Древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.)



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

ПРОГРАММА КУРСА

 

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Утверждены на заседании кафедры политической истории, протокол

№ 11 от 27.06.2008

 

Хабаровск 2008

 

 

Программа, планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» (для студентов дневного отделения). Составитель: кандидат исторических наук, доцент А.Д.Дордус.

 

Пособие включает программу курса по отечественной истории для студентов вузов, составленную на основе государственного образовательного стандарта 2000 г., списки основной учебной и дополнительной (по темам) литературы, планы семинарских занятий, вопросы для самопроверки изученного материала.

Для студентов дневного отделения неисторических специальностей.

 

Ответственный редактор: д.и.н. В.М.Песков.

Рецензенты: д.и.н. Н.И. Дубинина, д.и.н. В.В.Романова.

 

Введение

 

Предмет истории как науки: цель и задачи его изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание и проблема его достоверности. Методологические основы современной исторической науки. Исторические знания и исторический опыт. Понятие и классификация исторического источника.

Развитие историзма как отражение социальной и духовно-мировоззренческой эволюции общества, смены общенаучных парадигм.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Формационный и цивилизационный подходы. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Тема 1. Образование и развитие

Древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.)

 

Великое переселение народов и начало заселения восточно-европейских территорий. Античное наследие в эпоху Великого переселения. Проблема этногенеза восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. Геополитическое положение, природно-климатические условия восточнославянской зоны расселения и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. «Норманнская» теория и современные теории становления государственности у восточных славян. Киевская Русь в 1Х – Х веках. Расширение ее территории в результате походов против хазар, болгар, Византии. Русь – «страна городов».

Особенности системы власти, социальной структуры Киевской Руси, их эволюция. Становление феодальных отношений. Первые князья Киевской Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Становление и расцвет раннефеодальной монархии при Владимире и Ярославе Мудром. Крещение Руси и роль церкви в политической жизни государства. Византийско-древнерусские связи. Киевская Русь и кочевники. Место древнерусского государства в средневековом мире.

Древнерусская культура: ремесла, архитектура, живопись, литература и устное народное творчество.

 

Тема 2. Особенности и проблемы

От апогея к кризису.

 

Завершение процесса объединения русских земель в единое государство. Начало правления Ивана 1У. Оформление сословно-представительной монархии в России. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. и Стоглавый собор 1551 г. Преобразования налогово-финансовой системы. Ликвидация системы боярских кормлений на местах. Дальнейшее укрепление централизованной государственной власти. Развитие приказной системы управления. Особенности территориального расширения государства: от решения национальных задач к имперской политике.

Борьба с боярской и княжеской оппозицией. Опричнина: причины ее появления, сущность, последствия. Современные оценки реформ Ивана 1У и их исторических последствий

Московское государство к концу правления Ивана 1У. Территория, особенности государственного устройства, политико-правового режима. Социальная организация русского общества. Складывание крепостного права. Специфика российского типа феодализма. Роль и место православной церкви и религии. Причины кризиса российской государственности в конце ХУ1 – нач. ХУ11 вв.

Смута: социальная катастрофа и время альтернатив. Политический, династический и социальный кризисы в начале ХУ11 в. Борис Годунов: путь к престолу, суть, методы и результаты политики. Рост классовых противоречий. Кризис власти и проблемы «поиска» нового царя. Самозванство как проявление династического кризиса и социальной утопии народа. Лжедмитрий 1 и особенности его царствования. Василий Шуйский и провал попыток консолидации России. И.Болотников и Лжедмитрий 11. Шведская и польская интервенция. Семибоярщина. Борьба российского народа против иностранной интервенции: роль первого и второго ополчений в освобождении Москвы от поляков. Восстановление государственности. Земский собор 1613 г. Особенности воцарения династии Романовых.

Россия после Смуты: основные тенденции развития в ХУ11 в. Начало восстановления и укрепления государственности. Формирование абсолютизма. Обновление законодательства. Соборное Уложение 1649 г. – свод социально-экономических и административных норм. Ограничение роли боярской аристократии. Процесс бюрократизации управления. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления. Появление мануфактур. Прикрепление крестьян к земле. Усложнение социальной структуры общества как характерная черта эпохи.

Первые попытки наступления на традиционализм русского общества. Церковь и ее роль в общественной жизни России. Церковная реформа. Раскол русской православной церкви и его влияние на судьбу православия и жизнь страны. Традиции и новации России в эпоху царя Алексея Михайловича. Мировая тенденция к расширению государства и ее проявление в России. Включение Левобережной Украины и Сибири в состав России.

Развитие российской культуры в ХУ11 веке. Распространение просвещения. Новые черты в литературе и искусстве. Развитие научных знаний. Географические открытия. Общественно-политическая мысль. Расширение культурных связей с европейскими государствами. Быт и нравы различных слоев российского общества.

 

Учебники и учебные пособия.

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. – М., 2002.

2. История России с древнейших времён до конца ХХ в. (Учебное пособие для студентов вузов). Ред. А.А. Данилов. – М.: Дрофа, 2000.

