Какие социально-экономические конфликты были унаследованы династией романовых от 16 века и какими способами Моск. Государи пытались их разрешить. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие социально-экономические конфликты были унаследованы династией романовых от 16 века и какими способами Моск. Государи пытались их разрешить.



Конфликты:

· Последствия интервенции

· Крепостничество

· Разруха и разорение

Пути решения проблем:

· Расширение территории (Сибирь, Левобережная Украина)

· Развитие сельского хозяйства

· Укрепление крепостничества (сыск беглых крестьян, Соборное уложение 1949 года)

· Развитие торговых отношений внутри государства

· Развитие ремесла, капиталистическое производство, появление мануфактур

· Ярмарки

· Развитие внешней торговли

Каноны изображения Христа:

≪Спас Нерукотворный≫, созданный в Новгороде в XII веке и принадлежащий сейчас Государственной Третьяковской галерее. На прямоугольной иконе, в центре ее, как и на натянутом на доску ≪плате Авгаря≫,— только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой чуть раздвоенной бородой — всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса. Традиционные буквенные обозначения имени Иисуса Христа в углах иконы утратились, не сохранились и греческие буквы на перекрестии нимба, обозначающие ≪вечную сущность≫. Но золотом — знаком вечного света, как и много веков назад, сияет нимб. И преображен божественным началом узнаваемый облик Иисуса Христа, его человеческая плоть. Мощная линия с предельной ясностью, словно на века высекая их, вычерчивает благородные черты лика, высокие дуги бровей, тонкий нос, широко распахнутые удлиненные глаза. Отстраняясь от того, что развертывается перед иконой, отрешаясь от всего внешнего, темные зрачки этих глаз чуть сдвинуты в сторону: самоуглубленного покоя, в котором постигается недоступное, исполнен взгляд Спаса. Сияюща, непроницаема сама поверхность лика, написанного теплым розовато-желтым тоном, абсолютно слитными мазками, как говорили в старину, ≪плавями≫. Подтверждая особую природу этого лика, золотом по тем-ной основе прочерчены обрамляющие его волосы, золото сверкает даже в очень живой, характерной, лежащей на лбу короткой прядке.

≪Спас Вседержитель≫ — это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке с Евангелием — знаком принесенного им в мир учения — и с правой рукой, десницей, поднятой в жесте обращенного к этому миру благословения. Но не только эти важные смысловые атрибуты объединяют изображения Спаса Вседержителя. Создавшие их художники стремились с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божественной силой и величием, хотя сами представления об этой силе и величии менялись с течением времени, зависели и от эпохи, когда жил художник, и от его личного опыта. По стойкой традиции, Спас Вседержитель в течение многих веков изображался в куполах церквей, так как самоздание церкви имело символическое истолкование: оно понималось как корабль, где верующие спасаются от бурь и треволнений житейского моря, как Дом Господень, а его средняя часть, над которой поднимался купол,— как небо, которое уготовано Иисусом Христом спасенным им, принявшим его учение людям.

≪Спас на престоле ≫, созданной в Новгороде в XIII веке. Алый фон (так во многих ранних новгородских иконах изображали негаснущий свет вечности) окружает украшенный жемчугами и узорами престол, на котором торжественно восседает Спас. Строго фронтальна— прямолична его поза, недвижимо ложатся складки одежд, прямо перед собой устремлен полный мысли, сосредоточенный и в своей сосредоточенности недоступный взгляд. Жест поднятой перед грудью благословляющей десницы сдержан, спокоен и ясен. Левой рукой касается Спас надписи на раскрытом Евангелии, указуя на тот закон, по которому он спокойно и твердо творит свой суд, закон, ясно и непреложно дающий путь спасения, возможность обрести то благословение, которое несет поднятая десница. Евангельский текст дан здесь по-славянски в сокращении:, так как те, кто смотрел на икону, знали Евангелие очень хорошо, и по этим начальным словам в их памяти вставали и все остальные, по-русски звучащие так: ≪Я свет всему миру, кто последует за Мной, не будет ходить во тьме, но будет иметь жизнь вечную≫. Изображения Спаса на престоле, Спаса-Судии часто становились центрами деисуса, где уже не по пояс, в полный рост изображались обращенные ко Христу с молитвой Богородица и святые. Но, кроме обычной композиции ≪Спаса на престоле≫, в древнерус ском искусстве существовали изображения, где фигура восседающего на престоле Христа была окружена различными, выработанными долгой традицией символическими знаками, указывающими на полноту его власти над тем миром, над которым он творит суд. Эти изображения составили отдельный извод, получивший название ≪Спас в силах≫.

