Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.)Стр 1 из 5Следующая ⇒
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный государственный гуманитарный университет ПРОГРАММА КУРСА
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Утверждены на заседании кафедры политической истории, протокол № 11 от 27.06.2008
Хабаровск 2008
Программа, планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» (для студентов дневного отделения). Составитель: кандидат исторических наук, доцент А.Д.Дордус.
Пособие включает программу курса по отечественной истории для студентов вузов, составленную на основе государственного образовательного стандарта 2000 г., списки основной учебной и дополнительной (по темам) литературы, планы семинарских занятий, вопросы для самопроверки изученного материала. Для студентов дневного отделения неисторических специальностей.
Ответственный редактор: д.и.н. В.М.Песков. Рецензенты: д.и.н. Н.И. Дубинина, д.и.н. В.В.Романова.
Введение
Предмет истории как науки: цель и задачи его изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание и проблема его достоверности. Методологические основы современной исторической науки. Исторические знания и исторический опыт. Понятие и классификация исторического источника. Развитие историзма как отражение социальной и духовно-мировоззренческой эволюции общества, смены общенаучных парадигм. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Формационный и цивилизационный подходы. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Тема 1. Образование и развитие Древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.)
Великое переселение народов и начало заселения восточно-европейских территорий. Античное наследие в эпоху Великого переселения. Проблема этногенеза восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. Геополитическое положение, природно-климатические условия восточнославянской зоны расселения и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. «Норманнская» теория и современные теории становления государственности у восточных славян. Киевская Русь в 1Х – Х веках. Расширение ее территории в результате походов против хазар, болгар, Византии. Русь – «страна городов».
Особенности системы власти, социальной структуры Киевской Руси, их эволюция. Становление феодальных отношений. Первые князья Киевской Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Становление и расцвет раннефеодальной монархии при Владимире и Ярославе Мудром. Крещение Руси и роль церкви в политической жизни государства. Византийско-древнерусские связи. Киевская Русь и кочевники. Место древнерусского государства в средневековом мире. Древнерусская культура: ремесла, архитектура, живопись, литература и устное народное творчество.
Тема 2. Особенности и проблемы От апогея к кризису.
Завершение процесса объединения русских земель в единое государство. Начало правления Ивана 1У. Оформление сословно-представительной монархии в России. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. и Стоглавый собор 1551 г. Преобразования налогово-финансовой системы. Ликвидация системы боярских кормлений на местах. Дальнейшее укрепление централизованной государственной власти. Развитие приказной системы управления. Особенности территориального расширения государства: от решения национальных задач к имперской политике. Борьба с боярской и княжеской оппозицией. Опричнина: причины ее появления, сущность, последствия. Современные оценки реформ Ивана 1У и их исторических последствий Московское государство к концу правления Ивана 1У. Территория, особенности государственного устройства, политико-правового режима. Социальная организация русского общества. Складывание крепостного права. Специфика российского типа феодализма. Роль и место православной церкви и религии. Причины кризиса российской государственности в конце ХУ1 – нач. ХУ11 вв. Смута: социальная катастрофа и время альтернатив. Политический, династический и социальный кризисы в начале ХУ11 в. Борис Годунов: путь к престолу, суть, методы и результаты политики. Рост классовых противоречий. Кризис власти и проблемы «поиска» нового царя. Самозванство как проявление династического кризиса и социальной утопии народа. Лжедмитрий 1 и особенности его царствования. Василий Шуйский и провал попыток консолидации России. И.Болотников и Лжедмитрий 11. Шведская и польская интервенция. Семибоярщина. Борьба российского народа против иностранной интервенции: роль первого и второго ополчений в освобождении Москвы от поляков. Восстановление государственности. Земский собор 1613 г. Особенности воцарения династии Романовых.
