Психология и общество, психология и труд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология и общество, психология и труд




Экономическая психология зародилась на Западе как прикладная наука,

вытекающая непосредственно из нужд развивающейся экономической теории. Ее задачей являлось исследование практических причин несоответствия поведения «экономического человека» тем теоретическим допущениям, на которых его модель строится в рамках той или иной концепции.

В СССР экономическая психология зародилась как наука о психологических условиях эффективного хозяйствования. С начала реформ она изменила направление прикладных исследований, сосредоточившись на вопросах «почему не идут те или иные реформы». В последние годы молодая отечественная экономическая психология претендует на решение широкого спектра проблем, находящихся на стыке психологии и экономической науки, хозяйственной деятельности, а также в ряду поведенческих проблем.

Союз микро– и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Макроэкономические, происходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дают ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели.

Макроэкономическая психология является необходимым инструментом выработки экономической политики. Она способна ответить на вопрос, возможно ли использование моделей успешных макроэкономических преобразований какого-либо государства в других странах и культурах, отличающихся менталитетом, национальным характером, «народным духом». Она может определить, насколько успешно будет выполняться в данной макроэкономической среде тот или иной нормативный акт системы экономического законотворчества. Она поможет в предсказании экономической активности населения в части инвестиций.

Науки различаются и по предметам исследования. Предмет не фиксирует всех сторон объекта. Например, психология, имея объектом человека или группу, в качестве предмета рассматривает факты психологической жизни,

характеризуемые качественно и количественно. Различные психологические направления, эволюционируя, могут рассматривать только сознание, сознательную и бессознательную области психики, поведение и т. д.

Изменяется и представление о предмете экономической науки – хозяйственных системах и хозяйственной деятельности. Классики создали науку об экономическом поведении людей в ситуации рыночных экономических отношений, когда в качестве объекта рассматриваются малые экономические системы – фирмы, предприятия, хозяйства отдельных владельцев. Впоследствии такой подход был назван микроэкономическим. Микроэкономика оперирует понятиями «прибыль», «цены», «затраты»; изучает отношения между участниками рынка и производителями, потребителями, в основу анализа закладывая понятие конкуренции.

Общемировая тенденция к усложнению хозяйственных систем, усилению их взаимозависимости, глобализации экономических проблем, выходу их за рамки отдельных национальных и государственных хозяйств создает другую экономическую реальность и как ее рефлексию – макроэкономику – науку об агрегатном экономическом поведении людей в макросистеме, выявляющую закономерности экономического развития на основе взаимосвязей между основными структурными пропорциями, обобщающими показатели народного хозяйства. Макроэкономика оперирует понятиями «общественное благосостояние», «пропорции распределения национального дохода», «инфляция», «совокупность инвестиций» и т.д.

Союз микро – и макроэкономики с психологией порождается разными проблемами. Макроэкономические, происходя из представлений о достаточно устойчивой экономической реальности, соответствующей определенной экономической формации и определенному типу цивилизации, дают ответы субъектам экономических отношений микроэкономической среды – владельцу фирмы (группе владельцев), предпринимателю, банкиру и другим о том, как оптимизировать свою деятельность, повысив ее экономические показатели.

Экономическая психология в прикладном ее аспекте отвечает на эти же вопросы, учитывая человеческий фактор на психологическом уровне: характеристики личности, особенности ее поведения и деятельности, принятия решений и т. д. Учебное пособие по прикладной экономической психологии – справочник для предпринимателя, действующего в условиях рынка и стремящегося совместить экономического человека с человеком реальным, учитывая рекомендации психолога. Областью интересов микроэкономической психологии может быть использование экономических стимулов в управлении, психология потребителя, рекламы любых видов хозяйственной деятельности в микроэкономической среде.

Таким образом, экономическая психология (от греч. oikonomike – букв.: искусство ведения домашнего хозяйства) – отрасль психологии, изучающая психологические явления, связанные с производственными отношениями людей.

Экономическая психология возникла в нашей стране на стыке психологии (социальной психологии, психологии управления, психологии труда) с экономической наукой. Основная ее задача – разработка на основе психологических исследований концепций и практических рекомендаций, способных оказать содействие дальнейшему повышению эффективности хозяйственной деятельности. К важнейшим проблемам экономической психологии относится выявление места личности человека в структуре производительных сил, живого труда. Человек при этом рассматривается, условно говоря, как экономическая реальность, т. е. с точки зрения тех ресурсов, которыми он обладает как созидатель материальных и духовных, включенных непосредственно в материальное производство ценностей.

К числу проблем экономической психологии относится изучение отношения человека к различным формам собственности – психологические вопросы распределения и потребления, проблемы потребностей человека, их количественные и качественные характеристики, закономерности их

зарождения, развития, удовлетворения и воспроизводства. Эта наука изучает психологические условия эффективного функционирования хозяйственного механизма и эффективности планирования.

