Иудаизм и христианство: общее и особенное 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иудаизм и христианство: общее и особенное



Какой из стратегий аккультурации во взаимоотношениях с Золотой Ордой придерживались русские князья: Александр Невский, Михаил Тверской, Даниил Романович Галицкий, полоцкие князья?

Александр Невский: Великий князь Александр Ярославич Невский проводил по отношению к Золотой Орде осторожную и дальновидную политику. Он старался поддерживать с ханом мирные отношения, чтобы предотвратить новые опустошительные вторжения и восстановить страну. Главное внимание он уделял борьбе с крестоносной агрессией и сумел обезопасить северо-западную границу. Такую же политику продолжали и большинство его приемников. Александр, понимая, что в военном плане Русь была бессильна перед ордой, пошел на поклон ханам и обеспечил Северо-восточной Руси необходимое время на восстановление нанесенных Батыем разрушений.

Александр Невский видел для Руси один путь: власть великого владимирского князя должна стать в Северо-восточной Руси единодержавной, хотя и, быть может, на довольно длительное время зависимой от Орды. За мир с Ордой, за спокойствие на Русской земле надо было платить. Александру пришлось оказать содействие ордынским чиновникам в переписи русских земель для регулярного взимания дани. Влияние Орды распространялось как на политические, так и на экономические аспекты жизни Северо-восточной Руси. Но Александр развил очень бурную деятельность, Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти.

Михаил Тверской: В 1293 году Михаил Ярославич был в Орде. В летописях ничего не говориться о причинах его поездки, которая стала первым визитом Тверского князя в Орду. Одной из причин могло стать то, что Михаил Ярославич хотел получить у нового хана Тохты ярлык на свое княжение.

Данил Романович Галицкий: Сильные и большие города Новгород, Псков, Смоленск, которые кочевники не смогли разгромить во время походов в 1237-1238 годах, выступили против признания зависимости от монгольского хана. Попытку открытого выступления против сложившегося порядка предпринял великий Андрей Ярославич. Заключив союз с сильнейшим южнорусским князем Данило-Романовичем Галицко-Волынским, и решили вступить в борьбу с Ордой. В 1257 году они выгнали из Галицких и Волынских городов ордынцев, чем навлекли на себя в 1259 году Бурундуеву рать, сопротивляться которой у Даниила и Андрея Ярославича сил не было.

Полоцкие князья: Полоцкие князья, объединившись с русскими князьями выступили против Орды, но безрезультатно, так как не хватало сил.

Как оцениваются историками итоги внешней политики Ивана Грозного?

С.Б Веселовский: для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос её истории. Разгром реформационного движения, бесчинства опричнины, „новгородский поход“ — вот некоторые вехи кровавого пути Грозного. Впрочем, будем справедливы. Рядом вехи другого пути — превращение России в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии.

Симеон Полоцкий – прочитать любое произведение. И проследить появление светских тенденций.

