Форма проведения семинара – дискуссия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма проведения семинара – дискуссия.



Отечественная история

 

Методический комплекс

для студентов дневного отделения

«Утверждаю»

Первый проректор УрГЭУ

__________________

А.Т. Тертышный

Екатеринбург

 

 

Рекомендовано к изданию Научно-методическим советом

Уральского государственного экономического университета

 

Отечественная история

 

Методический комплекс

 

 

Авторы-составители:

Е.Ю. Апкаримова, канд. ист. наук,

И.В. Борзихина, канд. ист. наук, доц.

М.А. Вельбой, ассистент

Н.Д. Запецкая, канд. ист. наук, доц.

Л.А. Коноплева, канд. ист. наук, доц.

И.Л. Мартюшова, канд. ист. наук, доц.

А.В. Трофимов, д-р ист. наук, проф.

Е.А. Цыпина, канд. ист. наук, доц.

А.В. Шиловцев, канд. ист. наук, доц.

Т.Е. Эйдис, канд. ист. наук, доц.

 

 

Ответственный за выпуск:

А.В.Трофимов, д-р ист. наук, проф.

 

©Уральский государственный

экономический университет, 2006


1. Цели и задачи дисциплины

 

Курс «Отечественная история» призван расширить, обобщить и систематизировать на новом более высоком уровне полученные в общеобразовательной школе исторические знания, приобщить студентов к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений россиян, к национальной культуре и народным идеалам.

Цель дисциплины «Отечественная история» – сформировать у студентов целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

Признание широких познавательных возможностей, заложенных в формационной, либеральной, цивилизационной, модернизационной теориях исторического процесса, является ключом к использованию их сильных сторон при отходе от абсолютизации одной из концепций, позволяет студентам творчески подходить к изучению курса «Отечественной истории».

Рассмотрение истории России ведется с точки зрения диалогичности, включенности в мировую историю, с выяснением общего и особенного в ее развитии.

Курс «Отечественная история» способствует формированию национального самосознания, уважения к многовековой российской истории, окажет помощь студентам в понимании проблем и реалий со­временного мира. Изучение отечественной истории в высшей школе позволяет студентам выйти на качественно иной уровень логического мышления, является необходимой ступенью в овладении другими курсами социально-гуманитарного цикла.

Задачи курса следующие:

ознакомить студентов с многоконцептуальным подходом к изучению истории России;

ознакомить студентов с факторами своеобразия российской истории;

сформировать у студентов умение оперировать получен­ными знаниями, самостоятельно извлекать их из исторических источников, анализи­ровать и оценивать факты, явления, события, раскрывать причинно-следственные связи между ними.

Курс отечественной истории решает ряд конкретных задач, имеет определенные социальные функции.

Во-первых, познавательную функцию, состоящую в самом изучении исторического пути нашего народа, в объективном изложении всех явлений и процессов, составляющих историю страны в ее целостности, как позитивного, так и негативного опыта, накопленного в ходе этого пути. Анализ ошибок вчерашнего дня дает возможность избежать ошибок сегодня и завтра.

Во-вторых, функцию практически-политическую. Еще древние римляне говорили, что история – учительница, наставница жизни. Без осмысления исторических фактов развития общества невозможно выработать научно обоснованный курс его дальнейшего развития, поскольку для правильного определения ориентиров движения необходимо знать предшествующий исторический путь.

В‑третьих, функцию мировоззренческую. Мировоззрение может быть научным лишь опираясь на объективную реальность. Не зная исторических фактов, люди оказываются в плену псевдоисторических концепций, представлений и гипотез. Задача курса – объективное освещение исторического опыта. Изучение истории формирует историзм мышления, приучает рассматривать явление не изолированно, а во взаимодействии с прошлым и последующим ходом развития событий.

В‑четвертых, история обладает огромным воспитательным воздействием. Она показывает роль личности в развитии общества, моральные и нравственные ценности человека в их развитии. Нельзя быть гражданином своей страны, не зная истории.

В начале нового тысячелетия, в условиях напряженного поиска дальнейшего пути развития обновленной России особенно возрастает роль исторических знаний. Именно история помогает разбираться в нынешних процессах, определять свое отношение к происходящему вокруг и внутри России, отделять подлинно научное знание от ошибок и конъюнктуры.

