Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход из одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни - дхармах.
Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозил экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве. 32)Империя Маурьев в Индии. Объединение Индии при династии Маурьев. Правление Ашоки. Распространение буддизма. 1. Хронология: VI-нач. II 2. Политистория. Заканчивается ведийская прелюдия, начинается резкий рост (эконом, культ и пр. см. ниже). На первый план выходит СВ Индии, СЗ под Персами. Наиболее мощные государства того периода – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти (все на СВ по Гангу и Ямуне). Между ними борьба за гегемонию и к IV в. главной становится Магадха (дин. Нандов). Македонцы до неё не доходят и поворачивают, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны. Нанды прославились в преданиях жестокостью и жадностью, достоверной информации о них нет. В борьбе с ними выдвигается Чандрагупта, выгнавший македонцев и низвергнувший Нандов. Основывает династию Маурьев (317-180 до). Расцвет её при Ашоке (внук Ч, сер III). Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью. Всё очень рыхло. Главные памятники от Ашоки – «эдикты» по всей стране: этические заповеди с сильным буддийским душком. Основная идея: царь – хороший («знаете что, скрипка…») и то, что он говорит тоже хорошо и этому надо следовать, если ты его любишь. Веротерпимость, однако не без попыток вмешаться. Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке, где на тот момент было в основном североиндийское население). Держава шаткая и не единая => может быть очень сильной при первых правителях, но долго не продержится. Так и случилось. К 180 г. распадается, но: роль Индии очень возросла, появилась традиция единства, некая культурная общность и меньший экономический разрыв между областями. Управление: складывается серьёзный административный аппарат (в малых областях, в рамках больших гос-в видели, что происходит). При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники. Опора также на армию (в основе – профессиональная. Большая роль у тяжёлых колесниц, конницы, слонницы).
3. Эк.: После ведийского периода – резкий взлёт, т. к. железо (археологич. не доказано, но иначе быть не может). Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Интенсификация с/х (новые методы рисоводства). «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля. 4. Соц.: Верхушка – местная аристократия. В городах: цехи и купечгильдии (главы их участвуют в самоуправлении), объединённые отдалённым родством (браки только внутри одной соцгруппы). В сёлах: общины, большая значимость рода (родство + общий культ предка). Община постепенно разлагается, появляется кабальное рабство (патриархальное). Касты. 5. Культура: Резкий взлёт. Создаётся общеиндийский контекст. Буддизм (про него). Львы с капители Ашоки - нацсимвол 33)Кушанское царство и империя Гуптов в Индии. Кушанская держава. 1. Гео: ядром Кушанской державы изначально была Бактрия (см. воп. 44). 2. Этн.: правящая верхушка – непонятные кочевники, пришедшие с севера и разгромившие Греко-Бактрийское царство (саки?). Остальное – пёстро: греки, индийцы, «среднеазийцы» и пр. 3. По самой державе фактически ничего не знаем. Главный источник – археология, в т. ч. монеты (по языку надписей можно судить о народах, входящих) и устные предания. Кроме того, импортные письмена о войнах с ней (Китай времён Хань). Ни одной точной даты; в основном, предположения. Куча белых пятен (тётя Ася приехала). 4. Вся история – смещение из Бактрии на юг как в полит, так и в культ плане. Ок. –130 г. крупное Греко-Бактрийское царство уничтожается в результате переселения кочевников с севера. На его территории – множество новых мелких гос-в, полный хаос. Что-то начинает устраиваться в I в. н.э., когда вся Бактрия объединяется под властью Кадфиза I (изначально правителя небольшой территории, происходящего из династии, основанной кочевниками). После объединения идут с походами на юг, захватывают часть Индии + то, что по дороге. Кадфиз II берёт всю СЗ Индию. Таким образом, одна из крупнейших держав древности. II в. – правление Канишки. Покровитель буддизма, центр державы смещается на юг в сторону Индии. Монеты с изображениями Будды, Гефеста и Митры. Буддизм, становясь массовой религией профанируется (махаяна, если не ошибаюсь). В III в. терпит крупное поражение от Сасанидов. В IV возрождается, но уже скромная.