«Спас в силах». На чернокуловской иконе, следуя изводу, все изображение вписано в алый прямоугольник, в углах которого тонкой темной линией изображены ангел, лев, телец и орел — символы четырех евангелистов, несущих миру весть о Спасителе и о его грядущем суде. Внутри этого прямоугольника голубой, прозрачный

овал, обозначающий Вселенную, —ее представляли как прозрачный кристалл. И в

центре этого овала, в центре Вселенной стоит престол с восседающим на нем Судией. Вокруг Иисуса Христа — служащие ему, подвластные ему ≪ангельские чины≫: овал Вселенной заполнен крылатыми серафимами, а у подножия престола в виде алых кругов с крыльями и глазами предстают таинственные ≪небесные силы≫, давшие название изводу. Саму фигуру Иисуса Христа окружает алый ромб — знак мощной творящей энергии. И этой энергии исполнен весь облик Вседержителя с поднятой благословляющей десницей и развернутым Евангелием в руках, одетого в пронизанные золотым свечением багряные одежды. Последний, Страшный суд над миром творит Владыка Вселенной. Потертые от времени буквы на страницах Евангелия складываются в простые, ясные и грозные слова, которые на современном русском языке звучат так: ≪Не на лица судите, сынови человеческие, коею мерою вы мерите, тоею мерою и Я вам отмерю≫. И его лик убеждает, что он действительно видит ≪ту меру≫, которую в течение веков отмеривали друг другу ≪сынови человеческие≫, видит всю человеческую историю, все людские грехи, беды и муки. Во взгляде его узких, очерченных резкой багряной описью глаз с огромными черными зрачками и яркими бликами белков сверкает мощь мысли, для которой нет сок-

ровенного и потаенного. И словно глубиной увиденного, бездонностью свершенных откровений рождено почти мучительное напряжение этого взгляда, сдвинувшего не только брови, но и надбровные дуги, иссекшего купол лба резкой вертикалью. Рот с резко опущенными углами выражает гнев от созерцаемого и величавую силу, побуждающую вникать и смотреть до конца. Но именно в этой полноте всеведения слышит Вседержитель и все обращенные к нему молитвы заступников-святых, все когда-либо вознесенные молитвы грешных и страждущих сынов человеческих. И не только слышит, но и внемлет этим молитвам: к стоящим перед иконой людям, к сынам человеческим обращена его поднятая в благословении творящая десница. Всеведение Спаса неотделимо от его милосердия. Взяв на себя безмерный и мучительный именно для этого милосердия труд

окончательно и бесповоротно разделить добро и зло, дарует вслед за этим прощение людям, созидает для них вслед за Страшным судом новый и светлый мир могучий Владыка и великий Судия, предстоящий на чернокуловской иконе.

 

Каноны изображения Богоматери:

В начале нашего столетия ≪Богоматерь Владимирская≫ была расчищена от вековых наслоений. Она, по единодушному мнению ученых, которое согласуется с летописным известием, считается произведением великого константинопольского художника начала

XII века. Твердо соблюдает этот мастер те требования, которым в течение веков отвечали иконы Богоматери. В углах доски он помещает обозначение словом ее личности: буквы — начальные буквы греческих слов ≪Мать Бога≫, фон иконы покрывает он золотом — знаком вечного света, знаком того, что изображенное на ней предстает так, как живет оно