Долгое время в истории существовал единая точка зрения на происходящее вокруг. Эта наука больше, чем другие общественные науки, зависела от идеологии. В условиях отказа от монополии на истину в исторической науке появились другие крайности – идеализация того, что ранее оценивалось резко негативно. Выход из ситуации в какой-то мере был найден в многоконцептуальном подходе к российскому историческому процессу.
С учетом его стали переиздаваться труды выдающихся историков дореволюционной России, вошедшие в золотой фонд отечественной историографии – Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева,
В.О. Ключевского, А.А. Корнилова, С.Ф. Платонова. Но историческая наука, как и любая другая, накапливает новые знания, поэтому эти труды нельзя использовать в качестве основного учебника по отечественной истории. При подготовке к семинарским занятиям следует использовать и учебники, и научные труды современных авторов.

Требования к уровню освоения содержания

 

В результате изучения дисциплины студенты должны:

понимать механизмы исторической преемственности в развитии России;

уметь анализировать процесс развития России с учетом ее исторически сложившейся социокультурной, политической и экономической специфики;

иметь целостное представление об историческом пути России, базирующееся на современных научных знаниях, возможностях многоконцептуального подхода.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Всего часов Семестр
Общая трудоемкость дисциплины   I–II
Лекции  
Аудиторные практические занятия  
Самостоятельная работа  
Вид итогового контроля   Экзамен

4. Разделы дисциплины и виды занятий

Раздел дисциплины Лекции Практические занятия Самостоя-тельная работа
Введение. Отечественная история: предмет, теоретические и источниковые основы изучения      
Тема 1. Становление русской государственности      
Тема 2. Возникновение Российского государства (XIV–XVI вв.)      
Тема 3. Россия в XVI в.      
Тема 4. Россия в XVII в.      
Тема 5. Россия в XVIII в.      
Тема 6. Россия в XIX в.      
Тема 7. Россия в эпоху войн и революций      
Тема 8. Россия в 1917–1920 гг.      
Тема 9. СССР в 1920–1930-е годы      
Тема 10. Великая Отечественная война      
Тема 11. СССР в 1945–1991 гг.      
Тема 12. Россия в конце ХХ – начале XXI в.      
Всего:      

Выбор пути. История России 1861 – 1938 / Под ред. А.Т. Тертышного. Екатеринбург, 1995.

Выбор пути. История России 1939–2000: Учеб. пособие / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина и А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.

История России. С древнейших времен до 1861 г.: Учеб. пособие / Под ред. Н.И.Павленко. М., 2000.

История России: Учеб. пособие. / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2001; Ростов н/Д., 2004.

История России: учебник / Под ред. Ю.И.Казанцева, В.Г.Деева. М. - Новосибирск, 2000.

Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация от Великой победы до наших дней. М., 2001.

Кузнецов И.Н. Отечественная история: Учебник. М., 2003.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001.

Новейшая отечественная история ХХ в. / Под ред. Э.М. Щагина, В.В. Лубкова: В 2 кн. М., 2004.

Отечественная история с древнейших времен до конца ХХ в.: учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. М., 2002.

Россия в мировой истории / Под ред. В.С. Порохни. М., 2003.

Соколов А.К., Тяжельников В.С. Курс советской истории 1917–1991. В 2 кн. М., 1999.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005.

Троицкий Н.А. Россия в XIX в. Курс лекций. М., 1999.

Уральская историческая энциклопедия. Екатеринбург, 2000.

Хорос В.Г. Русская история в сравнительном освещении. М., 1994.

О методике подготовки к семинарским занятиям

 

Важной формой работы студента во время учебного процесса являются семинарские занятия, которые учат студентов творчески подходить к изучению политической и социально-экономической истории и наиболее важных тем курса.

Каждый студент в ходе подготовки к семинарским занятиям обязан глубоко изучить первоисточники, обязательную для чтения литературу.

В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты должны быть готовы к таким формам их проведения, как дискуссия, пресс-конференция, метод «малых групп», теоретическая конференция, ролевая игра-презентация, эссе, олимпиада, «круглый стол». Также в процессе ведения семинарского занятия преподаватель использует экспресс-контроль.

