ТОП 10:

Производственная программа перерабатывающего предприятия в условиях конкурентной борьбы на рынке продовольственных товаров.



Производственная программа является ведущим разделом перспективного и годового плана-прогноза экономического и социального развития предприятия. Она представляет собой развернутое задание предприятию по выпуску продукции в планируемом объеме, ассортименте и в установленные сроки. В условиях ограниченных производственных возможностей и при неограниченном спросе на первое место выдвигается объём производства продукции. Но в условиях насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объём продаж является основой разработки производственной программы.

При разработке производственной программы предусматривают возможное увеличение объема выпускаемой продукции, расширение и изменение ассортимента, повышение качества и питательной ценности продуктов. Важным условием планирования выпуска продукции является обоснованное определение величины производственной мощности предприятия и уровня ее использования.

По производственной программе производятся расчеты потребности в сырье, материалах, энергии, рабочих кадрах и новой технике.

При планировании выпуска продукции используют натуральные, условно-натуральные, стоимостные и трудовые измерители.

Натуральные показатели (тонны, штуки, порции, метры и т. д.) применяются при планировании ассортимента продукции. Показатели производства в натуральном выражении показывают объемы выпуска готовой продукции и полуфабрикатов по их отдельным видам или группам однородной продукции. Натуральные показатели выпуска продукции используются для определения степени загрузки оборудования. На единицу продукции в натуральном выражении устанавливаются нормы расхода сырья, топлива, энергии, рабочего времени. Программа в натуральных показателях характеризует производственную специализацию предприятия.

Недостатком натуральных показателей является невозможность использования их для измерения общего объема производства ввиду разнообразия ассортимента выпускаемой продукции на большинстве перерабатывающих предприятий.

Для обобщенной характеристики объёмов производства на ряду со стоимостными показателями используют условно-натуральные (условные банки в консервной промышленности).

Трудовые измерители объема выпуска продукции – затраты нормированного рабочего времени на выработку продукции (нормированные человеко-часы или нормо-часы). Показатель нормированной трудоемкости используется как измеритель выпуска продукции широкой номенклатуры и различной материалоемкости по предприятию и по его отдельным цехам. Этот показатель используется для измерения уровня производительности труда.

Для определения общей выработки разнообразных по видам и сортам выпускаемой на перерабатывающем предприятии продукции используются стоимостные показатели. К ним относят реализуемую, товарную и валовую продукцию.

Реализуемая продукция в плане, или объем реализации, – это стоимость предназначенных к поставке покупателям готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, а также намеченных работ промышленного характера и услуг на сторону, подлежащих оплате в планируемом периоде.

К услугам вспомогательных цехов относятся проведение капитального ремонта, капитального строительства, отпуск пара, воды, электроэнергии на непроизводственные нужды предприятия, а также на сторону. Стоимость изготовленной тары, не включенная в оптовую цену продукции, отражается в реализуемой продукции.

Объем реализации продукции определяется в действующих оптовых ценах предприятий, принятых в плане на предстоящий год.

 

Таблица -Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах.

Год Объём производства Темпы роста, % Объём реализации, тыс. руб Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
             
             
             

 

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.

Темп прироста равен темпу роста за минусом 100%. Так, при среднегодовом темпе роста 104,2% среднегодовой темп прироста будет составлять 4,2%.

Реализация продукции непрерывно связана с ее производством, является определяющим фактором при разработке плана производства, а также при оценке результатов его деятельности. Чем выше темпы роста объемов реализованной продукции, тем лучше работает предприятие. Если темпы роста производства продукции превышают темпы роста реализации это означает, что предприятие плохо реализует свою продукцию.

Для расчета показателя реализуемой продукции ( ) к товарной продукции ( ) прибавляется стоимость остатков продукции на начало планового периода ( ) и вычитается их стоимость на конец периода ( ):

.

В расчетах особо выделяют остатки продукции на складах предприятия, на ответственном хранении у заказчика, отгруженной, но не оплаченной покупателем.

Товарная продукция – это стоимость производимой в старом или новом периоде готовой продукции и полуфабрикатов, а также услуг и работ промышленного характера на сторону. Товарная продукция определяется в действующих оптовых ценах предприятия.

Показатели товарной и реализованной продукции используются для расчета прибыли.

Валовая продукция включает в себя весь объем произведенной продукции и полуфабрикатов как из своего сырья, так и сырья заказчика. В состав валовой продукции входит как готовая продукция, так и незавершенное производство.

Валовая продукция используется для измерения уровня производительности труда и для характеристики темпов роста производства на протяжении ряда лет.