5. Эк. Держава с очень большим по тем временам процентом городского населения. Продуманная градостроительная политика унаследована от Греко-Бактрии. Нет большого разрыва между городом и деревней в плане экономическом и культурном. Живёт на торговле прежде всего: римляне (предметы роскоши), китай. Очень сильная внутренняя торговля. 6. Соц: ничего не ясно. Очевидно, земля в основном общинная, но есть крупные виллы. 7. Культ: смешение всего. Типичный эллинизм + индийские традиции. Всё очень развито (особенно: монументальная архитектура и скульптура). Распространён профанированный буддизм. Помимо – греч. религия, зороастризм. Всё – очень клёво. Держава Гуптов. Социальные отношения ½ I тыс. н. э. 1. Хронология: держава Гуптов – сер. IV- кон. V. Всех снова объединяет Магадха 2. Политистория: Древняя Индия как страна стремится к раздробленности. Крупные державы не держатся долго. Ещё одни пример. Между Маурьями и Гуптами – период зависимости СЗ Индии (греко-бактры, саки, кушаны) и раздробленности. Собственно основатель магадхской династии Гуптов – Самудрагупта (сер. IV). После ряда военных походов он объединил основные территории С Индии. Дошёл до Декана, повоевал там, но, видимо, не присоединил. Расцвет – Чандрагупта II (380-415) [ ЧI – основатель Маурьев ]. Однако после его смерти всё начало гнить и вонять. Общий упадок довершило нашествие гуптов-эфталитов. Если спросит: главная держава Ю Индии – Калинга (I в. до); Центра (Декан) – династия Сатаваханов (расцвет – II в. н. э.). 3. Экономика: расцвет. Хорошее железо. Оживлённая торговля (т. к. найдено много монет) => Специализация областей. Более тесные связи с остальным миром (активная торговля с римом). НО: сильно развита внешняя торговля и торговля между областями. Торговля внутренняя слаба. Ремесло не работает на рынок. 4. Соц.: По трактату о политике «Артхашастра». Сильна территориальная община, однако никакого единства в ней нет: землевладельцы, безземельные, обслуга (всякие прачки и пр.). Та же ситуация в городе. На этой основе формируются локальные «касты», каждая из которых отождествляет себя с одной из 4 больших старых. Землевладельцы – брахманы или кшатрии. Купечество – вайшьи. Большинство – шудры. Дальше – неприкасаемые. Касты эндогамны. Внутри них тоже иерархия. Верхушка – госэлита, крупные землевладельцы (местная аристократия), жречество. Основа: мелкие земледельцы и ремесленники. Земледельцы платят налог –1/6 урожая. Похоже, есть откупная система. Ремесленники в городах в корпорациях. Среди них серьёзная иерархия. Низшие слои – наёмники и рабы. Рабов много, на них чёрная работа. Основной источник – естественный прирост + войны. 34)Культура и религия древней Индии. Культура древней Индии. Ведийский период. Литература. Религиозная. Священные тексты передаются устно, причем разговорный язык меняется, а они – нет => постепенно заучивание без понимания смысла. Отсюда – этимология, фонетика и лингвистика. Тема вед в осн. – жертвоприношения, различные заговоры, в комментариях – попытка рационально объяснить приносимые жертвы. Отсюда – философия.