Дискуссия – форма проведения семинарских занятий, которая предполагает обсуждение вопросов семинара в дискуссионном плане. Цель – научиться высказывать свое мнение и постараться своими аргументами убедить оппонентов в правильности избранной позиции. Студенты делятся на 2 команды (равное количество участников), каждой из которых предлагается найти аргументы «за» и «против» по обсуждаемой проблеме.

При проведении семинарского занятия по типу пресс-конференции создается пресс-центр из 5-6 хорошо подготовленных студентов, а вся группа задает вопросы по изучаемой теме.

Метод «малых групп» предполагает состязательность между отдельными группами студентов в знании вопросов, поставленных на обсуждение семинарского занятия. Студенческая группа делится на подгруппы во главе с ведущими. Вопросы ставят преподаватель и студенты.

Для проведения исторической олимпиады группа делится на подгруппы. Каждой выдается задание, и результаты работы оцениваются по времени и качеству подготовки. За 3 недели до мероприятия преподавателем отбирается инициативная группа из 3-4 наиболее сильных студентов. Они получают задание по организации и подготовке олимпиады:

Через неделю преподаватель выслушивает предложения студентов, рассматривает примерный сценарий олимпиады и при необходимости корректирует его. К следующей встрече должен быть разработан детальный сценарий мероприятия с указанием всех видов заданий, их продолжительности и ответственных за их проведение.

Ролевая игра-презентация – студенты подразделяются на три группы. Первая группа – группа «презентации». Студенты должны подготовить и изложить все вопросы данной темы. При этом составляется план-конспект ответов по отдельным проблемам (в нескольких экземплярах) и указываются источники подготовки. В начале семинара студенты данной группы проводят экспресс-опрос по основным понятиям, которые рекомендованы в теме. Вторая группа – группа «экспертов». Студенты этой группы должны осуществлять контроль за последовательностью изложения материала и его содержания. «Эксперты» готовят вопросы и тесты для группы «презентации». Третья группа – группа «участников презентации». Студенты данной группы слушают информацию по теме, задают вопросы, дополняют ответы. В конце семинара эксперты подводят итоги и отмечают качество выступлений.

При проведении семинара по методу «круглого стола» ставятся одна-две крупные проблемы, которые в результате должны получить разрешение. Этот семинар дает право высказаться каждому участнику. Особая роль отводится ведущему, который выбирается из студентов, направляет ход обсуждения и подводит итоги.

При подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам необходимо использовать литературу, предлагаемую к темам в методическом пособии. Результаты работы студента на семинарских занятиях обязательно учитываются преподавателем при приеме зачета и экзамена. Для наиболее эффективной подготовки к занятиям на кафедре разработан мультимедийный интерактивный учебник «Отечественная история».

Основными формами самостоятельной работы в вузе являются: подготовка реферата, сообщения по теме, контрольная работа, работа над понятиями, исторические диктанты. В каждом конкретном случае следует выполнять соответствующие требования. Так, для написания реферата по предлагаемой кафедрой теме необходимо использовать не менее 10 книг, статей и других источников. В реферате должно быть введение и заключение; во введении следует обосновать актуальность темы, в заключении сделать обстоятельные выводы, важным требованиям является также правильное оформление научного аппарата (см. Приложение).

Сообщение к теме занимает 10–15 минут семинарского занятия. К оформлению сообщения не предъявляется строгих требований, но содержание должно включать актуальность темы, суть вопроса, заключение. Сообщение перед аудиторией должно быть в форме самостоятельного изложения вопроса, а не чтения подготовленного текста.

Работа над понятиями проводится в виде исторического диктанта. В диктант могут быть включены персоналии и важнейшие исторические даты. Кроме того, студенты должны выполнить задания по темам, рекомендуемым для самостоятельного изучения.

 

Тема 1. Место и роль России

в мировом историческом процессе

2 часа

Основные понятия

Геополитика, государство, концепция, либеральная политика, модернизация, общественно-экономическая формация, социокультурный фактор, теория, цивилизация

Обязательная литература

 

Олейников Ю. Природный фактор исторического бытия России // Свободная мысль. 1999. № 2. С. 82–90.

