Культура и религия народов Сирии и Финикии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура и религия народов Сирии и Финикии.



Главное культурное достижение - финикийское письмо. Первое письмо – протобиблское (слоговое линейное). Там около 100 знаков. Чуть усложнили – и вот уже слогове письмо в 30 знаков (Угарит, XIV век). Именно финикийское (хотя долго считалось семитским). Для умников: по сути квазиалфавитное (потому что многие звуки и фонемы просто отсутствуют). В целом культура сильно опирается на Месопотамскую. Очень большие дворцы, украшены в шумерском духе. В Финикии особое внимание – фортификации. Крепости. Финикийцы хороши в резке по кости, очень хорошие портреты и графика. «Золота чаша с охотничьей сценой» из Угарита (очень круто передано движение). Хорошие географы и математики. Так популярны, что даже Фалеса считают выходцем из Финикии. Их пантеон со временем развился. У каждого города – покровитель. Адонис («сады Адониса»), Баал, Мелек (Молох), Мелькарт и Астарта. «Библейское время». Большинство ветхозаветных книг – тогда. Исайия, Иезекииль, Иеремия. Неясно, что за «культура Сирии» (в городах Алалахе, Эбе)

24)Возникновение Персидской Державы Ахеменидов:деятельность Кира и Камбиза.

Возникновение Персидской державы:

1. Персы фигурируют в источниках с IX в. Всё время под кем-то. Сначала ассирийцы, потом мидийцы. Ахемениды – несменяемые правители с древнейших времён. Кир II Великий. Самое важное: 553 – восстание против Мидии (царь - Астиаг). 550 – её разгром и захват столицы (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия. После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабится и получить удовольствие. Потом Средняя Азия. Следующая очевидная мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами (см. «раннее железо», археология) в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525)(см. Саисское возрождение, Египет позднего царства). Пытался пройти дальше, но не случилось. Вся значимая Азия покорена.

2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).

3. Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года. Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устройства Персидской державы, провести централизацию всей державы. Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. Убит после 7 месяцев правления. В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет. Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.

Племена, говорившие на индоевропейских языках, появились на территории Ирана на рубеже II - I тыс.до н.э. На севере Ирана поселились мидяне, на юге - персы. В борьбе с соседними государствами Ассирией и Урарту, вторжениями кочевых племен киммерийцев и скифов произошла консолидация мидийских племен и уже в VII в.до н.э. сложилось государство Мидия.

Персы долгое время находились в зависимости сначала от Ассирии, а потом от Мидии. Но в середине VI в.до н.э. царь персов Кир II не только добился независимости от Мидии, но и покорил ее. Затем он завоевал Мидию в Малой Азии и Вавилонию. Кир II погиб во время похода в Среднюю Азию, но к концу его жизни Персия превратилась в крупнейшую державу.

Сын Кира - Камбиз завоевал Египет, но умер при возвращении из похода. Последовал период смут и борьбы за власть, победителем из которой вышел Дарий, подавивший восстания в различных областях Персидского царства.

Завоевания Кира и Камбиза

 

Греко-персидские войны сыграли важную роль в жизни всех стран Средиземноморского бассейна. Правильное понимание хода событий и оценка греко-персидских войн невозможны без некоторого ознакомления с историей Персии, выступившей в этой войне противником греков.

В середине VI в. до н. э., при Ахеменидах, Персидская держава достигла значительного могущества. В царство Кира (559-529 гг. до н. э.) входили Персия, Элам, Парфия, Гиркания, Мидия и значительная часть Месопотамии. Кроме того, Кир стремился объединить под своей властью все те земли, которые входили в состав Мидийской и Ассирийской монархий. Успехи Персии начали вызывать беспокойство в соседних странах, и прежде всего в сильном государстве северо-западной части Малой Азии — Лидии, которая в правление Креза (90-е — середина 40-х гг. VI в. до н. э.) достигла большого могущества.

Крезу удалось осуществить, между прочим, то, к чему безуспешно стремились его предшественники, — покорить города малоазийских греков. Ионийские города, располагавшие многочисленным флотом и ведшие широкую торговлю с Причерноморьем и европейской Грецией, являлись для Лидии заманчивой добычей. Будучи уверенным в своих силах, Крез решил выступить против Кира, обеспечив себе союзников в лице вавилонского и египетского царей. Начавшаяся война закончилась полным разгромом Лидии, и сам Крез попал в плен.