Исследование экономической психологии, или психологических аспектов экономики, – перспективное поле научных изысканий. Экономические психологи интересуются такими темами, как житейское понимание экономики; факторами, лежащими в основе экономических решений; отношениями между личной идентичностью и массовым потреблением и др. Исследования проводят социальные психологи, когнитивные психологи (концентрируясь на принятии решений), психологи развития (концентрируясь на развитии детских представлений об экономическом процессе).

Хотя экономическая психология развивается динамично, она пока не находится в центре внимания науки. В современной академической психологии доминируют когнитивный, вычислительный и нейрологический подходы. В распределении фондов на исследования, профессорских должностей, редактировании журналов и прочих индикаторов институциональной власти социальная психология находится на периферии, но даже и внутри нее экономическая психология – лишь нарождающаяся область.

Экономическая психология как фундаментально-прикладная научная дисциплина находится в сложном соотношении с другими психологическими предметами. Базовая фундаментальная составляющая экономической психологии – общая и дифференциальная психология, социальная психология, этническая психология и социология, а также специальные научно-практические дисциплины. Эти науки предлагают результаты многочисленных исследований в области психологических процессов и состояний, индивидуальных различий людей, культурно и социально обусловленного поведения, различные теории, закономерности, методы получения данных. В русле этих наук исследуются качества человеческой души, ее проявления и факторы, влияющие на формирование личности, индивидуума,

психологические механизмы нашего поведения, определяемые влиянием других людей и ситуаций, взаимным общением и т. д.

Общая психология представляет теоретическую и экспериментальную область исследований, выявляющих наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории. Обнаружить и описать общие принципы, категории, понятия и методы психологической науки можно, лишь абстрагируясь от конкретных исследований, осуществляемых в специальных ее отраслях. Основные понятия общей психологии характеризуют психические процессы, состояния и свойства. К ним относятся познавательные (ощущения, восприятия, память, воображение, мышление), волевые (мотивы, стремления, желания, принятие решений) и эмоциональные (эмоции, чувства). К психологическим же состояниям принадлежат проявления психических процессов в их относительном постоянстве. Понятие «психологическое свойство» связано с устойчивостью, повторяемостью и закреплением в структуре личности исследуемого явления. Общая психология – это фундаментальная основа всех отраслей психологической науки, включая экономическую.

Дифференциальная психология изучает психологические различия между индивидами и группами людей, а также их причины и последствия. Поскольку в общей психологии исследователи обращались к общим закономерностям психической жизни, к законам, которым подчиняются все психические процессы, в поисках общего и совпадающего не могло учитываться бесконечное разнообразие, в котором проявляется сущность психического у разных личностей, народов, сословий, полов, типов и т. д.

Абстрагирование от частного связано с пониманием ограниченности наших возможностей. Однако при обращении к любой проблеме исследователь сталкивается с индивидуальными вариациями психического начала. Сперва эти вариации изучали как источник ошибок для обобщенного рассмотрения. Затем

из самого источника ошибок возникла проблема, которая впоследствии была положена в основание дифференциальной психологии. Экономическая психология начала формироваться в рамках экономических воззрений в поисках закономерностей, определяющих психическое варьирование поведения «экономического человека».

Вопрос о варьировании каких-либо психических свойств невозможно рассматривать вне понятия нормального в психологии. Существует несколько подходов к этому понятию.

1. Наиболее распространено представление о нормальном как обычном, т. е. чаще всего встречающейся характеристике проявления психического. Для экономической психологии представляют интерес массовые психические явления типа ажиотажного спроса, ожидания инфляции, различные покупательские стереотипы и многое другое. Зачастую именно отклонения от такой «нормы» заставляли экономистов обращаться к психологической науке.

2.Норма – телеологическое учение о цели и целесообразности, а не статистическое понятие. Она является целевым требованием осуществления объективных ценностей: самосохранения, саморазвития, организации своей жизни в социумах. Нормальность – приспособленность к общей цели.

Неприспособленность к общим целям имеет два значения. Первое связано с неполноценностью. Если форма поведения и внутренние диспозиции не могут служить задачами, которым предназначены, то они субнормальны. Если же они осуществляют нечто больше, то сверхнормальны. Творчество новых ценностей и целей, опережение нормы, а не создание ее – признак сверхнормальности.

Такое понимание данной категории очень важно для экономической психологии. Если экономическая наука оперирует некоторыми понятиями вне их психологического содержания, например потребности, то для экономической психологии, особенно ее фундаментального аспекта, небезразлично, насколько эти потребности естественны для человека и каким образом они сформировались в данной социокультурной среде.