Поляков Ю.Н. Как отразить многомерность истории // Новая и новейшая история. 2003. № 4.

Проскурякова Н.А.. Концепции цивилизации и модернизации в отечественной историографии // Вопросы истории. 2005. № 7.

Смоленский Н.И. Проблема объективности исторического познания // Новая и новейшая история. 2004. № 6.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 4–17.

Шахназаров О.Л.. Роль христианства в политической жизни Западной Европы и России // Вопросы истории. 2005. № 6.

Дополнительная литература

Аннин Г.П. Методы и концептуальные подходы при изучении истории // Свободная мысль. 2002. № 11.

История России: Учеб. пособие / Под ред. Б.В.Личмана. Ростов н/Д., 2004. С. 29–50.

Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

Многоконцептуальная история России. Кн. 1. С древнейших времен до конца XIX в.: Учеб. пособие / Под ред. Б.В. Личмана. Екатеринбург, 2000.

Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998.

Шаповалов В.Ф. Россиеведение. М., 2001.

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните задание по теме «Различные теоретические подходы к осмыслению хода и направленности российской истории».

Для ответа на этот вопрос заполните таблицу.

 

Автор, название теории Периодизация истории России Смысловое содержание
Карамзин Н.М.    
Соловьев С.М.    
Ключевский В.О.    
Гумилев Л.Н.    
Миронов Б.Н.    
Формационное измерение    
Либеральное измерение    
Модернизационное измерение    
Цивилизационное измерение    
По выбору студента    

 

Литература для выполнения самостоятельной работы

Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. М., 1992.

Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: содержание, граница, возможности. М., 2000.

Историография истории России до 1917 года. М., 2003. Т.1. С.188-220; 315-344. Т.2. С.167-200.

Карамзин Н.М. История государства Российского. Предисловие (любое издание)

Ключевский В.О. Курс русской истории. Т. 1. Лекция 1, 2. (любое издание)

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001.

Миронов Б.Н. Социальная история России. М., 2003.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М., 2001.

Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 1. Предисловие; Глава 1. (любое издание)

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990.

Шаханов А.Н. С.М.Соловьев и В.О.Ключевский // Вопросы истории. 2000. № 3.

 


Тема 2. Образование Российского государства

(XIV–XV вв.)

2 часа

Форма проведения семинара – вопросно-ответная (предполагает совместное обсуждение в студенческой группе сформулированных в плане семинара проблем).

 

1. Общие закономерности и специфика образования национальных государств в Европе и Азии в XIV–XV вв.

 

1) Экономические, социально-политические, духовные предпосылки зарождения основ национальных государств в Европе;

2) ликвидация феодальной раздробленности, создание в Европе централизованных государств (на примере двух-трех государств);

3) сословно-представительная монархия как форма правления;

4) формы органов сословного представительства в европейских государствах, их роль в политической жизни;

5) тенденции развития государственности в Азии;

6) особенности европейского и азиатского типов государственности.

 

2. Русские земли в XIV–XV вв.: экономические, политические, социокультурные аспекты развития.

 

1) Факторы экономического подъема в русских землях (колонизация и хозяйственное освоение новых территорий; рост сельскохозяйственного производства, ремесла и торговли; развитие городов);

2) изменения в социальной структуре общества, развитие феодальных отношений;

3) появление возможных центров политического объединения русских земель;

4) борьба между Москвой, Тверью и Литвой за политическое лидерство; причины и условия объединения русских земель вокруг Москвы;

5) процесс политического объединения русских земель, отличие его от аналогичных процессов в Западной Европе;

6) обретение национальной независимости русских земель;

7) формирование единого государственного аппарата власти; складывание российских традиций государственно-политической жизни;

8) особенности социокультурного развития общества (роль церкви, формирование основ русской национальной идеи).

 

3. Проблема образования Российского государства с точки зрения различных теоретических измерений исторической науки.

1) Особенности формирования российской государственности в свете цивилизационного измерения;

2) характеристика процесса образования Российского государства в рамках модернизационного измерения;

3) образование Российского государства через призму теории общественно-экономических формаций (формационное измерение);

4) проблема соотношения европейского и азиатского типов в процессе становления российской государственности с точки зрения либеральной модели исторического развития.

