Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Донаучный эмпирический этап психодиагностики
Предмет психодиагностики — психические особенности процессов, функций и состояния лиц с нарушениями речи. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуальный стиль поведения, когнитивный стиль оцениваются с целью обеспечения выбора оптимальных средств коррекции и обучения школьников с речевыми нарушениями. Психологическая диагностика решает следующие задачи: 1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта; 2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения; 3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза; 4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности; 5) выбор методов психокоррекции и психотерапии; 6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции. Психодиагностика является своеобразным соединительным звеном между общепсихологическими, логопедическими исследованиями и практикой. Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки: - общей психологией как определяющейбазовые знания о закономерностях психологических явлений; - возрастной психологией, позволяющей оперировать знаниями о возрастных закономерностях развития; -дифференциальной психологией, способствующей учету индивидуальных особенностей испытуемого, в том числе правильности постановки диагноза в сходных по симптоматике случаях; - медицинской психологией, разрешающей учитывать психосоматические отношения, возникающие при различных аномалиях развития; - патопсихологией, дающей возможность отграничить и диагностировать сходные по появлениям случаи психических и речевых нарушений; - нейропсихологической диагностикой, позволяющей определять состояние высших психических функций в случае локальных поражений головного мозга. Современная психодиагностика опирается на методы математической статистики, достигая наиболее точных измерений и прогноза поведения испытуемого на основе этих измерений, в том числе в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы.
Заказчиком психодиагностического исследования могут выступать: 1) сами лица с нарушениями речи. Обычно не ранее школьного возраста, так как сильная мотивация к преодолению своей речевой проблемы обеспечивает хорошую динамику в коррекционном процессе; 2) другие специалисты, в том числе педагоги общеобразовательной школы. Знания о некоторых особенностях поведения своих подопечных поможет им найти индивидуальные приемы в процессе обучения и коррекции; 3) родители ребенка, которым необходимы знания о проявлениях того или иного речевого дефекта и прогноз дальнейшего развития. При этом необходимо обеспечить психологически корректное формулирование задач исследования. Характеризуя донаучный этап становления психодиагностики, есть все основания сказать, что с незапамятных времен люди использовали различные приемы для оценки психологических качеств себе подобных. Умение разбираться в людях ценилось всеми народами с древнейших времен, а богатый жизненный опыт, связанный с этим умением, хранился в виде многочисленных бытовых историй, пословиц и поговорок. На протяжении всей истории человечества приходилось проводить отбор людей для осуществления тех или иных видов деятельности, для чего им предлагали испытания различных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в середине III тысячелетия до в. э. в Древнем Вавилоне выпускников школы писцов подвергали испытаниям, успешное преодоление которых позволяло занять им ответственные государственные должности. В испытание входила проверка знаний четырех арифметических действий, умения измерять поля, делить имущество, владение искусством пения, игры на музыкальных инструментах, а также умение разбираться в тканях, металлах и растениях (Дандамаев М.А., 1983). Чтобы стать жрецом в Древнем Египте, претендент должен был пройти сложную систему испытаний. Во время предварительного собеседования он рассказывал историю своей жизни и демонстрировал свои знания; при этом оценивалась его внешность И умение вести беседу. Затем он подвергался испытаниям на умение трудиться, слушать и молчать, выдерживать огонь, воду, Преодолевать страх в мрачных подземельях, в полном одиночестве. Под угрозой смерти он должен был решить, готов ли он выдержать длительный и трудный путь учения или лучше отказаться от него.
Знаменитый Пифагор, пройдя все испытания и получив соответствующие знания, затем основал в Греции школу, где практиковал сходный способ приема учеников. Он отдавал предпочтение испытанию интеллектуальных способностей с помощью решения математических задач. Если желающий учиться не справился с задачей, его подвергали повторному испытанию, которое заключалось в том, что ученики подвергали его жестокому осмеянию, грубо оскорбляли его достоинство. Если ему удава-ось достойно проявить себя в этой ситуации, находчиво отвечать — его принимали в школу. Умение смеяться Пифагор считал очень важным качеством человека. Современные исследования подтверждают связь между состоянием интеллекта и способностью к юмору. Не только вступление в пифагорейскую школу) требовало испытаний, но и само обучение напоминало такое испытание. Его ученики должны были молчать первые пять лет с елью научиться сосредоточению, пять лет только слушать учителя, не видя его, и только последние пять лет говорить с учителем лицом к лицу. Похоже З.Фрейд тоже прошел школу Пифагора, так как использовал прием разговора с пациентом, стоя у него за спиной. Однако можно ли считать научно обоснованными методы подобных «проверок»? Очевидно,нет. Современные психологические методы диагностики (распознавания) возникли в результате достаточно длительного и кропотливого пути становления психологии как науки.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.006 с.) |