Прочитала «ПРИВЕТСТВО БЛАГОЧЕСТИВЕЙШЕМУ, ТИШАЙШЕМУ,

САМОДЕРЖАВНЕЙШЕМУ ВЕЛИКОМУ ГОСУДАРЮ ЦАРЮ

Иудаизм и христианство: общее и особенное

Важнейшие идеи, трактовка Иудаизм Христианство
Вероучения: · Монотеизм · Идея Мессии (Машех) · этика 1. Нет бога, кроме Бога – жесткая степень монотеизма. Бога нельзя изображать и имя нельзя произносить. 2. Спаситель, избранник Божий. Человек, который будет избран для спасения еврейского народа. Должен происходить из рода царя Давида. Реальный человек. 3. Базируется на 613 заповедях. Ограждение законов – нормы и правила, которые помогают человеку соблюдать регламенты. Религиозные. Этические и нормы юридического права – одно и то же. Жесткий синкретизм. Бог справедливый, но непреклонный судья. Идея возмездия. Любое преступление влечет за собой наказание. Этика действия. Материальное благосостояние приветствуется. Отсутствует принцип аскетизма. Деторождение, плотская любовь приветствуется. 1. Символ веры – веруем в единого Бога, отца и сына и Святого духа. Идея Святой Троицы. 2. Быстро распространилась. Христос – Мессия. У Бога не может быть сына. Христос проповедовал от своего мнения. Царство мира на земле не установилось. Христианство самое философское из религий. 3. Упрощает систему этики и оставляет только 10 заповедей, нет регламентации. Идея справедливости трактуется иначе. Добавляется идея милости божей. Человек может заслужить прощение бога путем искренней веры. Нагорная проповедь Христа. Смирение – важнейший принцип христианства. Христос перевернул лавки торговцев в храме – принцип нестяжательства, христианство презирает богатства. Этика не деятельности, но создательства. Любовь как братская любовь. Все люди братья. Восприняло представление о двойственности. Дух выше тела. Христианская этика – принцип аскезы.
Организация · Границы общности · Политическая концепция · Организация взаимосвязи - христианство не признает национальных религий. Наднациональные, универсальные религии. Одна из важнейших причин, почему христианство так быстро распространилось. -идея универсальное теократии – власть Бога на земле, а носителем власти церковь объявляет себя. Первоначальный смысл слова «церковь, эклезия» - общность верующих. Постепенно церковь превратилась в политическое учреждение, построенное на иерархическом принципе, впитав очень многие элементы римской политической культуры и в том числе монархический принцип. Разделение власти светской и власти духовной. Богу Богова – Кесарев Кесарева. Христианство признает силу светских законов – власть императора. Симфония царства и священства – гармония, созвучие, единства светской и духовной власти. - границы религиозной общности в иудаизме – еврейский народ. Национальная религия. - политическая концепция выражена в идее Мессии. Царство мира и справедливости должен установить посланник бога – Машех. Община – главная ячейка в иудаизме. Развиты республиканские традиции самоуправления. II. Структурные элементы иудаизма   I. Вероучение иудаизма С точки зрения иудаизма, каждый еврей состоит в Завете, заключённом Яхве с народом Израиля, независимо от формального исповедания им тех или иных догматов. Тем не менее, в трудах иудейских богословов содержатся различные варианты основных догматов, которые принято называть принципами веры. Количество принципов разное, от трёх: - вера в существование Бога, - вера в пророчество, - вера в Божественное воздаяние, до тринадцати, сформулированных в XII веке выдающимся богословом Рабби-Моше-бен-Маймоном (Рамбам или Маймонид): 1. Существование Творца. 2. Его единственность. 3. Отрицание Его телесности. 4. Вечность Его существования. 5. Только Творец может быть объектом поклонения. 6. Он открывается через пророков. 7. Моисей наивысший среди всех пророков. 8. Тора была дарована на горе Синай Моисею. 9. Тора, происходящая от Творца, не подлежит изменениям. 10.Творец знает все помыслы и действия людей. 11.Вознаграждение соблюдающих заповеди и наказание преступивших закон. 12.Вера в приход Мессии. 13.Воскрешение мёртвых. Содержание основных догматов (принципов) иудейского вероучения: 1. Существует Единый и Единственный Бог - Яхве. Он вечен, бестелесен и непостижим. Он сотворил мир видимый и невидимый. Только Бог может быть объектом поклонения, только Ему следует молиться. 2. Бог создал человека, состоящего из души и тела. Человеку дарована свобода воли. В начале истории произошло грехопадение, в результате которого человек потерял бессмертие. 3. Человек связан с Богом посредством веры. Вера проявляется в исполнении Закона и добрых делах. 