 

Основные понятия

 

Боярская дума, боярство, великий князь, вотчина, государство, дворянство, кормления, местничество, поместье, служилые князья, удельные князья, централизация

 

Сообщения

 

1. Русские земли и Золотая орда: трансформация взаимоотношений в XIV–XV вв.

2. Иван III – государь всея Руси.

3. Роль Русской православной церкви в процессе политической централизации русских земель.

 

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

 

Изложите учебный материал по теме:

«Этапы собирания русских земель в единое государство. Внутренняя и внешняя деятельность русских князей».

 

Задание 2

 

Основные понятия

 

Альтернатива, деспотизм, заповедные лета, земский собор, земщина, Избранная рада, наместник, опричнина, приказы, сословия, сословно-представительная монархия, стрельцы, урочные лета.

Сообщения

1. Личность Ивана IV в историографии.

2. Запад и Восток во внешней политике Ивана IV.

 

Самостоятельная работа

 

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

Изложите материал по теме «Оценки личности и деятельности Ивана Грозного в исторической литературе».

 

Задание 2

 

Заполните таблицу, в которой отразите основные события эпохи, связанные с деятельностью крупных исторических личностей.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Повойский Ермак Тимофеевич    
Иван IV (Грозный)    
Адашев А.    
Курбский А.    
Митрополит Макарий    
Пересветов И.    
Сильвестр    

 

Контрольные вопросы

1. Какую эволюцию претерпел государственный аппарат в середине XVI в.?

2. Назовите причины перехода от политики Избранной рады. к политике опричнины.

3. В чем сущность и последствия (экономические, внутриполитические, социальные и внешнеполитические) опричнины Ивана Грозного?

4. Как менялось положение церкви в России в XVI в.?

5. Каковы внешнеполитические успехи и неудачи России в XVI в.?

Обязательная литература

Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1989. С. 228–242.

Власть и реформы. От самодержавной к советской России. СПб., 1996. С. 14–85.

История Европы. Т. 2. М., 1993. С. 5–8, 160–163, 250–258.

Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV–XVI вв.). М., 1985. С. 136–218.

Кобрин В.Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина? // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991. Кн. 1. С. 127–162.

Россия в мировой истории / Под ред. В.П. Порохина. М., 2003. С.53–61.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 40–51, 194–200, 304–309, 412–414.

Дополнительная литература

Боханов А. Самодержавие: идея царской власти. М., 2002.

Кагарлицкий Б. Периферийная империя. Россия и миросистема. М., 2003. С. 125–158.

Кром М.М. Политический кризис 30‑40‑х годов XVI в. // Отечественная история. 1998. № 5. С. 3–15.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001. Ч.1. Глава 2, 3.

Петрухинцев Н.Н. Причины закрепощения крестьян в России в конце ХVI в.// Вопросы истории. 2004. № 7. С. 23–38.

Формирование и развитие управления в Российском государстве (историко-политический аспект): Учеб. пособие / Под общ. ред.
С.А. Иванова. М., 2001.

Черепнин Л.В. Земские соборы Российского государства в XV–XVII вв. М., 1978. С.3-44.

Шмидт С.О. Россия Ивана Грозного. М., 1999. С. 114–148.

Янов А.Л. Тень Грозного царя. М., 1997.

 

Тема 4. Россия в XVII в.

2 часа

Основные понятия

Абсолютная монархия, всероссийский рынок, интервенция, мануфактура, семибоярщина, смута, старообрядчество,
тягло

Сообщения

 

1. Государственные деятели, политические и духовные лидеры России начала XVII в.: исторические портреты и оценки историков (по выбору);

2. Социальные протесты в России в XVII в.: истоки, сущность и последствия.

 

Самостоятельная работа

 

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

 

Задание 1

 

Изложите материал по темам: «Польско-шведское нашествие: причины и последствия», «Последствия Смутного времени, их оценка в исторической литературе».

Задание 2

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Василий Шуйский    
Борис Годунов    
Лжедмитрий I    
Михаил Романов    
Алексей Романов    
Патриарх Никон    
Протопоп Аввакум    
Скопин-Шуйский М.В.    
Царевна Софья Алексеевна    
Голицын В.В.    
Царь Федор Алексеевич    

 

Контрольные вопросы

1. Что нового появилось в хозяйственно-экономическом развитии страны во второй половине XVII в.?