Дифференциально-психологический подход оперирует понятием психологического типа-общности признаков для группы индивидов, характеристикой тех сторон сущности человека, которые делают его сравнимым с другими людьми, принадлежащими этому типу. Границы между типами всегда размыты, а пограничные формы не аномальны. Тип – идеальная форма, и мыслимы различные степени приближения к идеалу.

Экономическая психология, используя дифференциально-психологический подход, оперирует типами. Типическое отношение групп людей к экономическим ценностям и экономическое поведение, основанное на такой системе ценностей, составляет предмет экономической психологии, которая может рассматриваться как одно из направлений социальной психологии.

Такой взгляд не нов. Так, немецкий экономист В. Зомбарт (1863–1941) в этюдах по истории духовного развития современного экономического человека описывал основные типы капиталистических предпринимателей («разбойники», «феодалы», «государственные чиновники», «спекулянты», «купцы», «ремесленники»), основываясь на таких признаках, в том числе и ценностных, как жажда наживы, выбор средств добывания денег.

Экономическая психология, тесно взаимодействуя со многими науками, использует и их методы. В качестве основного методологического принципа в экономической психологии выступает историко-генетический. Он позволяет рассматривать явления в конкретно-исторических условиях их саморазвития и строить логическую схему реальности, помогающую объяснить эмпирические процессы, а также принцип гуманитарно-личностного подхода, связывающий эволюцию общественного организма с типом культуры и типом личности.

Метод в узком понимании – это способ получения фактов. Роль фактов в науке определяется прежде всего тем, что в результате их систематизации учеными могут быть сформулированы в той или иной степени достоверные или интересные теории, найдены те или иные закономерности и законы, при помощи которых могут быть объяснены те или иные явления.

Метод в наиболее общем понимании – это способ познания, исследования или осуществления плана. Изучая какое-либо явление с помощью определенных методов, можно из потока фактов выделить относящиеся именно к этому явлению.

В психологии получение фактов связано с наблюдением за психикой человека, его поведением, изменением психики в процессе деятельности. Методами являются наблюдение, эксперимент и их модификации. Эти методы можно применять и в экономической психологии, разделив на четыре большие группы.

1. Эмпирические (обсервационные) методы. К ним относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение.

а) Самонаблюдение – это исследование человеком собственного душевного мира. Путем самонаблюдения и сопоставления с окружающей действительностью происходит рефлексия, распознавание себя среди других, своего роста и развития год от года, отношения к своему положению в общественной и экономической иерархии и т. п. Метод самонаблюдения доступен, корректен, может быть глубок. Однако нельзя взять случайную группу людей и «поручить» им самонаблюдение – их результаты будут несопоставимы. Представления о мире интерсубъективны и социализированы, к наблюдателю-исследователю следует предъявлять специальные требования, сформулировать которые довольно сложно. В отличие от физически опытов, которые можно проводить в идеальных, специально созданных условиях, наблюдение за психикой человека происходит в реальной жизни, а из нее почти ничего нельзя исключить, поскольку исключенное может быть определяющим в поведении или реакции человека. На психику оказывает влияние прошлый опыт, современное состояние, генетика, физические и физиологические особенности. Поэтому исследователю важно очень точно определить то, что он хочет наблюдать. Иначе наблюдение превратится в фиксацию случайных фактов. Метод можно поручить применить к себе только специалистам. В

экономической психологии можно поручить провести самонаблюдение группе людей, подобранных по одинаковым параметрам, и зафиксировать свои наблюдения по отношению к собственности.

б) Наблюдение – метод, состоящий в преднамеренном, систематическом целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. Наблюдателем также должен быть специально обученный человек.

2.Организационные методы.

а) Сравнительный – метод поперечного среза, заключающийся в сопоставлении различных групп населения на определенный момент времени по каким-либо признакам. Можно сравнивать отдельных людей, разные группы. Например, студенческие группы в потоке только 1-го курса прошлых лет обучения. На практике с помощью метода можно корректировать состав групп, уровень знаний, наблюдать динамику отношения к экономическим изменениям, политическим явлениям и др. Так, сравнение сегодняшних первокурсников и их родителей в бытность их студентами 1-го курса иллюстрирует картину произошедших изменений в отношении к имущественному неравенству, рыночным ценам, духовным ценностям. Старшему поколению сложнее привыкнуть к изменениям, поскольку его опыт связан со знанием прошлых цен, ощущением относительного имущественного равенства, приоритетом духовных ценностей. Молодые же, не зная «той» жизни, не имеют основы для сравнения. Сказывается и гибкость восприятия ими жизни, отсутствие стереотипов. Сегодня человеческая натура более свободна в изъявлении своих желаний.