Россия после Смуты: основные тенденции развития в ХУ11 в. Начало восстановления и укрепления государственности. Формирование абсолютизма. Обновление законодательства. Соборное Уложение 1649 г. – свод социально-экономических и административных норм. Ограничение роли боярской аристократии. Процесс бюрократизации управления. Зарождение институтов абсолютизма в системе государственного управления. Появление мануфактур. Прикрепление крестьян к земле. Усложнение социальной структуры общества как характерная черта эпохи. Первые попытки наступления на традиционализм русского общества. Церковь и ее роль в общественной жизни России. Церковная реформа. Раскол русской православной церкви и его влияние на судьбу православия и жизнь страны. Традиции и новации России в эпоху царя Алексея Михайловича. Мировая тенденция к расширению государства и ее проявление в России. Включение Левобережной Украины и Сибири в состав России. Развитие российской культуры в ХУ11 веке. Распространение просвещения. Новые черты в литературе и искусстве. Развитие научных знаний. Географические открытия. Общественно-политическая мысль. Расширение культурных связей с европейскими государствами. Быт и нравы различных слоев российского общества.
Учебники и учебные пособия. 1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России с древнейших времен до начала ХХ1 века. – М., 2002. 2. История России с древнейших времён до конца ХХ в. (Учебное пособие для студентов вузов). Ред. А.А. Данилов. – М.: Дрофа, 2000. 3. История России с древнейших времён до 1861 года. Учебник для вузов (Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, В.Б.Кобрин, В.А.Фёдоров. Под ред. Н.И.Павленко \.- М.: Высшая школа, 2002. 4. История России Х1Х – начала ХХ века. – М.: МГУ, 2004. 5. Новейшая история Отечества. ХХ век Учебник для студентов высших учебных заведений. В двух томах. (Под ред. А.Ф.Киселёва, Э.М.Щагина). – М.: Владос, 1999. 6. История России 1Х – ХУ111 вв. - В.И. Моряков – М., 2004. 7. История России Х1Х – начала ХХ вв. – Н.И. Цимбаев – М., 2004. 8. История России ХХ – начала ХХ1 вв. – Ю.Я. Терещенко – М., 2004. 9. История России: 1Х – ХХ1 века. От Рюрика до Путина (отв. ред. А.Я.Перехов). – М., 2003. 10. История Российского государства (ред. Ш.М.Мунчаев). – М., 2001. 11. История Отечества (ред. Г.Б.Поляк). – М., 2002. 12. История России. Х1Х век. В двух частях (ред. В.Г.Тюкавкин). – М., 2001. 13. История России. Новейшее время (1945 – 1999). М., 2001. 14. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618 г. В двух книгах. – М., 2004. 15. Отечественная история в таблицах и схемах. Учебно-методическое пособие. Сос тавитель Дубинина Н.И. – Хабаровск, 2005. 16. Политическая история. Россия - СССР – Российская Федерация. В 2-х тт. - М.: Терра, 1996. 17. Семенникова Л.И.. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. – Брянск: Курсив, 2000.
18.Федоров В.А. История России. 1861 – 1917. – М., 2003.
Планы семинарских занятий. России.
1. Объективные и субъективные предпосылки реформ 60 – 70-х гг. Х1Х в. 2. Отмена крепостного права и её последствия для страны. 3. Либеральные реформы 60 – 70-х гг. Х1Х в. и их роль в капиталистической модернизации России.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы причины Великих реформ Х1Х в.? 2. Готов ли был Александр 11 к проведению реформ? 3. На кого опирался Александр 11 при проведении реформ? 4. Какие факторы определяли условия отмены крепостного права? 5. Как связаны были другие реформы с отменой крепостного права? 6. Охарактеризуйте земскую, судебную, военную и другие реформы. 7. Почему все реформы оказались незавершёнными и половинчатыми? 8. Почему в России так и не была принята конституция? 9. Каковы последствия и значение Великих реформ для России? 10. Каковы причины революционного движения в пореформенной России?
