Выводы по лабораторной работе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы по лабораторной работе.



 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое трение качения?

2. Есть ли разница в природе трения качения и трения скольжения?

3. Влияет ли наличие смазки в телах качения на коэффициент трения качения?

4. В каких единицах измеряются коэффициенты трения качения и трения скольжения?

5. Влияет ли термообработка тел качения на коэффициент трения качения?

6. Влияют ли материалы тел качения на коэффициент трения качения?

7. Как влияет нагрузка, приложенная к телам качения, на коэффициент трения качения?

8. Влияют ли размеры тел качения на сопротивление качения?

Лабораторная работа № 9

Определение коэффициента трения в подшипнике скольжения

 

Цель работы:ознакомление с конструкцией подшипника скольжения. Оценка коэффициента трения покоя и трения скольжения в подшипнике с известными геометрическими параметрами и нагрузкой. Экспериментальная проверка полученных теоретических величин.

 

Задание: 1) экспериментально определить коэффициент трения покоя;

2) экспериментально определить коэффициент трения скольжения;

3) сравнить полученные результаты со справочными данными.

Теоретическое введение

 

Природа трения до конца не выяснена до настоящего времени. Достаточно выделить несколько определений.

Трение – это явление сопротивления относительному перемещению поверхностей, локализованных в точках контакта по касательной поверхности.

Трение – это процесс упругопластической деформации и разрушения в тонких поверхностных слоях материалов трущейся пары.

Трение – это процесс преобразования энергии внешнего механического движения в другие виды энергии (в частности, в тепловую).

Практически величина силы трения определяется из выражения:

где N – сила нормального давления; f – коэффициент трения.

В подшипниках скольжения, установленных на вращающихся валах, имеют место три вида трения скольжения – жидкостное, полужидкостное и сухое.

При отсутствии смазки между этими поверхностями или при неподвижном вале имеет место сухое трение.

При наличии смазочного слоя между валом и подшипником скольжения и при вращении вала с определенной скоростью согласно гидродинамической теории смазки между соседними слоями масла возникает некоторая разность скоростей. На общей границе слоев происходит сдвиг, пропорциональный интенсивности изменения скорости, т.е. в этом случае между валом и подшипником сохраняется слой масла определенной толщины.

При жидкостном трении в подшипнике рабочие поверхности разделены слоем смазки, который воспринимает внешнюю нагрузку, предотвращая соприкосновение рабочих поверхностей.

При полужидкостном трении несущая способность масляного слоя недостаточна для восприятия внешней нагрузки. Происходит частичное касание поверхностей вала и подшипника скольжения.

Необходимым условием возможности жидкостного трения в подшипнике является наличие зазора , представляющего собою разность диаметров отверстия втулки и наружного диаметра цапфы :

(1)

Вращающаяся цапфа располагается эксцентрично по отношению к отверстию во втулке с эксцентриситетом (рис. 9.1), что обеспечивает клиновой зазор. В этот зазор затягивается масло, которое поддерживает цапфу в состоянии жидкостного трения. Приближенная расчетная формула толщины жидкостного слоя hmin при жидкостном трении для подшипника конечной длины, имеет вид:

(2)

где – характеристика рабочего режима;

 

Рис. 9.1. Схема подшипника скольжения

– наименьшая толщина масляного слоя, (рис. 9.1);

– динамическая вязкость масла в сантипуазах;

n – число оборотов цапфы в минуту;

p – среднее давление, кГ/см2, определяемое по формуле

(3)

где R – суммарный вес всех частей подшипников; d 0 – номинальный диаметр цапфы, d 0= 45 мм; l – длина подшипника, l = 38 мм; с – поправочный коэффициент на конечную длину подшипника:

(4)

В справочных таблицах обычно дается кинематическая вязкость υ в сантистоксах. Для пересчета в динамическую вязкость в сантипуазах используется зависимость

, (5)

где – удельный вес масла,

Вязкость масла в значительной степени зависит от температуры. Табличные значения вязкости даются для определенной температуры, обычно 20°, 50° или 100 °С.

Пересчет вязкости на данную температуру приближенно производится по формуле

(6)

где в» 2,5 … 3.

Вязкость и удельный вес некоторых видов масел приведен в таблице 9.1.

Таблица 9.1

Наименование масла Удельный вес, кГ/дм3 Вязкость в сантипуазах при температуре, °С
             
Индустриальное 20 (веретенное З) 0,88       10,4   4,9 3,6
Индустриальное 30 (машинное Л) 0,88         8,7 6,2 4,5
Индустриальное 45 (машинное С) 0,89           0,7 7,9

Момент трения в подшипнике, нагруженном силой R, равен:

(7)

Отсюда

. (8)

Коэффициент жидкостного трения

(9)

 

Оборудование

Испытуемый подшипник скольжения представляет собой стальную обойму 4 с бронзовым вкладышем, устанавливаемый консольно (рис. 9.2). Он вращается в двух шарикоподшипниковых опорах 8 от электродвигателя через ременную передачу 2.

Нагрузка на подшипник осуществляется установкой на обойму 4 груза с фиксированной массой G 1. Измерительное устройство для определения момента трения состоит из двух рычагов 5, на которых укреплены линейка с делениями и противовесы 6, свободно скользящие по рычагам. Масса подвижного противовеса – . Суммарная масса всех деталей составляет:

где G – вес фиксированного груза, задается преподавателем, G = 0,9 кг;

G 1 – вес обоймы подшипника рычагов, G 1= 0,1 кг; G 2– вес подвижного противовеса, G 2 = 0,034кг.

 

Порядок выполнения работы

 

В начале работы подшипник уравновешивается грузами, устанавливается в нейтральное положение.

Для характеристики подшипника и условий работы необходимо занести в отчет данные по материалу цапфы и вкладыша подшипника, номинальные размеры d и l, зазор по диаметру , число оборотов в минуту цапфы n.

 

Рис. 9.2. Стенд для испытания подшипника скольжения

 

Поправочный коэффициент на длину подшипника С подсчитывается по приближенной формуле (4).

Окружная скорость V цапфы равна:

м/с.

Динамическая вязкость в сантипуазах при 50 °С берется по таблице 9.1.

Предварительно определяется момент трения покоя, для чего противовес G 2 одного из рычагов передвигают до момента поворота обоймы. Зафиксированное положение противовеса позволяет определить момент трения покоя.

Затем производится пуск электродвигателя, предварительно следует удерживать от поворота один из рычагов. После установившегося вращения следует уравновесить обойму с помощью противовесов, обеспечив ей неподвижное состояние.

Полученные данные заносят в отчет. Затем подшипнику дают ряд нагрузок G 2 и для каждой нагрузки снимают указанные выше показания «n 1 и n 2».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.008 с.)