Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Порядок разбора местоимения-существительного
Тема: МЕСТОИМЕНИЕ
1) Охарактеризуйте местоимение как части речи. 2) Какие грамматические разряды местоимений выделяются по соотношению с другими частями речи? 3) Как представлена общая характеристика местоимений в Русской Грамматике 1980? 4) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-существительных (личные, возвратное, вопросительные, неопределенные и отрицательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами существительными? 5) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-прилагательных (притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами прилагательными? 6) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-наречий (вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с наречиями? 7) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-числительных (вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с числительными? 8) Что такое прономинализация? Приведите примеры этого явления. 9) Какие грамматические категории являются для местоименных слов классификационными (несловоизменительными), а какие словоизменительными?
Упр. 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте местоименные слова, укажите их начальную форму и разряд и определите синтаксические функции. (Напр.: Разве тыты, личное м.-с не знаешь <…>)
– Простите, это какой 3 троллейбус? – Пятнадцатый. – Спасибо. Пятнадцатый троллейбус увозил его от события из ряда вон. Ставский никак не мог сосредоточиться – хотя бы на том, зачем вообще оказался на бульваре, по самое некуда занесенном снегом. Вышел человек из дому – попал на бульвар: другой конец города. То есть не конец, конечно, – центр города, но от дома все равно далеко. Да-ле-ко-ва-то… Господи-и-ине. Дурацкая какая-то встреча… будет ли продолжение?
«…» Погибнет душа твоя 3, господине… Это само всплыло в сознании Петра, автор тут ни при чем. Такое всегда само всплывает. Да оно и крутилось уже у Петра в голове: душа, жизнь души, смерть души. Здравствуйте, дескать, гражданин Воланд. Тут вот у меня душа… так сказать. И некуда 3 ее девать. Маленький, видите ли, сентиментальный такой механизм. Он все время работает и все время работает вхолостую. И нету почвы ему, на которой трудиться. Но некому сказать об этом. Начнешь говорить с кем-нибудь 3 – слышишь: «Вы, простите, о чем?» Да ни о чем… это я так, сдуру, живите спокойно, я больше не буду. И живут, как ни странно, спокойно! Так живут, словно и в самом деле нет ничего, кроме того, что явно есть. И ты живи спокойно (мама). Я уже через это прошел (папа). Ой, Петь, ну хва-атит (Наташа, которой было его жалко, и она с родителями переехала жить в страну Израиль)… Вот и все. Погибнет душа твоя, господине… Вам-то какое дело? Ну, погибнет. Не я первый, не я последний. Нелепый, доложу я вам, поворот: жил человек, жил – никто душой его 3 не интересовался, как вдруг – на тебе! Берется неизвестно откуда чумазая цыганка и озабочивается состоянием души – зимой, в Москве, прямо в сердце, извините, Родины… Озабочивается – и уходит со своим карликом. Хоть-стой-хоть-падай, как сказала бы Наташа. А господине – это звательный падеж. Боже, друже, человече… Старче. Приплыла к нему рыбка, спросила: – Что тебе надобно, старче?.. Лучше бы уж рыбка, а то цыганка с карликом. А я б тогда ответил: – Ничего мне не надобно, рыбе (такой у нее, что ли, звательный падеж?), потому как я ни в жизнь не сформулирую того, что 3 мне надо. Хоть меня тут режь. Вроде бы все вообще-то в порядке, а внутри черт знает что происходит. Ну вот… этого только не хватало! Последнее соображение относилось к контролерам, которые с двух сторон приближались к Петру, – деятельные такие тетки в коричневых пальто и пуховых платках, несущие на своих плечах бремя заботы-о-высокой-нравственности-пассажиров-московского-транспорта. Центурионши Мосгоравтотранса, душой и телом преданные великой идее обилеченного проезда каждого москвича-и-гостя-столицы. От них не уйдешь…