Эпос. Махабхарата и Рамаяна. Последние редакции поэм – при Гуптах. Добавляется всякая мудрость, абсолютно не имеющая отношения к сюжету (назидания, легенды и др.). Науки. Сложные алтари и жертвоприношения => геометрия и астрономия. Буддийский период. Литература. Религиозная. Школа малой колесницы. Формирование канона в 5-1 вв. д.н.э. В 1 в. на Ланке записан полный канон тхеравады на языке пали – Типитака. Первая корзина – правила поведения монахов и монахинь. Вторая корзина – наиболее интересна: изречения Будды, притчи о его жизни и предыдущих его жизнях. Третья корзина – тексты по буддийской философии и психологии. Школа великой колесницы. Лит-ра сохранилась не полностью, частью на санскрите, частью – в тибетском, китайском и др. переводах. Наука. В 5-4 вв. – гарматика санскрита Панини. Настолько совершенна, что ясно, что санскрит гораздо древнее, чем мы знаем по памятникам. Конец древности – Арьябхатта предположил, что земля вокруг своей оси и Солнца. Из Индии же – арабские цифры, ноль и позиционная система записи чисел. Философия. Несколько школ. Направлена не на поиск обобщений естесств. наук, а на интерпритацию Св. Текстов. Психология. На границе религии и медицины. Прочее. Придворный театр. Калидаса лабал при дворе Чандрагупты II драмы на темы из Махабхараты («Шакунтала»). Басни. «Панчатантра» - сборник их. Композиция – в основу Декамерона, Тысячи и одной ночи и др. Очень попсово в Средние века. Поэзия, панегирики, сборники афоризмов. «Артхашастру» - древнеиндийский макиавеллизм. Трактат по политике в стихах. Архитектура и искусство. Наиболее х-терный памятник – ступа. Самые большие (на Ланке) могут сравниться по размерам с пирамидами. Пещерные монастыри в Зап. Индии. Связь с буддизмом. Внутренняя отделка – под деревянное здание. Огромный буддийский монастырь и ступа (2-1 вв. д.н.э.) в г. Санчи. Колонны с надписями Ашоки. Заимствования у греков и персов. В послемаурийскую эпоху – самостоятельные школы скульптуры: Гандхара (СЗ Индии) – первые века новой эры => сильное римского и эллинистического иск-ва; Матхура (центр С. Индии) – большая связь с индийской культурой, завязка на школу великой колесницы => пантеоны Бодхисаттв.
Живопись. Росписи пещерных храмов и монастырей в Аджанте (Зап. Индия) – сцены из преданий. Подобное есть и на Шри-Ланке. Религии древней Индии. 1. Общие слова. Помнить, что общие индоевропейские корни => параллели и в славянской языческой религии (Параджанья-Перун). Связь с социальными измемнениями (буддизм – с соц. переломом сер. 1 тыс.). 2. Ведийская. a. Концепция. Это религиозные верования ариев. Природные мотивы. Нет иерархии богов, но есть «любимчики»: Индра (бог бури). Живут на небесах (отсюда название – дэвы). Облик антропоморфен, но неясен. Боги в основном мужики. Жертвоприношения: бога приглашают сесть у костра на подстилкуц из священной травы, в огонь – масло, зерна и др., которые с дымом – на небеса, боги наелись => спускают еду людям в виде урожая. Круговорот материи, ты мне - я тебя. Есть жрецы – замкнутая группа, присоединение к ней – только по рождению. Позднее составили варну брахманов, превосходившую варны кшатриев, вайшьей и шудр. Жрецам платили за отправление культа, тем и жили, но могли зарабатывать и по другому. Центров культа нет, но бля особо важных церемоний сооружается специальные алтарь очень сложной конструкции. Церемонии долгие – от неск. дней до года. Жертвоприношения дороги => позволить их себе может только знать, а знать здесь – это власть, т.к. спекулянтов нет. Первоначально такой правитель действовал от имени всей общины. Постепенно складывается представление о стадиях жизни, которые рекомендовалось проходить всем «дваждырожденным», особенно брахманам: а. ученичество в юности б. мирская жизнь домохозяина в зрелом возрасте в. аскетизм и самоистязание с наступлением старости Поведение согласно этим канонам способствовало накоплению кармы. В зависимости от ее количества человек в следующей жизни рождался либо на варну выше, либо ниже. Причем родиться можно было как божеством, так и сявкой. Т.о., это религиозное отражение земного строя. Религия эта ориентирована на общину. b. Священная литература. Ригведы (1000 гимнов). c. Язык. Санскрит – священный язык. 3. Буддизм. Появляется в сер. 1 тыс. Первая мировая религия. Связь с социальным переворотом сер. 1 тыс. (частная собственность, города, индивидуализация). Три драгоценности буддизма: Будда, его учение (дхарма) и община его последователей (сангха). Будда. Основатель – царевич Сиддхартха. Мысль о страдании живых существ заставила его скитаться по Магадхе, а однажды под деревом смоковницы на него снизошло просветление и он стал просветленным, т.