по программе базовой подготовки
Идентификационный номер
| ¾
| ДСМК-2.5 ЭК ОП. 03
|
|
| | |
| Номер экземпляра:
| | |
|
| | |
| Место хранения:
| | |
|
| | |
|
Ярославль 2015 г.
Лист согласования
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Ярославский градостроительный колледж
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры ФЭД и БУ
Протокол № ___ от____________
Руководитель кафедры:
_______________Л.Н. Сафронова
Автор: Гусева В.Н.., преподаватель первой квалификационной категории кафедры ФЭД и БУ
Рецензенты: _________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| стр.
|
1. введение
|
|
2. тематический план и содержание учебной дисциплины
|
|
3. методические указания по темам
|
|
4. варианты контрольных работ
|
|
5. вопросы для подготовки к зачету
|
|
6. перечень рекумендуемой литературы
|
|
|
|
введение
Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов заочного отделения по дисциплине "Финансы, денежное обращение и кредит" предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения» базовой подготовки. Дисциплина входит в профессиональный цикл.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями:
ОК 3. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями,
- ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
- осуществлять анализ показателей, связанных с денежным обращением;
- анализировать структуру государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
- составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- сущность финансов, их функции и роль в экономике;
- принципы финансовой политики и финансового контроля;
- законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
- основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ;
- структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций;
- цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
- структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
- виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
- характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики;
- особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции
| Показатели оценки результата
| Форма контроля и оценивания
|
Уметь:
|
|
|
У1. оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями
ОК 3
| дает определение основных понятий курса
| тестирование
|
У2. ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
ОК 3, ОК 4
| составляет схемы взаимодействия различных сегментов финансового рынка
| практическая работа
|
У 3. осуществлять анализ показателей, связанных с денежным обращением;
ОК 3, ОК 5
| анализирует основные показатели денежного обращения
| практическая работа
|
У 4. анализировать структуру государственного бюджета, источников финансирования дефицита бюджета;
ОК 5
| анализирует структуру и источники финансирования государственного бюджета
| практическая работа
|
У5. составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
ОК 4, ОК 5
| сопоставляет ценные бумаги по степени их доходности и риска, проводит их сравнительный анализ
| практическая работа
|
Знать:
|
|
|
сущность финансов, их функции и роль в экономике
| знает сущность финансов, их функции и роль в экономике
| тестирование
|
принципов финансовой политики и финансового контроля
| знает принципы финансовой политики и финансового контроля
| тестирование
|
законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
| знает законы денежного обращения, сущность, виды и функции денег;
| контрольная работа, тестирование
|
основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ
| знает основные типы и элементы денежных систем, виды денежных реформ
| тестирование
|
структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций
| знает структуру кредитной и банковской системы, функции банков и классификацию банковских операций
| тестирование
|
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики
| цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики
| тестирование
|
структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
| структуру финансовой системы, принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства
| тестирование
|
виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг
| знает виды и классификации ценных бумаг, особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг
| тестирование
|
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
| знает характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг
| тестирование
|
кредит и кредитную систему в условиях рыночной экономики
| знает кредитную систему в условиях рыночной экономики
| практическая работа
|
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы
| знает особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в России на основных этапах формирования российской экономической системы
| тестирование
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
«Финансы, денежное обращение и кредит»
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
|
|
|
|
|
Раздел 1.
Финансы и финансовая система
|
|
|
|
Тема 1.1
Финансы как экономическая категория
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие денежного обращения. Виды денежного обращения: наличное и безналичное.
Закон денежного обращения. Его характеристика. Денежная масса. Скорость обращения денег. Факторы, влияющие на денежную массу. Налично-денежное обращение, его связь с безналичным обращением.
|
|
| Понятие финансов. Сущность и функции финансов. Сферы финансовых отношений. Роль финансов в распределении и перераспределении национального дохода.
|
|
|
| Понятие финансовой системы. Общегосударственные финансы, территориальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов, финансы граждан.
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составление кроссворда «Деньги».
Решение экономических задач с использованием денежных агрегатов.
Подготовка рефератов по темам:
«Денежные реформы в России»
«Российский рубль (история происхождения)».
«Международный кредит как источник финансовых ресурсов государства».
«Налоги как источник финансовых ресурсов государства».
«Внешнеэкономическая деятельность как источник финансовых ресурсов государства».
| Виды отчетных работ:
Кроссворд.
Решение задач.