– Ваш билетик? У них и повадки-то садистские: билетик, видите ли, – не то чтобы, скажем, билет. Дескать, возьмем-ка мы эту иголочку да загоним ее Вам под ноготочек. Скупые ласки палача… А сами небось уже вычислили Петра из двух десятков обилеченных пассажиров. Опытные, стало быть: глаз наметан! – Нету билетика, – пришлось отвечать Петру со всевозможной сокрушенностью: понимаю, мол, что преступил, и готов понести заслуженное наказание. – Штрафик тогда заплатим, – хорошо отрепетированным дуэтом пропели тетки, предвкушая кровь. «Заплатим» – это так называемое множественное присоединительное… нет, множественное солидарности: его любят употреблять врачи. «Ну-с, что у нас 3 болит?» Хотя понятно, что у них-то самих ничего не болит, у меня у одного болит, но врач, стало быть, готов присоединиться и разделить. Тетки тоже вроде как готовы «присоединиться и разделить»: скажем, взять на себя часть штрафа. Ну что ж, заплатим так заплатим. – Вы свою часть платите, – отмежевался Петр, – а мне нечем: у меня денег нет. (Е. Клюев. Книга теней) Упр. 2. Определите, где формы его, ее, их являются личными местоимениями, а где притяжательными:
Так возникло их главное совместное произведение (Г. Горин); Сначала Ирина услышала его голос (В. Токарева); Но их же нету теперь, обкомов (С. Юрский); Ее жизнь была проста и сложна одновременно (В. Токарева); В следующем году его отчислили: отец его был ни много ни мало полковником царской армии (Л. Улицкая); Я долго вытирал ботинки о траву и промочил их насквозь (С. Юрский); Володька в темноте взял ее руку (В. Токарева); Его одержимость в занятиях создала ему репутацию чудака (Л. Улицкая); Посещает ее любимый человек, а комната одна – куда деваться? (И. Грекова); Лицо его, искажённое стыдом и болью, было словно чужим. (Б. Ефимов); Женских слабостей у неё достаточно, и она их не скрывает... (Г. Горин); Вот он, вот он, ваш кирпич, – успокоил его человек (А. Слаповский); Потом послышались ее тихие шажки по коридору (В. Пелевин); Краснянский не был его любимым аспирантом <…> (В. Быков); Ее пожилого тридцатилетнего мужа звали детским именем Лялик (С. Довлатов); Носки уйдут по трёшке, если сдать их оптом (С. Довлатов). Упр. 3. Назовите начальную форму и разряд местоимений:
ничего не выяснил ________________________ некому поручить___________________________ не рассчитывать ни на какую поддержку_______ не пренебрегать ничьими интересами _________ кое у кого разузнать ________________________ встретить некоего гражданина ______________ вернуться ни с чем _________________________ должен тебя кое о чем предупредить__________ нечего и говорить __________________________ о чем-то договориться ______________________ ни о чем не мечтать ________________________ нечему удивляться _________________________ выяснить кое-какие детали __________________ не отвечать ни на какие вопросы _____________
Упр. 4. Прокомментируйте употребление форм местоименных слов в следующих контекстах: 1) Зато развязный клетчатый сам отрекомендовался финдиректору, назвав себя «ихний помощник». [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита]; 2) Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал [И. С. Тургенев. Отцы и дети]. 3) – Анискин, – перебила Глафира, – Анискин… – А ты, мать, помолчи! – не поворачивая головы, остановил ее участковый. [Виль Липатов. Деревенский детектив (1967-1968)], 4) Сегодня мы и займёмся проблемами общего понимания жизни – самого широкого контекста искусства. [С. А. Еремеева. Лекции по истории искусства (1999)]; 5) – Видишь? (Мелькнуло это «видишь». На «ты». Породнённое, доверчивое.) – Видишь, ни одного червя. [Фридрих Горенштейн. Куча (1982) // «Октябрь», 1996]; 6) Мед у нас редкостный, таежный, черникой скусом отдает, лесными травами аромат евоный выделяется. [В. Астафьев. Затеси // «Новый Мир», 1999]; 7) Но еще труднее, просто невыносимо трудно и тошно, было говорить всякие «чаво», «куды», «ейный»… [В. Шукшин. Артист Федор Грай (1960-1971)]; 7) Как пружина; она сжимается, ты вот-вот у цели, но пружина разжимается, и ты отлетаешь на десять шагов. [А. Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]; 8) В этой краткой статье мы рассмотрели три этапа в развитии Периодического закона – три сущности: первого (химический этап), второго (электронный этап) и третьего (ядерный этап) порядков. [В. Семишин. Три этапа. Заметки о Периодической системе элементов Д. И. Менделеева // «Химия и жизнь», 1967]; 9) – У Вас же есть билет, папаша! – Это не мой билет, – признается папаша. – Я отнял его у данного молодого человека силой и присвоил. Теперь я раскаялся и плачу штраф [Е. Клюев. Книга теней]; 10) Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим (И. А. Крылов. «Волк и Лисица» (1816); 11) Я бы и женился на ей, но вскорости на службу забрили. [Василий Шукшин. Чужие (1974)]; 12) Затем появился «сам» – начальник тюрьмы, пожилой, полный, в большой серой бороде, расчесанной на две стороны. [П. Нилин. Интересная жизнь (1969-1980)].
