начало (1969)]; 12) Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. [В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (1954-1961)]; 13) Я сразу понял, что это не простая мышь. [Ю. Коваль. Белозубка (1979); 14) Ты что, не понимаешь, зачем мы тут собрались? [В. Пелевин. Синий фонарь (1991)]

Упр. 7.Выполните морфологический разбор выделенных в тексте слов из упр. 1. по предложенной на с. 4 схеме.

 

Простите, это какой3 троллейбус? Погибнет душа твоя3, господине

 

 

И некуда3 ее девать Начнешь говорить с кем-нибудь3

 

 

не сформулирую того, что3 мне надо Ну-с, что у нас3 болит?

Схема МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ:

Тема: МЕСТОИМЕНИЕ

 

1) Охарактеризуйте местоимение как части речи.

2) Какие грамматические разряды местоимений выделяются по соотношению с другими частями речи?

3) Как представлена общая характеристика местоимений в Русской Грамматике 1980?

4) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-существительных(личные, возвратное, вопросительные, неопределенные и отрицательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами существительными?

5) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-прилагательных(притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами прилагательными?

6) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-наречий(вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с наречиями?

7) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-числительных (вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с числительными?

8) Что такое прономинализация? Приведите примеры этого явления.

9) Какие грамматические категории являются для местоименных слов классификационными (несловоизменительными), а какие словоизменительными?

 

Упр. 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте местоименные слова, укажите их начальную форму и разряд и определите синтаксические функции. (Напр.: Разве тыты, личное м.-с не знаешь <…>)

 

– Простите, это какой3 троллейбус?

– Пятнадцатый.

– Спасибо.

Пятнадцатый троллейбус увозил его от события из ряда вон. Ставский никак не мог сосредоточиться – хотя бы на том, зачем вообще оказался на бульваре, по самое некуда занесенном снегом. Вышел человек из дому – попал на бульвар: другой конец города. То есть не конец, конечно, – центр города, но от дома все равно далеко. Да-ле-ко-ва-то… Господи-и-ине. Дурацкая какая-то встреча… будет ли продолжение?

«…»

Погибнет душа твоя3, господине… Это само всплыло в сознании Петра, автор тут ни при чем. Такое всегда само всплывает. Да оно и крутилось уже у Петра в голове: душа, жизнь души, смерть души. Здравствуйте, дескать, гражданин Воланд. Тут вот у меня душа… так сказать. И некуда3 ее девать. Маленький, видите ли, сентиментальный такой механизм. Он все время работает и все время работает вхолостую. И нету почвы ему, на которой трудиться. Но некому сказать об этом. Начнешь говорить с кем-нибудь3 – слышишь: «Вы, простите, о чем?» Да ни о чем… это я так, сдуру, живите спокойно, я больше не буду. И живут, как ни странно, спокойно! Так живут, словно и в самом деле нет ничего, кроме того, что явно есть. И ты живи спокойно (мама). Я уже через это прошел (папа). Ой, Петь, ну хва-атит (Наташа, которой было его жалко, и она с родителями переехала жить в страну Израиль)… Вот и все.

Погибнет душа твоя, господине… Вам-то какое дело? Ну, погибнет. Не я первый, не я последний. Нелепый, доложу я вам, поворот: жил человек, жил – никто душой его3 не интересовался, как вдруг – на тебе! Берется неизвестно откуда чумазая цыганка и озабочивается состоянием души – зимой, в Москве, прямо в сердце, извините, Родины… Озабочивается – и уходит со своим карликом. Хоть-стой-хоть-падай, как сказала бы Наташа. А господине – это звательный падеж. Боже, друже, человече… Старче. Приплыла к нему рыбка, спросила: – Что тебе надобно, старче?.. Лучше бы уж рыбка, а то цыганка с карликом. А я б тогда ответил: – Ничего мне не надобно, рыбе (такой у нее, что ли, звательный падеж?), потому как я ни в жизнь не сформулирую того, что3 мне надо. Хоть меня тут режь. Вроде бы все вообще-то в порядке, а внутри черт знает что происходит. Ну вот… этого только не хватало!

Последнее соображение относилось к контролерам, которые с двух сторон приближались к Петру, – деятельные такие тетки в коричневых пальто и пуховых платках, несущие на своих плечах бремя заботы-о-высокой-нравственности-пассажиров-московского-транспорта. Центурионши Мосгоравтотранса, душой и телом преданные великой идее обилеченного проезда каждого москвича-и-гостя-столицы. От них не уйдешь…

– Ваш билетик?