в вечной памяти людей. А в центре иконы располагает поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, нежно прижавшимся к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - распространенный в византийском искусстве тип изображения — по-гречески называлось ≪Елеуса≫, а по-русски обозначалось как ≪Умиление≫. Как и всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена закутанной в темно-вишневый плащ — мафорий — одежду замужних палестинских женщин, а на мафорий — звезды, знаки ее девства, чудесно сохраненного ≪до рождества, в рождестве и по рождестве≫. Древнейшим, неизменным представлениям о внешности Марии соответствуют здесь черты Богоматери, их можно описать словами древнего апокрифа, которые гласили, что у Марии ≪лик был смуглый и овальный, волосы цвета зрелой пшеницы, рот алый, глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью источены≫. Но эти благородные, всегда узнаваемые черты под кистью мастера обретают какую-то невиданную, одухотворенную, захватывающую красоту. И красота эта неотделима от того выражения бездонной, высокой и чистой печали, которым исполнен лик и которую изливает обращенный к нам взгляд.

Матери, у которой пронзенное великим сыновним страданием сердце навек отозвалось всем бедам и горестям людским. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое

извечное заступничество за людей. И способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын: в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизреченная мудрость. Золотым ассистом — знаком божественной силы — пронизана его детская рубашечка, а через плечо по ней проходит клав — особая полоса, традиционный византийский символ царской власти, ставший и символом власти ≪Небесного Царя≫. Полный младенческой любви и нежности к Матери, Сын одновременно преисполнен силы и мудрости вочеловечившегося от нее Владыки мира, черты которого твердо и ясно проступают в его облике.

≪Богоматерь Донская≫ — икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, где одержана была величайшая победа над татарами. Близко к владимирской иконе в ≪Донской≫ изображены Богородица и сидящий у нее на правой руке младенец Иисус Христос, схожи и сам их облик, и позы, но более непосредственно выражена здесь соединяющая их взаимная ласка. Не обращен к миру, а устремлен на Сына полный любви взгляд Богородицы, нежно касается его одежд, а не простерта к нему в молитве ее левая рука. Не только прижимается к Матери щекой, но живым и трогательным жестом поставил свои детские ножки на материнскую руку младенец. Но и в этом, таком живом и непосредственном ласкании раскрывается не только чувство, соединившее когда-то Мать и ее маленького Сына, но и их вечная, полная высокого смысла связь. Как бы очищенной от всего случайного, такой, какой она должна жить в человеческой памяти, предстает сама материнская любовь, сверкающей радостью наполняет она прекрасный лик Богоматери, идущим от него светом воспринимается жарко горящий алый цвет на ее щеках и губах, вспышки ослепительных пробелов рядом с темными тенями. Умножены в облике ласкающегося к Матери младенца атрибуты Владыки мира: не только безвозрастен его лик, украшены царским клавом и пронизаны золотым ассистом его одежды, но сжимает свиток — знак принесенного им в мир учения — его левая рука. А правой рукой младенец не обнимает Мать — она простерта в жесте обращенного к ней благословения.

≪Богоматерь Одигитрия≫, созданная в 1482 г. Великим древнерусским художником Дионисием, принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее. Эта икона написана не на золоте, а на нежно-бирюзовом фоне—этим цветом, напоминающим небесную лазурь, стали иногда передавать негаснущий свет вечности художники XV века. И на этой нежной лазури на иконе Дионисия необычайно ясно и четко выступает окутанная темным мафорием полуфигура Богородицы с младенцем Иисусом Христом на руках. Как всегда в композициях ≪Одигитрия≫, изображена она в строго фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте

моления, обращенном к Сыну, в младенческом облике которого необычайно ярко и полно проступают черты небесного Владыки. Загадочен его лик с невиданно высоким, как бы увиденным с нескольких сторон, куполом лба, величава фигура, окутанная золотыми одеждами, ярко белеет на их фоне свиток с учением, сжатый его левой рукой. А правая рука поднята в благословляющем жесте Творца и Владыки, который он обращает к миру, отвечая на материнскую мольбу. Нежный, мягкий, серьезный, написанный прозрачными