Упр. 5. Устраните морфолого-стилистические ошибки при употреблении местоимений в следующих контекстах: 1) Выросло целое поколение, для которых война – история; 2) Мы провели это время без никакой пользы; 3) Работая химиком в неком институте, Корнелиус высмеял на ученом совете своего шефа… 4) Не могли бы вы нам что-то посоветовать? 5) Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи; 6) Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 7) И не ихнее дело заниматься протокольными вопросами в диалогической речи. 8) Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны; Упр. 6. Найдите относительные местоимения, определите, какими членами предложения они являются.
1) – Это было всё, что я нажил за тридцать шесть лет. [С. Довлатов. Чемодан (1986)]; 2) Хорошо тем, у которых родители, родственники, щедрые и сердечные. [Б. Окуджава. Искусство кройки и житья (1985)]; 3) Ясно, какие тут могут быть важные практические приложения. [И. Грекова. В вагоне (1983)]; 4) Хоть бы вы у соседок поучились, как жить. [И. Грекова. «Скрипка Ротшильда» (1980)]; 5) И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве. [А. Алексин. Мой брат играет на кларнете (1967)]; 6) Что же мы делали зимой, я сейчас положительно не могу припомнить. [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей / Приложение (1964)]; 7) Трудно сказать, где было труднее, – пожалуй, всё-таки быт. [И. Грекова. Под фонарем (1963)]; 8) Как-то он сильно выпил в буфете на узловой станции, куда, как он говорил, бегал отмечаться, и долго не давал своим спутникам уснуть, всё шумел [В. Гроссман. Все течет (1955-1963) // «Октябрь», 1989]; 9) Отвечай, кем завербован в период пребывания в окружении? [В. Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]; 10) Просто расскажете мне потом, на что вы их потратили. [А. Геласимов. Год обмана (2003)]; 11) Я спросил у него, сколько он получает. [Ф. Искандер. Начало (1969)]; 12) Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. [В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (1954-1961)]; 13) Я сразу понял, что это не простая мышь. [Ю. Коваль. Белозубка (1979); 14) Ты что, не понимаешь, зачем мы тут собрались? [В. Пелевин. Синий фонарь (1991)] Упр. 7. Выполните морфологический разбор выделенных в тексте слов из упр. 1. по предложенной на с. 4 схеме.
Простите, это какой 3 троллейбус? Погибнет душа твоя 3, господине
И некуда 3 ее девать Начнешь говорить с кем-нибудь 3
не сформулирую того, что 3 мне надо Ну-с, что у нас 3 болит? Схема МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ: Тема: МЕСТОИМЕНИЕ
1) Охарактеризуйте местоимение как части речи. 2) Какие грамматические разряды местоимений выделяются по соотношению с другими частями речи? 3) Как представлена общая характеристика местоимений в Русской Грамматике 1980? 4) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-существительных (личные, возвратное, вопросительные, неопределенные и отрицательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами существительными? 5) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-прилагательных (притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с именами прилагательными? 6) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-наречий (вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с наречиями? 7) Расскажите о семантико-грамматических разрядах местоимений-числительных (вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные, определительные и указательные), перечислите все слова, входящие в каждый разряд. В чем проявляется грамматическая соотнесенность этих местоимений с числительными?