Доклады.
|
|
|
Тема 1.2
Управление финансами в РФ
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Цели управления финансами. Организация управления финансами в Российской Федерации.
|
|
| Значение финансового контроля, его формы и виды. Обязательный предварительный, текущий и последующий финансовый контроль. Методы его проведения. Задачи государственного и негосударственного финансового контроля в условиях рынка.
|
|
|
Практические занятия
|
|
| Анализ различных видов финансового контроля.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ.
| Виды отчетных работ:
Составить сравнительную таблицу.
|
|
Тема 1. 3
Финансы коммерческих предприятий и организаций
| Содержание учебного материала
| |
|
|
| Структура финансового механизма предприятия. Функции финансов предприятия: обеспечивающая, распределительная, контрольная. Денежные фонды предприятия. Собственные средства, их состав. Фонды привлечённых средств.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
| Анализ особенностей организации финансов предприятий финансовой сферы.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Составление схемы финансового механизма предприятия.
Решение экономических задач с использованием знаний полученных при изучении экономики предприятия.
| Виды отчетных работ:
Схема.
Решение задач.
|
|
Тема 1.4
Бюджетная система РФ
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Социально-экономическая сущность бюджета. Бюджетное регулирование. Правовой статус бюджетной системы. Бюджетная классификация. Доходы и расходы бюджетов. Бюджетный кредит. Трансферты населению. Бюджетные инвестиции. Целевые бюджетные фонды.
|
|
Практические занятия
|
|
|
| Целевые бюджетные фонды.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
История развития бюджетной системы РФ.
| Виды отчетных работ:
Доклад.
|
|
| | | | | | |
Тема 1.5
Государственный бюджет РФ
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Состав и структура доходов федерального бюджета. Состав и структура расходов федерального бюджета. Методы покрытия бюджетного дефицита.
Государственный кредит. Государственный долг. Виды государственных ценных бумаг. Основные виды федеральных долговых обязательств. Управление кредитом.
|
|
|
Практические занятия
|
|
|
| Социальная направленность государственного бюджета.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Федеральный бюджет.
«Мой проект федерального бюджета».
| Виды отчетных работ:
Доклад.
Эссе.
|
| |
Тема 1.6
Государственные внебюджетные фонды
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Основные источники образования внебюджетных фондов.
|
|
Практические занятия
|
| |
| Анализ законодательства в области пенсионного обеспечения.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Изучение и анализ документов в области медицинского страхования, социального страхования и пенсионного обеспечения.
| Виды отчетных работ:
Доклады.
Опорные конспекты.
|
|
Раздел 2. Кредит и кредитная система
| |
| |
Тема 2.1
Банковская система РФ
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Структура кредитной и банковской системы. Функции банков и классификация банковских операций.
|
|
| Сущность кредита. Субъекты кредитных отношений. Принципы кредитования. Формы кредита и его классификация.
|
|
|
Практические занятия
|
|
| Особенности кредитования в разных странах.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Современное состояние банковской системы РФ.
| Виды отчетных работ
Доклад.
|
|
Тема 2.2
Расчет стоимости заемных средств
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Основы финансовой математики: элементы теории процентов.
|
|
| Основы финансовой математики: математическое и коммерческое дисконтирование.
|
|
Практические занятия
|
|
|
| Расчет стоимости кредита
|
|
| Решение задач на дисконтирование
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Решение экономических задач с использованием элементов теории процентов и дисконтирования.
| Виды отчетных работ
Решение задач.
|
|
Раздел 3. Рынок ценных бумаг и международная валютная система
| |
|
Тема 3.1
Ценные бумаги
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие ценной бумаги. Атрибуты ценной бумаги. Классификация ценных бумаг. Эмиссия ценных бумаг.
|
|
| Классические ценные бумаги: акции, облигации, векселя.
|
|
|
| Риск и доходность ценных бумаг.
|
|
Практические занятия
|
|
| Расчет стоимости классических ценных бумаг.
|
|
| Расчет стоимости производных ценных бумаг ценных бумаг.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Расчет стоимости и доходности ценных бумаг.
| Виды отчетных работ
Решение задач.
|
|
Тема 3.2
Фондовая биржа
| Содержание учебного материала
|
|
|
| Понятие и виды рынка ценных бумаг. Сущность фондовой биржи и её значение для рыночной экономики. Условия создания и деятельности фондовых бирж. Современная биржевая ситуация в России.
|
|
| Участники рынка ценных бумаг.
|
|
|
Практические занятия
|
|
| Анализ современной биржевой ситуации в России.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
«Структура фондовой биржи»
«История становления биржевого дела».
| Виды отчетных работ
Схема.
Доклад.
|
|
Тема 3.3
Валютная система
| Содержание учебного материала
|
|
| Понятие валюты и валютной системы. Этапы формирования мировой валютной системы. Развитие валютного рынка и валютных операций в РФ.
|
|
|
| Международный кредит, его сущность. Основные международные кредитные организации и их характеристика.
|
|
|
Практические занятия
|
|
| Россия на рынке международного кредита.
|
|
Самостоятельная работа обучающихся:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Подготовка рефератов по темам:
«Международный валютный фонд», «Международный банк реконструкции и развития»
| Виды отчетных работ
Доклады.
|
|
Всего:
|
|
| | | | | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).