Основные геометрические параметры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные геометрические параметры



Цилиндрического зацепления

Техническая характеристика Обозначение Величина
передаточное отношение передачи модуль, мм число зубьев шестерни рабочая ширина зубчатого венца, мм коэффициент торцевого перекрытия коэффициент осевого перекрытия коэффициент смещения: – шестерни; – колеса u m z 1 bw εα εβ x 1 x 2  

15. Измерить и указать на эскизе редуктора габаритные, присоединительные и установочные размеры.

 

 

Вывод к лабораторной работе.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое начальное межосевое расстояние?

2. Что такое модуль зацепления?

3. Как определяется передаточное число и передаточное отношение зубчатой передачи?

4. В каких случаях выполняют передачу со смещением?

5. Рекомендуемый диапазон угла наклона зубьев для косозубого зацепления;

6. Отметить преимущества косозубого зацепления перед прямозубым.

 

Лабораторная работа № 3

 

Зубчатый конический редуктор

 

Цель работы: изучение конструкции типового зубчатого конического редуктора, знакомство с компоновкой узлов и назначением отдельных деталей, приобретение навыков по разборке, сборке и регулировке.

 

Задание: 1) определить основные кинематические и геометрические параметры конического зацепления;

2) вычертить коническое зацепление и проставить на чертеже значения вычисленных геометрических параметров;

3) измерить и указать на эскизе редуктора габаритные, присоединительные и установочные размеры.

 

Теоретическое введение

Коническими называются передачи, у которых ведущее и ведомое зубчатые колёса вращаются на пересекающихся осях под некоторым углом Σ. Наиболее распространены передачи с углом Σ = 90º. Каждое колесо имеет форму усечённого конуса, что отображено на рис. 3.1.

 

 

 

Рис. 3.1. Коническая зубчатая передача

 

Кинематической характеристикой конической зубчатой передачи, как и других видов передач, является передаточное отношение i = n 1/ n 2. Передаточное число определяется как u = z2 / z1, где z2 и z1 – числа зубьев колеса и шестерни соответственно (z1min > 17 cos δ1), которые согласовываются со стандартным рядом по ГОСТ 2185-66.

Конические зубчатые колеса сложнее цилиндрических в изготовлении и монтаже. Для нарезания конических зубчатых колес требуются специальные станки и инструмент. Зубья конических колёс нарезают так же, как и цилиндрических – методом обкатки на специальных станках инструментом с прямобочным профилем (рис. 3.2). Профили зубьев очерчиваются по эвольвенте.

 

 

 

 

Рис. 3.2. Изготовление конических зубчатых колес

 

Геометрические параметры конического колеса монотонно уменьшаются по мере приближения к вершине конуса, поэтому различают внешние, средние и внутренние параметры зацепления. На рис. 3.3 изображен разрез конической шестерни. Параметрам внешних дополнительных конусов присваивают индекс е, внутренних – индекс i, средних – индекс m.

Для обозначения параметров по конусу вершин используют индекс а, по конусу впадин – f, по делительному конусу индекс отсутствует. В обозначении диаметра необходимо включать три индекса, указывающие на дополнительный конус (e, i, m), основной (а, f) и на ведущее (1) или ведомое (2) колесо. Например, dfe1 – диаметр впадин шестерни по внешнему дополнительному конусу. Все поперечные сечения зуба геометрически подобны. Высота зуба и модуль тоже монотонно уменьшаются по мере приближения к вершине корпуса. Различают модули внешний mе, средний mm, внутренний mi, а в произвольном заданном сечении mx. Такими же индексами обозначают высоту зуба h в различных торцевых сечениях колеса.

 

 

 

Рис. 3.3. Коническая шестерня

 

 

На практике за расчетное сечение принято среднее сечение зуба, которому соответствует модуль – mm. Со стандартным рядом согласовывается внешний модуль mе по ГОСТ 9653 – 60.

На рис. 3.4 представлено зацепление пары конических зубчатых колёс и геометрические параметры передачи.

 

 

 

Рис. 3.4. Коническое зубчатое зацепление

 

Основные зависимости для определения геометрических параметров конических прямозубых передач при δ1 + δ2 = 90° в соответствии с ГОСТ 19624-74:

– угол делительного конуса колеса δ2 = arctg u;

– внешний делительный диаметр de = me z;

– внешнее конусное расстояние Re = 0,5 me ;

– среднее конусное расстояние R = Rе – 0,5 b;

– средний окружной модуль m = me R / Re;

– средний делительный диаметр d = m z;

– внешняя высота зуба he = 2,2 me;

– внешняя высота головки зуба hае = me;

– внешняя высота ножки зуба hfe = 1,2 me;

– внешний диаметр вершин зубьев dae = de + 2 hae cos δ.