2. В чем сущность эволюции государственного устройства России в XVII в.?

3. Какова была социальная структура российского общества в XVII в.?

4. Назовите основные направления внешней политики России в XVII в.

 

Обязательная литература

 

Богданов А.П. Патриарх Никон // Вопросы истории. 2004. № 1. С. 59–61, 66–69, 76.

История Европы. Европа Нового времени (XVII–XVIII вв.). Т. 4. М., 1994. С.83–95, 95–111.

Морозова Л.Е. Смута начала XVII в. глазами современников. М., 2000. С. 4–13.

Нефедов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII в. // Вопросы истории. 2004. № 4. С. 33–34, 39–49.

Россия в мировой истории / Под ред. В.П. Порохина. М., 2003.
С. 61–68.

Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII в. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990. С. 48–61, 169–190.

Станиславский А.Л. Гражданская война в России в XVII в. М., 1990. С.80–93.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 51–60, 200–202, 414–415, 417–418.

Дополнительная литература

Бушуев С.В. История государства Российского: историко-библиографический очерк. XVII–XVIII вв. М, 1994. С.162–178.

Кагарлицкий Б. Периферийная империя. Россия и миросистема. М., 2003. С. 159–216.

Костомаров Н.И. Смутное время Московского государства в начале XVII столетия – 1604. М., 1994. С. 699–701.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001. Ч.1. Гл. 4.

Кульпин Э.С. Две смуты: опыт сравнения // Общественные науки и современность. 2003. № 5. С. 96–106.

Лобачев С.В. У истоков церковного раскола // Отечественная история. 2001. № 2. С. 134–140.

Морозова Л.Е. Борис Федорович Годунов // Вопросы истории. 1998. № 1. С. 75-86.

Морозова Л.Е. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1. С. 34–42.

Орешкова С.Ф. Османская империя и Россия в свете их геополитического разграничения // Вопросы истории. 2005. № 3. С. 35–38.

Платонов С.Ф. Борис Годунов. М., 1999. С. 84-154.

Скрынников Р.Г. Борис Годунов. М., 2002.

Скрынников Р.Г. Русь IХ–ХVII вв. СПб., 1999. С. 284–285, 289–291, 296–299.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. 1992. № 4–5. С. 73–78.

 

Тема 5. XVIII в. – век просвещения и модернизации

4 часа

I занятие

 

Основные понятия

Империя, подушная подать, традиционализм, социокультурный раскол, регулярное государство, меркантилизм, протекционизм, секуляризация, рекрутские наборы, Сенат, Синод, коллегии.

 

Сообщения

1. Оценки личности и деятельности Петра I в исторической литературе.

2. Европейский и российский абсолютизм: общее и особенное.

3. Внешняя политика России в I четверти XVIII в. Ее оценки в исторической литературе.

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

 

Задание 1

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.

 

Исторический деятель Важнейшие мероприятия в области внутренней и внешней политики Основные результаты деятельности
Апраксин Ф.М    
Головин Ф.А.    
Карл XII    
Лефорт Ф.    
Меншиков А.Д.    
Петр I    
Потемкин Г.А.    
Прокопович Ф.    
Толстой П.А.    
Шереметев Б.П.    

Задание 2

Ответьте на приведенные ниже вопросы.

2.1. Е.В. Анисимов, оценивая деятельность Петра, исходил из целесообразности проводимых реформ. По его мнению, «с одной стороны, Петр резко интенсифицировал происходившие в стране процессы, заставил ее совершить гигантский прыжок, перенося Россию сразу через несколько этапов, но, с другой стороны, в основе его преобразований лежало насилие. Автор указывает, что Петр I создал «полицейское», «военно-бюрократическое» «самодержавное» государство, тотально контролирующее все общественные процессы.

Подтвердите или опровергните точку зрения историка конкретными историческими фактами.

2.2. Еще историки начала ХХ в. (в частности, С.Ф. Платонов) считали, что Петр I не был ни реформатором, ни революционером. Некоторые современные историки (А.А. Бушков, А.М. Буровский и др.) утверждают, что предпосылки для реформ Петра I были заложены еще в XVII в.