Сравнение может осуществляться в рамках развития той или иной социокультурной среды. При этом выявляются детерминанты формирования механизмов регуляции экономического поведения, системы отношений к экономическим явлениям, те или иные изменения в структуре личности людей с различной экономической активностью. Результаты такого анализа могут быть положены в основу экономической политики.

б) Лонгитюдный – метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Он позволяет выяснить, как психическое состояние человека в юном возрасте, зрелости впоследствии сказывается на его жизненных результатах. Американские ученые выяснили, что в студенческой группе примерно 3 % студенток имеют жизненные цели. Исследование, проведенное через 20 лет, показало, что именно эти 3 % достигли по сравнению со сверстниками более существенных результатов в деловой и семейной жизни. Можно наблюдать и изменения в психике. Например, с возрастом меняется отношение к деньгам, наследству, к деятельности и т. д. Так, в старости, при необратимой регрессии личности происходят изменения психики, проявляющиеся в исчезновении недавно приобретенных навыков, в утрировании присущих ранее качеств.

в) Комплексный метод – это способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук, что позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода, а также включить элементы сравнительного и лонгитюдного методов. Он применяется в связи с недостаточностью изучения явлений психики каким-либо одним методом.

3. Экспериментальные методы. Они отличаются от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны наблюдателя. В экспериментальном методе факты получают из специально проведенного эксперимента, опыта. Используются они во многих науках, в том числе и психологии, но в экономической психологии приобретают особые значения, поскольку касаются не только тонкой материи взаимоотношения людей, а позволяют вскрыть особенности психики в условиях экономической жизни. Так, во избежание использования шаблонов в рекламной деятельности нужны специальные эксперименты в среде «экономика – человек». Только экспериментально можно установить, как ведут себя люди в условиях экономических преобразований или как отреагируют на пирамиды. Экспериментальные методы разнообразны по организации их проведения.

а) Лабораторный эксперимент. В общей психологии с помощью этого метода в специально оборудованных лабораториях исследуются память, восприятие, внимание, время протекания психических процессов, быстрота реакции с помощью специальных приборов. Суть метода заключается в сравнении результатов с субъективными, существующими в сознании человека эталонами, и объективными, находящимися вне сознания человека.

В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, реакцию на информацию, специфику поведения в рисковых ситуациях. Испытания могут проводиться в условиях игры.

б) Естественный эксперимент. Проводится в естественных условиях. Испытуемый не подозревает, что над ним совершается эксперимент, и ведет себя обычно. Этот метод можно применять для индивидуального наблюдения за кем-либо, для изучения возможностей коллектива. Работодатель нередко незаметно проверяет, какую нагрузку может вынести работник по количеству часов рабочего дня, по времени работы без перерывов, по реакции на неожиданные ситуации. С помощью этого метода можно создавать рабочие коллективы.

в) Искусственный эксперимент. Испытуемые знают, что участвуют в эксперименте. Метод корректен, но результат может быть искажен тем, что испытуемые нередко стараются вести себя согласно ожиданиям экспериментатора. Возможно и другое поведение. Так, если люди участвуют в эксперименте по изучению реакции на рекламу, то в зависимости от личных качеств экспериментатора и испытуемых они могут с одинаковым успехом показать и то, что реклама им нравится, и то, что не нравится. Если люди участвуют в игре, то вовлеченность в нее может заставить их забыть об эксперименте. Тогда они ведут себя естественно. Но возможны случаи, когда испытуемый проявляет активность просто как участник эксперимента.

1. Психодиагностические методы.

а) Интервью, беседа. Это вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях (разговор с глазу на глаз уместен в ситуации, когда человек «выбит из колеи» – расстроен, потерял работу и т. д.). С их помощью определяют остроту тех или иных социальных проблем, экономических ситуаций. Чаще используются в социологии.

Обычно в интервью можно проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности, которые не могут быть отражены, например, при тестировании.

б) Тестирование – операция, с помощью которой можно выявить индивидуальные различия для выяснения сфер, где человек может себя реализовать. Тестирование проводится с помощью тестов – заданий стандартной формы, по которым и идут испытания. Существуют сложные методики их составления, проверки на надежность, достаточность и многое другое.

С помощью названных методов в экономической психологии описываются не отдельные черты, а личность, ее индивидуальные особенности.

Правовая психология — совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву. Правосознание связанно с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов. Правовое осознание действительности (правосознание) формируется вследствие правовой потребности и правового интереса — осознанной личностью необходимости использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, т.е. совершения социально-правовых (правомерных) действий. Соответственно, элементами правовой психологии выступают: правовой мотив — оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности; правовая установка — особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного

интереса; ценностно-правовые ориентации — совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиям и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию; правовая сплоченность — особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.22.220 (0.051 с.)