Момент рысканья самолета в установившемся полете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Момент рысканья самолета в установившемся полете



Рыскание - угловое вращение или раскачивание судна (самолёта или корабля) вокруг вертикальной оси на небольшой угол, а также небольшие изменения курса вправо или влево, свойственные судну(рис.1). Один из трёх углов (крен, тангаж и рыскание), соответствующих трём углам Эйлера, которые задают наклон летательного средства относительно его центра.

 

 

Составляющая моментов, действующих на самолет, в связанной системе координат относительно оси oy называют моментом рысканья (на риснуке My), который считается положительным, если он стремится развернуть самолет влево.

Величины аэродинамических моментов рассчитываются по формулам, аналогичным формулам для аэродинамических сил:

где my – коэффициент момента рысканья; S – площадь крыла; l – размах крыла.

 

Влияние вращения самолета на боковые моменты

Демпфирующий (тормозящий) момент и момент авторотации (раскручивающий) создаются как подъемными силами сечений крыла, так и силами лобового сопротивления этих сечений. При изменении углов атаки, вызванном вращением самолета, эти силы (подъемные и лобового сопротивления) изменяются не одинаково, В результате возникают моменты крена и рыскания, действующие в сторону вращения самолета. Момент рыскания появляется под действием разности сил лобового сопротивления полукрыльев. Сила лобового сопротивления у опускающегося полукрыла будет больше, чем у поднимающегося, так как у первого срыв потока развивается намного интенсивнее (у поднимающегося полукрыла углы атаки концевых сечений могут оказаться докритическими, т. е. здесь срыва пока не возникает). Возникший момент рыскания вызывает наружное скольжение (на опускающееся полукрыло)—эффективный угол стреловидности у поднимающегося полукрыла уменьшится, у опускающегося — возрастет, и, как следствие, подъемная сила у первого будет увеличиваться, у второго — уменьшаться, что приведет к усилению авторотации.

 

Боковая балансировка самолета и усилия на рычагах управления

Боковая балансировка предполагает наличие массовой, геометрической и аэродинамической симметрии самолета относительно плоскости X0Y. Условия боковой балансировки:

Σ M x = 0; Σ M y = 0.

В случае нарушения массовой симметрии (например, в результате отказа насосов не вырабатывается топливо из топливных баков правого крыла, рис. 7.24) под действием силы Δ G появляется момент кренаM x, самолет начинает крениться на правое крыло. Одновременно с креном появляется момент рысканияM y

Усилия управления

Усилие на командном рычаге управления может быть выражено через шарнирный момент на руле:

Pкр = Кш· mш · Sр · bр · q,

где Кш = рmax/xрmax - коэффициент передачи от командного рычага к рулю,
рmax - максимальный угол отклонения руля в радианах,
xрmax - максимальное перемещение командного рычага,
mш - коэффициент шарнирного момента руля,
Sр - площадь руля,
bр - хорда руля,
q - скоростной напор.

Коэффициент шарнирного момента при малых углах отклонения руля линейно зависит от величины этого угла. Отсюда следует, что в полете усилие на командном рычаге прямо пропорционально углу отклонения руля и величине скоростного напора.

Балансировочные усилия управления действуют в длительном установившемся режиме полета и обеспечивают уравновешивание (балансировку) самолета на этом режиме. Такие усилия лишь утомляют летчика и поэтому от них желательно избавиться.
Снятие балансировочных усилий с командных рычагов обеспечивается установкой на рулях триммеров - небольших поверхностей, шарнирно подвешенных в хвостовой части руля, и имеющих дополнительное, обычно электромеханическое, управление от летчика.

 

57.

 

 

58.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 745; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.87.17.177 (0.023 с.)