ТОП 10:

Сущность и особенности системы сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия в современных условиях.



Становление рыночных отношений вызвало необходимость создания рыночной инфраструктуры, базирующейся на многообразии форм сбытовых структур, развитии конкуренции и коммерческих отношений. Современный сбыт характеризуется появлением новых рыночных каналов.

В настоящее время сложились следующие наиболее крупные каналы реализации товарной с.-х. продукции:

- для удовлетворения государственных нужд через элеваторы, заготовительные организации;

- через различные рыночные структуры (товарные биржи, оптовые ярмарки, выставки-продажи, аукционы);

- другим предприятиям и организациям, в т.ч. с.-х.(в рамках межхозяйственной специализации);

- потребительской кооперации;

- на колхозном рынке;

- работникам хозяйства;

Важнейшим каналом, особенно для крупных с.-х.предприятий является продажа продукции для удовлетворения государственных нужд. Государство в этом случае выступает перед с.-х. товаропроизводителями гарантированным оптовым покупателем, а это очень важно, когда оно устанавливает квоты на объем производства с.-х. продукции. Гарантированность рынка сбыта, сокращение затрат времени и средств на транспортировку и реализацию продукции, повышение престижа фирмы в связи с выполнением госзаказа делают это канал весьма привлекательным. Во всем мире товаропроизводители конкурируют между собой за получение госзаказа на продукцию с гарантированными качественными свойствами.

Недостатки этого канала следующие:

- рынок сбыта ограничивается обязательствами контракта

высокая вероятность сбыта по более низким ценам, чем они сложились на определенный момент на рынке

- предъявляются жесткие требования оптовых покупателей к

качеству продукции.

В условиях недостаточной развитости рыночной инфраструктуры многоканальный сбыт сельскохозяйственной продукции ввиду сложного финансового положения товаропроизводителей заменяется реализацией большей части продукции торгово-посредническим структурам, по бартерному обмену, а также через собственную торговую сеть в свежем или переработанном виде. При этом сельские товаропроизводители теряют в цене, отвлекают от производства дефицитные ресурсы на создание базы хранения и переработки.

Формирование рыночной системы продвижения продукции связано, прежде всего, выбором наиболее эффективных каналов ее реализации, определением потенциальных покупателей, возрастанием (или стабилизации) объемов сбыта, снижением издержек и повышением конкурентоспособности товаров на внутреннем и внешнем рынках и все это при обязательном условии обеспечения продовольственной безопасности республики.

При выборе целесообразных каналов следует учитывать множество экономических факторов. Имеют значение эффективность хранения и транспортировки товаров. Цель состоит в выборе такого канала сбыта, который доставит продукцию как можно ближе к потребителю с наименьшими расходами и без снижения качества.

В сбытовой деятельности предприятия немаловажное значение имеет осуществление функций, заключающихся в продвижении товара к конечному потребителю. У хозяйств имеется широкий выбор средств и каналов для доведения своей продукции до конечного потребителя; одни средства и каналы конкурируют между собой, другие: меняют или дополняют друг друга.

Существуют два основных типа каналов товародвижения — прямые и косвенные. Прямые связаны с перемещением продукции от производителя к потребителю без использования независимых посредников. Этот тип сельскохозяйственное предприятие использует напрямую через свои торговые точки. Ведущая роль в системе сбыта сельхозпродукции должна принадлежать прямым связям между товаропроизводителями и потребителями, развитие которых требует постоянных деловых контактов между партнерами. Косвенные связаны с перемещением продукции от производителя к независимому участнику товародвижения, а затем — к потребителю. Участие в сбыте и продвижении продукции принимают посредники-оптовики, закупщики и т.д.

На аграрном рынке сложились три основные формы реализации сельскохозяйственной продукции: продажа продукции на основе прямых договоров, торговля через посредников и прямой сбыт через собственную торговую сеть. Сравнительный анализ позволяет выбрать оптимальный канал реализации в зависимости от вида и назначения продукции, сложившейся ситуации на рынке, воздействия элементов внутренней и внешней среды маркетинговой деятельности.

Различают три основных типа сбытовой сети: по регионам; по видам продукции; по типу потребителя. При организации сбыта по регионам формируются региональные сбытовые подразделения; при сбыте по продуктам отдельные подразделения специализируются на одном или нескольких видах продукции; при сбыте по типу потребителя каждое подразделение закрепляется за одним или несколькими заказчиками.

Функционирование рынка в значительной степени определяется инфраструктурным обеспечением рынка, осуществляющим закупку продукции у производителей; транспортировку, погрузочно-разгрузочные операции; оптовую и розничную торговлю.

С учетом опыта стран с развитой рыночной экономикой можно прогнозировать, что по мере становления в агропромышленном комплексе рыночных отношений все большая часть сельскохозяйственной продукции продовольственного и производственно-технического назначения, включая ту часть, которая в настоящее время реализуется для государственных нужд по контрактам, будет продаваться через рыночные структуры. Наиболее важными станут товарные биржи, прежде всего межреспубликанские, межрегиональные и региональные круглогодичные биржи по реализации зерна и продуктов его переработки, сахара, картофеля и плодоовощной продукции.

К числу перспективных каналов реализации сельскохозяйственной продукции можно отнести местные оптовые рынки, в том числе оптовые ярмарки, аукционы, выставки-продажи. В отличие от товарных бирж, где цены определяются на стандартные условия, на этих рынках продавцы и покупатели имеют возможность ознакомиться непосредственно с товаром, оценить его конкурентоспособность, договориться не только о количестве и качестве товара, но и об уровне цен, сроках поставки. Целью участия сельскохозяйственных товаропроизводителей в местных оптовых рынках является также изучение рынка товаров, которые они производят.

Наиболее приемлемыми каналами реализации для крупных сельскохозяйственных организаций являются те, где в качестве партнера выступает крупный оптовый покупатель (заготовительные организации, осуществляющие закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, предприятия по ее переработке, местные оптовые рынки, а также другие сельскохозяйственные предприятия в рамках межхозяйственной специализации и кооперации). Значительную часть продукции они продают по прямым связям в торговую сеть и предприятиям общественного питания, а также своим работникам.

Для крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств населения, которые предъявляют к продаже более мелкие партии продукции, одним из лучших партнеров является потребительская кооперация: ее предприятия хорошо оплачивают продукцию и к тому же близко расположены, что уменьшает транспортные расходы. Значительная часть продукции реализуется этими хозяйствами для государственных нужд на контрактной основе, а также спонсорам и на колхозном рынке. Поскольку объем продукции, реализуемой каждым крестьянским хозяйством в отдельности, сравнительно невелик, с учетом мирового опыта можно ожидать, что в дальнейшем они будут создавать сбытовые кооперативы, которые по их поручению будут реализовывать произведенную продукцию.

 







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.004 с.)