Опираясь на конкретные исторические факты, подтвердите или опровергните данную точку зрения.

2.3. Я.Е. Водарский, называя Петра I великим государственным деятелем, тем не менее считает, что Петр не вывел Россию на путь ускоренного экономического, политического и социального развития, не заставил ее совершить «прыжок через несколько этапов». Его действия не были исторически оправданными и в максимальной степени соответствующими интересам развития России. Напротив, эти действия в максимально возможной степени затормозили прогрессивное развитие России и создали условия для его торможения еще в течение полутора столетий.

Приведите другие точки зрения на личность Петра и его роль в истории России.

Контрольные вопросы

1.Могла ли Россия обойтись без модернизации российского аграрного общества или она была необходима?

2. На какие теоретические принципы опирался Петр I при реформировании системы управления?

3. В чем состоит связь войны и реформ в эпоху Петра?

4. Каковы основные черты регулярного государства, создаваемого Петром?

5. Подведите итоги преобразований Петра с точки зрения современных измерений российского исторического процесса.

 

Обязательная литература

Каменский А.Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России
XVIII в. Опыт целостного анализа. М., 1999. С. 1–25.

Каменский А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация. М., 1999.

Медушевский А.Н. Утверждение абсолютизма в России: Сравнительно-историческое исследование. М., 1993. С. 16–32, 33–46.

Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России // Отечественная история. 2000. № 5. С. 11–13; 15–22.

Тертышный А.Т., Трофимов А.В. Российская история: модели измерения и объяснения. Екатеринбург, 2005. С. 63–72, 201–202, 315– 316, 419, 436–437.

Дополнительная литература

 

Валькович А. Чада мои возлюбленные: петровская гвардия – основа крепости российских войск // Родина. 2000. № 11. С. 10–17.

Водарский Я.Е. Петр I // Вопросы истории. 1996. № 6. С. 59–77.

Запецкая Н.Д. Национальные интересы и приоритеты внешней политики России в XV–XIX вв.: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2004.
С. 16–19.

Запецкая Н.Д. Россия в войнах XV–XVIII столетий: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2005. С. 31–60.

История Европы.М., 1994. В 5 т. Т. 4.С. 243–261, 349–366.

История России с древнейших времени до 1861 г. / Под ред.
Н.И. Павленко. М., 2000. С. 247–291.

Ключевский В.О. Петр Великий среди своих сотрудников // Исторические портреты. М., 1991.

Кулешов С.В., Медушевский А.Н. Россия в системе мировой цивилизации. М., 2001.

Мощелков Е.Н. Преобразовательные процессы в истории России (XVIII – начало ХХ века) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 4.

Что написано Петром // Власть. 2003. № 25. С. 63–77.

II занятие

Основные понятия

 

Дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, теория естественных прав и общественного договора, Уложенная комиссия

 

Сообщения

 

1. Исторические портреты государственных деятелей эпохи «дворцовых переворотов».

2. Оценки личности и деятельности Екатерины II в исторической литературе.

3. Внешняя политика России в середине и II половине XVIII в. Ее оценки в исторической литературе.

Самостоятельная работа

В тетради для самостоятельной работы выполните следующие задания:

Задание 1

 

Тема «Дворцовые перевороты»

 

1.1. На конкретном историческом материале проследите внутреннюю политику государей, занимавших престол с 1725 по 1741 г. и подтвердите или опровергните тезис о том, что преемники Петра I продолжали его курс на модернизацию страны.

1.2. В дворцовых переворотах большую роль играла гвардия. По мнению А.Я. Гордина, Ю.Н. Смирнова и других авторов, гвардия, воспитанная Петром I, не просто была привилегированным воинским отрядом, но и выступала своеобразным органом управления. Найдите исторический материал, подтверждающий или опровергающий данное утверждение.

1.3. Сравните внутреннюю и внешнюю политику Петра I и Екатерины II, покажите общие черты и различия. Ответьте на вопрос: была ли Екатерина II преемницей Петра I?

 

Задание 2

 

На основе изученного материала заполните таблицу, в которой обобщите основные события, связанные с деятельностью крупных исторических личностей данного периода.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.139.73 (0.289 с.)