У них и повадки-то садистские: билетик, видите ли, – не то чтобы, скажем, билет. Дескать, возьмем-ка мы эту иголочку да загоним ее Вам под ноготочек. Скупые ласки палача… А сами небось уже вычислили Петра из двух десятков обилеченных пассажиров. Опытные, стало быть: глаз наметан!

– Нету билетика, – пришлось отвечать Петру со всевозможной сокрушенностью: понимаю, мол, что преступил, и готов понести заслуженное наказание.

– Штрафик тогда заплатим, ­– хорошо отрепетированным дуэтом пропели тетки, предвкушая кровь.

«Заплатим» – это так называемое множественное присоединительное… нет, множественное солидарности: его любят употреблять врачи. «Ну-с, что у нас3 болит?» Хотя понятно, что у них-то самих ничего не болит, у меня у одного болит, но врач, стало быть, готов присоединиться и разделить. Тетки тоже вроде как готовы «присоединиться и разделить»: скажем, взять на себя часть штрафа. Ну что ж, заплатим так заплатим.

– Вы свою часть платите, – отмежевался Петр, – а мне нечем: у меня денег нет. (Е. Клюев. Книга теней)

Упр. 2. Определите, где формы его, ее,ихявляются личными местоимениями, а где притяжательными:

 

Так возникло их главное совместное произведение (Г. Горин); Сначала Ирина услышала его голос (В. Токарева); Но их же нету теперь, обкомов (С. Юрский); Ее жизнь была проста и сложна одновременно (В. Токарева); В следующем году его отчислили: отец его был ни много ни мало полковником царской армии (Л. Улицкая); Я долго вытирал ботинки о траву и промочил их насквозь (С. Юрский); Володька в темноте взял ееруку (В. Токарева);Его одержимость в занятиях создала ему репутацию чудака (Л. Улицкая); Посещает ее любимый человек, а комната одна – куда деваться? (И. Грекова); Лицо его, искажённое стыдом и болью, было словно чужим. (Б. Ефимов); Женских слабостей у неё достаточно, и она их не скрывает... (Г. Горин); Вот он, вот он, ваш кирпич, – успокоил его человек (А. Слаповский); Потом послышались ее тихие шажки по коридору (В. Пелевин); Краснянский не был его любимым аспирантом <…> (В. Быков);Ее пожилого тридцатилетнего мужа звали детским именем Лялик (С. Довлатов); Носки уйдут по трёшке, если сдать их оптом (С. Довлатов).

Упр. 3. Назовите начальную форму и разряд местоимений:


 


ничего не выяснил ________________________

некому поручить___________________________

не рассчитывать ни на какую поддержку_______

не пренебрегать ничьими интересами _________

кое у кого разузнать ________________________

встретить некоего гражданина ______________

вернуться ни с чем _________________________

должен тебя кое о чем предупредить__________

нечего и говорить __________________________

о чем-то договориться ______________________

ни о чем не мечтать ________________________

нечему удивляться _________________________

выяснить кое-какие детали __________________

не отвечать ни на какие вопросы _____________


 


Упр. 4. Прокомментируйте употребление форм местоименных слов в следующих контекстах:

1) Зато развязный клетчатый сам отрекомендовался финдиректору, назвав себя «ихний помощник». [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита]; 2) Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал [И. С. Тургенев. Отцы и дети]. 3) – Анискин, – перебила Глафира, – Анискин… – А ты, мать, помолчи! – не поворачивая головы, остановил ее участковый. [Виль Липатов. Деревенский детектив (1967-1968)], 4) Сегодня мы и займёмся проблемами общего понимания жизни – самого широкого контекста искусства. [С. А. Еремеева. Лекции по истории искусства (1999)]; 5) – Видишь? (Мелькнуло это «видишь». На «ты». Породнённое, доверчивое.) – Видишь, ни одного червя. [Фридрих Горенштейн. Куча (1982) // «Октябрь», 1996]; 6) Мед у нас редкостный, таежный, черникой скусом отдает, лесными травами аромат евоный выделяется. [В. Астафьев. Затеси // «Новый Мир», 1999]; 7) Но еще труднее, просто невыносимо трудно и тошно, было говорить всякие «чаво», «куды», «ейный»… [В. Шукшин. Артист Федор Грай (1960-1971)]; 7) Как пружина; она сжимается, ты вот-вот у цели, но пружина разжимается, и ты отлетаешь на десять шагов. [А. Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]; 8) В этой краткой статье мы рассмотрели три этапа в развитии Периодического закона – три сущности: первого (химический этап), второго (электронный этап) и третьего (ядерный этап) порядков. [В. Семишин. Три этапа. Заметки о Периодической системе элементов Д. И. Менделеева // «Химия и жизнь», 1967]; 9) – У Вас же есть билет, папаша! – Это не мой билет, – признается папаша. – Я отнял его у данного молодого человека силой и присвоил. Теперь я раскаялся и плачу штраф [Е. Клюев. Книга теней]; 10) Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим (И. А. Крылов. «Волк и Лисица» (1816); 11) Я бы и женился на ей, но вскорости на службу забрили. [Василий Шукшин. Чужие (1974)]; 12) Затем появился «сам» – начальник тюрьмы, пожилой, полный, в большой серой бороде, расчесанной на две стороны. [П. Нилин. Интересная жизнь (1969-1980)].

 

Упр. 5. Устраните морфолого-стилистические ошибки при употреблении местоимений в следующих контекстах:

1) Выросло целое поколение, для которых война – история;

2) Мы провели это время без никакой пользы;

3) Работая химиком в неком институте, Корнелиус высмеял на ученом совете своего шефа…

4) Не могли бы вы нам что-то посоветовать?

5) Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи;

6) Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями.

7) И не ихнее дело заниматься протокольными вопросами в диалогической речи.

8) Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны;

Упр. 6. Найдите относительные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.

1) – Это было всё, что я нажил за тридцать шесть лет. [С. Довлатов. Чемодан (1986)]; 2) Хорошо тем, у которых родители, родственники, щедрые и сердечные. [Б. Окуджава. Искусство кройки и житья (1985)]; 3) Ясно, какие тут могут быть важные практические приложения. [И. Грекова. В вагоне (1983)]; 4) Хоть бы вы у соседок поучились, как жить. [И. Грекова. «Скрипка Ротшильда» (1980)]; 5) И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве. [А. Алексин. Мой брат играет на кларнете (1967)]; 6) Что же мы делали зимой, я сейчас положительно не могу припомнить. [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей / Приложение (1964)]; 7) Трудно сказать, где было труднее, – пожалуй, всё-таки быт. [И. Грекова. Под фонарем (1963)]; 8) Как-то он сильно выпил в буфете на узловой станции, куда, как он говорил, бегал отмечаться, и долго не давал своим спутникам уснуть, всё шумел [В. Гроссман. Все течет (1955-1963) // «Октябрь», 1989]; 9) Отвечай, кем завербован в период пребывания в окружении? [В. Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]; 10) Просто расскажете мне потом, на что вы их потратили. [А. Геласимов. Год обмана (2003)]; 11) Я спросил у него, сколько он получает. [Ф. Искандер. Начало (1969)]; 12) Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. [В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (1954-1961)]; 13) Я сразу понял, что это не простая мышь. [Ю. Коваль. Белозубка (1979); 14) Ты что, не понимаешь, зачем мы тут собрались? [В. Пелевин. Синий фонарь (1991)]

Упр. 7.Выполните морфологический разбор выделенных в тексте слов из упр. 1. по предложенной на с. 4 схеме.

 

Простите, это какой3 троллейбус? Погибнет душа твоя3, господине

 

 

И некуда3 ее девать Начнешь говорить с кем-нибудь3

 

 

не сформулирую того, что3 мне надо Ну-с, что у нас3 болит?

Схема МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ:

Порядок разбора местоимения-существительного

Выписать из теста словоформу в составе подчинительного словосочетания, с тем чтобы разбираемое слово было зависимым.

I.а) Задать вопрос к слову как к ЧР, с которой оно соотносится(кто? что?);

б) Указать начальную форму – Н. ф. (Им. п., кроме местоимений себя, нечего, некого); назвать обобщенное КЗ (указывает на лицо или предмет); часть речи и грамматический разряд;

II. Морфологические категории:

1) Несловоизменительные:

а) лексико-грамматический разряд;

б) *лицо и число (для личных местоимений):

в) род (если есть);

г) тип склонения

2) Словоизменительные:

а) падеж;







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.77.252 (0.038 с.)