Разработке плана производства и реализации продукции (производственной программе) на предприятии предшествует его анализ за соответствующий период.

Затем приступают к разработке программы по отдельным видам продукции и услуг, т. е. к планированию ассортимента.

Общий подход к расчету производственной программы предприятия зависит от вида плана. При составлении перспективных планов принимается во внимание потребность в продукции, обеспеченность сырьевыми ресурсами, производственная мощность предприятия, уровень ее использования и резервы. Эти же факторы учитываются при разработке годовых планов-прогнозов, когда перспективный по каким-либо причинам отсутствует. Наличие ограничений по сбыту продукции и сырьевым ресурсам упрощает все расчеты и сводит их к поиску эффективных режимов работы предприятия во времени (сменность, прерывность рабочей недели).

Исходными данными для разработки производственной программы служат перспективный план-прогноз, договорные обязательства, годовая производственная мощность и уровень ее использования, нормативы выходов продукции и ассортиментных соотношений, цены на продукцию. Непосредственные расчеты планов-прогнозов в условиях достаточной потребности и обеспеченности сырьевыми ресурсами выполняются на основе предварительно рассчитанной плановой суточной производительности технологических цехов, их рабочего периода и при необходимости нормативов выхода продукции и ассортимента. Стоимостные показатели плана-прогноза могут быть определены укрупнено, исходя из цен на отдельные виды продукции.

Расчет плановой суточной производительности ( ) технологических цехов состоит в определении ее величины как сумы прогрессивной, фактически достигнутой производительности ( ) и ее прироста за счет проведения организационно-технических мероприятий ( ):

.

Если мероприятия по увеличению суточной производительности не предусматриваются, то за плановую производительность на следующий год принимают фактически достигнутую прогрессивную суточную производительность.

Рабочий период – это время работы технологических цехов предприятия в течение планового периода (года, квартала). Количественно он представляет собой разность между календарным временем и временем планируемых остановок. Его продолжительность зависит от режима работы предприятия во времени и принятой организации ремонта. Эти факторы определяют виды и длительность планируемых остановок, к которым относятся: общегосударственные праздники; выходные дни (на предприятиях с прерывным режимом работы); остановки на ревизию энергосиловых установок (1 раз в квартал); остановки на газацию предприятия для борьбы с вредителями (5–7 суток, совмещенные с годовой остановкой на ремонт); остановки на текущий и капитальный ремонт (40–50 дней); прочие остановки (переход с одного вида обработки на другой).

Для перерабатывающих предприятий с непрерывным режимом работы продолжительность рабочего периода составляет 300–305 дней, а с прерывным не превышает 280 дней.

Для большинства перерабатывающих предприятий планирование выпуска продукции ведется исходя из норм выхода. Под нормами выхода понимается количество продукции в процентах по сортам и видам, которое может быть получено из сырья, поступившего в технологический процесс. Нормы выходов отражают все виды потерь сырья по отдельным стадиям его переработки. Они зависят от принятой технологии.

План рассчитывают по базисным выходам продукции. Это нормы выходов, соответствующие для данной технологической схемы сырью определенных показателей качества (базисных кондиций).

На предприятиях, суточная производительность которых выражается в тоннах переработанного сырья, находят годовой объем переработки сырья умножением среднегодовой плановой ее величины на рабочий период и от него, пользуясь нормативами выхода, рассчитывают выработку в натуральном выражении по каждому сорту и виду продукции.

Если суточная производительность устанавливается в тоннах продукции, то ее произведение на рабочий период даст общий объем выработки продукции в натуральном выражении. Исходя из полученной величины, с помощью данных о плановой структуре продукции определяют выработку каждого ее вида. Разбивка по кварталам производится по той же методике, но с использованием показателей плановой суточной производительности и рабочего периода за каждый квартал.

Для определения валовой и товарной продукции выработку ее в натуральном выражении по сортам и видам умножают на соответствующие цены. Полученные данные складывают и общий итог увеличивают на стоимость капитального ремонта оборудования. Стоимость капитального ремонта оборудования принимают по особым прейскурантным ценам, а при их отсутствии – по смете затрат на него предприятия.

В условиях конкурентной борьбы на рынке продовольственных товаров перерабатывающим предприятиям для эффективной работы необходимо проводить оперативный анализ выполнения планов по выпуску и реализации продукции (выпуску и отгрузке продукции), а также изыскивать резервы увеличения объёмов реализации за счёт освоения новых рынков сбыта, стимулирования спроса, повышения конкурентоспособности реализуемой продукции.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.122.219 (0.005 с.)