3. История России с древнейших времён до 1861 года. Учебник для вузов (Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, В.Б.Кобрин, В.А.Фёдоров. Под ред. Н.И.Павленко \.- М.: Высшая школа, 2002.

4. История России Х1Х – начала ХХ века. – М.: МГУ, 2004.

5. Новейшая история Отечества. ХХ век Учебник для студентов высших учебных заведений. В двух томах. (Под ред. А.Ф.Киселёва, Э.М.Щагина). – М.: Владос, 1999.

6. История России 1Х – ХУ111 вв. - В.И. Моряков – М., 2004.

7. История России Х1Х – начала ХХ вв. – Н.И. Цимбаев – М., 2004.

8. История России ХХ – начала ХХ1 вв. – Ю.Я. Терещенко – М., 2004.

9. История России: 1Х – ХХ1 века. От Рюрика до Путина (отв. ред. А.Я.Перехов). – М., 2003.

10. История Российского государства (ред. Ш.М.Мунчаев). – М., 2001.

11. История Отечества (ред. Г.Б.Поляк). – М., 2002.

12. История России. Х1Х век. В двух частях (ред. В.Г.Тюкавкин). – М., 2001.

13. История России. Новейшее время (1945 – 1999). М., 2001.

14. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В двух книгах. – М., 2004.

15. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. Сос тавитель Дубинина Н.И. – Хабаровск, 2005.

16. Политическая история. Россия - СССР – Российская Федерация. В 2-х тт. - М.: Терра, 1996.

17. Семенникова Л.И.. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000.

18.Федоров В.А. История России. 1861 – 1917. – М., 2003.

 

 

Планы семинарских занятий.

России.

 

1. Объективные и субъективные предпосылки реформ 60 – 70-х гг. Х1Х в.

2. Отмена крепостного права и её последствия для страны.

3. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. Х1Х в. и их роль в капиталистической модернизации России.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Каковы причины Великих реформ Х1Х в.?

2. Готов ли был Александр 11 к проведению реформ?

3. На кого опирался Александр 11 при проведении реформ?

4. Какие факторы определяли условия отмены крепостного права?

5. Как связаны были другие реформы с отменой крепостного права?

6. Охарактеризуйте земскую, судебную, военную и другие реформы.

7. Почему все реформы оказались незавершёнными и половинчатыми?

8. Почему в России так и не была принята конституция?

9. Каковы последствия и значение Великих реформ для России?

10. Каковы причины революционного движения в пореформенной России?

 

Литература:

1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – М., 2006.

2. Долбилов М.Д. Проекты выкупной операции 1857 – 1861 гг.: к оценке творчества

реформаторской команды. //Отечественная история, 2000, № 2.

3. Захарова Л.Г. Россия на переломе.(Самодержавие и реформы 1861 – 1874 гг.).

/История Отечества. Люди, идеи, решения. 1Х – нач. ХХ вв. – М., 1991.

4. Захарова Л.Г. Александр 11. //Вопросы истории. 1992, №№ 6 – 7.

5. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860 – 1870-х годов: поворотный пункт российской истории? – Отечественная история, 2005, №4.

6. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991

7. Ляшенко Л.М. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра 11. – М., 1994.

8. Ляшенко Л.М. Александр 11. – М.:ЖЗЛ – 2003.

9. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000.

10. Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996. Т. 1.

11. Российские реформаторы. 1801 – 1917. – М., 1993.

12. Российские самодержцы. 1801 – 1917. – М., 1993.

13. Троицкий Н.А. Россия в Х1Х в. – М., 1997.

14. Христофоров И.А. «Аристократическая оппозиция реформам и проблема организации местного управления в России в 50 – 70 гг. Х1Х в. //Отечественная история. 2000. № 1.

15. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989

 

Семинар № 11. Россия в 1917 г.

1.Февральская революция 1917 г. в России: причины, характер, содержание, особенности.

2.Двоевластие и его итоги.

3 Корниловский мятеж: причины, итоги, последствия.

4.Нарастание общенационального кризиса осенью 1917 г. Октябрь 1917 г. Второй Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Начало становления советской власти.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Почему самодержавие в России так легко пало?

2.Как Первая мировая война повлияла на революционизирование народных масс?

3.Когда и как прибыл Ленин в Россию из эмиграции? Как его приезд сказался на политической ситуации после Февральской революции?

4.Когда и почему было сформировано первое коалиционное правительство?

5.Как работал 1 Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов?

6.Что произошло 3 – 4 июля 1917 года? Были ли большевики заинтересованы в захвате власти в июле?

7.Как А.Ф.Керенский относился к идее генерала Корнилова о стабилизации положения в России? Почему, в конечном счете, объявил генерала Корнилова мятежником?

8.Почему Ленин настаивал на подготовке и проведении вооруженного восстания? Можно ли было на 11 съезде советов рабочих и солдатских депутатов провозгласить советскую власть без вооруженного восстания?

9.Какую роль в октябрьских событиях 1917 г. сыграл Л.Д.Троцкий?

10.Делал ли народ России социалистический выбор в октябре 1917 г.?

11.Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное Собрание? Как это произошло и к чему привело?