Завершив в 546 г. до н. э. покорение Лидии, Кир двинул свои войска против ионийских городов, желая таким образом обеспечить Персии выход к Эгейскому морю. Сопротивление греков оказалось безуспешным: действуя разрозненно, ионийские города не могли противостоять натиску врага, и персидские полководцы брали один город за другим. Напрасно обращались ионяне за помощью в Спарту — Спарта отказалась от рискованного вмешательства в малоазийские дела.

Охваченные ужасом жители Фокеи, второго после Милета по своему значению греческого города Малой Азии, погрузились на корабли и переселились отчасти в Италию, отчасти на остров Корсику. Остальные вынуждены были подчиниться Персии. Вся малоазийская Греция вошла в состав Персидской монархии. Только острова на короткое время сохранили независимость.

Увеличивая свои владения на западе, Кир с не меньшей энергией действовал и на востоке: Вавилонское царство пало, Средняя Азия была покорена, и границы Персии достигли Инда. Финикия без борьбы признала власть персидского царя. После смерти Кира его сын Камбиз (529-523 гг. до н. э.), продолжая дело отца, завоевал Египет. Теперь, когда персидские владения огромной дугой охватывали восточную часть бассейна Средиземного моря, создание сильного морского флота стало делом первой необходимости.

Камбиз принял энергичные меры к усилению финикийского флота; финикийцы — опытные моряки — образовали основное ядро морского флота Персии. Вскоре персидский флот, пополненный кипрскими кораблями, превратился в грозную силу.

Преемник Камбиза Дарий I, сын Гистаспа (522-486 гг. до н. э.), подавив восстания, вспыхнувшие в разных концах государства, стал правителем огромной территории.

25)Государственная деятельность Дария I.

Реформы Дария:

1) Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами, судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д.

2) Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

3) Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

4) Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

5) Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

6) Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.

«Восстание магов» и приход к власти Дария I. Реформы Дария I.

Сын Кира - Камбиз завоевал Египет, но умер при возвращении из похода. Последовал период смут и борьбы за власть, победителем из которой вышел Дарий, подавивший восстания в различных областях Персидского царства.

Дарий I провел реформы, направленные на укрепление центральной власти. Персидское царство населяли многочисленные народы, говорившие на разных языках, с различной культурой, религией, уровнем экономического и социального развития. Необходимо было создать эффективную структуру административного управления разноплеменным населением державы, обеспечив господствующее положение персов.

Дарий разделил страну на провинции - сатрапии и военные округа, отделив гражданскую власть от военной, представители которых должны были контролировать друг друга. Все высшие должности в управлении занимали персы. Каждая сатрапия платили подати в казну в соответствии со своими экономическими возможностями. Самые большие подати выплачивал Египет.

Особое внимание было уделено армии, основой которой были персы и родственные им мидяне, но к военной службе привлекались и представители других народов, населявших державу. Армия состояла из пехотинцев - лучников и всадников. -За свою службу воины получали земельные наделы. Особое положение занимала царская гвардия – корпус "бессмертных", состоящий из 10 тысяч лучших персидских воинов.

Персы постарались использовать военный опыт ассирийцев и других народов Древнего Востока. Действительно, персидская армия и созданный Дарием I флот обеспечивал господство персов над покоренными народами и безопасность границ персидской державы. Но когда Дарий I попытался в начале Y в.до н.э. завоевать Грецию, персидская армия не смогла одержать победу над военными силами греческих городов - государств, состоявших из свободных граждан.

В Персидской державе был достигнут высокий уровень экономического и культурного развития в то время, пока там сохранялась политическая стабильность. Но этот период оказался недолгим. На рубеже V - IV вв.до н.э. вновь вспыхнула борьба среди претендентов на власть, начались восстания, стали отпадать окраинные области Персидской державы, когда в 334 г.до н.э. Александр Македонский со своей армией вторгся в пределы Персидского царства, его царь не смог организовать сопротивления грекам и потерпел поражение. На месте Персидского царства возникла держава Александра Македонского.

26)Бехистунская надпись.

Бехистунская надпись — трехъязычный (древнеперсидский, эламский и вавилонский) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране, высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523—521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников вообще. Прочтен (в основном) в 30—40-х гг. XIX века английским ученым Г. К. Роулинсоном, что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока.

Внешний вид

Надпись высечена на территории древней Мидии на высоте 105 метров от дороги, соединявшей Вавилон и Экбатаны[1]. Размеры надписи составляют около 7 метров в высоту и 22 метров в ширину. Барельеф изображает Дария под покровительством бога Ахурамазды, встречающего своих побежденных врагов. Скала ниже надписей была обрублена вертикально и сделана в целях сохранности почти недоступной.