Литература: 1. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – М., 2006. 2. Долбилов М.Д. Проекты выкупной операции 1857 – 1861 гг.: к оценке творчества реформаторской команды. //Отечественная история, 2000, № 2. 3. Захарова Л.Г. Россия на переломе.(Самодержавие и реформы 1861 – 1874 гг.). /История Отечества. Люди, идеи, решения. 1Х – нач. ХХ вв. – М., 1991. 4. Захарова Л.Г. Александр 11. //Вопросы истории. 1992, №№ 6 – 7. 5. Захарова Л.Г. Великие реформы 1860 – 1870-х годов: поворотный пункт российской истории? – Отечественная история, 2005, №4. 6. Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России. Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. – М., 1991 7. Ляшенко Л.М. Царь – освободитель. Жизнь и деяния Александра 11. – М., 1994. 8. Ляшенко Л.М. Александр 11. – М.:ЖЗЛ – 2003. 9. Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций. – М., 2000. 10. Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996. Т. 1. 11. Российские реформаторы. 1801 – 1917. – М., 1993. 12. Российские самодержцы. 1801 – 1917. – М., 1993. 13. Троицкий Н.А. Россия в Х1Х в. – М., 1997. 14. Христофоров И.А. «Аристократическая оппозиция реформам и проблема организации местного управления в России в 50 – 70 гг. Х1Х в. //Отечественная история. 2000. № 1. 15. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. – М., 1989
Семинар № 11. Россия в 1917 г. 1.Февральская революция 1917 г. в России: причины, характер, содержание, особенности.
2.Двоевластие и его итоги. 3 Корниловский мятеж: причины, итоги, последствия. 4.Нарастание общенационального кризиса осенью 1917 г. Октябрь 1917 г. Второй Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Начало становления советской власти.
Вопросы для самоконтроля:
1.Почему самодержавие в России так легко пало? 2.Как Первая мировая война повлияла на революционизирование народных масс? 3.Когда и как прибыл Ленин в Россию из эмиграции? Как его приезд сказался на политической ситуации после Февральской революции? 4.Когда и почему было сформировано первое коалиционное правительство? 5.Как работал 1 Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов? 6.Что произошло 3 – 4 июля 1917 года? Были ли большевики заинтересованы в захвате власти в июле? 7.Как А.Ф.Керенский относился к идее генерала Корнилова о стабилизации положения в России? Почему, в конечном счете, объявил генерала Корнилова мятежником? 8.Почему Ленин настаивал на подготовке и проведении вооруженного восстания? Можно ли было на 11 съезде советов рабочих и солдатских депутатов провозгласить советскую власть без вооруженного восстания? 9.Какую роль в октябрьских событиях 1917 г. сыграл Л.Д.Троцкий? 10.Делал ли народ России социалистический выбор в октябре 1917 г.? 11.Почему большевики сначала созвали, а затем распустили Учредительное Собрание? Как это произошло и к чему привело?
Литература:
1. Булдаков В.Н. Красная Смута. – М., 1997. 2. Власть и реформы. От самодержавной к советской России. – М., 2006.. 3. Волкогонов Д.А. Ленин. В 2-х тт. – М.,1994. 4. Волкогонов Д.А. Троцкий. – М., 1993. 4. Гайда Ф.А. Февральская революция и судьба Государственной Думы. //Вопросы истории. 1998. № 2 5. Ганелин Р. Материалы по истории Февральской революции в Бахметьевском архиве Колумбийского университета. // Отечественная история. 1992. № 5. 6. Ерашов В.П. Керенский. Исторический роман –хроника. – М., 1998. 8. Искендеров А.А. Российская монархия, реформы и революция. //Вопросы истории. 1999. №№ 1,2,9, 11-12. 9. Кулешов С.В. Размышления о революции. //Отечественная история. 1996. № 5. 10. Курнышев А.А. Крестьянство России в период войны и революции (1917 – 1920). //Вопросы истории. 1999. №№ 4-5. 11. Политическая история России. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996.Т.2. 12. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. – М., 1995. 13. Томкинс С.Р. Триумф большевизма: революция или реакция? //Отечественная история. 1995. № 5 14. Харитонов В.Л. Февральская революция в России (попытки многомерного подхода). //Вопросы истории. 1993. №№ 11-12.
Семинар № 17. СССР в 1964 - 1985 гг. 1.Эволюция политической системы СССР в 1964 – 1985 гг. 2.Нарастание кризисных явлений в экономике СССР. «Застой». 3.Духовный мир советского человека в 1964 – 1985 гг. Диссидентское движение в СССР.