8) Что такое прономинализация? Приведите примеры этого явления. 9) Какие грамматические категории являются для местоименных слов классификационными (несловоизменительными), а какие словоизменительными?
Упр. 1. Прочитайте текст. Найдите в тексте местоименные слова, укажите их начальную форму и разряд и определите синтаксические функции. (Напр.: Разве тыты, личное м.-с не знаешь <…>)
– Простите, это какой 3 троллейбус? – Пятнадцатый. – Спасибо. Пятнадцатый троллейбус увозил его от события из ряда вон. Ставский никак не мог сосредоточиться – хотя бы на том, зачем вообще оказался на бульваре, по самое некуда занесенном снегом. Вышел человек из дому – попал на бульвар: другой конец города. То есть не конец, конечно, – центр города, но от дома все равно далеко. Да-ле-ко-ва-то… Господи-и-ине. Дурацкая какая-то встреча… будет ли продолжение? «…» Погибнет душа твоя 3, господине… Это само всплыло в сознании Петра, автор тут ни при чем. Такое всегда само всплывает. Да оно и крутилось уже у Петра в голове: душа, жизнь души, смерть души. Здравствуйте, дескать, гражданин Воланд. Тут вот у меня душа… так сказать. И некуда 3 ее девать. Маленький, видите ли, сентиментальный такой механизм. Он все время работает и все время работает вхолостую. И нету почвы ему, на которой трудиться. Но некому сказать об этом. Начнешь говорить с кем-нибудь 3 – слышишь: «Вы, простите, о чем?» Да ни о чем… это я так, сдуру, живите спокойно, я больше не буду. И живут, как ни странно, спокойно! Так живут, словно и в самом деле нет ничего, кроме того, что явно есть. И ты живи спокойно (мама). Я уже через это прошел (папа). Ой, Петь, ну хва-атит (Наташа, которой было его жалко, и она с родителями переехала жить в страну Израиль)… Вот и все. Погибнет душа твоя, господине… Вам-то какое дело? Ну, погибнет. Не я первый, не я последний. Нелепый, доложу я вам, поворот: жил человек, жил – никто душой его 3 не интересовался, как вдруг – на тебе! Берется неизвестно откуда чумазая цыганка и озабочивается состоянием души – зимой, в Москве, прямо в сердце, извините, Родины… Озабочивается – и уходит со своим карликом. Хоть-стой-хоть-падай, как сказала бы Наташа. А господине – это звательный падеж. Боже, друже, человече… Старче. Приплыла к нему рыбка, спросила: – Что тебе надобно, старче?.. Лучше бы уж рыбка, а то цыганка с карликом. А я б тогда ответил: – Ничего мне не надобно, рыбе (такой у нее, что ли, звательный падеж?), потому как я ни в жизнь не сформулирую того, что 3 мне надо. Хоть меня тут режь. Вроде бы все вообще-то в порядке, а внутри черт знает что происходит. Ну вот… этого только не хватало! Последнее соображение относилось к контролерам, которые с двух сторон приближались к Петру, – деятельные такие тетки в коричневых пальто и пуховых платках, несущие на своих плечах бремя заботы-о-высокой-нравственности-пассажиров-московского-транспорта. Центурионши Мосгоравтотранса, душой и телом преданные великой идее обилеченного проезда каждого москвича-и-гостя-столицы. От них не уйдешь… – Ваш билетик? У них и повадки-то садистские: билетик, видите ли, – не то чтобы, скажем, билет. Дескать, возьмем-ка мы эту иголочку да загоним ее Вам под ноготочек. Скупые ласки палача… А сами небось уже вычислили Петра из двух десятков обилеченных пассажиров. Опытные, стало быть: глаз наметан! – Нету билетика, – пришлось отвечать Петру со всевозможной сокрушенностью: понимаю, мол, что преступил, и готов понести заслуженное наказание. – Штрафик тогда заплатим, – хорошо отрепетированным дуэтом пропели тетки, предвкушая кровь. «Заплатим» – это так называемое множественное присоединительное… нет, множественное солидарности: его любят употреблять врачи. «Ну-с, что у нас 3 болит?» Хотя понятно, что у них-то самих ничего не болит, у меня у одного болит, но врач, стало быть, готов присоединиться и разделить. Тетки тоже вроде как готовы «присоединиться и разделить»: скажем, взять на себя часть штрафа. Ну что ж, заплатим так заплатим. – Вы свою часть платите, – отмежевался Петр, – а мне нечем: у меня денег нет. (Е. Клюев. Книга теней) Упр. 2. Определите, где формы его, ее, их являются личными местоимениями, а где притяжательными:
Так возникло их главное совместное произведение (Г. Горин); Сначала Ирина услышала его голос (В. Токарева); Но их же нету теперь, обкомов (С. Юрский); Ее жизнь была проста и сложна одновременно (В. Токарева); В следующем году его отчислили: отец его был ни много ни мало полковником царской армии (Л. Улицкая); Я долго вытирал ботинки о траву и промочил их насквозь (С. Юрский); Володька в темноте взял ее руку (В. Токарева); Его одержимость в занятиях создала ему репутацию чудака (Л. Улицкая); Посещает ее любимый человек, а комната одна – куда деваться? (И. Грекова); Лицо его, искажённое стыдом и болью, было словно чужим. (Б. Ефимов); Женских слабостей у неё достаточно, и она их не скрывает... (Г. Горин); Вот он, вот он, ваш кирпич, – успокоил его человек (А. Слаповский); Потом послышались ее тихие шажки по коридору (В. Пелевин); Краснянский не был его любимым аспирантом <…> (В. Быков); Ее пожилого тридцатилетнего мужа звали детским именем Лялик (С. Довлатов); Носки уйдут по трёшке, если сдать их оптом (С. Довлатов). Упр. 3. Назовите начальную форму и разряд местоимений:
ничего не выяснил ________________________ некому поручить___________________________ не рассчитывать ни на какую поддержку_______ не пренебрегать ничьими интересами _________ кое у кого разузнать ________________________ встретить некоего гражданина ______________ вернуться ни с чем _________________________ должен тебя кое о чем предупредить__________ нечего и говорить __________________________ о чем-то договориться ______________________ ни о чем не мечтать ________________________ нечему удивляться _________________________ выяснить кое-какие детали __________________ не отвечать ни на какие вопросы _____________
Упр. 4. Прокомментируйте употребление форм местоименных слов в следующих контекстах: 1) Зато развязный клетчатый сам отрекомендовался финдиректору, назвав себя «ихний помощник». [М. А. Булгаков. Мастер и Маргарита]; 2) Эге-ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные! Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал [И. С. Тургенев. Отцы и дети]. 3) – Анискин, – перебила Глафира, – Анискин… – А ты, мать, помолчи! – не поворачивая головы, остановил ее участковый. [Виль Липатов. Деревенский детектив (1967-1968)], 4) Сегодня мы и займёмся проблемами общего понимания жизни – самого широкого контекста искусства. [С. А. Еремеева. Лекции по истории искусства (1999)]; 5) – Видишь? (Мелькнуло это «видишь». На «ты». Породнённое, доверчивое.) – Видишь, ни одного червя. [Фридрих Горенштейн. Куча (1982) // «Октябрь», 1996]; 6) Мед у нас редкостный, таежный, черникой скусом отдает, лесными травами аромат евоный выделяется. [В. Астафьев. Затеси // «Новый Мир», 1999]; 7) Но еще труднее, просто невыносимо трудно и тошно, было говорить всякие «чаво», «куды», «ейный»… [В. Шукшин. Артист Федор Грай (1960-1971)]; 7) Как пружина; она сжимается, ты вот-вот у цели, но пружина разжимается, и ты отлетаешь на десять шагов. [А. Рыбаков. Тяжелый песок (1975-1977)]; 8) В этой краткой статье мы рассмотрели три этапа в развитии Периодического закона – три сущности: первого (химический этап), второго (электронный этап) и третьего (ядерный этап) порядков. [В. Семишин. Три этапа. Заметки о Периодической системе элементов Д. И. Менделеева // «Химия и жизнь», 1967]; 9) – У Вас же есть билет, папаша! – Это не мой билет, – признается папаша. – Я отнял его у данного молодого человека силой и присвоил. Теперь я раскаялся и плачу штраф [Е. Клюев. Книга теней]; 10) Охотно мы дарим, / Что нам не надобно самим (И. А. Крылов. «Волк и Лисица» (1816); 11) Я бы и женился на ей, но вскорости на службу забрили. [Василий Шукшин. Чужие (1974)]; 12) Затем появился «сам» – начальник тюрьмы, пожилой, полный, в большой серой бороде, расчесанной на две стороны. [П. Нилин. Интересная жизнь (1969-1980)].