Текст состоит из 4 столбцов, написанных на трёх языках (древнеперсидском, эламском и вавилонском) и датируемых 521—520 гг. до н. э., и 5 столбца, написанного только на древнеперсидском языке и являющегося позднейшим добавлением. К «Бехистунской» надписи относятся первое (по датировке сохранившегося оригинала) упоминание Ахура Мазды (древнеперс. Аурамазда) и самое раннее из известных изображений этого бога. Сведения о перевороте «мага Гауматы» и о свержении Гауматы Дарием I, содержащиеся в надписи, существенно дополняют рассказ Геродота об этих же событиях.

Над текстами помещен рельеф: бог Ахура-Мазда, протягивая левую руку к Дарию, символически вручает ему царскую власть, а поднятой правой рукой благословляет царя. Дарий изображен в натуральную величину в царской короне. Правая рука его в молитвенном жесте простерта к Ахура-Мазде, левой он опирается на лук. Левой ногой Дарий попирает поверженного мага Гаумату, захватившего престол ещё при жизни Камбиса. За Гауматой изображены ещё восемь мятежников, поднявших восстание при восшествии Дария на трон, и непокорный вождь сакского племени тиграхауда. Руки пленников связаны за спиной, они скованы одной длинной цепью. За спиной Дария — двое его воинов, копьеносец Гобрий и лучник Аспатин. По сторонам рельефа тянутся колонки текста.

Увидеть надписи и рельефы сегодня можно только издали — рассмотреть их с близкого расстояния невозможно. Около 2300 лет назад древние скульпторы, закончив работу, спустились вниз и разрушили за собой каменные ступени, чтобы исключить всякую возможность вновь подняться к памятнику. Может быть, именно поэтому Бехистунская надпись сохранилась до наших дней относительно хорошо: ничья рука не коснулась её. Это же обстоятельство имело и другой оборот: через сравнительно короткое время люди забыли, что, собственно говоря, здесь изображено. Уже древнегреческий врач и географ Ктесий, на рубеже V и IV вв. до н. э. живший при персидском дворе, называл Бехистунский рельеф памятником вавилонской царице Семирамиде [1].

Содержание надписи

В Бехистунской надписи рассказывается о походе Камбиса в Египет и последовавших затем событиях. Согласно надписи, Камбис перед тем, как отправиться против египтян, велел тайно убить своего брата Бардию. Затем некий маг (жрец) Гаумата стал выдавать себя за Бардию и захватил престол. Камбис, двинувшийся в Персию, умер при загадочных обстоятельствах, а власть Гауматы была признана во всех странах огромной персидской державы. Но через семь месяцев, 29 сентября 522 г. до н. э., знатные персидские мужи тайно проникли во дворец, где находился Гаумата, и убили его. Один из заговорщиков, дальний родственник Камбиса, 28-летний Дарий, стал царем.

Об этих событиях рассказывают Геродот и другие древнегреческие историки, но их рассказы значительно отличаются от официальной версии, изложенной в Бехистунской надписи.

Некоторые современные историки считают, что в действительности Дарий убил Бардию, объявив его магом Гауматой, чтобы самому стать царем. Однако вряд ли мы когда-нибудь сможем в точности выяснить этот вопрос. Во всяком случае, народы персидской державы были убеждены, что над ними царствует Бардия, сын Кира.

Копии надписи

Текст надписи представлен на трех главных языках государства: древнеперсидском, то есть родном языке Дария, аккадском — языке вавилонян и ассирийцев, а также на эламском, на котором говорили эламиты, один из древнейших культурных народов, населявших юго-западные районы Ирана. Надпись была переведена и на многие другие языки, текст её разослан во все области государства. Один из таких экземпляров сохранился на папирусе из Египта. Он составлен на арамейском языке — официальном канцелярском языке всей персидской державы. В развалинах Вавилона была также обнаружена большая каменная глыба с высеченным на ней аккадским текстом Бехистунской надписи.

Дарий, который развернул большую пропагандистскую деятельность на главных языках Персидской империи, по всей вероятности, велел перевести Бехистунскую надпись и на греческий язык, а также распространить её среди греческого населения малоазийских городов. Сохранившиеся до нашего времени в Элефантине, в Египте на границе с Нубией, и в Вавилоне арамейский и аккадский варианты этой надписи и прямое указание § 70 надписи о том, что Дарий велел распространить свою версию о событиях 523—521 гг. по всем странам Персидской империи, не оставляют сомнений, что Бехистунская надпись была переведена на многие языки и распространена по всему государству. Библейские источники также подтверждают, что Ахемениды писали «в каждую область письменами ее» и «к каждому народу на его языке»[2].

27)Социально-политическое развитие Ахеменидской державы в V-IV вв. до н.э.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.029 с.)