 

Литература:

 

1. Булдаков В.Н. Красная Смута. – М., 1997.

2. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – М., 2006..

3. Волкогонов Д.А. Ленин. В 2-х тт. – М.,1994.

4. Волкогонов Д.А. Троцкий. – М., 1993.

4. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной Думы. //Вопросы

истории. 1998. № 2

5. Ганелин Р. Материалы по истории Февральской революции в Бахметьевском архиве Колумбийского университета. // Отечественная история. 1992. № 5.

6. Ерашов В.П. Керенский. Исторический роман –хроника. – М., 1998.

8. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. //Вопросы истории. 1999. №№ 1,2,9, 11-12.

9. Кулешов С.В. Размышления о революции. //Отечественная история. 1996. № 5.

10. Курнышев А.А. Крестьянство России в период войны и революции (1917 – 1920). //Вопросы истории. 1999. №№ 4-5.

11. Политическая история России. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996.Т.2.

12. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. – М., 1995.

13. Томкинс С.Р. Триумф большевизма: революция или реакция? //Отечественная история. 1995. № 5

14. Харитонов В.Л. Февральская революция в России (попытки многомерного подхода). //Вопросы истории. 1993. №№ 11-12.

 

 

Семинар № 17. СССР в 1964 - 1985 гг.

1.Эволюция политической системы СССР в 1964 – 1985 гг.

2.Нарастание кризисных явлений в экономике СССР. «Застой».

3.Духовный мир советского человека в 1964 – 1985 гг. Диссидентское движение в СССР.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Почему в СССР в середине 60-х гг. начал утверждаться консервативный политический курс нового партийного и советского руководства?

2. Почему в СССР утверждалась модель «самоедской экономики», индифферентной к реальным запросам людей?

3. Какую идеологическую функцию выполняла концепция «развитого социализма»?

4. Почему в СССР возникла теневая экономика и каковы были её проявления?

5. Почему СССР пропустил новый этап научно-технического развития и как это сказалось на судьбе социализма?

6. Как двойная мораль влияла на социально-нравственную атмосферу в советском обществе?

7. Почему действия Ю.В.Андропова не выводили страну за рамки командно-административной системы?

8. Охарактеризуйте правозащитное и диссидентское движения.

 

Литература:

 

1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. – М., 1992.

2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985. Свидетельство современника. – М., 1991.

3. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР в 50 – 80-е годы. – М., 1993.

4. Восленский М.С. Номенклатура. – М., 1991.

5. Зубкова Е.Ю. От 60-х к 70-м: власть, общество, человек. /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. – М., 1991.

6. Киселёв Г.С. Трагедия общества и человека. Попытки осмысления опыта советской истории. – М., 1991.

7. Кудров В.М. Советская модель экономики: тяжёлое наследство. //Общественные науки и современность. 1999. № 3.

8. Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996. Т. 2.

9. Погружение в трясину. Анатомия застоя. – М., 1991. С.с. 157 –173; 260 – 284; 501 – 544.

10. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. – М., Т. 2.

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Дальневосточный государственный гуманитарный университет

ПРОГРАММА КУРСА

 

«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Утверждены на заседании кафедры политической истории, протокол

№ 11 от 27.06.2008

 

Хабаровск 2008

 

 

Программа, планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» (для студентов дневного отделения). Составитель: кандидат исторических наук, доцент А.Д.Дордус.

 

Пособие включает программу курса по отечественной истории для студентов вузов, составленную на основе государственного образовательного стандарта 2000 г., списки основной учебной и дополнительной (по темам) литературы, планы семинарских занятий, вопросы для самопроверки изученного материала.

Для студентов дневного отделения неисторических специальностей.

 

Ответственный редактор: д.и.н. В.М.Песков.

Рецензенты: д.и.н. Н.И. Дубинина, д.и.н. В.В.Романова.

 

Введение

 

Предмет истории как науки: цель и задачи его изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание и проблема его достоверности. Методологические основы современной исторической науки. Исторические знания и исторический опыт. Понятие и классификация исторического источника.

Развитие историзма как отражение социальной и духовно-мировоззренческой эволюции общества, смены общенаучных парадигм.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Формационный и цивилизационный подходы. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

 

Тема 1. Образование и развитие

древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.)

 

Великое переселение народов и начало заселения восточно-европейских территорий. Античное наследие в эпоху Великого переселения. Проблема этногенеза восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. Геополитическое положение, природно-климатические условия восточнославянской зоны расселения и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. «Норманнская» теория и современные теории становления государственности у восточных славян. Киевская Русь в 1Х – Х веках. Расширение ее территории в результате походов против хазар, болгар, Византии. Русь – «страна городов».

Особенности системы власти, социальной структуры Киевской Руси, их эволюция. Становление феодальных отношений. Первые князья Киевской Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Становление и расцвет раннефеодальной монархии при Владимире и Ярославе Мудром. Крещение Руси и роль церкви в политической жизни государства. Византийско-древнерусские связи. Киевская Русь и кочевники. Место древнерусского государства в средневековом мире.

Древнерусская культура: ремесла, архитектура, живопись, литература и устное народное творчество.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.098 с.)