Упр. 5. Устраните морфолого-стилистические ошибки при употреблении местоимений в следующих контекстах: 1) Выросло целое поколение, для которых война – история; 2) Мы провели это время без никакой пользы; 3) Работая химиком в неком институте, Корнелиус высмеял на ученом совете своего шефа… 4) Не могли бы вы нам что-то посоветовать? 5) Ни о какой-либо внезапности не может быть и речи; 6) Петров вывел Джека на прогулку со всеми своими медалями. 7) И не ихнее дело заниматься протокольными вопросами в диалогической речи. 8) Создается впечатление таково, что вы ждете помощи со стороны; Упр. 6. Найдите относительные местоимения, определите, какими членами предложения они являются. 1) – Это было всё, что я нажил за тридцать шесть лет. [С. Довлатов. Чемодан (1986)]; 2) Хорошо тем, у которых родители, родственники, щедрые и сердечные. [Б. Окуджава. Искусство кройки и житья (1985)]; 3) Ясно, какие тут могут быть важные практические приложения. [И. Грекова. В вагоне (1983)]; 4) Хоть бы вы у соседок поучились, как жить. [И. Грекова. «Скрипка Ротшильда» (1980)]; 5) И вот по моему дневнику люди узнают, каким он был в детстве. [А. Алексин. Мой брат играет на кларнете (1967)]; 6) Что же мы делали зимой, я сейчас положительно не могу припомнить. [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей / Приложение (1964)]; 7) Трудно сказать, где было труднее, – пожалуй, всё-таки быт. [И. Грекова. Под фонарем (1963)]; 8) Как-то он сильно выпил в буфете на узловой станции, куда, как он говорил, бегал отмечаться, и долго не давал своим спутникам уснуть, всё шумел [В. Гроссман. Все течет (1955-1963) // «Октябрь», 1989]; 9) Отвечай, кем завербован в период пребывания в окружении? [В. Гроссман. Жизнь и судьба, часть 3 (1960)]; 10) Просто расскажете мне потом, на что вы их потратили. [А. Геласимов. Год обмана (2003)]; 11) Я спросил у него, сколько он получает. [Ф. Искандер. Начало (1969)]; 12) Он понял давно, откуда эта душевная тупость, душевный холод. [В. Т. Шаламов. Колымские рассказы (1954-1961)]; 13) Я сразу понял, что это не простая мышь. [Ю. Коваль. Белозубка (1979); 14) Ты что, не понимаешь, зачем мы тут собрались? [В. Пелевин. Синий фонарь (1991)] Упр. 7. Выполните морфологический разбор выделенных в тексте слов из упр. 1. по предложенной на с. 4 схеме.
Простите, это какой 3 троллейбус? Погибнет душа твоя 3, господине
И некуда 3 ее девать Начнешь говорить с кем-нибудь 3
не сформулирую того, что 3 мне надо Ну-с, что у нас 3 болит? Схема МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА МЕСТОИМЕНИЙ: Порядок разбора местоимения-существительного Выписать из теста словоформу в составе подчинительного словосочетания, с тем чтобы разбираемое слово было зависимым. I. а) Задать вопрос к слову как к ЧР, с которой оно соотносится(кто? что?); б) Указать начальную форму – Н. ф. (Им. п., кроме местоимений себя, нечего, некого); назвать обобщенное КЗ (указывает на лицо или предмет); часть речи и грамматический разряд; II. Морфологические категории: 1) Несловоизменительные: а) лексико-грамматический разряд; б) *лицо и число (для личных местоимений): в) род (если есть); г) тип склонения 2) Словоизменительные: а) падеж;
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.102 с.) |