е. Буддой. Первая проповедь – в Оленьем парке близ г. Варанаси. Дхарма: жизнь – страдание, постоянная цепь перерождений. Страдания – из-за постоянных страстей и желаний (пить, есть, писать, спать, переродиться в высшей варне и т.д.). Конечная цель буддиста – возыметь полный контроль над своими духом и поведением и впасть в нирвану (угасание). Нирвана позволяет человеку разорвать цепь перерождений. Идея непричинения вреда ничему живому. Нет и не может быть ни единого бога-творца (зачем, если любой может переродиться в виде любого божества, если накопит достаточно кармы?), ни жрецов-посредников (внешняя обрядность бесполезна, а жертвоприношения – даже греховны). Не имеет значения социальное положение буддиста – шансы есть у любого, причем у нищих даже больше, т.к. им легче отказаться от всего мирского, чем богачам. Буддизм ориентирован прежде всего неа личность. Сначала поклонение не изображению Будды, а его символам, которые восходят к земледельческому культу первых поселенцев (колесо, смоковница, ступа (холм с зонтом и реликвией)). Затем при популяризации – и изображение Будды. Язык проповедей – не санскрит, а обычный, разговорный. Все это – причина популярности буддизма (в отличие от ведийского культа, который только для «дваждырожденных») Связь с возникновением городов (частная собств., обособление личности, конец замкнутости сословий).
Чем дальше, тем большая популяризация и приближение к мировой религии. Например: представление о Бодхисаттве (жертвует своей нирваной и помогает спасаться всем), обвинение монахов в эгоизме, нарастающие эсхатологические мотивы. В результате – две школы: а. малой колесницы (узкого пути, тхеравады) – оригинальный буддизм, только для монахов, распр на юге и на Ланке. б. великой колесницы (широкого пути) – попсовый буддизм для всех, кто может отвалить $, распр. на севере Индии; поглощен индуизмом. Сангха состоит из бхикшу – скинхедов в оранжевых сари и с горшком для милостыни в руках. Структурирована по принципу общины – тоже совет и общее голосование. С восьми лет – послушник, с двадцати – монах. Учили заповедия, периодически – публично каялись и принимали наказания. Постоянные тренировки психики и медитация для достижения нирваны (сперва считалось, что ее могут достигнуть лишь монахи, затем – любой мирянин, отваливший достаточно $ и исполняющий заповеди). Монахи могли также врачевать, учить и ваще быть настоящими мужиками. Запрет личной собственности, но нет запрета на общинную (ср. ордена средневековья). Материальные вливания в монастырь – душеспасительное занятие (полная аналогия с Европой!). Монастыри иногда имели в подчинении деревню, на подати с которой жили. Иногда активно участвовали в политике. 4. Индуизм. Опять корни – в древнем культе богини-матери, земледельческих культах солнца, дерева, обезьяны, слона. В то же время – идея единого бога-творца. Не взаимовыгодное существование (ты мне – я тебя), а безусловное подчинение и поклонение. Кому – неясно, но при этом – никаких антагонизмов (!): a. Вишну может являться в образе животного (хряка, рыбы, черепахи), темнокожего царя и пастуха и Кришны, Будды, героя попсового сериала для пенсионеров «Рамаяна» Рамы. Как видно, в индуизме ассимилированы многие религии и культы – уникальный случай. b. Шива изображается в виде аскета с черепами или танцора, часто с ритуальным быком. Священные тексты – веды и пураны (эпические поэмы о древности) – доступны для всех. Храмовое богослужение. Сначала кровавые жертвоприношения, затем – ритуалы почитания (танцы до упаду, музон, дурь, возлияния, красивые одежды). Изображения божеств есть. Программное произведение – «Бхагавад-гите» (песнь господа) – часть Махабхараты. В ней – положения, очень напоминающие софистику (у каждой семьи, общины, местности – своя истина), а потому – произвол и терпимость вовне, но строжайшая дисциплина внутри той общности, которая исповедует данную истину. В отличие от раннего буддизма – большое значение соблюдения обрядовых правил. Строгая изоляция каст, самое страшное наказание – изгнание. Убийство животных, особенно буренок, - западло. Детские браки. Для вдовы нефигово сжечь себя на погребальном костре мужа. 35)Возникновение цивилизации в Китае.