Для нормальной работы передачи вершины конусов конических зубчатых колёс должны совпадать с точкой пересечения их осей. Если при монтаже это условие нарушено и колёса оказались смещёнными в осевом направлении, в любом из торцевых сечений основные шаги становятся неровными и в зацеплении возникают дополнительные нагрузки. Осевые смещения изменяют также характер продольного контакта: теоретический линейный контакт фактически превращается в точечный и точка контакта лежит во внешнем или внутреннем торцевых сечениях в зависимости от направления осевых смещений, вследствие этого возникает концентрация нагрузки на краях зубьев.

 

Оборудование

 

На рис. 3.5 представлен редуктор с конической прямозубой передачей, выполненной без смещения (х 1 = х 2 = 0), и соответствующая кинематическая схема. Пересечение осей валов затрудняет размещение опор. Шестерню располагают консольно, а колесо несимметрично, что увеличивает неравномерность распределения нагрузки по длине зуба. Поэтому нагрузочная способность конической передачи на 25 % ниже цилиндрической.

 

Рис. 3.5. Конический редуктор

 

В лабораторной работе используется стандартный одноступенчатый конический зубчатый редуктор, эскиз которого представлен на рис. 3.6.

 

Рис. 3.6. Одноступенчатый конический зубчатый редуктор

Корпус редуктора состоит из литых чугунных основания 1 и крышек 2, которые между собой соединены винтами 3 с использованием пружинной шайбы 4. Для центрирования резьбовых отверстий корпуса применяют штифты 5.

Быстроходный вал-шестерня 6 входит в зацепление с зубчатым колесом 7, напрессованным на тихоходный вал 8. Оба вала редуктора имеют опоры – роликовые радиально-упорные подшипники 9 и 10. Подшипники на быстроходном валу установлены в стакане 11. Подшипниковые узлы закрыты накладными крышками 2 и 12.

В верхней части основания 1 имеется смотровой люк 13 для заливки масла и отдушина 14. Отдушина имеет сквозные отверстия для выравнивания давления в работающем редукторе с атмосферным. В редукторах данного типа назначают картерную систему смазки, которая предусматривает наличие масляной ванны в основании 1. Для контроля уровня масла установлена пробка 15. Отработанное масло сливается через сливное отверстие 16. Регулировка конического зацепления осуществляется набором регулировочных прокладок (металлических дисков) 17 и 18, которые устанавливаются под соответствующими крышками 2 и 12.

Для крепления редуктора, например, к раме привода в крышках 2 предусмотрены фундаментные лапы с отверстиями.

Порядок выполнения работы

1. Выполнить неполную разборку заданного редуктора, ознакомиться с его устройством.

2. Вычертить кинематическую схему редуктора.

3. Подсчитать числа зубьев шестерни z 1и колеса z 2и определить передаточное число редуктора:

.

Передаточное число конического зубчатого редуктора u можно получить путем округления значения в ближайшую сторону до ближайшего стандартного с погрешностью не более 2,5 % при 4,5 по ГОСТ 2185-66.

4. Измерить по колесу внешний окружной шаг pе и определить внешний окружной модуль

= pе /π.

Полученное значение модуля округлить в ближайшую сторону до стандартного по ГОСТ 9653-60.

5. Определить углы делительных конусов колеса и шестерни:

δ2 = arctg u; δ1 = 90º – δ2.

6. Измерить ширину зубчатого венца колеса b и определить следующие конусные расстояния:

– внешнее конусное расстояние ;

– среднее конусное расстояние Rm = Re 0,5 b.

7. Вычислить средний окружной модуль, значение которого со стандартным рядом не согласовывают:

.

8. Вычислить следующие характеристики зуба:

– внешняя высота зуба he = 2,2 me;

– внешняя высота головки зуба hаe = me;

– внешняя высота ножки зуба hfe = 1,2 me.

9. Определить диаметры зубчатых колес:

– внешние делительные диаметры шестерни de 1 и колеса de 2:

de = me z;

– средние делительные диаметры шестерни dm 1 и колеса dm 2:

dm = mm z;

– внешние диаметры вершин зубьев шестерни dae 1 и колеса dae 2:

dae = de + 2 hae cosδ.

10. Результаты расчетов оформить в виде следующей таблицы:

 

Таблица 3.1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.024 с.)