Донаучный эмпирический этап психодиагностики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донаучный эмпирический этап психодиагностики



Предмет психодиагностики — психические особенности процессов, функций и состояния лиц с нарушениями речи. Особенности внимания, памяти, мышления, работоспособности, темперамента, характера, индивидуальный стиль поведения, когнитивный стиль оцениваются с целью обеспечения выбора оптимальных средств коррекции и обучения школьников с речевыми нарушениями. Психологическая диагностика решает следующие задачи:

1) определение соотношения первичного и вторичного в структуре дефекта;

2) выявление вторичной психической симптоматики, характерной для того или иного речевого нарушения;

3) определение общих и специфических закономерностей психического развития при речевых нарушениях различного генеза;

4) изучение влияния речевого нарушения на формирование личности;

5) выбор методов психокоррекции и психотерапии;

6) определение критериев эффективности и оценки воздействия психотерапии и коррекции.

Психодиагностика является своеобразным соединительным звеном между общепсихологическими, логопедическими исследованиями и практикой.

Теоретические основы психодиагностики задаются соответствующими областями психологической науки:

- общей психологией как определяющейбазовые знания о закономерностях психологических явлений;

- возрастной психологией, позволяющей оперировать знаниями о возрастных закономерностях развития;

-дифференциальной психологией, способствующей учету индивидуальных особенностей испытуемого, в том числе правильности постановки диагноза в сходных по симптоматике случаях;

- медицинской психологией, разрешающей учитывать психосоматические отношения, возникающие при различных аномалиях развития;

- патопсихологией, дающей возможность отграничить и диагностировать сходные по появлениям случаи психических и речевых нарушений;

- нейропсихологической диагностикой, позволяющей определять состояние высших психических функций в случае локальных поражений головного мозга.

Современная психодиагностика опирается на методы математической статистики, достигая наиболее точных измерений и прогноза поведения испытуемого на основе этих измерений, в том числе в процессе психокоррекционной и психотерапевтической работы.

Заказчиком психодиагностического исследования могут выступать:

1) сами лица с нарушениями речи. Обычно не ранее школьного возраста, так как сильная мотивация к преодолению своей речевой проблемы обеспечивает хорошую динамику в коррекционном процессе;

2) другие специалисты, в том числе педагоги общеобразовательной школы. Знания о некоторых особенностях поведения своих подопечных поможет им найти индивидуальные приемы в процессе обучения и коррекции;

3) родители ребенка, которым необходимы знания о проявлениях того или иного речевого дефекта и прогноз дальнейшего развития.

При этом необходимо обеспечить психологически корректное формулирование задач исследования.

Характеризуя донаучный этап становления психодиагностики, есть все основания сказать, что с незапамятных времен люди использовали различные приемы для оценки психологических качеств себе подобных. Умение разбираться в людях ценилось всеми народами с древнейших времен, а богатый жизненный опыт, связанный с этим умением, хранился в виде многочисленных бытовых историй, пословиц и поговорок.

На протяжении всей истории человечества приходилось проводить отбор людей для осуществления тех или иных видов деятельности, для чего им предлагали испытания различных способностей, знаний, умений и навыков. Уже в середине III тысячелетия до в. э. в Древнем Вавилоне выпускников школы писцов подвергали испытаниям, успешное преодоление которых позволяло занять им ответственные государственные должности. В испытание входила проверка знаний четырех арифметических действий, умения измерять поля, делить имущество, владение искусством пения, игры на музыкальных инструментах, а также умение разбираться в тканях, металлах и растениях (Дандамаев М.А., 1983).

Чтобы стать жрецом в Древнем Египте, претендент должен был пройти сложную систему испытаний. Во время предварительного собеседования он рассказывал историю своей жизни и демонстрировал свои знания; при этом оценивалась его внешность И умение вести беседу. Затем он подвергался испытаниям на умение трудиться, слушать и молчать, выдерживать огонь, воду, Преодолевать страх в мрачных подземельях, в полном одиночестве. Под угрозой смерти он должен был решить, готов ли он выдержать длительный и трудный путь учения или лучше отказаться от него.

Знаменитый Пифагор, пройдя все испытания и получив соответствующие знания, затем основал в Греции школу, где практиковал сходный способ приема учеников. Он отдавал предпочтение испытанию интеллектуальных способностей с помощью решения математических задач. Если желающий учиться не справился с задачей, его подвергали повторному испытанию, которое заключалось в том, что ученики подвергали его жестокому осмеянию, грубо оскорбляли его достоинство. Если ему удава-ось достойно проявить себя в этой ситуации, находчиво отвечать — его принимали в школу. Умение смеяться Пифагор считал очень важным качеством человека. Современные исследования подтверждают связь между состоянием интеллекта и способностью к юмору. Не только вступление в пифагорейскую школу) требовало испытаний, но и само обучение напоминало такое испытание. Его ученики должны были молчать первые пять лет с елью научиться сосредоточению, пять лет только слушать учителя, не видя его, и только последние пять лет говорить с учителем лицом к лицу. Похоже З.Фрейд тоже прошел школу Пифагора, так как использовал прием разговора с пациентом, стоя у него за спиной.

Однако можно ли считать научно обоснованными методы подобных «проверок»? Очевидно,нет. Современные психологические методы диагностики (распознавания) возникли в результате достаточно длительного и кропотливого пути становления психологии как науки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.55.214.236 (0.006 с.)