Шан-Инь. Древнейшим периодом китайской истории, который в настоящее время можно изучать на основании документов и археологических материалов, является период существования государства Шан-Инь. По традиционной китайской хронологии, эта эпоха обычно относится к XVIII—XII вв. до н. э. Историческая традиция древнего Китая передаёт сказание о том, что около 1400 г. до н. э. вождь Пань Гэн привёл своё племя в Аньян и построил на реке Хуанхэ «большой город Шан», давший своё название как всему государству, так и династии царей. Чжоусские племена, жившие в бассейне реки Вэй, завоевавшие государство Шан в XII в. до н. э. и разгромившие последнюю столицу царства Шан в 1124г. дон. э., дали этому государству особое название — «Инь». Легенда рассказывает о том, что вождь Пань Гэн не был грозным завоевателем, а что он мирно правил подвластными ему племенами. До последнего времени эпоху Шан-Инь можно было изучать лишь на основании более поздних преданий. Теперь же наука имеет в своём распоряжении большое количество памятников материальной культуры, произведений искусства и около 100 тыс. гадательных надписей на щитах черепахи и костях, которые были найдены в результате многочисленных крупных археологических работ, начатых в 1928 г. и широко развёрнутых в 1934 — 1937 гг. Особенно большое научное значение имели раскопки развалин древнего города, обнаруженного близ деревни Сяотунь в округе Аньян в северной части провинции Хэнань. Здесь было найдено множество памятников периода Шан-Инь, в частности остатки царского дворца, храма и многих домов, расположенных правильными кварталами. Далее были раскопаны 300 гробниц и среди них 4 громадные и роскошные царские усыпальницы. Гробницы дают яркое представление о классовом расслоении, уже существовавшем в то время. Наряду с богатыми погребениями аристократов были обнаружены значительно более скромные могилы простых «чиновников» и, наконец, погребения бедняков. Во время этих раскопок было обнаружено много ритуальных бронзовых предметов, в частности сосудов, а также мраморные скульптуры и большое количество гадательных надписей. Особенный интерес представила богатейшая царская сокровищница, в которой было обнаружено до 6 тыс. ценных предметов из золота, бронзы, нефрита, черепахи и перламутра. Были обнаружены также развалины ремесленных мастерских. Открылась новая эпоха в изучении истории древнего Китая. Изучение этих памятников поставило перед исторической наукой целый ряд новых проблем, в частности вопрос о происхождении китайской культуры. Многие европейские и даже китайские историки сперва считали население Иньского периода племенем завоевателей, которые пришли с запада и поселились по среднему и нижнему течению реки Хуанхэ. Однако это неправильно. Материальная культура эпохи неолита теснейшим образом связана нитями преемственности с материальной культурой эпохи Инь. Своеобразная форма трёхногих сосудов (ли), земляные стены городищ, домашние животные (лошадь и бык), белая керамика из каолина, наконец, гадательные кости, типичные для эпохи неолита, продолжали существовать в течение эпохи Шан-Инь. Антропологические данные также позволяют установить тесное родство между населением эпохи неолита и людьми эпохи Шан. Теория переселения китайских племён с запада не находит своего подтверждения даже в полулегендарной исторической традиции. Так, в древнекитайской литературе и тем более в надписях не сохранилось каких-либо указаний на переселение китайцев с запада. Единственная легенда о переселении Жёлтого императора является произведением довольно позднего мифотворчества, к тому же облечённым в религиозно-философскую форму. Таким образом, имеются все основания полагать, что население древнего Китая, создавшее культуру времени Шан-Инь, является исконным местным населением, жившим здесь со времён глубокой древности и преемственно сохранившим культурные достижения неолитической эпохи на территории Северного Китая. Памятники материальной культуры, произведения искусства, древнейшие надписи, в частности надписи на гадательньтх костях: и на бронзовых сосудах, наиболее древние части произведений классической литературы древнего Китая позволяют нам, хотя и в самых общих чертах, описать хозяйственный, общественный и государственный строй эпохи Шан-Инь.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.038 с.) |