розовыми охрами лик Богородицы исполнен высокого и радостного покоя, который обретает она в этом молении, в обращенном к миру сыновнем благословении. И этот покой, это светлое умиротворение изливает ее взгляд, проникновенно и открыто обращенный к тем, кто стоит перед иконой. В верхних углах иконы изображены

мягко и спокойно склонившиеся перед несущей мир Владычицей архангелы Михаил и Гавриил — предводители небесного, ангельского мира. Светлое, спокойное умиротворение несет и весь строй иконы: гибкие, плавные, певучие линии, описывающие контуры фигур, складки одежд, цвет иконы, в котором спокойно соединены нежная бирюза, глубокий коричневый, зелень и золото одежд, розовые охры ликов.

Богородица в ≪Ярославской Оранте ≫. Словно изваянный, наполненный блистающим светом, непостижим в своей совершенной красоте, величав и замкнут ее лик. Величава и ее стройная фигура, недвижимыми складкамиложатся вокруг нее пронизанные густым золотым свечением багряно-алыймафорий и исчерна-зеленая туника.Торжественно подняты в молении ееруки. Широко распахнутые, они как быосеняют весь окружающий мир. Жарко сияет на ее груди золотой диск, и в нем,окруженный этим светом вечности, воплотившимся великим Богом являетсяизображенный младенец Иисус Христос. Загадочной силы полон его окруженный кресчатым нимбом безвозрастный, светоносный лик. Грандиознаямощь ощутима в его фигуре, покрытойтрадиционными одеждами Спаса Вседержителя— белым хитоном и сверкающим на его фоне алым гиматием. И утверждая радостный смысл этоговоплощения, делая зримой действенную силу молитвы Богородицы, вторядвижению ее рук, обеими широко распахнутыми руками благословляетмладенец тот мир, который осеняет онажестом Оранты.Венчая икону, в двух верхних ееуглах помещены в симметричных кругах сияющие белизной, сверкающиеалым и золотым изображения архангелов Михаила и Гавриила. Благоговейно сосредоточенны их обращенныеввысь светоносные лики и сами их позы: радостно постигают высокийсмысл заступничества Богородицы, открывающуюся тайну вочеловечиванияБога предводители горнего мира.

≪Богоматерь Великая Панагия≫ из Ярославля уникальна не только по своей древности и по художественной высоте, но и потому, что не сохранилось не только ее прямых повторений, но и сам ее извод очень редок в древне-русском искусстве. Здесь утвердились

не ростовые, а полуфигурные изображения Богоматери с вочеловечившимся от нее младенцем в лоне, более отвечающие прямому, непосредственному обращению к ним верующего человека. Эти полуфигурные изображения Богоматери получили на Руси название ≪Знамение≫, т. е. знак, так как знаком спасения, знаком начала новой жизни было воплощение сына от Девы, о чем писали еще в древних библейских пророчествах.

Замечательные деисусные иконы Богоматери были созданы в XV столетии. В самом начале этого века был написан тверским мастером полуфигурный деисус, икона Богородицы из которого принадлежит сейчас Рублевскому музею. Окутанная вишневым мафорием, Богородица изображена по пояс с молитвенно поднятыми руками — в ≪молитвенном предстоянии≫, как говорили в старину,— перед Спасом Вседержителем, икона которого, очевидно, изначально была центром этого деисуса. Фон светлой охры — знак вечного света — окружает ее, и на нем вокруг ее головы очерчен алой киноварью нимб — еще один знак, что ее предстояние вечно. И в этом вечном предстоянии свершается невозможное: слиты в ее облике обращенность к тем, кто стоит перед иконой, приятие их молитв и передача этих молитв, вознесение их к Спасу.