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему в СССР в середине 60-х гг. начал утверждаться консервативный политический курс нового партийного и советского руководства? 2. Почему в СССР утверждалась модель «самоедской экономики», индифферентной к реальным запросам людей?
3. Какую идеологическую функцию выполняла концепция «развитого социализма»? 4. Почему в СССР возникла теневая экономика и каковы были её проявления? 5. Почему СССР пропустил новый этап научно-технического развития и как это сказалось на судьбе социализма? 6. Как двойная мораль влияла на социально-нравственную атмосферу в советском обществе? 7. Почему действия Ю.В.Андропова не выводили страну за рамки командно-административной системы? 8. Охарактеризуйте правозащитное и диссидентское движения.
Литература:
1. Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. – М., 1992. 2. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление (1953 – 1985. Свидетельство современника. – М., 1991. 3. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР в 50 – 80-е годы. – М., 1993. 4. Восленский М.С. Номенклатура. – М., 1991. 5. Зубкова Е.Ю. От 60-х к 70-м: власть, общество, человек. /История Отечества. Люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства. – М., 1991. 6. Киселёв Г.С. Трагедия общества и человека. Попытки осмысления опыта советской истории. – М., 1991. 7. Кудров В.М. Советская модель экономики: тяжёлое наследство. //Общественные науки и современность. 1999. № 3. 8. Политическая история. Россия – СССР – Российская Федерация. – М., 1996. Т. 2. 9. Погружение в трясину. Анатомия застоя. – М., 1991. С.с. 157 –173; 260 – 284; 501 – 544. 10. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал. – М., Т. 2.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Дальневосточный государственный гуманитарный университет ПРОГРАММА КУРСА
«ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ» ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Утверждены на заседании кафедры политической истории, протокол № 11 от 27.06.2008
Хабаровск 2008
Программа, планы семинарских занятий по курсу «Отечественная история» (для студентов дневного отделения). Составитель: кандидат исторических наук, доцент А.Д.Дордус.
Пособие включает программу курса по отечественной истории для студентов вузов, составленную на основе государственного образовательного стандарта 2000 г., списки основной учебной и дополнительной (по темам) литературы, планы семинарских занятий, вопросы для самопроверки изученного материала. Для студентов дневного отделения неисторических специальностей.
Ответственный редактор: д.и.н. В.М.Песков. Рецензенты: д.и.н. Н.И. Дубинина, д.и.н. В.В.Романова.
Введение
Предмет истории как науки: цель и задачи его изучения. Сущность, формы, функции исторического знания. Историческое знание и проблема его достоверности. Методологические основы современной исторической науки. Исторические знания и исторический опыт. Понятие и классификация исторического источника. Развитие историзма как отражение социальной и духовно-мировоззренческой эволюции общества, смены общенаучных парадигм. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Формационный и цивилизационный подходы. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Тема 1. Образование и развитие древнерусского государства Киевской Руси (1Х – Х1 вв.)
Великое переселение народов и начало заселения восточно-европейских территорий. Античное наследие в эпоху Великого переселения. Проблема этногенеза восточных славян. Предпосылки образования древнерусской государственности. Геополитическое положение, природно-климатические условия восточнославянской зоны расселения и их влияние на направление и характер исторического развития Руси. «Норманнская» теория и современные теории становления государственности у восточных славян. Киевская Русь в 1Х – Х веках. Расширение ее территории в результате походов против хазар, болгар, Византии. Русь – «страна городов». Особенности системы власти, социальной структуры Киевской Руси, их эволюция. Становление феодальных отношений. Первые князья Киевской Руси и их роль в укреплении внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Становление и расцвет раннефеодальной монархии при Владимире и Ярославе Мудром. Крещение Руси и роль церкви в политической жизни государства. Византийско-древнерусские связи. Киевская Русь и кочевники. Место древнерусского государства в средневековом мире. Древнерусская культура: ремесла, архитектура, живопись, литература и устное народное творчество.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.098 с.) |