4. В мире есть добро и зло. Добро абсолютно, зло относительно. Зло - результат полной свободы человека, дарованной ему Богом. Чтобы свободно выбрать добро, необходимо иметь возможность выбрать зло. Зло не всесильно. Оно существует в мире настолько, насколько ему позволяет Бог. 5. Бог открывается людям через пророков (нави). Наивысшим из пророков был Моисей. Через него Бог дал избранному Им народу Закон (Тору). Закон неизменен и другого Закона не будет. 6. В конце истории Бог пошлет на землю Мессию, который станет великим царем возрожденного Израильского государства, власть которого признают все народы. Мессия восстановит храм в Иерусалиме и весь мир признает Единого Бога. 7. История завершится Судным днем. На суд Божий предстанут как живущие в это время, так и воскресшие из мертвых. Богу известны все помыслы и действия людей. Поэтому каждый, соблюдавший Закон, получит справедливое воздание, а каждый преступивший заповеди, будет наказан.
Ритуал · Жертвоприношение · Религиозная чистота · Календарь и праздники   1)Приносили в жертву животных, а потом деньги. Запрет на половую жизнь во время месячных. Евреи не употребляли мясо животных, убитых на охоте. Обязательно нужно было выпустить кровь. Запрет на смешение пищи. Запрет на употребление свинины, змей, угрей, бесчешуйчатых рыб. - праздники отмечают Рождение – выбор имени, у мальчиков – обрезание. Инициация – с 12 лет девочка, с 13 – мальчик – становятся ответственными перед богом, должны научиться читать и писать. Брак – приветствуется, предписывается. Не было моногамии. Клятва верности супругов, брачный договор – показатель ограждения закону, чтобы не совершали необдуманных действий. Уход из жизни – сопровождается молитвой сына над отцом (Кадиш). Не является трагедией, воля Бога. Еврейский календарь базируется на…еженедельные праздники - суббота О значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертвоприношений, а также порядок их принесения. К важнейшим видам жертвоприношений относятся: жертва всесожжения (ола) (Лев 1), хлебное приношение (минха) (Лев 2), жертва благодарности или мирная жертва (шламим) (Лев 3), а также жертва за грех (хатат) (Лев 4:1 — 5:13) и жертва повинности (ашам) (Лев 5:14 — 6:7). Среди этих пяти видов жертвоприношений только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по которым приносились жертвы, отчасти видны уже из их названий (например, жертва за грех, жертва благодарности).   2)Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей. Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефил-лин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с прикрепленными к их основаниям ремнями. Кубики заполнены пергаментом, исписанным ветхозаветным текстом. Обряд ношения тефиллин связан с древним обычаем ношения амулетов, играющих якобы роль сверхъестественных защитников человека. В древности, по свидетельству Талмуда, верующие носили тефиллины в продолжение всего дня. Впоследствии их стали носить только мужчины во время молитвы. Как молитва, так и филактерии призваны воспитывать у верующих „сокрушенность духа" и отвлекать их от насущных жизненных задач. Обряды иудаизма составлены таким образом, чтобы они опутывали всю жизнь верующего. Поэтому раввины, пытавшиеся поставить под свой идейный контроль евреев, предписали им трижды на день молиться „беци-бур", т. с. совершать богослужение при наличии молитвенного десятка, миньяна (общинного кворума) и, кроме того, любое действие (прием пищи, отправление естественных потребностей и т. п.) сопровождать славословием в адрес бога Яхве. Молитвы в иудаизме пронизаны чуждой трудовым массам идеологией. Наиболее четко это нашло свое выражение в раввинистическом предписании верующему ежедневно благодарить всевышнего за то, что бог не сотворил его язычником, женщиной и амхаарцем.   4)Как праздничные, так и траурные даты указываются по еврейскому календарю, структура которого обусловлена требованиями Торы. Это календарь лунно-солнечный, основывается на специальных вычислениях. Начало месяцев в нем совпадает с новолунием. Таким образом получается, что месяц составляет 29-30 суток. Год, составленный из таких месяцев, «отстает» от «солнечного» примерно на 12 дней, а согласно еврейской традиции, все значимые даты всегда должны приходиться на назначенные для них времена года. Поэтому в 7 годах из 19-летнего цикла вводится добавочный месяц, получивший название второй адар (адар шени, или адар бет). Его вставляют перед месяцем адар, который таким образом становится 13-м месяцем, и всегда состоит из 29 дней. Кроме того, начало года не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу, его передвигают в этом случае на один или даже два дня.
    Иудеи признают только один храм, построенный Саломоном, разрушенный впоследствии.

 

4) Литературные памятники Древней Руси: «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (ок. 1043 года).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.46.120 (0.02 с.)