Нежный, большеглазый, наполненный розовым свечением лик Богородицы повернут прямо к стоящим перед иконой; спокойно, светло и неуклонно воспринимает она обращенные к ней молитвы. Но во взгляде ее широко распахнутых глаз, с необычайно высоко поставленными, прозрачными зрачками, обращенность к стоящим перед иконой слита с недоступным им таинственным молитвенным сосредоточением. А в силуэте ее фигуры, в складках окрывающих ее одежд обращенность к молящимся неуловимыми переходами соединяется с поворотом к Спасу, с мягким склонением перед ним. И зримо возносят к нему обретенные людские молитвы ее ≪тонкостью источенные≫, наполненные тем же розовым свечением, что и лик, руки—мягко перед грудью поднятая правая рука и как бы продолжающая ее движение, трепетными пальцами указующая на Иисуса Христа левая.

Правила оформления иконостаса:

Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители. Здесь в алтаре свершается таинство — превращение хлеба и вина в тело и кровь Христову.

Верхний ряд, праотеческий, представляет первоначальную, ветхозаветную церковь, от Адамадо Моисея, до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре помещается образ Троицы, ≪Явление Аврааму у дуба Мамврийского≫ как знак первого Завета, который заключил Бог с человеком.

Ниже пророческий ряд — Церковь, уже обретшая закон от Бога. На свитках, которые держат пророки, начертаны предсказания о Богородице, от которой воплотится Иисус Христос, и в центре этого ряда помещают ≪Богоматерь Знамение≫, ≪Богоматерь Воплощение≫, ≪Богородицу с младенцем в лоне≫.

Следующий ярус, праздничный, представляет собой период новозаветный, он включает праздники: события из жизни Иисуса Христа и Богородицы, Страсти Христовы, Сошествие Святого Духа на апостолов, Крестовоздвижение — как вехи на пути человеческого спасения.

Дальше идет деисусный чин — моление Церкви, воссоединяющее людей с Иисусом Христом, моление, кото- рое завершается и разрешается лишь на последнем, Страшном суде. Под этим чином располагается собственно алтарная преграда, и поме-

щенные на ней иконы и росписи не так жестко, но тоже связаны с чинами иконостаса, с заложенным в них смыслом. По сторонам от царских врат — главного входа в алтарь — располагаются две иконы: Спасителя и направо от него — Богородицы с младенцем. Здесь же крепится местная икона: икона того праздника или святого, которому посвящен храм. Живопись всегда украшает и сами царские врата, она неразрывно связана их символическим истолкованием. Царские (иногда их еще называют райские или небесные) врата воспринимались как вход в рай, так как служили главным входом в алтарь, который рай и символизирует. Поэтому в на вершине царских врат всегда помещают Благовещение, ≪спасения нашего главизну≫, того спасения, которое открыло людям путь к раю. Под Благовещением на вратах располагают четырех евангелистов, принесших весть об этом спасении, поведавших миру об Иисусе Христе. Иногда вместо евангелистов изображают Василия Великого и Иоанна Златоуста — авторов литургии. А над вратами — сам образ таинства: причащение Иисусом Христом апостолов, то причащение, которое наследуют все верующие, все входящие в Церковь, и которое происходит перед вратами. Кроме центральных, царских враг, в алтарной преграде есть еще северные и южные врата. На них помещают изображения святых диаконов (например, забитого камнями диакона Стефана) или архангелов, которые понимаются как сослужащие при совершении таинства. Но иногда изображения архангела на южной двери заменяют изображением Благоразумного разбойника. Из двух распятых с Иисусом Христом разбойников, это тот, который покаялся и уверовал в него на кресте (его по преданию звали Рахом). Этому раскаявшемуся разбойнику Господь пообещал: ≪Днесь будешь со мною в раю≫. Оттого и это изображение на дверях напоминает, что и они —вход в рай, символизируемый алтарем.

 

Высокий иконостас. (Схема.)

1 —царские врата — Благовещение, б, в, г, д — евангелисты или творцы литургии);

2 —Причащение апостолов; 3 — икона Спасителя или храмовая икона; 4 — икона Богоматери;

5— 6 — северные и южные двери с изображениями архангелов или святых диаконов; 7— 8 — другие

иконы; 9 — деисусный ряд; 10 — праздничный ряд; 11 — пророческий ряд; 1 2—праотеческий ряд.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.55.239 (0.052 с.)